Тема: «Организация работы по формированию у старших дошкольников навыков безопасного и ответственного поведения, в рамках кружка «Страна безопасности».
В современном мире проблема безопасности жизнедеятельности считается одной из центральных проблем человечества.
По статистике ВОЗ, каждый день во всем мире примерно 2300 детей погибает вследствие неумышленной травмы или несчастного случая, 620 детей на дорогах в результате ДТП, 460 в результате утопления, 250 – в пожарах, 130 – в результате падений с высоты и отравлений.
В связи с этим, основы безопасности - один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаём себе вопросы: Как сберечь здоровье? Как научить быть осторожным? Как доступно рассказать о правилах поведения? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких граждан нашей страны. Забота о них всегда должна находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей – одна из самых важных задач общества.
Важность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не может не вызывать сомнений. Неслучайно в Федеральных государственных образовательных стандартах этой теме уделено особое внимание, чётко выделена образовательная область «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе». Дошкольный возраст – важнейшей период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Дети по своим физиологическим особенностям еще не могут самостоятельно определить всю меру опасности, которая повсюду окружает их. Их двигательная активность, повышенная любознательность, стремление к самостоятельности, нередко приводит к опасным ситуациям. Наша задача обогатить общие представления об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками безопасного поведения дома, на улице, в транспорте. Развивать у детей самостоятельность и ответственность.
Так как одним из основных направлений работы социального педагога является социальная защита прав детей, создание условий для их эмоционального благополучия и формирования чувства уверенности и безопасности в окружающем социуме, я решила выбрать тему по самообразованию «Формирование у старших дошкольников навыков безопасного и ответственного поведения и реализовала ее через кружок «Страна безопасности».
Где целью моей работы является - познакомить и закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Работа была направлена на расширение у детей круга сведений и представлений об окружающем мире предметов и отношений между людьми, обогащение теоретического и практического опыта о безопасности. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни и ответственности за безопасность своих детей.
Свою работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я распределила по тематическим блокам: «Ребенок на улице, «Ребенок дома», « Береги здоровье», « Ребенок на природе». Разработала методический инструментарий: составлен перспективный план, подобраны конспекты занятий, экскурсий, прогулок, бесед, составлены картотеки игр, загадок, разработан диагностический пакет.
Мою программу, «Страна безопасности», работала на основе пособия Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту».
Тематические блоки:
Блок «Ребенок на природе»
В природе все взаимосвязано.
Бережное отношение к живой природе.
Ядовитые растения.
Контакты с животным.
Блок «Ребенок дома»
Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
Открытое окно, балкон как источник опасности.
Экстремальные ситуации в быту.
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Если «чужой» приходит в дом.
Блок «Береги здоровье»
Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Изучаем свой организм.
О профилактике заболеваний.
О навыках личной гигиены.
Врачи – наши друзья.
О роли лекарств и витаминов.
Правила оказания первой помощи.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
Блок «Ребенок на улице»
Устройство проезжей части.
«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
Милиционер – регулировщик.
Правила поведения в транспорте.
Если ребенок потерялся на улице.