Выступление на педсовете по теме: Организация проектной деятельности учащихся для развития УУД.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин (Асмолов, 2008). Основой достижения развивающих целей образования является активность обучающихся. В данном случае знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В настоящее время в современном образовании отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в процессе обучения приводит к изменению взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность вопросу формирования универсальных учебных действий (УУД) при освоении учащимися любых школьных предметов.
Выделено несколько видов УУД:
• познавательные УУД;
• личностные УУД;
• коммуникативные УУД;
• регулятивные УУД.
Для формирования УУД на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале – продукте проекта.
Как проектная деятельность предполагает развитие УУД?
Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Проектная деятельность предполагает дискуссии между учениками, направленные на решение конкретной проблемы или создание определенного продукта. Это и совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Учитель – из простого транслятора знаний становится организатором совместной работы, переходя к реальному сотрудничеству. Школьник - активный субъект деятельности. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель. Таким образом у учащихся развиваются коммуникативные УУД. Проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структуировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки работы со справочниками, слушание речи, наблюдение, избирательное запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям – все это компоненты проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД. Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки. Развитие личностных УУД отражается в умении четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.
Из более подробного рассмотрения каждого из этапов работы над проектом, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность является средством формирования УУД учащихся. К примеру, при обсуждении темы проекта, его оценивании и представлении развиваются личностные, коммуникативные УУД, при поиске информации – познавательные УУД, при систематизации, при формулировании целей, задач проекта – регулятивные УУД.
Формируемые УУД в различных видах проектов:
Виды проектов | УУД | Результативность деятельности |
Творческие | Регулятивные метапредметные | - определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, - работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, - понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. |
Информационные | Познавательные | - предполагать, какая информация нужна - отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет. |
Коллективные | Коммуникативные | - организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), - предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, - при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. |
Культурно-исторической тематики | Личностные | формирование самоопределения школьников как граждан России |
Учащиеся выступают с проектами на уроках, неделе математики, защищают на конференции «Поиск юных». Проекты выполняют и сильные и слабые учащиеся, как индивидуально, так и коллективно.
Примеры творческих проектов:
5 класс.
Математика в профессии моих родителей.
Сказки об обыкновенных дробях.
6 класс.
История календаря.
Рисунки на координатной плоскости.
7 класс.
Страна треугольников.
Математика в живой природе.
8 класс.
Рисунки из геометрических фигур.
9 класс.
Геометрические фигуры в жизни (фотоконкурс).
10 класс.
Симметрия в природе.
Примеры информационных проектов:
5 класс.
Старинные задачи.
6 класс.
Отрицательные числа ( история возникновения).
Свойства степеней.
Дружественные, совершенные, фигурные, числа-близнецы, числа-гиганты,…(проект о числах, имеющих интересные названия).
8 класс.
Все о циркуле.
Способы извлечения квадратного корня.
Дельтоид.
9 класс.
Построение правильных многоугольников.
Примеры коллективных проектов:
Изображение чисел (фотоконкурс).
Урок-игра.
Введение элементов метода проектов, значительно повышает эффективность занятия, мотивационность познания. Анализируя мой опыт проектной деятельности, видно, что наибольший эффект для развития личностных качеств, она имеет у трех категорий учащихся. Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, чаще не в силу недостатка интеллекта, а вследствие множества причин психологического характера. Вторая группа - это очень успешные дети, работа с которыми для педагога действительно является совместным творчеством. Третья группа - это те ученики, которые чего-то добиваются исключительно за счет трудолюбия и старательного, пошагового, систематически организованного получения знаний определенными порциями (темами, уроками). Они мало способны к самоорганизации и не в состоянии самостоятельно приобретать системные знания . Анализируя наблюдения, приходишь к выводу, что для слабых характерен личностный рост, преодоление страха, участие в проекте меняет отношение некоторых к предмету. « Сильные» же ученики успевают расширить содержание образования для себя, учатся искать противоречия, ставить проблемы, находить их решения, так же у них появляется состояние ответственности за обучение других, они помогают «слабым» ученикам после уроков. Происходит развитие личностных действий, которые позволяют сделать учение осмысленным.
Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:
- работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, как классному руководителю, моим ученикам и родителям;
- каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его;
- каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.
Очевидно, что с введением в практику элементов проектной технологии, у учащихся быстро вырастают навыки самостоятельной работы, умения находить нужную информацию, делиться этой информацией с другими; возрастает объем знаний, добытых самостоятельно, значительно увеличиваются возможности для творчества; наблюдается подъем у детей, не проявляющих себя в классно-урочной системе. А это и есть развитие УУД - обобщенных действий, порождающих мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.