ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Сироткина Лаура Александровна
Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»
Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Для того, чтобы определиться с содержательной стороной психолого-педагогической деятельности по формированию готовности обучающихся к профессиональному самопределению на основе профессионального интереса, выявили уровень их профессиональной информированности. Для этого использовали материал описанных ранее методик. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Информированность обучающихся о будущей профессии
№ | Признак | Кол-во |
1 | Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования | 9 (28,1%) |
2 | Я знаю, в каких условиях буду работать | 10(31,3%) |
3 | Я знаю обязанности, которые буду выполнять на работе | 5(15,6%) |
4 | По моему мнению, знание будущей работы не гарантирует от разочарований | 29(90,6%) |
5 | Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно | 24(75%) |
6 | Чем больше профессий я знаю, тем легче мне будет выбрать. | 19(59,4%) |
7 | Мне трудно узнать о перспективах, той или иной профессия. | 21(65,6%) |
8 | Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает. | 15(46,9%) |
9 | Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы | 7(27,9%) |
10 | Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия | - |
11 | Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий | 32(100%) |
12 | Практическая работа в (кружках, в УПК, на практике) очень помогли мне в понимании мира профессий | 6(18,8%) |
13 | Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях | 21(65,6%) |
14 | Лучший способ познакомиться с профессией – поговорить с тем, кто по ней работает | 18(56,3%) |
15 | Заранее известных способов изучения мира профессий не существует | 13(40,6%) |
16 | Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные | 9 (28,1%) |
17 | Я не доверяю рекламе профессий | 15(46,9%) |
18 | Я не знаю как осуществить свой профессиональный выбор | 29(90,6%) |
19 | Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию | 13(40,6%) |
20 | Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение | 8(25%) |
Таким образом, данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что большинство обучающихся не знают как осуществить свой профессиональный выбор, не знают существенных характеристик своей будущей професии, не знают в каких условия будут работать и какую профессиональную деятельность в будущем будут выполнять. Как следствие, наличие определенных трудностей в усвоении правил и норм профессиональной деятельности, а значит и проблемы с социализацией в целом. Приведенные результаты позволили определить уровни информированности о мире профессий. Данные об уровнях информированности о мире профессий и характеристика этих уровней приводится в таблице 2.
Таблица 2. - Уровни информированности о мире профессии на констатирующем этапе эксперимента
№ | Уровень | Характеристика уровня | Кол-во(%) |
1 | Низкий | Информация о профессии отсутствует. Профессиональный выбор не соотносится с желаниями и способностями. Профессиональный план отсутствует. Выбор профессии не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов | 16 (50%) |
2 | Средний | Недостаточно полно соотносит информацию со своими способностями. Имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов | 11(34,4%) |
3 | Высокий | Умеет соотносить информацию со своими способностями, сформирован профессиональный план, который соответствует познавательным интересам, профессиональной направленности, индивидуальным психическим особенностям | 5(15,6%) |
Для большинства обучающихся характерно отсутствие информации о профессии, несформированность профессиональных интересов (50%), тогда как профессиональная направленность, сформированность профессиональных интересов характерна для 15,6% респондентов. Наглядно данные, таблицы 2 можно представить на рисунке 1.
Рисунок 2. - Уровни информированности обучающихся о мире профессии на констатирующем этапе эксперимента
Определив уровни информированности обучающихся о мире профессии, провели с ними беседу, в ходе которой постарались выяснить возможные причины выбора той или иной профессии. В ходе беседы мы смогли установить следующее: у 48% обучающихся выбор будущей профессии носит деловой характер; 24% испытуемых выбирают профессию, руководствуясь материальным благополучием; небольшая часть (16%) испытуемых причиной выбора называет престижность профессии; только 12% ориентируются в выборе профессии на возможность реализации своих творческих возможностей.
Результаты, полученные в ходе диагностики профессиональной склонности, выявления профессиональных интересов, позволили нам предположить, что профессиональное самоопределение обучающихся может быть представлено четырьмя уровнями. В таблице 3 приводится характеристика выявленных уровней профессионального самоопределения обучающихся и приводится их характеристика.
Таблица 3. - Уровни профессионального самоопределения обучающихся на констатирующем этапе эксперимента
№ | Уровни | Характеристика уровня | Кол-во (%) |
1 | Нулевой | Вы еще не определились с выбором своей будущей профессии, подвержены чужому мнению. Нуждаетесь в профориентационной помощи. Не достаточно знаете себя, свои способности и возможности. Необходимо заняться самопознанием и самоанализом. | 9 (28,1%) |
2 | Низкий | Ваши мечты, касающиеся будущей профессии, часто меняются в связи с получением новой информации. На ваше мнение могут повлиять друзья, родные, близкие, положительный пример профессионалов своего дела. При окончательном выборе, необходимо вспомнить о собственных интересах, намерениях и желаниях, даже если они противоположны общему мнению вашего окружения. | 12 (37,5%) |
3 | Средний | Вы осведомлены о мире профессий и государственном заказе. Имеете намеченные планы, касающиеся будущей профессии, однако нерушимые намерения практически отсутствуют, то есть вы находитесь в поиске наиболее подходящего для себя варианта. | 7 (21,9%) |
4 | Высокий | Вы твердо определились с выбором будущей профессии, уверены в правильности своего решения, поэтому на ваше мнение тяжело повлиять со стороны. Вы знаете свои способности, стремитесь к самосовершенствованию. Необходимо заняться самоанализом, чтобы исключить преувеличение своих возможностей. | 4 (12,5%) |
Наглядно уровни профессионального самоопределения, приведенные в таблице 3 представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Уровни профессионального самоопределения обучающихся
Данные, приведенные таблице 3 и на рисунке 3, указывают на то, что профессиональное самоопределение обучающихся представлено нулевым (28,1%) и низким (37,5%) уровнями. Проанализируем степень выраженности конкретных аспектов социализации личности обучающегося. Получить эти данные возможно, используя методику определения уровня социальной адаптированности, автор А.В. Захаров. С помощью указанной методики можно установить степень выраженности таких социальных характеристик как уровень социальной адаптированности, уровень активности, уровень социальной автономности, уровень профессионального интереса. Уровень профессионального интереса обучающихся представлен в таблице 4.
Таблица 4. - Уровни профессионального интереса обучающихся на констатирующем этапе эксперимента
Уровни профессионального интереса | количество |
высокий | 4(12,5%) |
средний | 15(46,88%) |
низкий | 13(40,62%) |
Данные таблицы 4 указывают на то, что у обучающихся низкий уровень профессионального интереса. Таким образом, данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся имеют не только низкий уровень профессионального самоопределения, но и низкие уровни основных характеристик, определяющих профессиональный интерес. Мы можем предположить, что, изменив уровень профессионального самоопределения, мы сможем повлиять и на позитивное изменение в уровнях основных характеристик, определяющих профессиональный интерес.
Для реализации психолого-педагогической деятельности по формированию готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса на этапе формирующего эксперимента была разработана программа тренинга «Мой выбор».
Цель: активизация личностного резервов на этапе профессионального самоопределения обучающихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и окружающей действительности.
Задачи:
1.Познакомить детей с различными видами профессий с их основными характеристиками и классификацией.
2.Выявить интересы и способности к различным профессиям.
3.Помочь воспитанникам в соотнесении своих возможностей и выбора с требованиями конкретных профессий.
4.Способствовать формированию самостоятельности и активности в построении профессионального плана у обучающихся на основе реального восприятия социальной действительности и собственных возможностей.
Организация занятий.
Программа разрабатывается для занятий с учащимися 10-11 классов. Численный состав группы 10-12 человек. Занятия будут проводиться 1 раз в неделю. Продолжительность одной встречи 2 учебных часа (по 30 минут астрономического времени). Тренинг рассчитан на 18 часов.
Предполагаемый результат реализации содержания тренинга: актуализация процессов профессионального самоопределения обучающихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и окружающего мира.
Показатели результативности:
- знание состояния своего здоровья и требований к профессии, знание своих профессиональных интересов и склонностей, возможностей их реализации на разных жизненных этапах; полнота знаний о факторах воздействия избранной профессии на состояние здоровья; знания о различных социальных институтах в городе, стране, оказывающих помощь и поддержку на этапе выбора, овладения профессией и дальнейшей профессиональной реализации.
- мотивы выбора профессиональной деятельности на основе соотнесения возможностей с желаниями, востребованностью профессии в обществе. Осознание необходимости иметь личный профессиональный план и проявление собственной активности для его реализации с учетом реальных социальных условий (мотивация на достижение).
- проявление самостоятельности и творческих возможностей в реализации заданий практической направленности; активная включенность в планирование своего профессионального плана; овладение навыками коммуникации, необходимыми для установления социальных контактов, необходимых для реализации плана.
Программа включает в себя:
Занятия, направленные на расширение представлений о себе, о своих интересах, возможностях;
Занятия, направленные на ознакомление с миром профессий, с профессиональными требованиями и общественной востребованностью того или иного труда;
Занятия, направленные на формирование умения планировать образ будущего профессионала, осознание собственной иерархии ценностей, моделирование профессиональной перспективы обучающихся.
Занятия, направленные на формирование профессионального интереса в процессе реализации собственного профессионального плана.
Тематическое планирование занятий по указанной программе приводится в таблице 5.
Таблица 5. -Тематическое планирование занятий по программе «Мой выбор»
№ | Цель | Задачи | Час. |
1 | Вхождение в группу; формирование образа-Я участников группы путем самоанализа. | Познакомиться с членами группы; познакомить участников с основными принципами социально-педагогического тренинга, принять правила работы именно этой группы; дать возможность участникам задуматься о своем Я, осознание своих сильных и слабых сторон | 1 |
2 | Формирование образа-Я участников группы. | Осознание собственного образа-Я через отождествление себя с каким-либо предметом; получение вербальной и невербальной обратной связи | 1 |
3 | Обеспечить каждому участнику тренинга возможность получения индивидуальной и групповой оценки его личности, а также дать ему возможность обратной связи с группой | Формирование индивидуальной и групповой оценки личности | 1 |
4 | Расширение представлений и углубление знаний о различных профессиях. | Расширить представления учащихся о мире разнообразных профессий; выработка умения соотнести качества работника с требованиями профессий. | 1 |
5 | Расширение представлений и углубление знаний о различных профессиях. | Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности; показать участникам группы, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором; развитие умения соотносить личностные качества с требованиями различных профессий; расширение представлений о мире профессий, развитие умения находить различные профессии в одной и той же среде. | 1 |
6 | Соотнести свой образ-Я с требованиями различных профессий. | Помочь участникам лучше понять суть различных профессий, дать им возможность побывать в роли представителя той или иной профессии; помочь участникам определиться с желаемыми условиями будущей профессиональной деятельности и на основе этого подобрать соответствующие профессии. | 1 |
7 | Соотнести свой образ-Я с требованиями различных профессий. | Дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге; повышение уровня осознания возможных препятствий | 1 |
Продолжение Таблицы 5 |
| | (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий | |
8 | Соотнести свой образ-Я с требованиями различных профессий | Профессионально самоопределиться, опираясь на подсознание; попробовать себя в той или иной профессии | 1 |
9 | Обобщающее занятие | Рефлексия. Самооценивание учащимися успешности работы по программе. Обратная связь. Оценка результативности программы | 1 |
Анализируя данные контрольного эксперимента, можем утверждать, что в результате проведения тренинга, направленного на формирование профессионального самоопределения обучающихся происходит формирование среднего и высокого уровня профессионального самоопределения. Нулевой и низкий уровни профессионального самоопределения уменьшаются. После проведения тренингов, направленных на формирование профессионального самоопределения обучающихся, увеличивается количество учащихся, которые находятся на среднем и высоком уровне профессионального самоопределения, одновременно происходит изменение в уровнях проявления профессионального самоопределения и профессионального интереса.
Список литературы
1. Бондарев В.П. Выбор профессии: из опыта работы центра профориентации молодежи. -М.: Педагогика, 2019. - 128с.
2. Татубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. - 288с.
3. Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения. Для учащихся 7-11 классов – СПб.: КАРО, 2022. - 128 с.
4. Рустемов Л.З. Подготовка пед кадров: на материале Казахстана - Алматы: Мектеп, 2020. - 216с.
5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (описание и руководство к использованию) / Под ред. А.Ф. Кудряшова. -Петрозаводск: Речь, 2020. - 318 с.
6. Бондаренко А. Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. - 2021. - № 1. - С. 63-76.