Рассмотрена на заседании ШМО Руководитель Ященко Н.Д. | Утверждаю Директор ______С.Ю. Красильникова приказ № 106 от 09.06.18г |
Программа
по физической культуре
«Одарённые дети»
Составитель программы:
учитель физической культуры
Чеботарев И.В.
Пояснительная записка
Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Целью программы является формирование условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в сфере физического воспитания.
Основными задачами программы являются:
развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми;
совершенствование системы выявления и осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
создание механизмов поддержки одаренных детей;
отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют физическому развитию;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, региональных, всероссийских олимпиадах, в соревнованиях и конкурсах различного уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы
Данная программа призвана способствовать:
развитию общих способностей одаренных детей;
развитию физических способностей одаренных детей;
социальной и психической поддержке одаренных детей;
повышению качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
повышению качества образования и воспитания школьников;
формированию банка технологий и программ для диагностики способных и одарённых детей;
Основные мероприятия программы
Основными мероприятиями программы являются:
проведение круглого стола по обмену опытом работы с одаренными детьми;
разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для работы с одарёнными детьми;
организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;
приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;
приобретение научной и учебно-методической литературы;
Обоснование проблемы. Анализ ее исходного состояния
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. Одаренность - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них не зависимый. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. Одаренность - основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему развивать свой талант на более высокие уровни.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети».
Согласно учебному плану школы организованно на базе школы такие спортивные секции по футболу , настольному теннису, шахматам ; внеурочная деятельность: «Подвижные игры», « ГТО», «Настольный теннис»
Ежегодно проводятся школьные, городские олимпиады и соревнования;
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели | Задачи |
1. Выявление одаренных детей | 1.Знакомство педагога с данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение педагога через методическую и научную литературу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей. | 1.Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. |
| |
Формы работы с одаренными учащимися:
развивающее обучение, работа в малых группах;
игровые технологии;
спортивные секции;
задания творческого и нестандартного характера;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
спортивные соревнования.
План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети»
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации |
| 2016 | 2017 | 2018 |
1 | Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания | | + | - | - |
2 | Разработка и утверждение документальной базы | | + | - | - |
3 | Участие в школьных,районных олимпиадах | | + | + | + |
4 | Участие в школьных, районных соревнованиях. | | + | + | + |
5 | Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей | | + | + | + |
6 | Участие в конкурсах | | + | + | + |
| | | | | | |
7 | Организация в каникулярные дни тренировочных занятий, соревнований для одаренных детей | | + | + | + |
8 | Участие в конкурсах исследовательских работ | | + | + | + |
| | | | | | |
9 | Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей. | | + | + | + |
10 | Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей. | | + | + | + |
11. | Подведение итогов реализации программы | | - | - | + | |
| | | | | |
План работы с одарёнными детьми
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности | Сентябрь | Учитель физкультуры |
2 | Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь-октябрь | Учитель физкультуры |
3 | Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь | Учитель физкультуры |
4 | Организация и проведение I тура (школьных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана внутришкольных СММ | Учитель физкультуры |
5 | Подготовка учащихся к участию во II туре (городских) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана городскихСММ | Учитель физкультуры |
6 | Подготовка учащихся к участию в III туре (региональных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана региональных СММ | Учитель физкультуры |
7 | Подготовка учащихся к участию в IV туре (всероссийских) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана | Учитель физкультуры |
8 | Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися | Октябрь | Учитель физкультуры |
9 | Организация работы одарённых учащихся | В течение года | Руководитель ШМО |
10 | Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимися | В течение года | Заместитель директора |
11 | Создание банка данных результатов работы одарённых детей | В течение года | Учитель физкультуры |
12 | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года | Учитель физкультуры |
13 | Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей | Декабрь | Учитель физкультуры |
14 | Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьми | В течение года | Учитель физкультуры |
15 | Подведение итогов работы с одарёнными детьми | Апрель-май | Учитель физкультуры |
16 | Поощрение и стимулирование одарённых учащихся | Апрель-май | Учитель физкультуры |
Формы работы с одаренными детьми
Групповые занятия с одаренными детьми
Работа в кружках и секциях по интересам.Участие в соревнованиях, конкурсах, предметных декадах,
исследовательской и проектной деятельности, олимпиадах