ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
Кожабекова Динара Жанбатыровна,
Магистрант образовательной программы 7М01101- «Педагогика и психология» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Доля организации профилактики интернет-зависимости у подростков нами была разработана специальная программа. В программе участвовали все учащиеся экспериментального класса. У интернет-зависимых подростков в результате участия в программе происходит коррекция личностной сферы, а у подростков, не имеющих признаков интернет- зависимости будет формироваться устойчивая негативная позиция по поводу интернет-зависимости.
Цель данной программы - профилактика Интернет-зависимости у подростков.
Задачи программы:
1.Сформировать устойчивое негативное отношение к интернет-зависимости
1) развить коммуникативные навыки Интернет-зависимых подростков;
2) поднять самооценку Интернет-зависимых подростков;
3) снизить тревожность Интернет-зависимых подростков.
Результатами проделанной работы должны стать:
- информированность подростков о последствиях Интернет-зависимости, влиянии сети на сознание и организм человека;
- развитость умения подростков общаться за пределами виртуальной реальности;
- снижение тревожности подростков;
- повышение самооценки подростков;
- уменьшение процента Интернет-зависимых подростков.
Предлагаемая программа рассчитана на группу подростков. Она предполагает 7 занятий длительностью 1 - 1.5 часа каждое.
На первом занятии участникам следует разъяснить несколько правил, которые они должны будут соблюдать на занятиях:
1. «Правило поднятой руки». Если участник желает высказаться или у него возникли вопросы, он должен поднять руку и только после этого обратиться к ведущему.
2. Правило «Участвуют все». В играх должны участвовать и высказываться все, никто не должен оставаться в стороне, за исключением тех игр, где требуется один или несколько участников.
3. Правило «Три хлопка». Если ведущий три раза хлопает в ладоши, все должны прекратить свои занятия и посмотреть на него.
Правила помогут установить некоторый порядок на занятиях и организовать продуктивную работу с группой.
Ниже в таблице 11 представлена программа профилактики Интернет-зависимости у подростков.
Таблица 11- Тематический план программы профилактики Интернет-зависимости подростков
№ п/п | Тема занятия, цель | Содержание | Оборудование |
1 | Тема: «Знакомство» Цель: знакомство членов группы друг с другом, с правилами работы в группе, с темой занятий | Упр. «Снежный ком» Упр. «Визитка» Упр. «Немного о себе» Упр.«Клочки самохарактеристики» | Карточки (прямоугольники бумаги), листы бумаги, ручки, булавки, фломастеры |
2 | Тема: «Интернет-зависимость» Цель: просветить участников относительно влияния сети на сознание и организм человека | Упр. «Привет» Упр. «Пересядьте те, кто..» Беседа с участниками об Интернет-зависимости Мини-лекция о влиянии сети на человека Упр. «Я могу заменить Интернет…» | Мяч, лист бумаги, фломастер |
3 | Тема: «Общение» Цель: развитие коммуникативных навыков участников - | Упр. «Пум-пум» Упр. «Установление контакта» Упр. «Испорченный телефон» Упр. «Просьба-отказ» Упр. «Подарок» | Карточки (прямоугольники бумаги), листы бумаги, ручки, булавки, фломастеры |
4 | Тема: «Общение, самооценка, тревожность» Цель: развитие коммуникативных навыков участников, повышение их самооценки и снижение тревожности | Упр. «Коллективный счёт» Упр. «Рукопожатие» Упр. «Дракон» Упр. Комплименты» Упр. «Разговор через стекло» | Повязка на глаза |
5 | Тема: «Самооценка» Цель: повышение самооценки участников | Упр. «Букет» Беседа на тему «Почему человек может быть неуверен в себе?» Упр. «Я первый в…» Упр. «Я хороший, потому что…» Упр. «Волшебная рука» | Листы бумаги, ручки, фломастеры, часы |
6 | Тема: «Тревожность» Цель: снижение реактивной и личностной тревожности участников | Упр. «Стрессовые ситуации» Упр. «Насос и мяч» Упр. «Два стула» Упр. «Хорошо - плохо» Упр. «Позитив» | Листы бумаги, ручки |
7 | Тема: «Прощание» Цель: завершить занятия, получить обратную связь с участниками. Обсуждение прошедших занятий | Упр. «Солнце и планеты» Упр. «Моё будущее» Упр. «Чемодан» Упр. «Пожелания» | Листы бумаги, ручки, фломастеры |
Примечание: [разработано автором] |
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращения внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога - организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Родителям необходимо:
- Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером;
- Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре;
- Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики.
- Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами;
- Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.);
- Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов;
- Обсуждайте игры вместе с ребенкомКрайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения;
В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.
Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.