СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка содержит описание модели психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых школьников, описание работы специалистов, методы работы, описание дидактических материалов.
Психолого-педагогическое сопровождение
детей с нарушением интеллекта
в Чкаловской школе-интернат
слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги, вас приветствует государственное казенное общеобразовательное учреждение «Чкаловская школа-интернат». Педагог-психолог Полякова Светлана Александровна. Мы готовы поделиться опытом работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в нашей школе. В нашей школе обучаются дети с нарушениями интеллекта. Мы хотим рассказать о том, как организована система психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями в нашем образовательном учреждении.
Слайд 2.
В ГКОУ «Чкаловская школа-интернат» обучается 107 человек.
Обучение реализуется по следующим видам программ они представлены на слайде:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) - 92 чел
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2 по СИПР) -9 чел.
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, вариант 8.3. -3 чел
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) 3 чел.
Из них с расстройством аутистического спектра 11 чел, с тяжелыми множественными нарушениями 4 человека.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
Хотелось бы отметить, что умственная отсталость диагностируется у тех детей, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается стойкое нарушение нормального развития познавательных психических процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.), так же для данных детей характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности, наблюдаются нарушения в физическом развитии: нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.
Разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции.
Слайд 3
В своей работе мы опираемся на следующую нормативно-правовую базу: это документы федерального уровня, регионального уровня и локальные акты нашего образовательного учреждения.
Нормативно правовые основы организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением интеллекта (на слайдах )
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями) | В части регулирования вопросов образования лиц с ОВЗ: ст. 2, 5, 11, 34, 43, 44, 48, 55, 58, 59, 60, 79, 99, 108, 110. В части регулирования вопросов образования детей-инвалидов: ст. 36, 41, 59, 65, 66, 71, 79, 80. |
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» | В части требований к программе коррекционной работы: п. 2.9.8, приложение к Стандарту, вариант 1. В части требований к программе сотрудничества с родителями: п. 2.9.11, приложение к Стандарту, вариант 2 |
Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями)») | Законодательные основы образования обучающихся с ОВЗ в РФ; кадровое обеспечение внедрения ФГОС ОВЗ; материально-техническое и финансовое обеспечение внедрения ФГОС ОВЗ; программно-методическое обеспечение внедрения ФГОС ОВЗ; организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В приложениях: пример должностной инструкции тьютора, примерное положение о ПМПк ОО, календарно-тематический план по предмету на группу обучающихся, недельное расписание класса/ступени, примеры СИПР |
Письмо Минобрнауки России от 20 февраля 2017 г. № 07-818 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями)») | Варианты организации деятельности в образовательных организациях Российской Федерации по созданию условий для получения образования обучающимися с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Отмечено участие ППМк образовательной организации в разработке адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы в единой команде с учителями |
Слайд 4
Региональный уровень
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2019 года № 928-р "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области".
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 25 октября 2019 г. № 1117-р. "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области на 2020-2022 годы".
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 29.04.2020 г. №316-01-63-859/20 «Стратегия развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в системе образования Нижегородской области на период до 2025 года».
Слайд 5
Локальные документы:
Устав школы
Положение о психолого-педагогическом сопровождении в Чкаловской школе-интернат
Положение о работе специалистов сопровождения
Положение о работе ППк
Слайд 6.
Целью организации психолого-педагогического сопровождения в коррекционной школе является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье и т.п.).
Слайд 7.
Таким образом можно определить следующие задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение реализации адаптированных общеобразовательных образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Слайд 8
Система психолого-педагогического сопровождения детей строится на следующих принципах:
Принцип гуманизма, который означает признание человека высшей ценностью, веру в потенциальные возможности ребёнка. Все направления ППС должны способствовать развитию ребёнка, его безболезненному вхождению в социальную жизнь. Воплощение данного принципа позволяет акцентироваться не на выявленных негативных моментах, которые являются следствием различных отклонений, а на определении резервов, положительных свойствах в ребёнке, на которые можно опереться в педагогическом процессе.
Принцип системности реализуется в единстве диагностики и коррекции; Этот принцип позволяет смоделировать целостную систему методов и приёмов коррекционно-развивающей образовательной деятельности, эффективность которых определяется обусловленностью аналитико-диагностических данных, что и обеспечивает индивидуально-дифференцированный характер образования.
Принцип комплексности – в скоординированности деятельности всех участников образовательного процесса. На основе принципа комплексности моделируется продуманный механизм взаимодействия всех участников коррекционно-диагностического развивающего образовательного процесса, который позволяет добиться оптимального включения в каждый из этапов процесса всех участников образования, и, следовательно, поэтапно решать задачи на пути к поставленной цели- создание оптимальных условий для развития потециальных возможностей каждого ребёнка с целью его успешной социализации.
Важнейшим принципом ППС выступает непрерывность деятельности всех участников этого процесса с учётом специфики развития личности ребёнка, удовлетворения его потребностей и способностей через процесс обучения и воспитания.
При организации ППС воздействие на ребёнка имеет поэтапный характер. Неравномерность развития личности ребёнка с ОВЗ свидетельствует о том, что каждый из них в одном и том же возрастном периоде находится на разных уровнях развития, т.е. в состоянии возникновения актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях. Поэтому при определении целей, задач ППС необходимо исходить из ближайшего прогноза развития ребёнка, что создаёт основание в определении этапов, путей, способов и средств в достижении предполагаемого результата.
Слайд 9
Основными составляющими системы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями интеллекта являются динамические модули.
Модуль 1 - комплексно-диагностический.
Данный этап рассматривается как организационная и содержательно-деятельная единая система, в которую вовлечены различные специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, а также семья ребенка. Основной целью является реализация комплексного подхода к изучению личности ребёнка с нарушением интеллекта. Данный этап является первой ступенью разработки индивидуального маршрута развития.
В задачу данного модуля входит создание комплексной диагностической карты, выявление и квалифицирование видов нарушений, установление возможных причин. Решение задач зависит от профессиональной компетенции специалистов и соблюдения ряда условий при осуществлении комплексно-диагностической работы.
Первое условие - всесторонность изучения детей.
Второе условие - подбор системы диагностических заданий следует проводить с учётом каждого возрастного этапа.
Третье условие - разнообразие методов сбора информации.
Можно использовать следующие методы: анализ медицинской документации и продукции детей; анкетирование; сбор сведений о наличии ранней коррекционной работы, если таковая проводилась; анализ микросоциума.
Во время обследования большое значение придается наблюдению за характером поведения ребёнка, степени адекватности к новой обстановке. Для полноты сбора сведений важную роль играет беседа с родителями, где уточняются анамнестические сведения, данные о перенесённых заболеваниях, изучаются объективные данные об индивидуальных особенностях ребёнка.
Модуль II - коррекционно-диагностический.
Задачей данного модуля является выявление особенностей развития детей с умственной отсталостью, что определяет перспективу построения коррекционно-педагогической работы. В контексте исключительно важного положения Л.С. Выготского «о зоне ближайшего развития», доминирующим принципом здесь выступает - принцип динамического изучения ребенка, благодаря которому появляется возможность отчетливо обрисовать не только психологический портрет ребенка на данный момент, но и определить его потенциальные возможности в обучении.
В ходе динамического наблюдения за детьми в коррекционно-развивающем процессе определяются:
- состояние мотивационной сферы и навыков;
- индивидуальные особенности деятельности ребенка (темп прохождения ма-
териала, объем усвоения учебного материала, степень самостоятельности и др.)
- уровень общения со взрослыми и детьми в процессе деятельности; Наблюдение за ребёнком в процессе обучения, в режимных моментах и свободной деятельности позволяет составить полное представление о характере и содержании ведущей деятельности, её особенностях (возможности осуществления самостоятельных действий, активности в достижении результата, характере используемой помощи).
Важными условиями второго модуля является:
систематическая диагностика, в которой выявляются особенности развития детей в процессе обучения и воспитания, а также отслеживаются показатели продвижения ребенка в ходе психолого-педагогической деятельности.
систематическое наблюдение, позволяющее оценивать качество развития и обучения ребенка, следует проводить не только с помощью экспериментально-диагностических психологических мероприятий, но и на основе систематического психолого-педагогического наблюдения за детьми в ходе учебно-развивающей деятельности. Таким образом, полученные данные не будут носить сугубо ситуативный характер, а будут объективными в отношении каждого ребенка.
осуществление контроля и корректировки в процессе обучения с целью комбинирования содержания изучаемого материала или сокращения его объема, также проведения изменений методов и форм работы в случае их неэффективности.
при динамическом психолого-педагогическом изучении ребёнка отмечаются его работоспособность, внимание, степень утомления, выявляются также негативные факторы, которые при первичном обследовании были скрыты и проявились уже в ходе педагогической работы.
по показаниям осуществляется медицинское сопровождение.
Границы модуля-2 очень расплывчаты, так как он служит промежуточным образованием, являющимся с одной стороны диагностическим потому, что первичное обследование, по нашему мнению, не завершено и не может дать точных показаний для принятия окончательного решения в отношении дальнейшей работы. С другой стороны этот модуль является и коррекционно-педагогическим, т.к. ребёнок погружается в учебно-образовательную сферу, однако действия педагога находятся в стадии поиска, уточнения, определения наиболее верного пути для дальнейшего обучения. Итогом работы модуля II является принятие коллегиальных решений в отношении каждого ребёнка на основе результатов комплексной диагностики и на основе данных психолого-педагогического изучения ребёнка в коррекционно-развивающем процессе начальной ступени, а именно определяются положения построения коррекционной психолого-педагогической работы.
III Модуль коррекционно-развивающий.
Этот модуль представляет собой организованный целенаправленный коррекционный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие педагогов, психологов, родителей и детей. Составной и неотъемлемой частью педагогического процесса является коррекционная психолого-педагогическая деятельность. Среди основных задач этого этапа можно выделить следующие:
-уточнение и постановка целей психолого-педагогической работы;
- проектирование вариантов оптимальных условий для воспитания и обучения детей;
- реализация индивидуальных коррекционных программ и технологий обучения и развития;
- реализация на практике коррекционного психолого-педагогического взаимодействия специалистов с детьми, специалистов с родителями, родителей со своим ребенком.
Цель коррекционной психолого-педагогической работы с детьми на данном этапе - это содействие их всестороннему развитию, выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, преодоление социальной недостаточности, что в итоге подводит детей к социальной адаптации, приспособлению к условиям жизни в социальной среде. Необходимо, используя потенциальные возможности детей, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы они могли самостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в предметах, явлениях общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.
Достижение обозначенных целей обеспечивается решением следующих задач:
Развитие психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и воспитания.
Расширение знаний и представлений об окружающем.
Формирование и развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие навыков социализации.
5.Формирование базиса личностной культуры, правильного поведения.
Реализовать развивающую направленность процесса обучения и воспитания детей с умственной отсталостью возможно в специальных условиях, которые в данном случае мы рассматриваем как модель психолого-педагогического и медико – социального сопровождения.
Слайд 10
направления психолого-педагогического сопровождения представлены на слайде.
- профилактическая работа;
диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
консультирование (индивидуальное и групповое);
развивающая работа (индивидуальная и групповая);
коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.
Слайд 11
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники; классный руководитель; специалисты школы; родители и родственники ученика. Объектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей, выявление предпосылок для определения трудового профиля.
Старшие классы - сопровождение перехода в старшие классы, адаптация к новым условиям обучения, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, определение уровня готовности к выбору профессии, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Выделение уровней сопровождения.
Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.
Уровень учреждения.
На данном уровне работа ведется педагогом-психологом, учителями-логопедами, социальным педагогом, медицинскими работниками, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками.
Данные диагностики, полученные специалистами учреждения на первых двух этапах сопровождения (диагностическом и коррекционно – диагностическом) обобщаются и анализируются на школьном ППк Вырабатываются направления коррекционно – развивающей работы для каждого ребёнка. Оформляется индивидуальная карта психолого – педагогического сопровождения ребёнка, по которой можно будет проследить динамику в развитии учащихся на протяжении всей школьной жизни.
Слайд 12
В целом структура комплексного психолого-педагогического сопровождения выглядит следующим образом
ПМПК определяет стратегию сопровождения ребенка, ППк школы разрабатывает тактику сопровождения (кто, когда и какими методами будет осуществлять коррекционные мероприятия). Психолого-педагогический консилиум – это актуальная и практически значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве.
Практическое психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений деятельности нашей школы. Мы корректируем направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.
Коррекционно-развивающая работа проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса;
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, работа кружков);
- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- составление индивидуальных программ психологического сопровождения учащихся;
- организацию внеурочной деятельности, направленной на социально-личностное развитие;
- разработку групповых психокоррекционных программ в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ;
- социальное сопровождение учеников в случае неблагоприятных условий жизни.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся.
Формы психолого-педагогического сопровождения: диагностика, психолого-педагогическое просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа.
Более подробно хотелось бы остановиться на работе специалистов школы по сопровождению
Учитель-дефектолог в системе сопровождения осуществляет следующие функции: обследует, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у учащихся дефекта, комплектует группы для занятий с учётом психологического состояния детей, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и их максимальной коррекции, работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки; консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии; способствует пониманию развития и функционирования общества в целом и отдельных составляющих его социальных систем, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и освоению профессиональных программ; использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов; реализует образовательные программы; обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию.
В обязанности учителя-логопеда систему сопровождения входит : всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и групповых занятий с обучающимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.
Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.
Слайд 13.
В настоящее время охват работой специалистов школы составляет 50, 60 20 процентов соответственно. Количество обучающихся растет,
И по-прежнему, остаётся актуальной проблема поиска эффективных форм, методов, технологий в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Особенно с каждым годом становится всё больше детей с ТРН, и работать с ними всё тяжелее и тяжелее.
Требуется особый подход, специальные условия и развивающая среда. Традиционные занятия и стандартное оборудование не могут в полной мере дать тот результат, на который рассчитывает специалист. Поэтому встаёт остро вопрос о том, как оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, какие современные технологии и разработки помогут
повысить эффективность работы специалиста в целом.
Слайд 14
С апреля 2019 года Чкаловская школа - интернат на основании приказа министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №316-01-63-852 от 05.04.2019 года стала участником мероприятия по поддержке образования для детей с ОВЗ федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019 году. Участие в проекте позволило внедрить и использовать в работе специалистов самые современные технологии и оборудование, значительно улучшить техническое оснащение кабинетов.
Слайд 15
Одной из задач реализации мероприятия было обновление оборудования и оснащение кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностическими комплектами, коррекционно-развивающими и дидактические средствами обучения). Создан реабилитационный кабинет «Дом СОВЫ», создана и оснащена сенсорная комната, отремонтированы и оснащены современным оборудованием школьные мастерские по профилям «Швейное дело», «Столярное дело», «Слесарное дело». Концепция дизайна помещения и решение по оснащению кабинетов были разработаны в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.3286-15 2015 года, рекомендованным фирменным стилем оформления помещений «Доброшкола», пожеланиями педагогов и родителей.
Слайд 16,17,18
Пространство кабинетов было организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалиста. Кабинеты разделены на несколько рабочих зон, имеющих функциональную нагрузку.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия. Набор современных компьютерных программ и оборудования позволяет наиболее эффективно специалистам нашей школы построить свою работу с обучающимися в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Слайд 19
В реализации коррекционных программ ведущее место занимают новые информационные технологии. Опыт применения компьютера при обучении школьников с нарушениями в развитии, показывает, что обучение с помощью компьютера обладает рядом преимуществ (Белавина И.Г.). Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
Интерактивный комплекс - универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми более интересным, наглядным и увлекательным. Большая площадь поверхности Интерактивной Доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. На занятиях ребята становятся активными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, двигают геометрические фигуры и различные объекты просто пальцами. Умственно отсталые обучающиеся, лучше воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения. Хорошо использовать как при объяснении нового материала, так и для закрепления.
Слайд 20.
Интерактивные игры сайта «Мерсибо» могут использоваться для коррекции познавательной сферы, а также можно создать наглядные пособия для занятий.
Слайд 21,22.
Для комплексной работы над развитием речи и двигательных функций приобретен аппаратно-программный комплекс биологической обратной связи «Стабиломер». Игры развивают умение ритмично двигаться и говорить в такт, повышают ловкость, способствуют развитию умения контролировать центр тяжести и равновесие. Дети с удовольствием и интересом занимаются на стабиломере.
Слайд 23
Также на занятиях используется развивающе-коррекционный методический комплекс «Тимокко» с видеобиоуправлением. Он содержит игры, направленные на развитие физических и когнитивных способностей ребенка. Педагог должен выбирать игру, наилучшим образом соответствующую возможностям игрока в целях улучшения конкретных навыков. Принцип работы комплекса строится на управлении с помощью цветных шариков-перчаток, манипуляции с шариками можно выполнять одной или двумя руками.
Слайд 24
Вариант игры «Мозаика». Игровое правило заключается в следующем: на экране спрятана картинка с цифрой, игрок должен открыть картинку, удерживая шарики-перчатки, последовательно на каждом элементе. По открывающимся частям изображения ребенок стремится угадать спрятанную цифру.
Вариант игры «Найди пару»: на экране выложено 6 карточек, на скрытой стороне написаны буквы. Игрок переворачивает карточку, удерживая шарики-перчатки над ней, запоминает букву и подыскивает ей пару с такой же буквой.
Слайд 25
В реабилитационном кабинете оборудован сенсорно-динамический зал с набором специальных инструментов «Дом Совы». С помощью оборудования данного комплекса корректируются недостатки ориентировки в пространстве, сверх чувствительность, нарушения внимания. Мы используем упражнения на раскачивание в гамаке, на качелях, проползание в туннеле. Также активно используется этот комплекс во время проведения квестов, дети без страха преодолевают препятствия.
Слайд 26.,27
Для коррекции восприятия, основы развития мышления у детей с нарушением интеллекта, мы активно используем набор дидактических материалов для развития и коррекции восприятия.
С помощью набора «Предметный мир в картинках» формируем умение воспринимать предметную картинку, закрепляем представления о внешних признаках предметов (например, о цвете, форме )
Слайд 28.
С помощью набора «Сказки» решаются следующие методические задачи:
-расширение и уточнение словаря;
-совершенствование грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
-тренировка вербальной и зрительной памяти;
Методический набор «сказки» предназначен для формирования умения воспринимать сказку, отличать ее от других литературных произведений, анализировать содержание, устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 29.
Например, игра «Картинка заблудилась»
Цель: обеспечить усвоение содержания сказки, совершенствование восприятия иллюстраций к сказкам, формировать умение правильно воспринимать сюжетную картинку, анализировать ее содержание, устанавливать причинно-следственные связи, развивать вербальную зрительную память.
Игровое правило: найти картинку, не относящуюся к сказке.
Варианты игры Увеличить количество картинок. Определить, к какой сказке лишняя картинка. Нарисовать картинку к сказке. Игру можно провести ; группой 2-3 детей. Сначала на общем, а затем на разном для каждого ребенка игровом материале.
Дидактическая игра «Живые картинки»
Цель: формировать умение целостно воспринимать сюжетную картинку, действовать в соответствии с ее содержанием; устанавливать причинно-следственные связи; активизировать словарный запас ребенка; учить пересказывать сказки с опорой на иллюстрацию и с помощью театра игрушек, развивать вербальную память.
Игровое правило: действовать игрушками-персонажами в соответствии с содержанием сказки.
Игровое действие: припоминание сказки, рассматривание иллюстраций, выбор персонажей, распределение ролей, соотнесение текста сказки и действий игрушек.
Варианты игры
Игру можно провести индивидуально или с группой 2-5 детех. Можно выбрать ребенка на роль ведущего. Можно заранее подготвить декорации. Возможно использовать не игрушки, а элементы костюмов для драматизации сказки.
Дидактическая игра «Сказочная викторина»
Цель: формировать умение соотносить содержание сказки и изображение на картинках; формировать умение различать сказки по иллюстрациям, развивать связную речь, вербальную и зрительную память.
Игровое правило: определить, к какой сказке относится картинку- на которую показал игровой волчок, установить последовательность картинок-
Игровое действие: вращение волчка, припоминание сказок, рассматривание иллюстраций, соотнесение текста сказки и содержания картинки, группировка картинок, установление последовательности иллюстраций.
Варианты игры
Можно увеличить количество картинок и (или) сказок.
Слайд 30
Комплекс упражнений, проводимых с использованием комплекта «Свойства предметов» предназначен для развития тактильных ощущений и осязательного восприятия. С его помощью можно развивать представления детей о фактуре предметов, о тяжести предметов, о материалах, их которых они изготовлены.
Слайд 31
Игра «Найди и назови»
Цель: обучать специальным обследующим движениям, учить обозначать словами свойства и качества материалов, признаков предмета; расширять словарный запас ребенка за счет усвоения слов-названий сенсорных эталонов, способов действия.
Игровое правило: называть предмет, который достал из корзинки и соотнести с определенной группой похожих предметов. В игре используются фигуры по разным лексическим темам.
Игра «Большой-средний-маленький»
Цель: учить обозначать словами свойства и качества материалов, признаков предмета; формировать сенсорный эталон длины и ширины.
Игровое правило: подобрать каждой лягушке свою дорожку по длине и ширине.
Слайд 32,33
Работа с пособием «знакомство с формой» позволит уточнить представления детей о форме (узнавание, сличение, знание названий, самостоятельное называние геометрических фигур, геометрических тел и реальных предметов) и величине (большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, глубокий-мелкий).В ходе проведения дидактических игр расширяется словарный запас ребенка (за счет усвоения слов-названий сенсорных эталонов, способов действий, названий предметов различных лексических групп), совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.
Слайд 34,35
Дидактический набор «Знакомство с цветом» предназначен для формирования представлений детей о цвете. В ходе проведения дидактических игр расширяется словарный запас ребенка(за счет усвоения слов-названий сенсорных эталонов, способов действий),совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь. В комплект входит рамки, окрашенные в разные цвета, к каждой рамке грибочки такого же цвета.
слайд 36,37
С помощью тактильного домино формируем у детей представления о фактуре предметов (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, тёплый, холодный), об оттенках цветов (серый, лимонный, бирюзовый), формируем умение правильно располагать предметы в пространстве. расширяется словарный запас ребенка (за счет усвоения слов-названий сенсорных эталонов, способов действий), совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь. Воспитывается умение понимать «правила игры», работать в группе, развиваются навыки социального взаимодействия. Набор «Тактильное домино» особо эффективен при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы.
слайд 38,39
Методический комплект «Сенсорные пластины» направлен на развитие тактильного восприятия и различения с усложнением в виде когнитивной нагрузки (счет, выстраивание числовых последовательностей). Рекомендован для индивидуальной работы. Комплект предполагает проведение упражнений, как при полном сенсорном контроле, так и при условно-изолированном тактильном канале(из работы исключается слуховой и зрительный анализатор).
Изоляция эта условна, поскольку для её достижения в комплекте «Сенсорные пластины» предусмотрены тканевые мягкие очки и легкие шумоизоляционные наушники. В этом случае, когнитивная нагрузка создает условия для так называемых осмысленных тактильных упражнений. Условная изоляция зрительного и слухового анализаторов в процессе выполнения заданий создаёт определённый сенсорный дефицит, преодолеть который можно только через повышение концентрации внимания и более внимательный анализ тактильных ощущений. В состав комплекта входит набор пластин из оргстекла, на каждой пластине есть определенное количество отверстий, кроме этого в наборе есть наушники, повязка на глаза, сборник упражнений, где предлагаются подробно описанные задания для разного возраста и разного уровня развития детей. Упражнения существенно активизируют мозговую деятельность, улучшают память, произвольное внимание, межполушарное взаимодействие.
слайд 40
Игры с песком способствуют решению следующих задач:
-во-первых, так как мы фактически предлагаем игру, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое
-при взаимодействии с песком и различными объектами активно развивается « тактильная» чувствительность;
-гармоничное и интенсивное развитие всех познавательных функций, а также речи и мелкой моторики;
-песок и вода содействуют снятию психоэмоционального напряжения;
Игры с песком являются эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей с умственной отсталостью. По сути, для ребенка создается безопасная, стимулирующая, творческая среда, позволяющая компенсировать дефициты развития в рамках индивидуального темпа. Для каждого возраста, конечно, будут использоваться свои игры на песке, но основной принцип работы с любым ребенком- это идти за ним. За его потребностями и фантазиями, идти за его игрой, помогая и направляя реализовывать его планы. Необходимым условием работы всегда является желание ребенка.
слайд 41,42
Дидактический игровой набор «Сенсорный ящик» предназначен для развития тактильных ощущений и осязательного восприятия. С его помощью можно формировать представления о фактуре предметов, о тяжести предметов. Кроме того, работа с пособием позволит уточнить представления детей о форме(узнавание, сличение и т.д.) В методическом руководстве описано пять вариантов игр для групповых и индивидуальных занятий,
слайд 43
дети на коррекционных занятиях увлеченно работают с данным дидактическим оборудованием и затем закрепляют знания на организованных нами внеклассных мероприятиях.
Например, часто мы ставим театрализованные представления, где дети эмоционально передают атмосферу сказки, переживают чувства героев, учатся на примере сказки отличать добро от зла.
Слайд 44,
В сенсорно- динамическом зале проводили занятие по сказкотерапии «Дикие лебеди» по сказке Андерсена,
Слайд 45,
На предметных неделях психологии логопедии и дефектологии проводили дни интерактивных игр, где дети могли самостоятельно выбрать любимую игру.
Слайд 46,
Проводили квест «Путешествие в лето»
Слайд 47,
квест «Дорогами Великой отечественной войны»,
слайд 48
Сценарии этих занятий заняли 2 место и 1 место в региональном конкурсе «Школа территория здоровья» и 2 место во всероссийском конкурсе «Школа -территория здоровья», 1 место во всероссийском конкурсе методических разработок по патриотическому воспитанию детей и подростков.
Слайд 49,.
Чтобы отследить эффективность проводимых занятий проводится диагностическая работа в начале и конце года.
Анализируя полученные данные психологического обследования, видим, что у обучающихся начальных классов отмечается положительная динамика в развитии психомоторных, сенсорных и познавательных психических процессов в результате занятий. Мы видим, что у поступивших в 1 класс детей низкий уровень развития всех видов деятельности. Слабо развита двигательная сфера (нарушена крупная и мелкая моторика), познавательные процессы и эмоциональная сфера (дети не умеют объяснить свое эмоциональное состояние, не сформированы устойчивые формы саморегуляции). Дети затруднялись отвечать на вопросы по содержанию текста и картины, не умели рассматривать картину. Затруднено было развитие мыслительных процессов: дети не умели сравнивать, обобщать, выделить главное.
По итогам занятий во 2 и 3 классе в результате проводимой систематической работы, показатели в развитии стали выше. У обучающихся 4 класса уровень развития поднялся до средних и высоких показателей, что говорит о положительной динамике в результате проводимой работы.
Работа по развитию сенсорной сферы и психомоторики в коррекционной школе необходима, дети с интересом занимаются в сенсорной комнате, уровень развития познавательных психических процессов в результате занятий повышается с каждым годом. Повышается и мотивация детей к учебе.
Слайд 50,
Логопедическая работа по итогам 2021-2022 учебного года даёт положительный результат. Общий уровень состояния устной речи на конец 2021-2022 учебного года составил 71%, что на 8% выше по сравнению с началом 2021-2022 учебного года. Показатель коррекционной работы учителя-логопеда определяется по стабильным результатам в развитии устной речи, формировании навыков правильного письма и чтения. Итогом работы учителя-логопеда является уровень освоения общеобразовательных программ по русскому языку и литературному чтению.
Слайд 51
В ходе дефектологического обследования, проведённого в конце года наблюдается значительная положительная динамика по следующим направлениям: формирование коммуникативной компетенции, развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, незначительная положительная динамика наблюдается по следующим направлениям коррекционной работы: формирование математического анализа и синтеза, формирование пространственно-временных отношений.
Слайд 52
Коррекционная работа с детьми с ТМНР по итогам учебного года тоже дает положительный результат.
Слайд 53,
Представляем вашему вниманию диагностику личностного развития одного обучающегося из данной группы детей.
Дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью не могут освоить 1-й(основной) вариант адаптированной общеобразовательной программы (АООП) испытывают существенные трудности в ее освоении. Поэтому они получают образование по2-му варианту АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. Этот вариант программы позволяет вписаться в образовательное пространство всем обучающимся вне зависимости от тяжести состояния. В Стандарте, кроме академического компонента, введено такое понятие, как «жизненные компетенции». Овладение доступными навыками коммуникации, самообслуживания, бытовой и трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе. Чем глубже интеллектуальные нарушения, тем важнее становится работа над формированием жизненных компетенций. С нашей точки зрения, для детей с тяжелой умственной отсталостью наиболее значимы следующие жизненные компетенции:
— самообслуживание;
— ориентировка на себе и в пространстве;
— социальное поведение;
— коммуникативные навыки.
Слайд 54
Для повышения качества проводимой деятельности мы разработали мониторинги, служащие механизмом контроля. Для каждого из них составлена шкала оценки уровня развития различных сфер деятельности, выделены критерии и их оценки в баллах, что позволило определить качественные уровни развития обучающихся. Балльная оценка позволяет наглядно отслеживать минимальные изменения показателей развития. В течение года проводятся два мониторинговых исследования: первичный и итоговый. Данные мониторингов позволяют выявлять актуальный уровень и «зону ближайшего развития» каждого ребенка, а также дифференцировать группы воспитанников по уровню развития.
Слайд55,
Итоги совместной работы педагогов и специалистов отражены в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения.
Данная карта разработана инициативной группой педагогов и специалистами школы.
Главная цель в разработке содержания диагностической карты заключается в том, чтобы она была достаточно универсальна. А именно была пригодна практически для любого ребенка, имеющего различные сочетания нарушений, а также максимально информативна для наиболее точного раскрытия особенностей психического, физического и социального развития ребенка. Поэтому карта сопровождения развития для детей включает в себя медицинскую, социальную, психолого-педагогическую, логопедическую информацию.
Слайд 56,
Главное назначение карты развития для обучающихся заключается в том, чтобы с ее помощью стало возможным оценить все области сферы развития ребенка (психомоторные, эмоциональные, интеллектуальные функции, личность в целом). На основе полученных данных намечаются направления работы по развитию и обучению
Слайд 57 .
Карта сопровождения ведется весь период обучения в школе, что позволяет отследить положительную динамику в развитии ребенка.
Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с умственной отсталостью по программе (рекомендованной ПМПК, текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности).
Таким образом, система психолого-педагогического сопровождения в нашей школе это слаженная работа команды педагогов и специалистов которая позволяет создать комфортную развивающую образовательную среду обеспечивающую качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей, гарантирующую охрану и укрепление физического и психологического и социального здоровья обучающихся.