«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ »
Главатских А.М.,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Красноярская СОШ»
Задачи:
-- общеобразовательная – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
--коррекционно-развивающая – развитие речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической);
--воспитательная – воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью
Основные категории детей с ограниченными возможностями здоровья :
- дети с нарушением слуха,
- дети с нарушением зрения,
- дети с нарушением речи,
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата,
- дети с умственной отсталостью
- дети с задержкой психического развития
- дети с нарушением поведения и общения
Особенности детей с ОВЗ
- сниженная работоспособность,
- быстрая истощаемость всех психических процессов,
- трудности в сосредоточении и переключении внимания,
- малый объем памяти,
- задержка формирования отдельных психических функций
- отставание в развитии мыслительной деятельности
- отставание в словесно-логическом мышлении
- эмоциональная лабильность
- Учебная деятельность большинства обучающихся с ОВЗ характеризуется низкой продуктивностью:
- • они часто не усваивают материал и не понимают задания, даваемые учителем,
- • не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении,
- • отвлекаются на любые посторонние стимулы.
Стимулы повышения интереса к предмету:
1 . занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);
2. заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;
3. похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.
Основные приоритеты при работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка
- создание благоприятного эмоционального климата в классе,
- осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку,
- передача информации «учитель-ученик» с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и с применением различных методов,
- систематическое повторение изученного материала для формирования устойчивых знаний.
Методы передачи информации
- наблюдение демонстрация
- наблюдение
- демонстрация
- Словесные методы: рассказ беседа, объяснение
- рассказ
- беседа,
- объяснение
- Практические методы: упражнения (устные и письменные) лабораторные и практические работы эксперимент наблюдение
- упражнения (устные и письменные)
- лабораторные и практические работы
- эксперимент
- наблюдение
Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления.
Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.
К наглядным средствам демонстрации относятся :
- – реальные предметы, макеты объектов, фотографии;
- средства образной наглядности условные графические изображения (иллюстрации, слайды, фильмы)
- условно-символические средства (разбор по составу, схемы предложений, дидактический материал )
Словесные методы
- рассказ – это монолог учителя, содержащий учебную информацию;
- беседа – это диалог учителя и ученика
- объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения
Поскольку большинство детей с ОВЗ испытывают трудности как в восприятии, так и в переработке вербальной информации, словесные методы нужно сочетать с применением наглядных и практических.
Практические методы
Упражнения - многократное выполнение учебных действий, с целью отработки умений и навыков.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими .
Кластер
- Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
- Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала .
- Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.
- В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
Обозначает признак предмета
Часть речи
Какой?
Какая? Какие?
ИМЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
В предложении является определением
Изменяется по родам, числам, падежам
Для развития логического мышления :
применяются упражнения «Восстанови рассказ», «Составь предложение» и другие.
Для формирования внимания:
упражнения на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»:
- подмена или пропуск слов в предложении,
- подмена или пропуск букв в слове,
- слитное написание слова с предлогом и др.
Правила работы :
- индивидуальный подход
- разнообразные методы, средства и организационные формы работы
- учитывать психические и эмоциональные особенности
- снижение объема и скорости выполнения письменных заданий
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!