Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Сафоново Смоленской области
Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Подготовил:
учитель-логопед
Верба А.А.
Из опыта работы Вербы Аллы Анатольевны, учителя-логопеда высшей квалификационной категории, с детьми младшего школьного возраста
Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
- генетическая предрасположенность;
- родовые травмы;
- инфекционные заболевания во время беременности;
- резкое ухудшение экологии;
- наличие пищевой аллергии из-за огромного количества химических пищевых добавок, консервантов, ароматизаторов, красителей;
- социально-психологические факторы: ссоры и конфликты в семье, разводы, жестокое воспитание.
Актуальность обращения к данной теме: В настоящее время случаи детей с СДВГ приняли массовый характер. От 40% до 70% детей, поступающих в школу, имеют отклонения в созревании и функционировании нервной системы. Среди них 80% составляют мальчики. Эта проблема является медико-социальной, требует комплексного подхода и решения: медицины, психологии и педагогики.
Дети с СДВГ имеют специфические отклонения в поведении. От нормально развивающихся детей их отличают:
- быстрая умственная утомляемость и снижение работоспособности;
- двигательная расторможенность, неуправляемость, невнимательность;
- вялость, сонливость или наоборот, хаотичность, полная дезорганизация;
- трудности концентрации на чём-либо;
- снижение объёма памяти, мышления;
- трудности перехода информации в долговременную память;
- изменение времени протяжённости рабочих и релаксационных ритмов в работе мозга.
У них наблюдаются следующие речевые нарушения, препятствующие усвоению программы по родному языку и другим предметам гуманитарного цикла:
- нарушения фонетико-фонематического компонента речи (дефектное произношение звуков, недоразвитие восприятия фонем родного языка), что проявляется:
- нарушения фонетико-фонематического компонента речи (дефектное произношение звуков, недоразвитие восприятия фонем родного языка), что проявляется:
- нарушения фонетико-фонематического компонента речи (дефектное произношение звуков, недоразвитие восприятия фонем родного языка), что проявляется:
- нарушения фонетико-фонематического компонента речи (дефектное произношение звуков, недоразвитие восприятия фонем родного языка), что проявляется:
- в пропусках, искажениях звукобуквенного состава слов :
- в пропусках, искажениях звукобуквенного состава слов :
- в пропусках, искажениях звукобуквенного состава слов :
- в пропусках, искажениях звукобуквенного состава слов :
- пропуски гласных звуков (так называемая «глухота» на гласные);
- перестановки букв и слогов;
- слитное написание слов и раздельное написание частей слова и др.
- слитное написание слов и раздельное написание частей слова и др.
- слитное написание слов и раздельное написание частей слова и др.
- слитное написание слов и раздельное написание частей слова и др.
2. заменах и смешениях (нарушениях дифференциации):
- парных звонких и глухих согласных;
- парных твёрдых и мягких согласных;
- свистящих, шипящих, сонорных звуков.
- лексический запас ограничен, неполноценен; грамматический строй не сформирован; связная речь не развита, преобладают простые синтаксические конструкции.
- лексический запас ограничен, неполноценен; грамматический строй не сформирован; связная речь не развита, преобладают простые синтаксические конструкции.
- лексический запас ограничен, неполноценен; грамматический строй не сформирован; связная речь не развита, преобладают простые синтаксические конструкции.
- лексический запас ограничен, неполноценен;
- грамматический строй не сформирован;
- связная речь не развита, преобладают простые синтаксические конструкции.
Регуляторная дисграфия (обусловлена несформированностью произвольной регуляции, при этом страдают функции планирования и контроля). Совершаются ошибки по типу патологической инертности (торможения в коре головного мозга
- Персеверации (застревания) букв, слогов, типов заданий: магазим, за зашиной.
- Пропуски букв и слогов (в зависимости от усталости могут быть или не быть).
- Антиципации (предвосхищения): астобус, на девевьях, дод крышей.
- Кантоминации (объединения): белток, летбау.
- Ошибки, вызванные нарушениями языкового анализа и синтеза.
- Трудности в распределении внимания между орфографическими правилами и технической стороной их применения.
- При списывании дети не замечают несоответствия букв.
Факторы, приводящие к неуспешности в учёбе:
- двигательная гиперактивность. Ребёнок много говорит, двигается, никого не слушает;
- трудности включаемости в работу, отказ от трудных заданий;
- на них сильно действуют слуховые, зрительные и др. раздражители;
- «сон наяву»;
- высокая истощаемость внимания (работают по 10-15 мин/5 мин);
- ограниченность в приёме и переработке сенсорной информации, преимущественно слуховой, нарушение слухового восприятия и слуховой памяти.
Вывод: появилась необходимость менять обычные и добавлять другие методы работы, то есть методически грамотно организовывать образовательную среду при работе с обучающимися с СДВГ.
Методы, применяемые при организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с данной категорией обучающихся:
1. Жёсткий хронометраж занятий, продолжительность непрерывной работы за партой не превышает 7-10 минут.
Время занятия
1 – 4 мин.
Степень усвоения материала
5 – 23 мин.
60%
23 – 34 мин.
80%
35 – 45 мин.
45%
6%
2. Проведение не одной, а 2 – 3 физкультминуток, «пальчиковых игр», дыхательных упражнений
Их цель: поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме, снять статическое напряжение.
«Пальчиковые игры» учат концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Упражнения А.Н. Стрельниковой выравнивают процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Они усиливают внутреннее тканевое дыхание, повышается усвояемость тканями кислорода.
3. Необходимость формирования сильной учебной мотивации, особенно внешней её части:
- создание режима благоприятствования. Задания должны быть увлекательными и интересными;
- использование на занятиях картинок, таблиц, схем, раздаточного материала, схематических рисунков;
- ошибки не исправляются, а подчеркиваются;
- безоценочная система;
- система поощрения строится на пошаговой мотивации, поощрения носят моментальный характер и повторяются после каждого этапа работы;
- снижение требований к аккуратности выполнения работ;
- игнорирование мелких дисциплинарных нарушений.
4. Оптимальный выбор места, условий и форм обучения:
- лучший вариант места за партой для ребёнка – в центре класса напротив доски; в первое время предпочтительны индивидуальные занятия, где до минимума ограничены отвлекающие факторы. Затем - малая группа; ориентировка на ведущую деятельность, но не забывать об игровой.
- лучший вариант места за партой для ребёнка – в центре класса напротив доски;
- в первое время предпочтительны индивидуальные занятия, где до минимума ограничены отвлекающие факторы. Затем - малая группа;
- ориентировка на ведущую деятельность, но не забывать об игровой.
5. Особенности подачи ребёнку заданий и инструкций:
- не ставить перед обучающимися комплексных задач;
- все инструкции короткие и конкретные;
- задание ученик прослушивает и сразу же объясняет, как его понял;
- на определённый отрезок времени даётся 1 задание;
- большое задание делится на части, для каждой части устанавливаются цель и временные рамки;
- каждая часть проверяется, вносятся необходимые поправки.
- Необходимость установления тесного контакта с семьёй, рекомендации родителям:
- ранний сон; отсутствие вечерних компьютерных игр, телевизионных передач, блокбастеров;
- спокойные игры (раскраски, пазлы, чтение любимых книг, настольные игры, конструктор ЛЕГО, рисование, лепка из пластилина и др.)
- единые требования родителей и учителя относительно школьной дисциплины, правил общения, способов решения тех или иных учебных задач;
- советы заняться спортом, плаванием, танцами, спортивными играми на свежем воздухе.
Основные правила для эффективной работы с обучающимися с СДВГ:
- не ожидать всего и сразу;
- предупреждать переутомления и перевозбуждения;
- поощрять сразу же;
- не требовать аккуратности в самом начале работы с учеником;
- начинать занятие с лёгких заданий, трудности их не стимулируют и не воодушевляют.
Вывод: применяя эти правила, учитель-логопед не только повышает качество и эффективность своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ. Ведь добиться, чтобы ребёнок стал послушным и внимательным, невозможно, но научиться жить в мире, сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Не ломайте ребёнка, а исходите из его особенностей!