СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с обучающимися с СДВГ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы с обучающимися с СДВГ

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с обучающимися с СДВГ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №8»  г. Сафоново Смоленской области Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивности   Подготовил:  учитель-логопед  Верба А.А.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Сафоново Смоленской области

Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Подготовил:

учитель-логопед

Верба А.А.

Из опыта работы Вербы Аллы Анатольевны, учителя-логопеда высшей квалификационной категории, с детьми младшего школьного возраста

Из опыта работы Вербы Аллы Анатольевны, учителя-логопеда высшей квалификационной категории, с детьми младшего школьного возраста

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности: генетическая предрасположенность; родовые травмы; инфекционные заболевания во время беременности; резкое ухудшение экологии; наличие пищевой аллергии из-за огромного количества химических пищевых добавок, консервантов, ароматизаторов, красителей; социально-психологические факторы: ссоры и конфликты в семье, разводы, жестокое воспитание.

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

  • генетическая предрасположенность;
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания во время беременности;
  • резкое ухудшение экологии;
  • наличие пищевой аллергии из-за огромного количества химических пищевых добавок, консервантов, ароматизаторов, красителей;
  • социально-психологические факторы: ссоры и конфликты в семье, разводы, жестокое воспитание.

   Актуальность обращения к данной теме:     В настоящее время случаи детей с СДВГ приняли массовый характер. От 40% до 70% детей, поступающих в школу, имеют отклонения в созревании и функционировании нервной системы. Среди них 80% составляют мальчики.  Эта проблема является медико-социальной, требует комплексного подхода и решения: медицины, психологии и педагогики.

Актуальность обращения к данной теме: В настоящее время случаи детей с СДВГ приняли массовый характер. От 40% до 70% детей, поступающих в школу, имеют отклонения в созревании и функционировании нервной системы. Среди них 80% составляют мальчики. Эта проблема является медико-социальной, требует комплексного подхода и решения: медицины, психологии и педагогики.

Дети с СДВГ имеют специфические отклонения в поведении. От нормально развивающихся детей их отличают: быстрая умственная утомляемость и снижение работоспособности; двигательная расторможенность, неуправляемость, невнимательность; вялость, сонливость или наоборот, хаотичность, полная дезорганизация; трудности концентрации на чём-либо; снижение объёма памяти, мышления; трудности перехода информации в долговременную память; изменение времени протяжённости рабочих и релаксационных ритмов в работе мозга.

Дети с СДВГ имеют специфические отклонения в поведении. От нормально развивающихся детей их отличают:

  • быстрая умственная утомляемость и снижение работоспособности;
  • двигательная расторможенность, неуправляемость, невнимательность;
  • вялость, сонливость или наоборот, хаотичность, полная дезорганизация;
  • трудности концентрации на чём-либо;
  • снижение объёма памяти, мышления;
  • трудности перехода информации в долговременную память;
  • изменение времени протяжённости рабочих и релаксационных ритмов в работе мозга.

У них наблюдаются следующие речевые нарушения, препятствующие усвоению программы по родному языку и другим предметам гуманитарного цикла:

  • нарушения фонетико-фонематического компонента речи (дефектное произношение звуков, недоразвитие восприятия фонем родного языка), что проявляется:
  • нарушения фонетико-фонематического компонента речи (дефектное произношение звуков, недоразвитие восприятия фонем родного языка), что проявляется:
  • нарушения фонетико-фонематического компонента речи (дефектное произношение звуков, недоразвитие восприятия фонем родного языка), что проявляется:
  • нарушения фонетико-фонематического компонента речи (дефектное произношение звуков, недоразвитие восприятия фонем родного языка), что проявляется:
  • в пропусках, искажениях звукобуквенного состава слов :
  • в пропусках, искажениях звукобуквенного состава слов :
  • в пропусках, искажениях звукобуквенного состава слов :
  • в пропусках, искажениях звукобуквенного состава слов :

- пропуски гласных звуков (так называемая «глухота» на гласные);

- перестановки букв и слогов;

  • слитное написание слов и раздельное написание частей слова и др.
  • слитное написание слов и раздельное написание частей слова и др.
  • слитное написание слов и раздельное написание частей слова и др.
  • слитное написание слов и раздельное написание частей слова и др.

2. заменах и смешениях (нарушениях дифференциации):

- парных звонких и глухих согласных;

- парных твёрдых и мягких согласных;

- свистящих, шипящих, сонорных звуков.

  • лексический запас ограничен, неполноценен; грамматический строй не сформирован; связная речь не развита, преобладают простые синтаксические конструкции.
  • лексический запас ограничен, неполноценен; грамматический строй не сформирован; связная речь не развита, преобладают простые синтаксические конструкции.
  • лексический запас ограничен, неполноценен; грамматический строй не сформирован; связная речь не развита, преобладают простые синтаксические конструкции.
  • лексический запас ограничен, неполноценен;
  • грамматический строй не сформирован;
  • связная речь не развита, преобладают простые синтаксические конструкции.

Регуляторная дисграфия (обусловлена несформированностью произвольной регуляции, при этом страдают функции планирования и контроля). Совершаются ошибки по типу патологической инертности (торможения в коре головного мозга   Персеверации (застревания) букв, слогов, типов заданий: магазим, за зашиной. Пропуски букв и слогов (в зависимости от усталости могут быть или не быть). Антиципации (предвосхищения): астобус, на девевьях, дод крышей. Кантоминации (объединения): белток, летбау. Ошибки, вызванные нарушениями языкового анализа и синтеза. Трудности в распределении внимания между орфографическими правилами и технической стороной их применения. При списывании дети не замечают несоответствия букв.

Регуляторная дисграфия (обусловлена несформированностью произвольной регуляции, при этом страдают функции планирования и контроля). Совершаются ошибки по типу патологической инертности (торможения в коре головного мозга

  • Персеверации (застревания) букв, слогов, типов заданий: магазим, за зашиной.
  • Пропуски букв и слогов (в зависимости от усталости могут быть или не быть).
  • Антиципации (предвосхищения): астобус, на девевьях, дод крышей.
  • Кантоминации (объединения): белток, летбау.
  • Ошибки, вызванные нарушениями языкового анализа и синтеза.
  • Трудности в распределении внимания между орфографическими правилами и технической стороной их применения.
  • При списывании дети не замечают несоответствия букв.
Факторы, приводящие к неуспешности в учёбе: двигательная гиперактивность. Ребёнок много говорит, двигается, никого не слушает; трудности включаемости в работу, отказ от трудных заданий; на них сильно действуют слуховые, зрительные и др. раздражители; «сон наяву»; высокая истощаемость внимания (работают по 10-15 мин/5 мин); ограниченность в приёме и переработке сенсорной информации, преимущественно слуховой, нарушение слухового восприятия и слуховой памяти.  Вывод:  появилась необходимость менять обычные и добавлять другие методы работы, то есть методически грамотно организовывать образовательную среду при работе с обучающимися с СДВГ.

Факторы, приводящие к неуспешности в учёбе:

  • двигательная гиперактивность. Ребёнок много говорит, двигается, никого не слушает;
  • трудности включаемости в работу, отказ от трудных заданий;
  • на них сильно действуют слуховые, зрительные и др. раздражители;
  • «сон наяву»;
  • высокая истощаемость внимания (работают по 10-15 мин/5 мин);
  • ограниченность в приёме и переработке сенсорной информации, преимущественно слуховой, нарушение слухового восприятия и слуховой памяти.

Вывод: появилась необходимость менять обычные и добавлять другие методы работы, то есть методически грамотно организовывать образовательную среду при работе с обучающимися с СДВГ.

Методы, применяемые при организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с данной категорией обучающихся:

Методы, применяемые при организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с данной категорией обучающихся:

1. Жёсткий хронометраж занятий, продолжительность  непрерывной работы за партой не превышает 7-10 минут.  Время занятия 1 – 4 мин. Степень усвоения материала 5 – 23 мин. 60% 23 – 34 мин. 80% 35 – 45 мин. 45% 6%

1. Жёсткий хронометраж занятий, продолжительность непрерывной работы за партой не превышает 7-10 минут.

Время занятия

1 – 4 мин.

Степень усвоения материала

5 – 23 мин.

60%

23 – 34 мин.

80%

35 – 45 мин.

45%

6%

2. Проведение не одной, а 2 – 3 физкультминуток, «пальчиковых игр», дыхательных упражнений   Их цель: поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме, снять статическое напряжение. «Пальчиковые игры» учат концентрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения А.Н. Стрельниковой выравнивают процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Они усиливают внутреннее тканевое дыхание, повышается усвояемость тканями кислорода.

2. Проведение не одной, а 2 – 3 физкультминуток, «пальчиковых игр», дыхательных упражнений

Их цель: поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме, снять статическое напряжение.

«Пальчиковые игры» учат концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения А.Н. Стрельниковой выравнивают процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Они усиливают внутреннее тканевое дыхание, повышается усвояемость тканями кислорода.

3. Необходимость формирования сильной учебной мотивации, особенно внешней её части: создание режима благоприятствования. Задания должны быть увлекательными и интересными; использование на занятиях картинок, таблиц, схем, раздаточного материала, схематических рисунков; ошибки не исправляются, а подчеркиваются; безоценочная система; система поощрения строится на пошаговой мотивации, поощрения носят моментальный характер и повторяются после каждого этапа работы; снижение требований к аккуратности выполнения работ; игнорирование мелких дисциплинарных нарушений.

3. Необходимость формирования сильной учебной мотивации, особенно внешней её части:

  • создание режима благоприятствования. Задания должны быть увлекательными и интересными;
  • использование на занятиях картинок, таблиц, схем, раздаточного материала, схематических рисунков;
  • ошибки не исправляются, а подчеркиваются;
  • безоценочная система;
  • система поощрения строится на пошаговой мотивации, поощрения носят моментальный характер и повторяются после каждого этапа работы;
  • снижение требований к аккуратности выполнения работ;
  • игнорирование мелких дисциплинарных нарушений.

4. Оптимальный выбор места, условий и форм обучения: лучший вариант места за партой для ребёнка – в центре класса напротив доски; в первое время предпочтительны индивидуальные занятия, где до минимума ограничены отвлекающие факторы. Затем - малая группа; ориентировка на ведущую деятельность, но не забывать об игровой. лучший вариант места за партой для ребёнка – в центре класса напротив доски; в первое время предпочтительны индивидуальные занятия, где до минимума ограничены отвлекающие факторы. Затем - малая группа; ориентировка на ведущую деятельность, но не забывать об игровой.

4. Оптимальный выбор места, условий и форм обучения:

  • лучший вариант места за партой для ребёнка – в центре класса напротив доски; в первое время предпочтительны индивидуальные занятия, где до минимума ограничены отвлекающие факторы. Затем - малая группа; ориентировка на ведущую деятельность, но не забывать об игровой.
  • лучший вариант места за партой для ребёнка – в центре класса напротив доски;
  • в первое время предпочтительны индивидуальные занятия, где до минимума ограничены отвлекающие факторы. Затем - малая группа;
  • ориентировка на ведущую деятельность, но не забывать об игровой.

5. Особенности подачи ребёнку заданий и инструкций: не ставить перед обучающимися комплексных задач; все инструкции короткие и конкретные; задание ученик прослушивает и сразу же объясняет, как его понял; на определённый отрезок времени даётся 1 задание; большое задание делится на части, для каждой части устанавливаются цель и временные рамки; каждая часть проверяется, вносятся необходимые поправки.

5. Особенности подачи ребёнку заданий и инструкций:

  • не ставить перед обучающимися комплексных задач;
  • все инструкции короткие и конкретные;
  • задание ученик прослушивает и сразу же объясняет, как его понял;
  • на определённый отрезок времени даётся 1 задание;
  • большое задание делится на части, для каждой части устанавливаются цель и временные рамки;
  • каждая часть проверяется, вносятся необходимые поправки.
Необходимость установления тесного контакта с семьёй, рекомендации родителям: ранний сон; отсутствие вечерних компьютерных игр, телевизионных передач, блокбастеров; спокойные игры (раскраски, пазлы, чтение любимых книг, настольные игры, конструктор ЛЕГО, рисование, лепка из пластилина и др.) единые требования родителей и учителя относительно школьной дисциплины, правил общения, способов решения тех или иных учебных задач; советы заняться спортом, плаванием, танцами, спортивными играми на свежем воздухе.
  • Необходимость установления тесного контакта с семьёй, рекомендации родителям:
  • ранний сон; отсутствие вечерних компьютерных игр, телевизионных передач, блокбастеров;
  • спокойные игры (раскраски, пазлы, чтение любимых книг, настольные игры, конструктор ЛЕГО, рисование, лепка из пластилина и др.)
  • единые требования родителей и учителя относительно школьной дисциплины, правил общения, способов решения тех или иных учебных задач;
  • советы заняться спортом, плаванием, танцами, спортивными играми на свежем воздухе.

Основные правила для эффективной работы с обучающимися с СДВГ: не ожидать всего и сразу; предупреждать переутомления и перевозбуждения; поощрять сразу же; не требовать аккуратности в самом начале работы с учеником; начинать занятие с лёгких заданий, трудности их не стимулируют и не воодушевляют.

Основные правила для эффективной работы с обучающимися с СДВГ:

  • не ожидать всего и сразу;
  • предупреждать переутомления и перевозбуждения;
  • поощрять сразу же;
  • не требовать аккуратности в самом начале работы с учеником;
  • начинать занятие с лёгких заданий, трудности их не стимулируют и не воодушевляют.
 Вывод: применяя эти правила, учитель-логопед не только повышает качество и эффективность своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ. Ведь добиться, чтобы ребёнок стал послушным и внимательным, невозможно, но научиться жить в мире, сотрудничать с ним – вполне посильная задача. Не ломайте ребёнка, а исходите из его особенностей!

Вывод: применяя эти правила, учитель-логопед не только повышает качество и эффективность своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ. Ведь добиться, чтобы ребёнок стал послушным и внимательным, невозможно, но научиться жить в мире, сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Не ломайте ребёнка, а исходите из его особенностей!