СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладц

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с детьми с ограниченными возможностями на уроках русского языка и литературы»

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ » Главатских А.М., Учитель русского языка и литературы МБОУ «Красноярская СОШ»

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ »

Главатских А.М.,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красноярская СОШ»

Задачи: -- общеобразовательная – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; --коррекционно-развивающая – развитие речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической); --воспитательная – воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью

Задачи:

-- общеобразовательная – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

--коррекционно-развивающая – развитие речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической);

--воспитательная – воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью

Основные категории детей  с ограниченными возможностями здоровья : дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с нарушением речи, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с умственной отсталостью дети с задержкой психического развития дети с нарушением поведения и общения

Основные категории детей с ограниченными возможностями здоровья :

  • дети с нарушением слуха,
  • дети с нарушением зрения,
  • дети с нарушением речи,
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата,
  • дети с умственной отсталостью
  • дети с задержкой психического развития
  • дети с нарушением поведения и общения
Особенности детей с ОВЗ сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти, задержка формирования отдельных психических функций отставание в развитии мыслительной деятельности отставание в словесно-логическом мышлении эмоциональная лабильность

Особенности детей с ОВЗ

  • сниженная работоспособность,
  • быстрая истощаемость всех психических процессов,
  • трудности в сосредоточении и переключении внимания,
  • малый объем памяти,
  • задержка формирования отдельных психических функций
  • отставание в развитии мыслительной деятельности
  • отставание в словесно-логическом мышлении
  • эмоциональная лабильность
Учебная деятельность большинства обучающихся с ОВЗ характеризуется низкой продуктивностью: • они часто не усваивают материал и не понимают задания, даваемые учителем, • не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении, • отвлекаются на любые посторонние стимулы.
  • Учебная деятельность большинства обучающихся с ОВЗ характеризуется низкой продуктивностью:
  • • они часто не усваивают материал и не понимают задания, даваемые учителем,
  • • не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении,
  • • отвлекаются на любые посторонние стимулы.
Стимулы повышения интереса к предмету:   1 . занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям); 2. заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности; 3.  похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.

Стимулы повышения интереса к предмету:

1 . занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);

2. заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;

3. похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.

Основные приоритеты при работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка создание благоприятного эмоционального климата в классе, осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку, передача информации «учитель-ученик» с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и с применением различных методов, систематическое повторение изученного материала для формирования устойчивых знаний.

Основные приоритеты при работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка

  • создание благоприятного эмоционального климата в классе,
  • осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку,
  • передача информации «учитель-ученик» с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и с применением различных методов,
  • систематическое повторение изученного материала для формирования устойчивых знаний.
Методы передачи информации Наглядные : наблюдение демонстрация наблюдение демонстрация Словесные методы: рассказ беседа, объяснение рассказ беседа, объяснение Практические методы: упражнения (устные и письменные) лабораторные и практические работы эксперимент наблюдение упражнения (устные и письменные) лабораторные и практические работы эксперимент наблюдение

Методы передачи информации

  • Наглядные :
  • наблюдение демонстрация
  • наблюдение
  • демонстрация
  • Словесные методы: рассказ беседа, объяснение
  • рассказ
  • беседа,
  • объяснение
  • Практические методы: упражнения (устные и письменные) лабораторные и практические работы эксперимент наблюдение
  • упражнения (устные и письменные)
  • лабораторные и практические работы
  • эксперимент
  • наблюдение
Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления. Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия. К наглядным средствам демонстрации относятся : – реальные предметы, макеты объектов, фотографии; средства образной наглядности условные графические изображения (иллюстрации, слайды, фильмы) условно-символические средства (разбор по составу, схемы предложений, дидактический материал )

Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.

К наглядным средствам демонстрации относятся :

  • – реальные предметы, макеты объектов, фотографии;
  • средства образной наглядности условные графические изображения (иллюстрации, слайды, фильмы)
  • условно-символические средства (разбор по составу, схемы предложений, дидактический материал )
Словесные методы рассказ – это монолог учителя, содержащий учебную информацию; беседа – это диалог учителя и ученика объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения Поскольку большинство детей с ОВЗ испытывают трудности как в восприятии, так и в переработке вербальной информации, словесные методы нужно сочетать с применением наглядных и практических.

Словесные методы

  • рассказ – это монолог учителя, содержащий учебную информацию;
  • беседа – это диалог учителя и ученика
  • объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения

Поскольку большинство детей с ОВЗ испытывают трудности как в восприятии, так и в переработке вербальной информации, словесные методы нужно сочетать с применением наглядных и практических.

Практические методы Упражнения - многократное выполнение учебных действий, с целью отработки умений и навыков. Устные  упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют  затрат времени на ведение записей.   Письменные  упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию  логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе.  Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими .

Практические методы

Упражнения - многократное выполнение учебных действий, с целью отработки умений и навыков.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют  затрат времени на ведение записей.

  Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию  логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе.  Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими .

Кластер Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала . Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.

Кластер

  • Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
  • Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала .
  • Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.
  • В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
Обозначает признак предмета Часть речи Какой? Какая? Какие? ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В предложении является определением Изменяется по родам, числам, падежам

Обозначает признак предмета

Часть речи

Какой?

Какая? Какие?

ИМЯ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

В предложении является определением

Изменяется по родам, числам, падежам

 Для развития логического мышления : применяются упражнения «Восстанови рассказ», «Составь предложение» и другие.  Для формирования внимания: упражнения на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.  

Для развития логического мышления :

применяются упражнения «Восстанови рассказ», «Составь предложение» и другие.

Для формирования внимания:

упражнения на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»:

  • подмена или пропуск слов в предложении,
  • подмена или пропуск букв в слове,
  • слитное написание слова с предлогом и др.

 

Правила работы : индивидуальный подход разнообразные методы, средства и организационные формы работы учитывать психические и эмоциональные особенности снижение объема и скорости выполнения письменных заданий

Правила работы :

  • индивидуальный подход
  • разнообразные методы, средства и организационные формы работы
  • учитывать психические и эмоциональные особенности
  • снижение объема и скорости выполнения письменных заданий
  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!