СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью работы психолого-педагогического консилиума в школе является  обеспечение диагностико-коррекционного сопровождения учащихся с отклонениями в развитии и/или в состояниями декомпенсации.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 89» Ленинского района г.Саратова









Выступление на районном круглом столе



Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении







Орешкина Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов

















В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.



Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.10.2013 N 30242). Https://minjust.consultant.ru/files/7942

Нормативные документы

Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Характеристика состоит из пяти разделов.

Характеристика
для ЦПМПК

Часто написание характеристики затруднительно для педагога. Она отличается от характеристик, которые мы пишем в другие инстанции.

1.Очень важно отметить в характеристике, насколько легко ребёнок вступает в контакт, насколько усвоил правила общения со сверстниками. Следует уделить внимание оценке адекватности реакции на успех/ неуспех, на требования со стороны взрослых.(Агрессия, убегает, толкается) Описание должно быть подробным. Общение со взрослым описывается подробно словами, характеризующими поведение ребёнка: отвечает на вопросы, не понимает вопроса с первого раза, закрывается, капризничает, резко отвечает, грубит, плачет. Также надо отметить наличие понимания затруднения и особенности критичности. Надо уделить место в характеристике поведению после уроков: не уходит сразу домой, на перемене подвижен или нет, с кем общается, в какие игры играет.

2.Второй раздел характеристики описывает состояние координации ребёнка. Надо отметить особенности: недостаточная координация (падает, неустойчиво ходит и т.д.) Мелкая моторика описывается по наблюдениям за ребёнком в процессе письма и выполнения поделок. Надо отметить дрожание руки, письмо рывкообразное, недостаточно дифференцировано, сползает строка, неверно выполняются элементы букв и т.д.

3. Речевое развитие. Учитель отмечает нарушение речи, краткие ответы, ошибки в сочетании слов, ошибки при письме, отсутствие точек, заглавных букв, замена и пропуск букв.

4.Усвоение учебной деятельности. В характеристике мы отмечаем, сколько времени может работать, как выполняет устные инструкции, сколько требуется повторений задания, или выполняет инструкцию только после показа, объяснения лично ему. Отмечаем, если ребёнок комментирует слова учителя. Важно отметить, к какому уроку ребёнок устаёт. В случае усталости на уроке что делает ребёнок: прячется под парту, кладёт голову на парту, начинает раскачиваться, петь, ходить по классу. Учитель описывает наблюдения за ребёнком в процессе игры: во что играет, как играет, есть ли предпочтения : кричит, рычит и т.д.Поведение в столовой: не ест, сидит, смотрит в тарелке, рассуждает, что он это есть не будет.

5. В характеристике отмечаем соответствие объёма знаний программе. Важно отметить, нуждается ли ребёнок в помощи специального человека для усвоения знаний, который помогает открыть тетрадь, найти страницу в учебнике и т.д.

Особое место в характеристике уделяется нарушению процессов социализации: кричит, прячется, бросает вещи. На что реагирует, чем можно отвлечь. Отметить если ребёнок прижимается к маме, жалуется на всех. Также надо описать, боится ли ребёнок наказания, кого боится, за что его наказывают. Бывает, что ребёнок комментирует, что если он не запишет задание, мама будет ругать. Важно узнать у родителей, как реагирует на чтение вслух, сколько времени концентрирует внимание при слушании.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности ППк ОО

Письмо Минобра от 27.03.2000 № 27/901-6

Алгоритм подготовки к психолого-педагогическому консилиуму в образовательной организации

Сбор информации, диагностика, наблюдение, оказание индивидуальной помощи, налаживание контакта с родителями/ законными представителями

Подготовка характеристики, подготовка приглашения родителей на ППк

ППк не является самостоятельным структурным подразделением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ППк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательной организации в работе консилиума.

Консилиум образовательной организации действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 127/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.

Задачи психолого-педагогического консилиума образовательной организации

-выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

-подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальной коррекционной работе и специальных условиях;

-выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;

-анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

- формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

-выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

-подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальной коррекционной работе и специальных условиях;

-выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;

-анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

-формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

Нормативно-правовое обеспечение деятельности ППК ОО

О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

П Р И К А З №

Содержание: О работе психолого-педагогического консилиума (ППк) в МОУ «….» в 2017/2018 учебном году

Основание: В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. приказом Министерства образования и Науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082), Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого – медико - педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

ПРИКАЗЫВАЮ

В целях своевременного……..





Организация психолого-педагогического консилиума

ППк организуется на базе образовательного учреждения независимо от типа и вида, утверждается приказом руководителя образовательной организации. Общее руководство ППк возлагается на руководителя образовательного учреждения/заместителя . ППк работает во взаимодействии с ЦПМПК /ТПМПК и с психологическими центрами/ресурсными центрами инклюзивного образования.

Психолого-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой возможно:

- психолого-педагогическое ознакомление субъектов учебно-воспитательного процесса с особенностями развития ребенка;

- более внимательное и объективное наблюдение и оценка педагогами и специалистов различных сторон обучения и поведения детей,

- выработка общего языка обсуждения тех или иных проблем;

- объединение усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;

- разработка программы индивидуального образовательного маршрута ребенка;

- распределение обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;

- координирование действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.



При организации инклюзивного образования важно содействие с родителями. В законе об образовании за родителями закрепляется обязанность заложить основы нравственного, интеллектуального и физического развития.

Для организации обучения нужны особые условия. Родитель подписывает согласие на обследование ребёнка или отказывается. Приглашение на ППк в письменном виде. Если есть контакт учителя с родителями, то приглашение передаёт учитель, если отношения натянутые, лучше это сделает администрация. Если родители не приходят, через два месяца повторный вызов.

В случае согласия на сотрудничество, подписывается договор с родителями, назначается ведущий специалист.

Разработка ИОМ и АОП, рабочих коррекционных программ специалистов проводится после получения рекомендаций от ЦПМПК /ТМПК.

Если применяемые коррекционные действия не принесли результатов, или принесли резкие положительные изменения в динамике развития ребенка, то в рамках ППк ОО можно решить вопрос о изменении коррекционного компонента или даже направления ребенка повторно на ЦПМПК или ТПМП для изменения / отмены специальных условий образования

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального работника, врача-педиатра, специалистов по охране и гигиене труда, ассистента педагога (сопровождающего).





Литература:

1. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.
2. Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»
3. Конвенция о правах инвалидов: разные среди равных / Представительство ООН в РФ Информационный центр ООН в Москве, РООИ «Перспектива»