Организация работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике с использованием информационных технологий
Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого информационного пространства. Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы, компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. " Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования”. Компьютерные технологии вызывают интерес благодаря мультимедийным технологиям, которые:
- способствуют активизации учебного процесса,
- развивают познавательный интерес,
- упрощают организацию учебного процесса на этапе контроля,
- экономят бумажный носитель;
- позволяют «переложить» увиденное и услышанное на учебный процесс и использовать для индивидуализации обучения;
- дают возможность увидеть, как повышается скорость и точность выполнения заданий и обработки информации, что говорит об успешности обучения в целом и уровне подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию в частности;
- совершенствуют поиск информации, ее сбор, изучение.
Итак, поставим перед собой вопрос: как, и в каком объёме, может быть использован компьютер на уроке при подготовке к ЕГЭ? Сегодня вопрос сдачи единого государственного экзамена, беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников. Основная цель занятий с обучающимися 9-11-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
Компьютер позволяет нам продемонстрировать презентации, диаграммы, таблицы, тренировочно-диагностические тесты в текстовом варианте Word, Excel в тестовой оболочке, просмотреть отрывок видеофильма или видеофрагмента, анимационной карты. Для подготовки к ЕГЭ и ГИА на уроке и во внеурочное время можно использовать современные электронные учебные пособия. Сейчас стало возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с Интернет-ресурсами, использовать он-лайн тестирование по предмету, как в урочное, так и во внеурочное время. Любой ученик может с легкостью выйти на сайт и принять участие в этом тестировании. Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ГИА и ЕГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.
В настоящее время разработано множество электронных учебных пособий, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА и ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ГИА и ЕГЭ позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету.
Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:
-усвоить базовые и углубленные знания по предмету,
-систематизировать усвоенные знания,
-психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,
-натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
-обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Одним из вариантов использования компьютера в учебном процессе является создание и использование учителем и учащимися мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействованы различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в долговременную память учащихся.
Использование мультимедийных презентаций при подготовке к ЕГЭ позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции стали составной частью современного образования.
Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
- целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;
- видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;
- четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот.
- находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы "за" и "против" каждой из них.
ЕГЭ и ГИА сегодня - объективная реальность, с которой необходимо считаться. Как же подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА? Ведь проблемы, возникающие при сдаче этих экзаменов, подчас связаны ни с содержанием заданий, а с умением правильно понять содержание задачи и с умением правильно на поставленный вопрос ответить. Для достижения хороших результатов важна техническая и методическая подготовка учащихся. Необходимо совершенствовать процесс преподавания, активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения; использовать практические разработки по индивидуализации обучения, учитывать рекомендации психологов по организации усвоения и пр.
При подготовке к ЕГЭ и ГИА необходимо научить школьников технике сдачи теста. Для этого уже с 4-го класса необходимо внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты.
Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.
Работая в среднем звене школы, принимая учащихся в 5 класс с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих существенные пробелы в знаниях, мы вынуждены решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении не справляющихся с учёбой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах.
Выход из этой ситуации в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Следует иметь в виду, что ограничение требований к части учащихся связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, вовсе не означает ослабление учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся. Скорее, выделение элементарного уровня овладения математическими умениями позволяет формировать умения применять известные способы и приёмы решения задач в усложнённых и новых ситуациях, а также поднимать уровень, соответствующий повышенным оценкам, естественным образом.
С чего начинать? В начале каждого учебного года в 5-9 классах необходимо проводить входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся, на каждом уроке проводить обязательный устный счет, обучающие самостоятельные работы, тесты. В 6 классе учащиеся должны хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами, в 7- м – хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8 –м- решение квадратных уравнений. Это глобальные темы, которые нельзя запускать. В 5-7 классах удобно применять рабочие тетради с тестовыми заданиями, а также сборники заданий с тестами в электронном виде. Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уроке – лекции. Ребята имеют отдельную тетрадь, в которую записывают предписания и образец выполнения задания. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной).
В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма каждый урок или через урок необходимо проводить небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь консультантами или объясняется учителем ещё раз, вызвав его к доске. При организации работы в группах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. На таком уроке работа учителя должна быть сосредоточена на более слабых учениках, в сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находится верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся, не спешить выставлять оценки в журнал, всегда нужно дать возможность учащемуся получить более высокую отметку и обязательно поправить "двойку”, для этого ученик должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с помощью учителя), а затем решить аналогичное задание на уроке.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах нашей работы. Это обусловлено тем, что изменены требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям к знаниям и умениям выпускника. Изменились формулировки заданий: задания стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует анализа условия задачи. И это все в первой части экзаменационной работы, которая предусматривает обязательный уровень знаний учащихся. Содержание заданий изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточного количества часов. Кроме того, необходимо учитывать низкий уровень мотивации к учению, подготовленность учащихся и уровень классов в разных общеобразовательных учреждениях. В общеобразовательных классах основное внимание необходимо уделить отработке первой части по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.
Для реализации этого принципа необходимо изменить календарно-тематическое планирование (КТП). Мы должны составить КТП таким образом, чтобы осталось достаточное количество часов на заключительное повторение всего учебного материала:
- основное свойство пропорции;
- задачи на составление и решение пропорций;
-задачи на проценты;
- формулы сокращенного умножения;
- выражения и их преобразования
- уравнения и системы уравнений;
- неравенства и системы неравенств;
- арифметическая и геометрическая прогрессии.
Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Такие изменения необходимо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание КИМ.
Включить в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие задания из открытого банка тестовых заданий.
В содержание текущего контроля включать экзаменационные задания.
Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующих для получения положительной отметки на экзамене.
Подготовка ко второй части нужно осуществлять как на уроках, так и во внеурочное время, на элективных курсах. Использовать учебно-методические пособия, рекомендованные ФИПИ и МИОО, а также проходить Online тестирование.
Поскольку в контрольно-измерительные материалы ГИА за курс основной школы включены задания по геометрии, выполнение которых учитываются при определении порога успешности, то этот факт актуализирует своевременное изучение геометрии в полном объеме. Незнание фундаментальных метрических формул, свойств основных планиметрических фигур полностью лишает ученика возможности применить свои знания по геометрии при решении соответствующих заданий ГИА.
В конце 9 класса на уроках заключительного повторения необходимо обратить особое внимание на следующие темы:
Виды треугольников. Замечательные линии и точки в треугольник
Вписанная и описанная окружности.
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.
Теорема синусов.
Теорема косинусов.
Теорема Пифагора.
Виды четырехугольников. Свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата и трапеции.
Формулы площадей плоских фигур.
Координатный и векторный методы решения геометрических задач.
Важным условием успешной подготовки к экзамену по математике является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Данное условие требует большого количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку письменных работ, и проведение дополнительных занятий.
Основой успешной сдачи ЕГЭ, безусловно, является правильно организованная подготовка. Очень важно чтобы эта подготовка к итоговой аттестации носила целенаправленный, системный подход.
Основными задачами подготовки учащихся к итоговой аттестации можно выделить следующие:
- Систематическое повторение курса математики основной школы с коррекцией знаний. Для этого может служить организация вводного повторения и организация индивидуального повторения, с целью выявления пробелов в знаниях и умениях конкретного ученика.
- формирование опыта решения задач практической направленности;
- прочное усвоение знаний по курсу математики 10-11 классов;
- организация и руководство самостоятельной учебной деятельностью, самоконтролем выпускников по подготовке к ЕГЭ и самоподготовкой к поступлению в учебное заведение.
В начале пути подготовки к ЕГЭ необходимо определить ожидаемые результаты сдачи ЕГЭ. Для этого достаточно осуществить опрос учащихся и родителей: «Каких результатов вы ожидаете от сдачи ЕГЭ по математике?». Как правило, по результатам опроса в классе можно выделить три группы, объединённые общей целью. К первой группе можно отнести учащихся, которые ставят перед собой цель – преодоление минимального рубежа. Ко второй группе – учащиеся, которые планируют получить не очень высокие баллы, но достаточные для поступления в намеченное учебное заведение. И, наконец, к третьей группе – учащиеся, которые планируют получение высоких баллов, необходимых для поступления в учебные заведения, предъявляющие высокие требования к уровню математической подготовки.
Вторым этапом по подготовке к итоговой аттестации необходимо провести с каждой группой учащихся входные диагностические работы с целью выявления сильных и слабых областей математической подготовки каждого учащегося. После полного анализа диагностических работ выстроить целенаправленные пути подготовки к итоговой аттестации для каждой группы учащихся.
Для работы с первой группой учащихся необходимо прорабатывать и закреплять его сильные области математической подготовки, при этом постепенно подключать задания на усиление слабых областей, число отрабатываемых заданий должно постепенно увеличиваться.
С учащимися второй группы нужно прорабатывать все задания первой части и первые задания второй части. Закреплять и отрабатывать как сильные, так и слабые области математической подготовки.
Для учащихся третьей группы, как и для учащихся второй группы необходимо добиваться устойчивых результатов по работе с задачами первой части, заданий С1, С2, С3, заданий С4-С6, исходя из возможностей учащегося.
При проведении уроков необходимо:
- активнее вводить систему устных упражнений заданий типов В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8;
- вводить систему письменных упражнений заданий типов В3-В14 первой части (удобно создавать презентации отдельно по каждому типу заданий, особенно для типа В8 и В10, чтобы это было наглядно);
- других типов заданий базового уровня сложности.
При этом использовать в урочной и внеурочной системе при подготовке к итоговой аттестации: фронтальную (устную) работу от 5 до 10 минут; самостоятельную (письменную) работу от 5 до 10 минут; индивидуальные и групповые консультации; самоподготовку учащихся по плану, разработанному учителем.
Применение новых информационных технологий позволяет нам разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.
Активная работа с компьютером использование готовых тренировочных и проверочных работ в сети Интернет формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации.
Подготовку к выпускному экзамену в форме ЕГЭ надо начинать в 10 классе. Весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), удобно разбить на двадцать крупных тем на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по математике.
Изучение тем происходит как на уроках, так и на спецкурсе “Подготовка к ЕГЭ” (1 час в неделю), который посещает весь класс. Учащиеся приобретают сборники по подготовке к ЕГЭ и занимаются по ним.
В целях повышения эффективности подготовки к ЕГЭ по математике, Московский институт открытого образования (МИОО) проводит серии диагностических и тренировочных работ по математике для обучающихся IX и XI классов общеобразовательных учреждений. В течение учебного года учащиеся выполняют тренировочные и диагностические работы по текстам МИОО.
Телекоммуникационная система СтатГрад предназначена для осуществления документооборота (выдача заданий и сбор отчетов) при проведении контрольно-диагностических мероприятий.
Доступ к закрытым ресурсам системы осуществляется по логину и паролю, индивидуальным для каждого из пользователей. С помощью системы СтатГрад проводили контрольные мероприятия по математике в 10 -11 классах. По окончании работ, заполнив специальную таблицу, тут же получаем результат. Количество баллов программа определяет исходя из опубликованных критериев оценивания заданий.
Среди источников информации рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн (http://ege.yandex.ru/mathematics, http://mat-ege.ru, http://www1.ege.edu.ru/online-testing, http://egetestonline.com/testovyezadaniya, http://live.mephist.ru/show/tests/, http://5ballov.qip.ru/test/ege/, http://gorkunova.ucoz.ru/- Сообщество учителей Горкуновой Ольги, http://le-savchen.ucoz.ru/- сайт учителя Савченко Е.М. и др.)
Широко использую в своей работе Интернет - порталы ЕГЭ http://uztest.ru/, http://решуегэ.рф/
С помощью названных сайтов, организую контроль знаний учащихся. Здесь имеется более 15000 задач по всем разделам школьной математики. Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организую отработку навыков с помощью системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный пример
Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru). Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.
Особые сложности у учащихся возникают при решении геометрических задач, особенно задания типа С2. Так как же научить школьников решать геометрические задачи.
Проблема в том, что поскольку задач много, всех не перерешаешь и, кроме того, при решении последующих задач предыдущие задачи забываются. По прошествии некоторого времени ученики могут не только не помнить, как решать задачу, которую они решали раньше, но и не помнить сам факт решения этой задачи. Это объясняется тем, что в процессе решения задач не был отработан метод, лежащий в основе решения задач данного типа, не были сформированы устойчивые навыки и представления, необходимые для решения данной задачи и аналогичных ей задач.
Если математика – это «гимнастика ума», то уместно провести аналогию между обучением математике и обучением гимнастике. Для того чтобы научить детей выполнять то или иное трудное гимнастическое упражнение, нужно сначала многократно повторять более легкие базовые (тренировочные) упражнения, добиваться устойчивых умений и навыков в их выполнении и только после этого переходить к обучению выполнения требуемого трудного упражнения. Более того, именно тренировки развивают такие гимнастические качества как силу, ловкость, координацию и т.д. При этом именно тренировочные упражнения будут способствовать развитию геометрических представлений и мышления учащихся.
Такая система базовых задач по геометрии, решение которых не только готовит к ГИА и ЕГЭ по математике, но и формирует необходимые умения и навыки, развивает геометрические представления и мышление учащихся содержится в пособиях Смирнова В.А. (Геометрия. Планиметрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ, Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ /Под редакцией И.В. Ященко и А.В. Семенова/) Каждая группа задач включает в себя как планиметрические, так и стереометрические задачи. Все задачи сопровождаются рисунками, помогающими лучше понять условия задач, представить соответствующую геометрическую ситуацию, наметить план доказательства. Их решением можно заниматься или при прохождении соответствующей темы, или при обобщающем повторении, или при непосредственной подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике.
Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение. Всё это позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
Очевидными положительными моментами этой работы считаю то, что ребята не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки к экзамену.
Для каждого ученика по специальной программе отслеживается уровень его обученности по предмету, имеются диагностические карты подготовки к итоговой аттестации.
Дифференцированное обучение организую, основываясь на данных диагностики. Таким образом, отслеживаю при подготовке к ЕГЭ, как усвоена каждая ключевая тема в динамике и планирую свою дальнейшую работу на основе полученной информации.
В качестве вывода могу сказать, что средств ИКТ для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много, как платных, так и бесплатных. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Дети относятся к компьютеру с интересом, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Использование современных информационных коммуникационных технологий в обучении обеспечивает:
- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
- многоаспектное развитие школьника
- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества
- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Поэтому я, как учитель, стараюсь эффективно использовать ИКТ на уроках, чтобы достигнуть наиболее качественных образовательных результатов. При подготовке к урокам готовлю компьютерное сопровождение. Через индивидуальную и групповую деятельность, через нетрадиционные формы уроков, учу детей самостоятельно добывать дополнительные материалы, готовить домашнее задание в компьютерном варианте и т.д.