СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности учащихся для развития УУД.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для формирования УУД на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся для развития УУД.»

Выступление на педсовете по теме: Организация проектной деятельности учащихся для развития УУД.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин (Асмолов, 2008). Основой достижения развивающих целей образования является активность обучающихся. В данном случае знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В настоящее время в современном образовании отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в процессе обучения приводит к изменению взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность вопросу формирования универсальных учебных действий (УУД) при освоении учащимися любых школьных предметов.

Выделено несколько видов УУД:

• познавательные УУД;

• личностные УУД;

• коммуникативные УУД;

• регулятивные УУД.


Для формирования УУД на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале – продукте проекта.


Как проектная деятельность предполагает развитие УУД?

 Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Проектная деятельность предполагает дискуссии между учениками, направленные на решение конкретной проблемы или создание определенного продукта. Это и совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Учитель – из простого транслятора знаний становится организатором совместной работы, переходя к реальному сотрудничеству. Школьник - активный субъект деятельности. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель. Таким образом у учащихся развиваются коммуникативные УУД. Проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структуировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки работы со справочниками, слушание речи, наблюдение, избирательное запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям – все это компоненты проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД. Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки. Развитие личностных УУД отражается в умении четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.

Из более подробного рассмотрения каждого из этапов работы над проектом, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность является средством формирования УУД учащихся. К примеру, при обсуждении темы проекта, его оценивании и представлении развиваются личностные, коммуникативные УУД, при поиске информации – познавательные УУД, при систематизации, при формулировании целей, задач проекта – регулятивные УУД.

Формируемые УУД в различных видах проектов:

Виды проектов

УУД

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

- определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

- работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

- понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Информационные

Познавательные

- предполагать, какая информация нужна

- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

Коллективные

Коммуникативные

- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России

Учащиеся выступают с проектами на уроках, неделе математики, защищают на конференции «Поиск юных». Проекты выполняют и сильные и слабые учащиеся, как индивидуально, так и коллективно.

Примеры творческих проектов:

5 класс.

Математика в профессии моих родителей.

Сказки об обыкновенных дробях.

6 класс.

История календаря.

Рисунки на координатной плоскости.

7 класс.

Страна треугольников.

Математика в живой природе.

8 класс.

Рисунки из геометрических фигур.

9 класс.

Геометрические фигуры в жизни (фотоконкурс).

10 класс.

Симметрия в природе.


Примеры информационных проектов:

5 класс.

Старинные задачи.

6 класс.

Отрицательные числа ( история возникновения).

Свойства степеней.

Дружественные, совершенные, фигурные, числа-близнецы, числа-гиганты,…(проект о числах, имеющих интересные названия).

8 класс.

Все о циркуле.

Способы извлечения квадратного корня.

Дельтоид.

9 класс.

Построение правильных многоугольников.


Примеры коллективных проектов:

Изображение чисел (фотоконкурс).

Урок-игра.

Введение элементов метода проектов, значительно повышает эффективность занятия, мотивационность познания. Анализируя мой опыт проектной деятельности, видно, что наибольший эффект для развития личностных качеств, она имеет у трех категорий учащихся. Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, чаще не в силу недостатка интеллекта, а вследствие множества причин психологического характера. Вторая группа - это очень успешные дети, работа с которыми для педагога действительно является совместным творчеством. Третья группа - это те ученики, которые чего-то добиваются исключительно за счет трудолюбия и старательного, пошагового, систематически организованного получения знаний определенными порциями (темами, уроками). Они мало способны к самоорганизации и не в состоянии самостоятельно приобретать системные знания . Анализируя наблюдения, приходишь к выводу, что для слабых характерен личностный рост, преодоление страха, участие в проекте меняет отношение некоторых к предмету. « Сильные» же ученики успевают расширить содержание образования для себя, учатся искать противоречия, ставить проблемы, находить их решения, так же у них появляется состояние ответственности за обучение других, они помогают «слабым» ученикам после уроков. Происходит развитие личностных действий, которые  позволяют сделать учение осмысленным.

Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:

- работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, как классному руководителю, моим ученикам и родителям;

- каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его;

- каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.  

Очевидно, что с введением в практику элементов проектной технологии, у учащихся быстро вырастают навыки самостоятельной работы, умения находить нужную информацию, делиться этой информацией с другими; возрастает объем знаний, добытых самостоятельно, значительно увеличиваются возможности для творчества; наблюдается подъем у детей, не проявляющих себя в классно-урочной системе. А это и есть развитие УУД - обобщенных действий, порождающих мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.