СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в рамках обновленного ФГОС и ФОПНОО, ООО, СОО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет изучить методику использования проектной иисследовательской деятельности на уроках

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в рамках обновленного ФГОС и ФОПНОО, ООО, СОО»

Организация  проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в рамках обновленного ФГОС и ФОПНОО, ООО, СОО

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в рамках обновленного ФГОС и ФОПНОО, ООО, СОО

Какие  требования  устанавливает  ФГОС к  результатам  образования? Личностные Метапредметные Метапредметные  результаты  включают освоенные  обучающимися межпредметные  понятия  (система,  факт, закономерность,  феномен,  анализ,  синтез) ; универсальные  учебные  действия  ( УУД ): регулятивные, познавательные, коммуникативные регулятивные, познавательные, коммуникативные   овладение  навыками  учебно- исследовательской,  проектной  и социальной  деятельности  (ФГОС  СОО,  п.6.2)   формирование  навыка  участия  в Пр е д ме тн ы р е аз лич н ы х  формах  организации  учебно- исследовательской  и  проектной деятельности  (ФГОС  ООО,  п.  32.2)

Какие требования устанавливает ФГОС к результатам образования?

Личностные

Метапредметные

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися

  • межпредметные понятия (система, факт,

закономерность, феномен, анализ, синтез) ;

  • универсальные учебные действия ( УУД ):
  • регулятивные, познавательные, коммуникативные
  • регулятивные,
  • познавательные,
  • коммуникативные
  • овладение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности (ФГОС СОО, п.6.2)
  • формирование навыка участия в

Пр е д ме тн ы р е аз лич н ы х формах организации учебно-

исследовательской и проектной

деятельности (ФГОС ООО, п. 32.2)

Требования  ФГОС  к  условиям  реализации  ООП  Начальная  школа  ФГОС  НОО  «В  целях  обеспечения  реализации  программы  начального общего  образования  в  Организации  для  участников  образовательных отношений  должны  создаваться  условия, обеспечивающие  возможность: … выполнения  индивидуальных  и  групповых  проектных  работ,  включая  задания межпредметного  характера,  в  том  числе  с  участием  в  совместной  деятельности» О • с ( н Ф Г о О в С н Н а О я О , ш п . к 1 9 о . 9 л )  а ФГОС  ООО:  «В  целях программы реализации обеспечения основного  общего  образования  ….  должны  создаваться  условия, обеспечивающие  возможность: … формирования  у  обучающихся  опыта  самостоятельной образовательной,  общественной,  проектной,  учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной  и  творческой  деятельности» Старшая  школа «ФГОС  СОО:  «должны  обеспечивать  для  участников  образовательных отношений  возможность: … .выполнения  индивидуального  проекта  всеми  обучающимися  в  рамках учебного  времени,  специально  отведенного  учебным  планом…» 5

Требования ФГОС к условиям реализации ООП

Начальная школа

ФГОС НОО «В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных

отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

… выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания

межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности»

Ос ( н Ф Г о О в С н Н а О я О , ш п . к 1 9 о . 9 л ) а

ФГОС ООО: «В целях

программы

реализации

обеспечения

основного общего образования …. должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

… формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности»

Старшая школа

  • «ФГОС СОО: «должны обеспечивать для участников образовательных

отношений возможность:

… .выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом…»

5

Направленность проектной деятельности школьников

ФОП СОО

129.2.4.3. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально

отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,

конструкторского, инженерного.

129.2.4.7. На уровне среднего общего

образования приоритетными направлениями проектной и исследовательской деятельности являются:

  • социальное;
  • бизнес-проектирование;
  • исследовательское;
  • инженерное;
  • информационное

ФОП ООО

165.2.4.32. Особенности организации ПД

обучающихся в рамках внеурочной деятельности так же, как и при организации учебных

исследований, связаны с тем, что имеющееся время предоставляет большие возможности для организации, подготовки и реализации

развернутого и полноценного учебного проекта.

165.2.4.33. С учетом этого при организации ПД

обучающихся во внеурочное время целесообразно ориентироваться на реализацию следующих

направлений учебного проектирования:

  • гуманитарное;
  • естественнонаучное;
  • социально-ориентированное;
  • инженерно-техническое;
  • художественно-творческое;
  • спортивно- оздоровительное;
  • туристско-краеведческое.

165.2.4.34. В качестве основных форм организации ПД могут быть использованы: творческие

мастерские; экспериментальные лаборатории; конструкторское бюро; проектные недели; практикумы

Для чего нужен метод проектов?   Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Для чего нужен метод проектов?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Проект – это «пять П».

1.Наличие проблемы.

  • Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы . Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
  • К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).
  • Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Обязательное планирование действий В ходе разбора и обсуждения проекта  Вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Участников проекта разбивают на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.

Обязательное планирование действий

В ходе разбора и обсуждения проекта

  • Вырабатывается план совместных действий ученика и учителя.
  • Создаётся банк идей и предложений.

На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.

Участников проекта разбивают на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе.

В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.

Поиск информации- Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.

Поиск информации-

  • Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы.
  • Найденная информация, обрабатывается, осмысливается.
  • После совместного обсуждения выбирается базовый вариант.

Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.

Результат работы Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Результат работы

  • Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы.
  • Учитель выступает в роли научного консультанта.
  • Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми».
  • Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Результат работы В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.

Результат работы

В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты.

Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть

  • опорный конспект,
  • памятка по методам решения задач,
  • сборник ключевых задач по изучаемой теме
  • и др.
  • Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Результат работы Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.  Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

Результат работы

  • Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни.
  • Например расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
  • Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

Презентация результатов- осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их. Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов – «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов - доработать.

Презентация результатов-

  • осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
  • При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности.
  • Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.
  • Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.
  • Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов – «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов - доработать.
Требования  к  подготовке  педагогических  работников П.22  ФГОС СОО  У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, компетенции, должны  быть необходимые Стандарта   и сформированы  основные для  обеспечения реализации требований успешного  достижения  обучающимися основной планируемых  результатов  освоения образовательной  программы,  в  том  числе  умения: организовывать исследовательскую и сопровождать и учебно- проектную деятельность обучающихся,  выполнение  ими  индивидуального  проекта

Требования к подготовке педагогических работников

П.22 ФГОС

СОО У

педагогического

работника,

реализующего

основную

образовательную

программу, компетенции,

должны быть необходимые Стандарта и

сформированы основные для обеспечения

реализации

требований

успешного достижения обучающимися

основной

планируемых результатов освоения

образовательной программы, в том числе умения:

организовывать

исследовательскую

и

сопровождать

и

учебно-

проектную

деятельность

обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта

Каковы особенности учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся в начальной школе ?

Направлена на развитие метапредметных умений.

Главная особенность – возможность активизировать учебную работу детей ,

придав ей исследовательский, творческий характер.

Учебно- исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска .

Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и

навыков планирования, моделирования и решения практических задач .

Формы организации : индивидуальная и групповая в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Основные результаты : сформированные умения

  • наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно- следственные связи, работать с различными источниками информации;
  • слушать и слышать собеседника;
  • критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми;
  • проявлять самостоятельность в обучении;
  • защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные

сильные и слабые стороны;

 отвечать за свои действия и их последствия (ПООП НО, п. 2.1.4).

Каковы  особенности  учебно- исследовательской и  проектной  деятельности  обучающихся  в  основной  школе ? Включение  обучающихся  в  учебно-исследовательскую  и проектную деятельность  –  один  из важнейших  путей  формирования  УУД Продукт как материализованный  результат Проектная деятельность Процесс как  работа по  выполнению  проекта Защита  проекта как  иллюстрация  образовательных достижений  школьника должна  быть  организована  во  всех  видах  образовательных  организаций при  получении  основного  общего  образования  на  основе  программы формирования  УУД,  разработанной  в  каждой  организации  ( 165.2.4.1  ФОП ООО)

Каковы особенности учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе ?

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную

деятельность один из важнейших путей формирования УУД

Продукт

как материализованный результат

Проектная деятельность

Процесс

как работа

по выполнению проекта

Защита проекта

как иллюстрация образовательных достижений школьника

должна быть организована во всех видах образовательных организаций при получении основного общего образования на основе программы формирования УУД, разработанной в каждой организации ( 165.2.4.1 ФОП ООО)

Каковы  особенности  учебно- исследовательской  и проектной  деятельности  обучающихся в  основной  школе ? ФОП  СОО  129.2.4.1.:  ФГОС  СОО  определяет индивидуальный  проект  как  особую  форму  организации деятельности  обучающихся  (учебное  исследование  или учебный  проект). Индивидуальный  проект  выполняется  обучающимся самостоятельно  под  руководством  учителя  (тьютора)  по выбранной  теме  в  рамках  одного  или  нескольких изучаемых  учебных  предметов,  курсов  в  любой  избранной области  деятельности  (познавательной,  практической, учебно- исследовательской,  социальной,  художественно- творческой,  иной)

Каковы особенности учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся

в основной школе ?

ФОП СОО 129.2.4.1.: ФГОС СОО определяет

индивидуальный проект как особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких

изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной

области деятельности (познавательной, практической,

учебно- исследовательской, социальной, художественно- творческой, иной)

Отличие  проектной  и  исследовательской деятельности  обучающихся  на  уровне  основного  общего  и  среднего  общего  образования

Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уровне основного общего и среднего общего образования

Организация  педагогического сопровождения  проекта 129.2.4.10.  Организация  педагогического  сопровождения индивидуального  проекта  должна  осуществляться с  учетом  специфики  профиля  обучения ,  а  также образовательных  интересов  обучающихся. Целесообразно  соблюдать общий  алгоритм педагогического  сопровождения индивидуального проекта,  включающий: вычленение  проблемы  и  формулирование  темы проекта,  постановку  целей  и  задач, сбор  информации/исследование/разработку образца,  подготовку  и  защиту  проекта, анализ результатов  выполнения проекта, оценка  качества  выполнения. Проблематика  и  методология  индивидуального  проекта должны  быть  ориентированы  на  интеграцию  знаний  и использование  методов  двух и  более  учебных предметов  одной  или  нескольких  предметных областей

Организация педагогического сопровождения проекта

  • 129.2.4.10. Организация педагогического сопровождения индивидуального проекта должна осуществляться
  • с учетом специфики профиля обучения , а также образовательных интересов обучающихся.
  • Целесообразно соблюдать общий алгоритм
  • педагогического сопровождения индивидуального
  • проекта, включающий:
  • вычленение проблемы и формулирование темы проекта, постановку целей и задач,
  • сбор информации/исследование/разработку
  • образца, подготовку и защиту проекта,
  • анализ результатов выполнения проекта,
  • оценка качества выполнения.
  • Проблематика и методология индивидуального проекта
  • должны быть ориентированы на интеграцию знаний и использование методов двух и более учебных предметов одной или нескольких предметных областей
Из практики моей работы.    На своих уроках математики я предлагаю творческие, практико-ориентированные мини-проекты для индивидуального и группового выполнения, а также для домашнего задания например: кроссворды, диаграммы, задачи, рисунки по координатам, создание модели фигур.

Из практики моей работы.

  • На своих уроках математики я предлагаю творческие, практико-ориентированные мини-проекты для индивидуального и группового выполнения, а также для домашнего задания например: кроссворды, диаграммы, задачи, рисунки по координатам, создание модели фигур.

Информационные проекты:    например «Старинные меры», 6 класс; «Пропорции вокруг нас», 6 класс; «Функции в окружающем мире», 7 класс; «В мире симметрии», 8 класс; сообщения о великих математиках. «Математическая статистика в жизни одного класса». «По жизни с дробями» «Математика в нашей жизни» «Действия с многочленами» «Применение теоремы Пифагора» «Числовые выражения» «Задачи на проценты»

Информационные проекты:

  • например «Старинные меры», 6 класс; «Пропорции вокруг нас», 6 класс; «Функции в окружающем мире», 7 класс;
  • «В мире симметрии», 8 класс; сообщения о великих математиках.
  • «Математическая статистика в жизни одного класса».
  • «По жизни с дробями»
  • «Математика в нашей жизни»
  • «Действия с многочленами»
  • «Применение теоремы Пифагора»
  • «Числовые выражения»
  • «Задачи на проценты»
Информационные проекты:   «Математика в жизни» «Франсуа Виет» «Число Пи» «Занимательная математика» «Дроби в повседневной жизни» «Математика ремонта» «Вероятность получения положительной оценки при написании контрольной работы путем угадывания правильного ответа» «Числа вокруг нас» «Симметрия вокруг нас» «Использование комплексных чисел в моделировании фракталов»

Информационные проекты:

  • «Математика в жизни»
  • «Франсуа Виет»
  • «Число Пи»
  • «Занимательная математика»
  • «Дроби в повседневной жизни»
  • «Математика ремонта»
  • «Вероятность получения положительной оценки при написании контрольной работы путем угадывания правильного ответа»
  • «Числа вокруг нас»
  • «Симметрия вокруг нас»
  • «Использование комплексных чисел в моделировании фракталов»

Исследовательские проекты (обычно групповые):   «Взаимное расположение графиков линейных функций», 7 класс;   « Решение неравенств с одной переменной», 8 класс;  «Решение квадратных уравнений», 8 класс; «Применение подобия треугольников для решения задач на местности», 8 класс.

Исследовательские проекты (обычно групповые):

  • «Взаимное расположение графиков линейных функций», 7 класс;

 

  • « Решение неравенств с одной переменной», 8 класс;

  • «Решение квадратных уравнений», 8 класс; «Применение подобия треугольников для решения задач на местности», 8 класс.

Проект «Мир координат» Основополагающий вопрос «Как определить свое положение в этом мире?» Проблемные вопросы: Как определяют свое положение в море капитаны кораблей? Почему координатная плоскость называется Декартовой? В каких профессиях применяется метод координат?

Проект «Мир координат»

Основополагающий вопрос

«Как определить свое положение в этом мире?»

Проблемные вопросы:

  • Как определяют свое положение в море капитаны кораблей?
  • Почему координатная плоскость называется Декартовой?
  • В каких профессиях применяется метод координат?
Задания группам 1 группа: создать буклет «Определение положения объекта на географической карте» 2 группа: подготовить доклад «Рене Декарт – создатель системы координат» и задачи на построение изображений по координатам. 3 группа: подготовить презентацию по теме «Применение метода координат в разных профессиях»

Задания группам

1 группа: создать буклет «Определение положения объекта на географической карте»

2 группа: подготовить доклад «Рене Декарт – создатель системы координат» и задачи на построение изображений по координатам.

3 группа: подготовить презентацию по теме «Применение метода координат в разных профессиях»

Обыкновенные дроби Основополагающий вопрос «Как разделить » Проблемные вопросы: Как появились дроби?

Обыкновенные дроби

  • Основополагающий вопрос «Как разделить »
  • Проблемные вопросы:
  • Как появились дроби?

Проект «Прямоугольный параллелепипед » Основополагающий вопрос «Какую форму имеют большинство предметов нас окружающих?» Проблемные вопросы: Сколько воздуха в вашей комнате? Сколько краски надо купить чтобы покрасить комнату? Сколько воды в аквариуме?

Проект «Прямоугольный параллелепипед »

  • Основополагающий вопрос «Какую форму имеют большинство предметов нас окружающих?»
  • Проблемные вопросы:
  • Сколько воздуха в вашей комнате?
  • Сколько краски надо купить чтобы покрасить комнату?
  • Сколько воды в аквариуме?
Задания группам 1 группа: Определить объем своей комнаты и сравнить объемы воздуха в комнатах группы. 2 группа: Определить площадь поверхности комнаты, не учитывая окна и двери, рассчитать количество краски, необходимой для покраски всех поверхностей. 3 группа: Определить объем воды в аквариумах группы.

Задания группам

1 группа: Определить объем своей комнаты и сравнить объемы воздуха в комнатах группы.

2 группа: Определить площадь поверхности комнаты, не учитывая окна и двери, рассчитать количество краски, необходимой для покраски всех поверхностей.

3 группа: Определить объем воды в аквариумах группы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!