СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся на основе профессионального интереса

Нажмите, чтобы узнать подробности

на основе анализа психолого-педагогической литературы были разработаны критерии сформированности готовности к профессиональному самоопределению обучающихся;

- установление взаимосвязи уровня профессионального самоопределения и уровня сформированности профессионального интереса.

 

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся на основе профессионального интереса»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА


Сироткина Лаура Александровна

Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова



Для того, чтобы определиться с содержательной стороной психолого-педагогической деятельности по формированию готовности обучающихся к профессиональному самопределению на основе профессионального интереса, выявили уровень их профессиональной информированности. Для этого использовали материал описанных ранее методик. Данные представлены в таблице 1.


Таблица 1. - Информированность обучающихся о будущей профессии


Признак

Кол-во

1

Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования

9 (28,1%)

2

Я знаю, в каких условиях буду работать

10(31,3%)

3

Я знаю обязанности, которые буду выполнять на работе

5(15,6%)

4

По моему мнению, знание будущей работы не гарантирует от разочарований

29(90,6%)

5

Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно

24(75%)

6

Чем больше профессий я знаю, тем легче мне будет выбрать.

19(59,4%)

7

Мне трудно узнать о перспективах, той или иной профессия.

21(65,6%)

8

Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.

15(46,9%)

9

Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы

7(27,9%)

10

Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия

-

11

Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий

32(100%)

12

Практическая работа в (кружках, в УПК, на практике) очень помогли мне в понимании мира профессий

6(18,8%)

13

Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях

21(65,6%)

14

Лучший способ познакомиться с профессией – поговорить с тем, кто по ней работает

18(56,3%)

15

Заранее известных способов изучения мира профессий не существует

13(40,6%)

16

Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные

9 (28,1%)

17

Я не доверяю рекламе профессий

15(46,9%)

18

Я не знаю как осуществить свой профессиональный выбор

29(90,6%)

19

Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию

13(40,6%)

20

Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение

8(25%)


Таким образом, данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что большинство обучающихся не знают как осуществить свой профессиональный выбор, не знают существенных характеристик своей будущей професии, не знают в каких условия будут работать и какую профессиональную деятельность в будущем будут выполнять. Как следствие, наличие определенных трудностей в усвоении правил и норм профессиональной деятельности, а значит и проблемы с социализацией в целом. Приведенные результаты позволили определить уровни информированности о мире профессий. Данные об уровнях информированности о мире профессий и характеристика этих уровней приводится в таблице 2.


Таблица 2. - Уровни информированности о мире профессии на констатирующем этапе эксперимента


Уровень

Характеристика уровня

Кол-во(%)

1

Низкий

Информация о профессии отсутствует. Профессиональный выбор не соотносится с желаниями и способностями. Профессиональный план отсутствует. Выбор профессии не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов

16 (50%)

2

Средний

Недостаточно полно соотносит информацию со своими способностями. Имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов

11(34,4%)

3

Высокий

Умеет соотносить информацию со своими способностями, сформирован профессиональный план, который соответствует познавательным интересам, профессиональной направленности, индивидуальным психическим особенностям

5(15,6%)


Для большинства обучающихся характерно отсутствие информации о профессии, несформированность профессиональных интересов (50%), тогда как профессиональная направленность, сформированность профессиональных интересов характерна для 15,6% респондентов. Наглядно данные, таблицы 2 можно представить на рисунке 1.


Рисунок 2. - Уровни информированности обучающихся о мире профессии на констатирующем этапе эксперимента


Определив уровни информированности обучающихся о мире профессии, провели с ними беседу, в ходе которой постарались выяснить возможные причины выбора той или иной профессии. В ходе беседы мы смогли установить следующее: у 48% обучающихся выбор будущей профессии носит деловой характер; 24% испытуемых выбирают профессию, руководствуясь материальным благополучием; небольшая часть (16%) испытуемых причиной выбора называет престижность профессии; только 12% ориентируются в выборе профессии на возможность реализации своих творческих возможностей.

Результаты, полученные в ходе диагностики профессиональной склонности, выявления профессиональных интересов, позволили нам предположить, что профессиональное самоопределение обучающихся может быть представлено четырьмя уровнями. В таблице 3 приводится характеристика выявленных уровней профессионального самоопределения обучающихся и приводится их характеристика.


Таблица 3. - Уровни профессионального самоопределения обучающихся на констатирующем этапе эксперимента


Уровни

Характеристика уровня

Кол-во (%)

1

Нулевой

Вы еще не определились с выбором своей будущей профессии, подвержены чужому мнению. Нуждаетесь в профориентационной помощи. Не достаточно знаете себя, свои способности и возможности. Необходимо заняться самопознанием и самоанализом.

9 (28,1%)

2

Низкий

Ваши мечты, касающиеся будущей профессии, часто меняются в связи с получением новой информации. На ваше мнение могут повлиять друзья, родные, близкие, положительный пример профессионалов своего дела. При окончательном выборе, необходимо вспомнить о собственных интересах, намерениях и желаниях, даже если они противоположны общему мнению вашего окружения.

12 (37,5%)

3

Средний

Вы осведомлены о мире профессий и государственном заказе. Имеете намеченные планы, касающиеся будущей профессии, однако нерушимые намерения практически отсутствуют, то есть вы находитесь в поиске наиболее подходящего для себя варианта.

7 (21,9%)

4

Высокий

Вы твердо определились с выбором будущей профессии, уверены в правильности своего решения, поэтому на ваше мнение тяжело повлиять со стороны. Вы знаете свои способности, стремитесь к самосовершенствованию. Необходимо заняться самоанализом, чтобы исключить преувеличение своих возможностей.

4 (12,5%)


Наглядно уровни профессионального самоопределения, приведенные в таблице 3 представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Уровни профессионального самоопределения обучающихся

Данные, приведенные таблице 3 и на рисунке 3, указывают на то, что профессиональное самоопределение обучающихся представлено нулевым (28,1%) и низким (37,5%) уровнями. Проанализируем степень выраженности конкретных аспектов социализации личности обучающегося. Получить эти данные возможно, используя методику определения уровня социальной адаптированности, автор А.В. Захаров. С помощью указанной методики можно установить степень выраженности таких социальных характеристик как уровень социальной адаптированности, уровень активности, уровень социальной автономности, уровень профессионального интереса. Уровень профессионального интереса обучающихся представлен в таблице 4.


Таблица 4. - Уровни профессионального интереса обучающихся на констатирующем этапе эксперимента


Уровни профессионального интереса

количество

высокий

4(12,5%)

средний

15(46,88%)

низкий

13(40,62%)


Данные таблицы 4 указывают на то, что у обучающихся низкий уровень профессионального интереса. Таким образом, данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся имеют не только низкий уровень профессионального самоопределения, но и низкие уровни основных характеристик, определяющих профессиональный интерес. Мы можем предположить, что, изменив уровень профессионального самоопределения, мы сможем повлиять и на позитивное изменение в уровнях основных характеристик, определяющих профессиональный интерес.

Для реализации психолого-педагогической деятельности по формированию готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса на этапе формирующего эксперимента была разработана программа тренинга «Мой выбор».

Цель: активизация личностного резервов на этапе профессионального самоопределения обучающихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и окружающей действительности.

Задачи:

1.Познакомить детей с различными видами профессий с их основными характеристиками и классификацией.

2.Выявить интересы и способности к различным профессиям.

3.Помочь воспитанникам в соотнесении своих возможностей и выбора с требованиями конкретных профессий.

4.Способствовать формированию самостоятельности и активности в построении профессионального плана у обучающихся на основе реального восприятия социальной действительности и собственных возможностей.

Организация занятий.

Программа разрабатывается для занятий с учащимися 10-11 классов. Численный состав группы 10-12 человек. Занятия будут проводиться 1 раз в неделю. Продолжительность одной встречи 2 учебных часа (по 30 минут астрономического времени). Тренинг рассчитан на 18 часов.

Предполагаемый результат реализации содержания тренинга: актуализация процессов профессионального самоопределения обучающихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и окружающего мира.

Показатели результативности:

- знание состояния своего здоровья и требований к профессии, знание своих профессиональных интересов и склонностей, возможностей их реализации на разных жизненных этапах; полнота знаний о факторах воздействия избранной профессии на состояние здоровья; знания о различных социальных институтах в городе, стране, оказывающих помощь и поддержку на этапе выбора, овладения профессией и дальнейшей профессиональной реализации.

- мотивы выбора профессиональной деятельности на основе соотнесения возможностей с желаниями, востребованностью профессии в обществе. Осознание необходимости иметь личный профессиональный план и проявление собственной активности для его реализации с учетом реальных социальных условий (мотивация на достижение).

- проявление самостоятельности и творческих возможностей в реализации заданий практической направленности; активная включенность в планирование своего профессионального плана; овладение навыками коммуникации, необходимыми для установления социальных контактов, необходимых для реализации плана.

Программа включает в себя:

Занятия, направленные на расширение представлений о себе, о своих интересах, возможностях;

Занятия, направленные на ознакомление с миром профессий, с профессиональными требованиями и общественной востребованностью того или иного труда;

Занятия, направленные на формирование умения планировать образ будущего профессионала, осознание собственной иерархии ценностей, моделирование профессиональной перспективы обучающихся.

Занятия, направленные на формирование профессионального интереса в процессе реализации собственного профессионального плана.

Тематическое планирование занятий по указанной программе приводится в таблице 5.



Таблица 5. -Тематическое планирование занятий по программе «Мой выбор»


Цель

Задачи

Час.

1

Вхождение в группу; формирование образа-Я участников группы путем самоанализа.


Познакомиться с членами группы; познакомить участников с основными принципами социально-педагогического тренинга, принять правила работы именно этой группы; дать возможность участникам задуматься о своем Я, осознание своих сильных и слабых сторон

1

2

Формирование образа-Я участников группы.


Осознание собственного образа-Я через отождествление себя с каким-либо предметом; получение вербальной и невербальной обратной связи

1

3

Обеспечить каждому участнику тренинга возможность получения индивидуальной и групповой оценки его личности, а также дать ему возможность обратной связи с группой

Формирование индивидуальной и групповой оценки личности

1

4

Расширение представлений и углубление знаний о различных профессиях.

Расширить представления учащихся о мире разнообразных профессий; выработка умения соотнести качества работника с требованиями профессий.

1

5

Расширение представлений и углубление знаний о различных профессиях.


Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности; показать участникам группы, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором; развитие умения соотносить личностные качества с требованиями различных профессий; расширение представлений о мире профессий, развитие умения находить различные профессии в одной и той же среде.

1

6

Соотнести свой образ-Я с требованиями различных профессий.

Помочь участникам лучше понять суть различных профессий, дать им возможность побывать в роли представителя той или иной профессии; помочь участникам определиться с желаемыми условиями будущей профессиональной деятельности и на основе этого подобрать соответствующие профессии.

1

7

Соотнести свой образ-Я с требованиями различных профессий.


Дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге; повышение уровня осознания возможных препятствий

1

Продолжение Таблицы 5



(ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий


8

Соотнести свой образ-Я с требованиями различных профессий

Профессионально самоопределиться, опираясь на подсознание; попробовать себя в той или иной профессии

1

9

Обобщающее занятие


Рефлексия. Самооценивание учащимися успешности работы по программе. Обратная связь. Оценка результативности программы

1


Анализируя данные контрольного эксперимента, можем утверждать, что в результате проведения тренинга, направленного на формирование профессионального самоопределения обучающихся происходит формирование среднего и высокого уровня профессионального самоопределения. Нулевой и низкий уровни профессионального самоопределения уменьшаются. После проведения тренингов, направленных на формирование профессионального самоопределения обучающихся, увеличивается количество учащихся, которые находятся на среднем и высоком уровне профессионального самоопределения, одновременно происходит изменение в уровнях проявления профессионального самоопределения и профессионального интереса.

Список литературы


1. Бондарев В.П. Выбор профессии: из опыта работы центра профориентации молодежи. -М.: Педагогика, 2019. - 128с.

2. Татубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. - 288с.

3. Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения. Для учащихся 7-11 классов – СПб.: КАРО, 2022. - 128 с.

4. Рустемов Л.З. Подготовка пед кадров: на материале Казахстана - Алматы: Мектеп, 2020. - 216с.

5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (описание и руководство к использованию) / Под ред. А.Ф. Кудряшова. -Петрозаводск: Речь, 2020. - 318 с.

6. Бондаренко А. Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. - 2021. - № 1. - С. 63-76.



Скачать

© 2023, 94 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!