ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Байжанова Гульнур Мухтаровна,
Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»
Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Педагог-психолог организует взаимодействие подростков с той или иной областью информационной среды. Специфика воспитательной деятельности такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Основные принципы психолого-педагогической работы по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте:
- создание ситуации диалога;
- организация воспитательного пространства;
- изготовление продукта социокультурной деятельности;
- использование психологической экспресс-диагностики;
- восприятие социально значимой видеоинформации [1].
Психолого-педагогическая работа по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте:
- организация тематических занятий объяснению сущности процесса общения;
- организация временных творческих коллективов при работе над социальным проектом;
- формирование портфолио учащегося;
- организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе;
- создание образовательных ресурсов;
- дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности;
- социально-психологические и оздоровительные проекты;
- социально-педагогические и психологические игры;
- психолого-педагогическая олимпиада;
- коллаж;
- социально-педагогический тренинг [2, с.46].
Проведение мини-тренингов, круглых столов и ток-шоу, способствующие развитию личностных, морально-нравственных, духовных, мировоззренческих качеств учащихся, формирования у них навыков семейно-бытовой культуры и гендерных отношений, так же используются в психолого-педагогической работе по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте.
1. Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации - способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации, основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале занятия, внеклассного мероприятия и т.п.) для оперативного включения в совместную работу всех и каждого учащегося. Назначение методов этой группы - формирование положительной мотивации в предстоящей деятельности, взаимодействии, развитии спектра позитивных эмоций и чувств.
2. Методы организации обмена деятельностями. Методологической основой организации и осуществления методов данной группы является признание деятельности ведущим средством и условием развития участников педагогического процесса. Методы этой группы предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, соотношение деятельностей педагога и учащихся, т.е. специально организованная деятельность педагога провоцирует учащихся на соответствующую деятельность и наоборот. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития. Среди ведущих условий реализации методов обмена деятельностями отметим соблюдение структуры деятельности.
3. Методы организации мыследеятельности - создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций; в их основе лежит организация и стимулирование мыслительной деятельности учащихся и педагога, которая является критерием и одним из ведущих условий личностно-ориентированного педагогического процесса. Смысл мыследеятельности состоит в эффективной организации индивидуальной мыслительной деятельности учащихся, являющейся основой познавательной деятельности человека, основой развития мышления. Организация мыследеятельности заключается в: выполнении учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.); обмене мыслительными деятельностями между участниками педагогического процесса; смене и разнообразии видов и форм мыслительной, познавательной деятельности; сочетании индивидуальных и групповых форм работы; проблемном обучении; использовании в педагогическом процессе развивающих (продуктивных) педагогических технологий; смыслотворчестве учащихся и педагога; рефлексии [3, с.23].
4. Методы организации смыслотворчества - ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях и предметах, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.
5. Методы организации рефлексивной деятельности - направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия своей деятельности, ее результатов, позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.
6. Интегративные методы (интерактивные игры) - являются способами взаимодействия педагога и учащихся, в которых интегрируются все ведущие функции интерактивных методов. Метод интерактивной игры интегрирует в себе все вышеназванные методы: создания благоприятной атмосферы; организации коммуникации; обмена деятельностями; мыследеятельности; смыслотворчества; рефлексивной деятельности. Интерактивная игра является одним из наиболее продуктивных педагогических методов, создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педагогического процесса [4, с.34].
Перед педагогами-психологами стоит задача выработки и внедрения таких форм, приемов и методов воспитания, которые бы были нацелены на преодоление трудностей в общении в подростковом возрасте. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина РК, и его ценностных ориентаций,
Педагог-психолог должен создавать ситуации, в которых учащийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.
Методы в психолого-педагогической работе по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте и психолого-педагогические задачи, которые решаются с помощью этих методов указаны в таблице 1.
Таблица 1. - Методы в психолого-педагогической работе по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте
№ | Группы методов | Психолого-педагогические задачи | Интерактивные формы |
1 | Методы созда-ния благопри-ятной атмос-феры, органи-зации общения | Организация коммуникации -способствование самоакту-ализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся ситуации | интерактивная экскурсия; круглый стол; тренинги; работа в малых группах; «большой круг» |
2 | Методы организации обмена деятельностями | сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников взаимодействия, совместную активность, орга-низация двусторонней деяте-льностей педагога и учащихся | -использование кейс-технологий; круглый стол; деловые и ролевые игры; -сase-study (анализ конкрет-ных, практических ситуа-ций); тренинги |
3 | Методы организации мыследеятельности | создают благоприятную атмос-феру, способствуют мобилиза ции творческих потенций учащихся, развитию их положи-тельной мотивации к учению, стимулируют актив-ную мыслительную деятельность, | использование кейс-техно-логий; круглый стол; мозговой штурм; дебаты; сase-study (анализ конкрет-ных, практических ситуа-ций); «большой круг»; метод прое-ктов (внеурочная деятельность |
4 | Методы организации смыслотворчества | создание учащимися и педагогом нового содержания педпроцесса, создание своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях и предметах, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла | мозговой штурм; дебаты; фокус-группа; деловые и ролевые игры; сase-study (анализ конкретных, практи-ческих ситуаций); учебные групповые дискуссии; тренин-ги; «большой круг»; «вертуш-ка»; «аквариум»; «карусель» |
5 | Методы организации рефлексивной деятельности | направлены на самоанализ и самооценку участниками взаимодействия своей деятельности, ее результатов | круглый стол; мозговой штурм; дебаты; фокус-группа; деловые и ролевые игры |
6 | Интегративные методы | являются способами взаимодействия педагога и учащихся, в которых интегрируются все ведущие функции интерактивных методов создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педагогического процесса. | организация временных творческих коллективов при работе над проектом; формирование портфолио; организация дискуссий и обсуждений спорных вопро-сов, возникших в коллективе; дебаты по психологическим и оздорови-тельным проблемам личности; психолого-педагогическая олимпиада; коллаж; тренинг |
Можно выделить следующие обязательные педагогические условия психолого-педагогической работы по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте:
- Доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между социальным педагогом и учащимися;
- демократический стиль взаимодействия;
- сотрудничество в процессе социального педагога и учащихся, обучающихся между собой;
- опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности учащихся, их регулярная и целеобусловленная смена;
-включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации учащихся [5].
Таким образом, эффективность исследуемого процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. При этом:
- выявляется реальное состояние воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;
- анализируются изменения, произошедшие в воспитательном процессе (изучение влияния разных условий и средств на результаты работы);
- выявляются возможности развития воспитательного процесса, происходит поиск путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;
- определяется эффективность влияния воспитательной работы на развитие личности учащихся и педагога, отношений в коллективе.
Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога-психолога с учащимися обусловлена объективными условиями воспитательного процесса. Организация взаимодействия социального педагога с учащимися как совместной деятельности дает возможность, во-первых, перейти от монологического стиля общения к диалогическому, от авторитарной формы отношений к авторитетной. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Список литературы
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во МГУ, 2021. - 168с.
Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. – СПб.: Речь, 2019. – 170 с.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения: Развивающие занятия по психологии для мл. кл. – М.: Перспектива, 2019. – 180 с.
Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. – СПб.: Питер, 2017. - 141 с.
Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. – 2021. – №11. – С. 12-17.