Организация учебной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физики
Как правило, я сталкиваюсь с тем, что не все учащиеся справляются с поставленными задачами на уроке.
Для всех учащихся необходимо ставить посильные цели и сообщать о конкретной оценке за совершенные действия.
Проводя уроки решения задач по теме, для детей с овз я готовлю отдельные задания, на порядок меньше по сложности. Чтобы ребенок мог выполнить большую часть задания.
При подготовки тестовых заданий я руководствуюсь тем, что вопросы теста должны содержать главную информацию темы и количество вопросов должно быть меньше.
Часто на своих уроках использую тренировочные самостоятельные работы. К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств. В заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить законы, формулы, свойства тех или иных физических объектов.
Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ ученику необходима моя помощь. Также можно разрешить пользоваться учебником и записями в тетрадях, таблицами. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её.
При работе с детьми овз применяю индивидуальный подход, это создает рабочую атмосферу и дети охотно включаются в работу.
При проведении самостоятельной работы для слабоуспевающих учеников, я оказываю различные виды помощи:
-указываю тип задачи;
- выдаю к задаче рисунок, чертеж, схему или краткую запись условия, алгоритм решения;
- указываю аналогичную задачу, решенную ранее;
- объясняю ход решения подобной задачи;
-предлагаю решить вспомогательную задачу, наводящую на решение основной задачи;
- указываю теорию, правила, формулы, на основании которых решается задача.
Работа с учебником, таблицами, схемами, задачами в рисунках, тесты с выбором ответа дают возможность детям не только запомнить тему, но и самостоятельно делать выводы, анализировать полученные результаты.
К каждому заданию дополнительно дается инструкция, с помощью которой ребенок может выполнить задание самостоятельно, при необходимости, если требуется помощь, он может обратиться к учителю.
Устные ответы прослушиваются индивидуально, в форме беседы. В процессе беседы ребенок говорит о личном опыте, о примерах из жизни, рассуждает где бы он мог применить знания.
На своих уроках я применяю метод кейсов. Используя этот метод, знания по предмету у детей становятся не кратковременными, а более устойчивыми. Задания для детей с овз подбираю более легкие, чтобы они могли сами сделать выводы, анализировать. Описание ситуаций, которые происходят или могут произойти в жизни связаны с предметом, показывает, что личный опыт ребенка намного интереснее ему самому.