СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы по профилактике интернет-зависимости подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для организации профилактики интернет-зависимости у подростков нами была разработана специальная программа.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по профилактике интернет-зависимости подростков»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Кожабекова Динара Жанбатыровна,


Магистрант образовательной программы 7М01101- «Педагогика и психология» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Доля организации профилактики интернет-зависимости у подростков нами была разработана специальная программа. В программе участвовали все учащиеся экспериментального класса. У интернет-зависимых подростков в результате участия в программе происходит коррекция личностной сферы, а у подростков, не имеющих признаков интернет- зависимости будет формироваться устойчивая негативная позиция по поводу интернет-зависимости.

Цель данной программы - профилактика Интернет-зависимости у подростков.

Задачи программы:

1.Сформировать устойчивое негативное отношение к интернет-зависимости

1) развить коммуникативные навыки Интернет-зависимых подростков;

2) поднять самооценку Интернет-зависимых подростков;

3) снизить тревожность Интернет-зависимых подростков.

Результатами проделанной работы должны стать:

- информированность подростков о последствиях Интернет-зависимости, влиянии сети на сознание и организм человека;

- развитость умения подростков общаться за пределами виртуальной реальности;

- снижение тревожности подростков;

- повышение самооценки подростков;

- уменьшение процента Интернет-зависимых подростков.

Предлагаемая программа рассчитана на группу подростков. Она предполагает 7 занятий длительностью 1 - 1.5 часа каждое.

На первом занятии участникам следует разъяснить несколько правил, которые они должны будут соблюдать на занятиях:

1. «Правило поднятой руки». Если участник желает высказаться или у него возникли вопросы, он должен поднять руку и только после этого обратиться к ведущему.

2. Правило «Участвуют все». В играх должны участвовать и высказываться все, никто не должен оставаться в стороне, за исключением тех игр, где требуется один или несколько участников.

3. Правило «Три хлопка». Если ведущий три раза хлопает в ладоши, все должны прекратить свои занятия и посмотреть на него.

Правила помогут установить некоторый порядок на занятиях и организовать продуктивную работу с группой.

Ниже в таблице 11 представлена программа профилактики Интернет-зависимости у подростков.


Таблица 11- Тематический план программы профилактики Интернет-зависимости подростков


п/п

Тема занятия, цель

Содержание

Оборудование

1

Тема: «Знакомство» Цель: знакомство членов группы друг с другом, с правилами работы в группе, с темой занятий



Упр. «Снежный ком»

Упр. «Визитка»

Упр. «Немного о себе»

Упр.«Клочки самохарактеристики»

Карточки (прямоугольники бумаги), листы бумаги, ручки, булавки, фломастеры


2


Тема: «Интернет-зависимость»

Цель: просветить участников относительно влияния сети на сознание и организм человека


Упр. «Привет»

Упр. «Пересядьте те, кто..»

Беседа с участниками об Интернет-зависимости

Мини-лекция о влиянии сети на человека

Упр. «Я могу заменить Интернет…»

Мяч, лист бумаги, фломастер



3

Тема: «Общение»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников

-



Упр. «Пум-пум»

Упр. «Установление контакта»

Упр. «Испорченный телефон»

Упр. «Просьба-отказ»

Упр. «Подарок»


Карточки (прямоугольники бумаги), листы бумаги, ручки, булавки, фломастеры

4

Тема: «Общение, самооценка, тревожность»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников, повышение их самооценки и снижение тревожности


Упр. «Коллективный счёт»

Упр. «Рукопожатие»

Упр. «Дракон»

Упр. Комплименты»

Упр. «Разговор через стекло»


Повязка на глаза


5

Тема: «Самооценка»


Цель: повышение самооценки участников



Упр. «Букет»


Беседа на тему «Почему человек может быть неуверен в себе?»

Упр. «Я первый в…»

Упр. «Я хороший, потому что…»

Упр. «Волшебная рука»

Листы бумаги, ручки, фломастеры, часы



6

Тема: «Тревожность»

Цель: снижение реактивной и личностной тревожности участников


Упр. «Стрессовые ситуации»

Упр. «Насос и мяч»

Упр. «Два стула»

Упр. «Хорошо - плохо»

Упр. «Позитив»

Листы бумаги, ручки

7

Тема: «Прощание»

Цель: завершить занятия, получить обратную связь с участниками. Обсуждение прошедших занятий

Упр. «Солнце и планеты»

Упр. «Моё будущее»

Упр. «Чемодан»

Упр. «Пожелания»

Листы бумаги, ручки, фломастеры



Примечание: [разработано автором]


Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращения внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога - организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Родителям необходимо:

- Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером;

- Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре;

- Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики.

- Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами;

- Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.);

- Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов;

- Обсуждайте игры вместе с ребенкомКрайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения;

В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.