Организация работы по безопасности дорожного движения в детском саду
Особое значение в образовательной работе детского сада отводится обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить детей к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию.
В этой статье рассмотрен результат работы по комплексно - тематическому принципу планирования по теме «Правила дорожного движения». В ходе реализации данного материала дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме знакомятся с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Данная разработка будет полезна и интересна воспитателям всех возрастных групп, т. к. на ее основе можно продолжить работу с детьми по изучению темы о правилах дорожного движения.
Актуальность выбранной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение цели по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности детей через решение одной из важнейших задач, а именно через передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Цель работы: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Создать условия для обучения детей правилам безопасности поведения на дороге;
2. познакомить детей с правилами дорожного движения и научить их соблюдать правила в повседневной жизни;
3. повышать эффективность воспитательно - образовательного процесса по профилактике дорожно - транспортного травматизма в образовательном учреждении.
4. Развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность работников ГИБДД, педагогов, родителей, представителей общественных организаций.
Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является создание соответствующей материальной базы. В помощь воспитателям в методическом кабинете дошкольного учреждения должны быть подобраны:
-методическая и художественная литература, энциклопедии;
-конспекты НОД и бесед о правилах ДД;
-пособия для занятий и игр (это атрибутика, макеты знаков, домов, светофор);
-альбомы;
-папки – передвижки, консультации для родителей;
-наличие развивающих фильмов, презентаций, дисков;
-дидактические пособия, игры.
Данный вид деятельности трудоемкий, т. к. требует затрат времени на приготовление атрибутики, изучение методической литературы по данной теме.
Начинать работу желательно с глубокого изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовать анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия.
Получив данные, активизировать работу в данном направлении. Анкетирование родителей дает возможность педагогам спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, содержания папок – передвижек. Знакомство с этой темой начать с предварительной работы, в которой дети совместно с воспитателями и родителями изготовят пособия – макеты домов, дорожных знаков, атрибутику к играм. Воспитателям подобрать методическую литературу, собрать материал по теме. Это книги, журналы «Воспитатель ДОУ» и «Управление ДОУ», приобрели плакаты, буклеты, учебно - развивающие фильмы.
Для достижения данного материала воспитатели детского сада могут использовать различные формы, методы и приемы работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в образовательных областях ФГОС:
-НОД (обучающие и развивающие занятия)
-индивидуальная работа;
-целевые прогулки, экскурсии;
-викторины, беседы, отгадывание загадок;
-тематические недели;
-праздники и развлечения;
-тематические встречи с инспектором ГИБДД;
-конкурсы рисунков, выставки.
В ходе применения данных приемов дети постигают и закрепляют важные правила пешехода.
Одной из основных задач предметно – развивающей среды должно быть обогащение игрового центра активности элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей по теме знакомства с правилами ДД. Предметно – развивающая среда должна быть оснащена:
-Дидактическими играми по правилам уличного движения;
-учебными макетами, перекрестками;
-моделями транспорта: машинки легковые и грузовые, специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина);
-макетами с дорожными знаками, светофор, игрушки – куклы;
-настольно – печатными играми;
-различными альбомами на данную тему, буклетами;
-художественными произведениями по правилам ДД;
Группы желательно оснастить техническими средствами: телевизор, музыкальный центр, мультимедиа проектор, чтотбы дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», различные презентации, слушать стихи, песни, которые помогают детям закреплять правила дорожного движения, слушать стихи, песни.
Главным фактором в обучении ребенка правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Участниками образовательного процесса являются не только педагоги, но и родители. Особенность получения детьми основ безопасного поведения зависит от сотрудничества с родителями. Они являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей. С участием родителей проводятся:
-родительские собрания по теме: «Правила дорожные знать каждому положено»
-проводятся анкетирования
-воспитателям выпустить консультации «Обучение дошкольников правилам безопасности на проезжей части»;
-провести информационную встречу с участием инспектора ГИБДД;
-провести открытое занятие;
-провести семейные конкурсы рисунков, плакатов, поделок по изготовлению атрибутов и макетов к играм;
-совместную викторину с участием родителей и детей по теме «Правила ДД», где команда детей стала победителем;
-оформить информационные стенды, папки – передвижки, где родителям давать рекомендации и советы, как вести себя на улицах города вместе с ребенком с учетом возраста детей.
Заключение
Таким образом, в ходе реализации данного материала дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме познакомяться с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. Дети научатся соблюдать элементарные правила организованного поведения на улице, в транспорте, понимать значение сигналов светофора, дорожных знаков.
А также, совместно с родителями и воспитанниками научатся проигрывать элементы ПДД присутствующие в жизненных ситуациях, из которых сделают выводы, что нужно делать, а что запрещается. Старшие дошкольники имели возможность закрепить свои знания как в совместной деятельности с воспитателем: театрализованная деятельность, интеллектуальные и дидактические игры, так и в самостоятельной деятельности на прогулке и в режимных моментах: сюжетно – ролевая игра, подвижные игры.