СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с обучающимися с ОВЗ в учреждении дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с обучающимися с ОВЗ в учреждении дополнительного образования»

«Организация работы с обучающимися с ОВЗ в учреждении дополнительного образования».



Инклюзивное образование — принципиально новый подход к обучению, давно и успешно внедряемый западными странами. Долгое время советская, а затем российская система образования подразделяла обучающихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения, причём последние (инвалиды) практически не контактировали со своими сверстниками, обучаясь в коррекционных классах и интернатах. В результате этого итоговый уровень знаний таких детей сильно отличался от уровня знаний обычных детей, а дети с ОВЗ испытывали еще и проблемы с социальной адаптацией в обществе, делавшем акцент на их особенностях развития.



Принципы инклюзивного образования основываются на конституционных правах каждого гражданина России на получение образования в опоре на следующие законодательные акты:

  • статья № 28 Конвенции ООН, защищающая права детей;

  • статья № 43 Конституции РФ;

  • статьи № 2, 5, 11, 34, 55, 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • статья № 19 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ с дополнениями и изменениями.

Цель инклюзивного образования — создать для каждого ребёнка максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Занятия в системе дополнительного образования решают задачи:



  • реализации образовательных потребностей особых детей;

  • защиты их прав;

  • адаптации к условиям социума;

  • организованной общественной поддержки творческих способностей таких детей;

  • развития их жизненных и социальных компетенций;

  • социальной защищенности на всех этапах социализации;

  • повышения социального статуса;

  • становления гражданственности;

  • активного участия в общественной жизни;

  • разрешения проблем, затрагивающих их интересы.



Дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой:



  • меньшая, чем в общем образовании, наполняемость группы: количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность

  • практико-ориентированный характер обучения;

  • ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в школе, а на личные потребности и возможности каждого учащегося;

  • возможность обучающегося максимально сконцентрироваться на любимом деле;

  • отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов.

Доступность образовательной среды дополнительного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов включает:



  • физическую доступность (возможность дойти туда, куда хотите);

  • доступность содержания образовательных программ (наличие адаптивного программного обеспечения и возможность выбрать то, что хотите делать согласно вашим интересам);

  • доступность информации (возможность иметь необходимую информацию);

  • социальную доступность (принимают ли вас находящиеся вокруг люди, общаются ли с вами наравне, комфортно ли вам находиться среди сверстников);

  • финансовую доступность (наличие у вас необходимых средств для удовлетворения ваших потребностей, возможность удовлетворить материальные потребности).



Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы:



  • реализуются образовательной организацией по различным направленностям (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической) (Порядок, п. 9);

  • ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Порядок, п. 11);

  • реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок, п.6) в соответствии с утвержденным расписанием занятий (Порядок, п. 13) как самостоятельно организацией, так и посредством сетевых форм или модульного подхода (Порядок, п. 10).

Обучение по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам организуется по группам, индивидуально или всем составом объединения (Порядок, п. 17) или по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы (Порядок, п. 8) в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы)



Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (Порядок, п. 9) и определяются в соответствии с локальным нормативным актом своей организации.

Требования к результатам освоения адаптированных дополнительных образовательных программ отражают совокупность индивидуальных, общественных и государственных потребностей.