МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧУРАПЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» (ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС») Слушатель курсов повышения квалификации Винокурова Юлия Николаевна ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (на примере деятельности МКОУ «Черской средней образовательной школы) Проект (Реферат) НИР дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по дисциплине «Теория и методика хапсагай» Научный руководитель: Торговкин Владимир Гаврильевич, к.п.н., доцент
Актуальность проекта заключается в том, что в культуру каждого народа входят созданные им виды спорта. На протяжении веков они сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
К сожалению, о видах спорта народов Севера знают многие недостаточно. Огромный духовный пласт традиций физического воспитания народов Севера мало изучен, несмотря на то, что тяга к нему молодого поколения северян в последнее время несомненна.
Предмет исследования: применение упражнений и средств северного многоборья на уроках физической культуры в школе.
Объект исследования : воспитательно-образовательный процесс учащихся в школе.
Предмет исследования: применение упражнений и средств северного многоборья на уроках физической культуры в школе.
Цель проекта : Изучить национальные виды спорта коренных народов Севера и показать возможности использования элементов видов спорта коренных народов Севера для физического развития подростков.
Задачи :
1.Изучить литературу по теме исследования.
2. Собрать информацию о видах спорта коренных народов Севера.
3. Выявить какие физические качества развиваются при занятиях национальными видами спорта.
4. Изучить отношение учащихся 1-11 классов к видам спорта коренных народов Севера.
5. Разработать проект использования элементов видов спорта коренных народов Севера на уроках физической культуры.
План реализации проекта :
- Изучить теоретический материал.
- Составить модель северного многоборья на основе классификации национальных видов спорта.
- Применить метод сбора информации.
- Анкетирование учащихся с 1-11 класс.
Вопросы развития физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни приобретает в настоящее время особое значение. Поскольку общая политика нашего государства направлена на заботу о человеке, о развитии его физического, интеллектуального, нравственного и духовного потенциала, создание благоприятных условий для активизации творческих сил.
Особенности видов спорта Северного многоборья.
Северное многоборье включает следующие спортивные дисциплины: метание топора на дальность, метание тынзяна на хорей, тройной прыжок с одновременным отталкиванием двух ног, прыжки через нарты, бег с палкой по пересеченной местности на 3 км.
Анализ особенностей видов спорта коренных народов Севера позволил создать модель Северного многоборья.
Модель включает в себя не только перечень спортивных дисциплин, но и характеристику физических качеств спортсмена, которые развиваются и совершенствуются при занятиях данным видом спорта.
Например:
- метание топора на дальность - меткость, ловкость, сила
- метание тынзяна на хорей - меткость, ловкость, сила
- тройной национальный прыжок - прыгучесть, выносливость, сила
- прыжки через нарты - прыгучесть, выносливость, сила, гибкость
- бег с палкой по пересеченной местности - скоростные качества, выносливость, морально-волевые качества
Модель использования элементов Национальных видов спорта на уроках физической культуры.
С целью сохранения и распространения образцов физической культуры народов Севера и удовлетворения потребностей учащихся 1-11 классов мы собрали сведения и рекомендации для выполнения упражнений для разработки комплекса упражнений, которые способствуют овладению навыков для участия в соревнованиях Северного многоборья.
К сожалению таких рекомендаций очень мало. Комплекс упражнений разработанный нами могут выполнять учащиеся разного возраста. Мы апробировали его на уроках физической культуры. Нашим одноклассникам было интересно выполнять упражнения, после того как мы рассказали о национальных видах спорта.
Заключение
Мы живем в Нижнеколымском районе в п. Черский. Изучение истории развития национальных видов спорта, анализ особенностей видов спорта коренных народов Севера, изучение средств совершенствования физических качеств спортсменов позволило нам расширить наши знания и кругозор наших одноклассников о физической культуре народов нашего края.
Наш проект – это комплекс упражнений, которые можно выполнять на уроках физкультуры и тем самым способствовать сохранению самобытной физической культуры и видов спорта северных народов. Вместе с тем использование нашего комплекса упражнений может изменить традиционный урок физкультуры и сделать его более интересным и результативным.
метание тынзяна на хорей
метание топора на дальность
тройной национальный прыжок
прыжки через нарты
бег с палкой по пересеченной местности