Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 31»
Индивидуальный итоговый проект
Организация пространства и времени в произведении Эриха Марии Ремарка «Три товарища»
Выполнила:
Колобова Полина Андреевна,
обучающаяся 11 «А» класса
Руководитель:
Ананьева Виктория Вячеславовна,
учитель русского и литературы
г. Ярославль, 2022 г
Оглавление
Введение | 3 |
I. Эрих Мария Ремарк и его роман «Три товарища» | 5 |
| Факты из биографии Ремарка | |
| История романа «Три товарища» | |
II. Хронотоп в романе Ремарка «Три товарища» | 9 |
| 2.1. Пространство и время в художественном произведении | |
| 2.2. Особенности организации пространства и времени в романе | |
Заключение | 16 |
Список использованных источников литературы | 18 |
| |
Введение
Каждый писатель, художник открывает своё время по-своему, и оно предстаёт разным, в зависимости от того, как писатель, художник видит мир. «Никогда еще жизнь не была так драгоценна, как сегодня... когда она так мало стоит».[7] Миру нужен был человек, который заявил бы во всеуслышание, что на войне гибнут не только люди. На войне гибнут души.
Этим человеком стал Эрих Мария Ремарк. Произведения Ремарка полноправно вошли в мировую литературу. Его книги читают и перечитывают. Побывав на фронте, он показал миру настоящее лицо войны, а не маску, в которой она появлялась на обложках газет. В чём же феномен Ремарка? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в его книги, а именно в самый читаемый среди молодёжи роман «Три товарища».
Что особенного в этом произведении? В чём необычность и сложность организации времени и пространства? Именно эти вопросы и определили цель нашего исследования - проанализировать особенности организации пространства и времени в романе Ремарка «Три товарища».
Поставленная цель предопределила следующие задачи исследования:
изучить биографию Эриха Марии Ремарка;
изучить историю создания романа;
дать определение понятий пространство и время в произведении;
выявить особенности изображения пространства и времени в романе;
сделать соответствующие выводы;
создать буклет.
Объектом исследования выступает роман Эриха Марии Ремарка «Три товарища». Предметом изучения является изображение времени и пространства в романе.
В ходе исследования мы использовали следующие методы: изучение справочной литературы и информации статей, сайтов; сбор информации; анализ; обобщение.
Практическая значимость заключается в том, что данный материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе в старших классах при изучении творчества Ремарка.
Структура работы определяется спецификой выбранной темы и особенностями отобранного для исследования материала. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка источников. Во введении ставятся цели и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, приводится структура исследования и приводится краткий анализ практической значимости. В первой главе мы рассматриваем основные факты биографии Ремарка, историю создания романа «Три товарища». Во второй главе мы даём определение понятия хронотоп; выявляем и анализируем основные особенности организации пространства и времени в романе Ремарка. В заключении обобщаются результаты работы, приводятся основные выводы.
I. Эрих Мария Ремарк и его роман «Три товарища»
1.1. Факты из биографии Ремарка
Чтобы понять, в чём феномен Ремарка, нужно сначала обратиться к его биографии. Настоящее имя писателя – Эрих Пауль Ремарк. Он родился в 1898 году в городе Оснабрюке, на северо-западе Германии. Его отец был хозяином переплётной мастерской, потому Эрих Пауль книгами был окружён с детства. В юном возрасте Эрих увлекался творчеством Германа Гессе, Стефана Цвейга, Томаса Манна, Федора Достоевского, Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гете. Однако книги для него закрылись, когда на них легла зловещая тень Первой мировой войны. Не закончив королевской семинарии в Оснабрюке, в 1916 году Ремарк оказывается в самом пекле, на передовых позициях Западного фронта. На войне он пробыл почти до самого её конца, незадолго до того, как пушки смолкли, Ремарк лежал в военных госпиталях в Германии, так как 31 июля 1917 года он был ранен осколками гранаты в левую ногу, правую руку, в шею… и остаток войны провел в госпиталях. Неровные ступени жизненного пути Ремарка…
В сентябре 1917 года умирает его мать от рака прямой кишки. Он писал в своем дневнике, что видел ее мертвой, но никак не мог узнать. 31 октября 1918 года Эрих был выписан из госпиталя и переведен на службу в запасной пехотный батальон. А в 1918 году 15 ноября его наградили Железным крестом 1 степени. В 1919 году Ремарк уволился из армии из-за отказа от ордена и почетного знака. После он продолжил учебу в семинарии и закончил ее в июне 1919 года. После окончания специальных курсов для фронтовиков, он становится учителем в деревенской школе. В тяжёлые годы инфляции Ремарк, бросив преподавание, тесал камни на городском кладбище. Был Ремарк и шофёром-испытателем в фирме, которая специализировалась на изготовлении автомобильных покрышек, это событие нашло отражение в романе «Три товарища». Ремарк в жизни был пламенным автолюбителем; каждый раз, проходя мимо своей «Лянчи», итальянского быстроходного спортивного автомобиля, он стучал ногой по колесу, как бы приветствуя железного друга.
В 1921 году Эрих устроился работать редактором в журнал Echo Continental, а также взял псевдоним Эрих Мария Ремарк (в честь памяти о своей матери). В 1924 году он переехал в Берлин, а в 1925 году женился на Ильзе Ютте Цамбоне. Бывшая танцовщица долгое время страдала от чахотки. Именно Ютта послужила прообразом героини Пат из романа «Три товарища».
Большую часть жизни Эрих Мария Ремарк прожил вдали от родины. Он был изгнанником. В итальянской Швейцарии, в Порто-Ронко, где он лечился, его застал нацистский военный переворот 1933 года, свершившийся в Германии. Демократия, а вместе с ней и свобода слова были растоптаны, книги Ремарка сожжены, сам он лишён гражданства.
Знаменитая киноактриса Марлен Дитрих в книге воспоминаний, где каждой замечательной встрече её жизни посвящена отдельная глава, пишет о своём друге: «Ремарк был удивительно деликатный человек, с чуткой, ранимой душой и тонким талантом, в котором всегда сомневался». Марлен Дитрих говорит, что писал он с большим трудом, иногда на одну фразу затрачивал часы… Этого совершенно не чувствуется в летящей, раскованной его манере.
Беженцем в Америке Ремарк перестал быть в 1942 году, когда принял американское гражданство. В 1954 году он уехал в Европу, туда же, в Порто-Ронко, откуда началось его странствие. Там он пишет книгу за книгой. Выезжает в другие страны, бывает в Германии, в США.
В 1960-е годы, оставаясь в Швейцарии, Ремарк жил уединённо, и это понятно: он перенёс несколько инфарктов и дорожил временем. В 1964 году Ремарку вручают почетную медаль, а в 1967 году Эрих получает орден ФРГ. На церемонии вручения у Ремарка вновь случается сердечный приступ. Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в городе на юге Швейцарии, в Локарно.
1.2. История романа «Три товарища»
Роман «Три товарища» – книга особенная, она занимает в истории литературы никем более не занятое дотоле место. Ремарку посчастливилось отразить в ней всё то лучшее, что составляет мечту о человеческих взаимоотношениях, так как в «Трёх товарищах» показана стихия чистой дружбы – твёрдой, ироничной, грубоватой и сентиментальной. Сила и чистота, романтизм и горьковатый юмор – это «тональный» портрет довоенного поколения. Работа над романом «Три товарища» продолжалась около четырех лет. В 1933 году вышла книга «Пат» — первая ступенька к грандиозному роману о настоящей мужской дружбе в нелегкие времена.
В те времена книги Ремарка Германия уже внесли в черный список. Его произведения показательно сжигали на площадках. Писатель был подавлен всем происходящим в Германии и в мире вообще. Он жил на своей вилле в Швейцарии, болел, встречался с немецкими эмигрантами.
Когда «Три товарища» были почти закончены, Эриху предложили вернуться на родину, но он отказался и отправился в Париж на конгресс писателей, находившихся в изгнании. Роман публикуют в Дании на датском языке в 1936 году. После она выходит в печать в США в журнальном варианте. Наконец, в 1938 году в Амстердаме «Три товарища» публикуются на немецком языке, а Ремарка и его жену лишают германского гражданства.
Роман был неоднократно экранизирован, по нему поставлены спектакли на сценах разных театров. На сцене театра «Современник» спектакль «Три товарища» с неизменным успехом идет уже более 12 лет.
II. Хронотоп в романе Ремарка «Три товарища»
2.1. Пространство и время в художественном произведении
«Приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем».[2]
Художественное пространство и время (хронотоп) - пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах.[1]
Художественное время – это порядок, последовательность действия в художественном произведении.
Пространство – это совокупность деталей, в которых живет художественный герой.
Логически соединяясь, время и пространство создают хронотоп. Каждый писатель имеет свои любимые хронотопы. Все подчиняется этому времени: и герои, и предметы, и словесные действия. И все равно на первом плане в произведении всегда выступает главное действующее лицо.
Основные признаки пространства в литературном произведении:
1. не имеет непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности, наглядности;
2. воспринимается читателем ассоциативно.
Основные признаки времени в литературном произведении:
1. большая конкретность, непосредственная достоверность;
2. стремление писателя к сближению художественного и реального времени;
3. представления о движении и неподвижности;
4. соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.
Таким образом, подчиняясь творческому замыслу художника, хронологическая последовательность событий может обнаруживать себя не только в типичных, но и, вступая в противоречие с реальным течением времени, в индивидуально-авторских проявлениях. В индивидуально-художественных проявлениях время протекания может быть намеренно сжато автором, свернуто (актуализация мгновенности) или вовсе остановлено (в изображении портрета, пейзажа, в философских размышлениях автора). Оно может быть многомерным в произведениях с перекрещивающимися или параллельными сюжетными линиями.
Авторское время меняется в зависимости от того, принимает он участие в изображаемых событиях или нет. В первом случае время автора движется самостоятельно, имея свою сюжетную линию. Во втором - оно является неподвижным, как бы сосредоточенным в одной точке. Событийное время и время автора могут существенно расходиться. Это происходит тогда, когда автор либо обгоняет ход повествования, либо отстает, то есть следует за событиями «по пятам». Между временем повествования и временем автора может быть существенный временной разрыв. В этом случае автор пишет по воспоминаниям - своим или чужим. В художественном тексте учитывается как время написания, так и время восприятия. Поэтому время автора неотделимо от читательского времени.
2.2. Особенности организации пространства и времени в романе
Повествование в романе «Три товарища» ведется от лица тридцатилетнего механика и пианиста Роберта Локампа. Герой Ремарка - глубоко несчастный и чувствительный человек. Его сердце и душу ранила война, и теперь он пытается утопить свои чувства в алкоголе. Ему хочется забыться, вспомнить что-то хорошее, но даже в свой день рождения он вспоминает только одно ‒ войну. Робби думает о всех горестях, что пришлось ему пережить за то тяжелое время, начиная с 1916, когда он, «восемнадцатилетний верзила», стал новобранцем. После войны на него обрушилась революция и смерть матери. Всё это он помнил и никогда не забывал. Можно сказать, что он живёт этими воспоминаниями. Ему не важно, что у него есть после войны, ему важно то, что было во время неё. Война сломала жизни товарищей, сделала героев равнодушными к собственному существованию. Кестер дает своим друзьям совет: «никогда ничего не принимать близко к сердцу, потому что ничего в этом мире нельзя удержать». Такая жизненная философия — следствие военного и послевоенного времени. Когда Роберт спрашивает Отто, что же им мешает жить сейчас, Кестер отвечает, «что в прошлом было то, что мешает им существовать до сих пор».
Время действия в романе - конец 20-х годов XX века. Место действия – послевоенная Германия, предположительно - Берлин. На немецкую столицу указывают упоминания в произведении берлинских зданий и особый столичный диалект, содержащийся в оригинальном, немецкоязычном тексте.
Существует время объективное и время субъективное. Субъективное время измеряется не часами, минутами и секундами, а количеством событий, заполнивших его. Война – это особый период в существовании не только любого государства и общества, но и в жизни отдельных людей. Время на войне течет по особым законам. Это экстремальное время, на грани жизни и смерти. А любое пограничное состояние вызывает обостренное субъективное восприятие окружающего мира. Время на войне приобретает принципиально иную ценность.[4]
«После войны возвращение фронтовиков в привычное мирное пространство не было возвращением к прежнему, довоенному его восприятию, поскольку человек оказывался обогащен и изменен военным опытом, с которым изменялись и его взгляды на мир», ‒ пишет Елена Спартаковна Сенявская, российский историк.
В произведении «Три товарища» Э. М. Ремарка показано послевоенное время, где главные герои не могли найти себе место в этом новом, как им казалось, мире. Ремарковских героев называют «потерянным поколением». Такое поколение фрау Залевски оценила так: «Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично».[9] Всё, что у них осталось, это товарищество, но они всё равно чувствуют себя одиноко, и алкоголь, который временно залечивает их раны, только способствует разрастанию душевного кризиса: «Жилось мне неплохо, я имел работу, был силен, вынослив и, как говорится, находился в добром здравии; но все же лучше было не раздумывать слишком много. Особенно наедине с собой. И по вечерам. Не то внезапно возникало прошлое и таращило мертвые глаза. Но для таких случаев существовала водка».[9]
В романе рассказчик не только строит повествование в форме прошедшего (а не настоящего) времени, но и дистанцируется от него, вызывая у читателя невольное ощущение тревоги.[5] Это ощущение усиливается соотношением прошедшего и будущего времен: «Я спрятал бутылку и сел за стол. Все-таки странное это чувство – день рождения. Даже если он тебе, в общем, безразличен. Тридцать лет… Было время, когда мне казалось, что не дожить мне и до двадцати, уж больно далеким казался этот возраст. А потом… Я достал из ящика лист бумаги и начал вспоминать. Детские годы, школа… Это было слишком давно и уже как-то неправдоподобно. Настоящая жизнь началась только в 1916 году. Тогда я – тощий восемнадцатилетний верзила – стал новобранцем».[9]
Герои романа закрытые, не хотят показывать свои чувства и слабости, а точнее не могут. Воспоминания о войне не дают им спокойно жить: «Помню, как я сбил молодого английского летчика. У него заело патрон, задержка в подаче, и он ничего не мог сделать. Я был со своим пулеметом в нескольких метрах от него и ясно видел испуганное детское лицо с глазами, полными страха; потом выяснилось, что это был его первый боевой вылет, а ему едва исполнилось восемнадцать лет. И в это испуганное, беспомощное и красивое лицо ребенка я всадил почти в упор пулеметную очередь. Его череп лопнул, как куриное яйцо. Я не знал этого паренька, и он мне ничего плохого не сделал. Я долго не мог успокоиться, гораздо дольше, чем в других случаях. С трудом заглушил совесть, сказав себе: «Война есть война!»[9] И ненавистны им не их враги, против которых они воевали, а те, кто должен был воевать с ними, но не делал этого. Они ненавидят их, потому что те попросту растрачивают свои жизни, когда их собственная на исходе.
Война на фронте закончилась, но в их душах она продолжает идти, в их памяти она всё еще живёт, в их сердцах они еще чувствуют её: «Валентина Гаузера я знал еще со времен войны; мы были в одной роте. Вскоре после войны Валентин получил наследство. С тех пор он его пропивал… Он утверждал, что обязан торжественно отмечать свое счастье – то, что он уцелел на войне. И его не смущало, что с тех пор прошло уже несколько лет. Он заявлял, что такое счастье невозможно переоценить: сколько ни празднуй, все мало. Он был одним из тех, кто необычайно остро помнил войну. Все мы уже многое забыли, а он помнил каждый день и каждый час. При этом он вспоминал один из тех дней в окопах, когда особенно тяжело приходилось, и был благодарен за то, что он здесь и может вот так сидеть».[9]
Пространство на войне также имеет объективные и субъективные характеристики.[4] Подобно «расколотому времени», пространство войны также представляется разбитым, разделенным, разорванным на части: «Рано утром англичане начали обстреливать нас из тяжелых орудий. В полдень ранило Кестера, немного позже были убиты Майер и Детерс. А вечером, когда мы уже было решили, что нас оставили в покое, и распечатали бутылку, в наши укрытия потек газ. Правда, мы успели надеть противогазы, но у Миддендорфа порвалась маска. Он заметил это слишком поздно и, покуда стаскивал ее и искал другую, наглотался газу. Долго его рвало кровью, а наутро он умер. Его лицо было зеленым и черным, а шея была вся искромсана – он пытался разодрать ее ногтями, чтобы дышать».[9] В личностно-психологическом смысле пространство так же, как и время, воспринималось в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретной ситуации, в которой оказывался человек. Пространство могло восприниматься как друг и враг, как защита и опасность; как символ разлуки с близкими и встречи со смертью[4]: «Весь день напролет въезжали и выезжали операционные каталки. Иногда они возвращались пустыми. Рядом со мной лежал Йозеф Штоль. У него уже не было ног, а он еще не знал об этом. Просто этого не было видно – проволочный каркас накрыли одеялом. Он бы и не поверил, что лишился ног, ибо чувствовал в них боль. Ночью в нашей палате умерло двое. Один – медленно и тяжело».[9]
И судьба даёт главному герою шанс на жизнь и счастье. Он встречает девушку и влюбляется. Несмотря на то, что Робби кажется нам холодным и меланхоличным, что все его чувства покалечены, и, несмотря на всю суровость и жестокость прошлых лет, он всё же может любить. А любовь –это чувство, которое не все могут испытать даже в мирное время, когда их сердца ничем не искалечены. Он любит, а значит живёт. Любовь преображает Робби. Он совершает поступки, заботится о девушке, переживает за неё, думает о ней. Со своей возлюбленной – Патрицией Хольман – Роберт знакомится в День своего рождения, на дороге.
Время и место встречи героев глубоко символично: оно предопределяет развитие их взаимоотношений во времени (Роберт и Пат знакомятся до того, как перед автомастерской расцветает старая слива, то есть, где-то в конце зимы – начале весны, проводят вместе год и вынужденно расстаются из-за смерти Патриции следующей весной) и пространстве (дорога в «Трех товарищах» – это не только символический образ жизни, когда возможно все: новые встречи и знакомства, попытки утвердить свое превосходство, естественные трудности и препятствия, аварии и драки,- но и самое обычное асфальтовое полотно, по которому несется гоночный автомобиль Кестера – «Карл»).[8] Помимо любимой у Робби есть друзья, которые проверены временем и войной. И именно эти проверенные друзья всегда приходят к нему на помощь, именно они всегда его выручают, жертвуя чем-то важным для них. Но ни что не вечно.
Всё, что подарила ему судьба в начале романа, она забрала: его работу, друга, а самое главное - любовь. Символичен образ часов, которые, по словам умирающей Пат, громко тикают. Робби разбивает часы, бросив их в стену. Время останавливается для главного героя: «Теперь время остановилось. Мы его разорвали пополам. Теперь существуем только мы вдвоем. Только мы вдвоем – ты и я – и больше нет никого».[9] У его девушки развивается смертельная болезнь, лучшего друга убивают на одном из митингов, после чего приходит осознание того, что война закончилась, но люди всё еще продолжают убивать. И вот наш герой снова оказался живым, только в прямом смысле этого слова. Всей его жизнью была она ‒ Патриция Хольман, которая смогла заменить ему всё, что он когда-то потерял. Ремарк показывает, что даже война не убивает в человеке все чувства, что они сильнее всего этого и, несмотря на все невзгоды, человек может быть счастлив.
«Я [Роберт] не мог ничего делать. Только сидеть вот так опустошенно и глядеть на нее. Потом наступило утро, и ее уже не было», - так заканчивается роман Ремарка. В этом эпизоде присутствует перспектива времени «ночь/день». Утро воспринимается как символ продолжительности жизни. С одной стороны грусть, утрата, с другой – свет (рассвет), продолжение жизни. Конец романа ведет читателя от грусти (ночь, темнота) к свету. А что принесет с собой этот свет (луч) – остается за рамками текста, и становится «пищей» для размышления читателя, границей его воображения, сотворчеств.
Заключение
В исследовательской работе проанализировали особенности организации пространства и времени в романе Ремарка «Три товарища».
В ходе работы решены следующие задачи:
- изучили биографию Эриха Марии Ремарка;
- изучили историю создания романа «Три товарища»;
- дали определение понятий пространство и время в произведении;
-выявили особенности изображения пространства и времени в романе;
- создали буклет.
Э. М. Ремарк — писатель, цитаты из книг которого не теряют актуальности уже более полувека. Хронологическая последовательность событий в романе «Три товарища», подчиняясь творческому замыслу писателя, находит выражение в индивидуально-авторских проявлениях, вступая в противоречие с реальным течением времени.
Ремарк писал по этому поводу: «Действие романа происходит в настоящем. Он рассказывает об отрезке жизни современной молодежи, о людях, которые что-то завершили в своей жизни и что-то начали, о людях, которые должны бороться за свое бытие, о людях без иллюзий, которые знают, что дружба - это все, а судьба – ничто». Но при этом в романе рассказчик не только строит повествование в форме прошедшего (а не настоящего) времени, но и дистанцируется от него, вызывая у читателя невольное ощущение тревоги. Это ощущение усиливается соотношением прошедшего и будущего времени.[5] На протяжении всего повествования герои часто вспоминают свое прошлое, связанное с трагичными событиями. При разговорах со своими друзьями — Отто и Готтфридом — Роберт говорит о том, что их жизнь никогда не станет прежней, что война навсегда изменила ее.
В данном случае автор пишет по воспоминаниям. В художественном тексте учитывается как время написания, так и время восприятия. Поэтому время автора неотделимо от читательского времени.
В личностно-психологическом смысле пространство так же, как и время, воспринималось в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретной ситуации, в которой оказывался человек. Пространство могло восприниматься как друг и враг, как защита и опасность; как символ разлуки с близкими и встречи со смертью.[4]
Произведение «Три товарища» уникально по своему чувственному наполнению. Нет четких образов времени или места, до максимума узок диапазон повествования. Но автору удалось настолько ярко и объемно изобразить послевоенную Германию до прихода к власти фашистов, что чисто зрительное восприятие текста исчезает, а читатель погружается в атмосферу отчаянной безнадежности, глухого недовольства, неуверенности и зыбкости, заполнявшей умы и сердца людей того времени. Эпоха так называемого потерянного поколения нашла отражение в творчестве Ремарка, произведения которого никого не оставляют равнодушным.
Список использованных источников и литературы
Время и пространство в литературном произведении. — Текст: электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс: [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/vremia-i-prostranstvo-v-literaturnom-proizvedenii/
Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. - СПб, 2001. С.566
Прохоров, В. Анализ произведения Ремарка «Три товарища» / В. Прохоров: [Электронный ресурс] // UBR: https://literaguru.ru/analiz-romana-remarka-tri-tovarishha/
Сенявская Е. С. Историческая психология и социология истории. Том 3, номер 1 / Е. С. Сенявская. — М.: РОССПЭН, 2010
Склейнис Г.А. Системность романного творчества Э.М. Ремарка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/vek-remarka3.html.
Ремарк Э.М. Творчество гения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://emremarque.ru/erikh_maria_remark_tvorchestvo_geniia.html
Наталья Эстеван: литературный дневник. Литературные дневники / Проза. Ру: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://proza.ru/diary/natalian/2010-03-01
«Три товарища», художественный анализ романа Ремарка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://goldlit.ru/remark/412-tri-tovarischa-analiz
Эрих Мария Ремарк «Три товарища» / Издательство АСТ, 2021