Организация работы с одарёнными детьми
В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей.
Образовательные программы в соответствии с ФГОС должны обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться.
Согласно ФГОС учебно-воспитательный процесс необходимо направить на создание условий для развития личности каждого ребенка. На первый план выходит поисково-творческий характер обучения, личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми в соответствии с ФГОС:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Такая работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.
К урочной деятельности относятся следующие виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение,
проектно-исследовательская деятельность,
игровые технологии (деловые игры и путешествия),
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
творческие и нестандартные задания.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с учащимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми.
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Она в полной мере способствует реализации требования ФГОС и включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы также определяет образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, являясь ресурсом, позволяющим достичь нового качества образования.
К внеурочной относятся следующие виды деятельности:
факультативы,
предметные недели,
театрализованные праздники,
творческие мастерские,
олимпиады и конкурсы по предметам,
научно-практические конференции;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами, учебными заведениями.
Личность многогранна, ее становление определяется множеством факторов, как внешних, так и внутренних. Все в своем развитии проходят некоторую последовательность постепенно усложняющихся этапов, но каждый со своей скоростью. Одаренные дети отличаются от обычных детей, но ведь они и между собой отличаются. Одаренность не однородная характеристика, как не двух одинаковых детей, так нет и двух одинаковых талантов. Само определение таланта уже противоречит унифицированности, ведь это создание чего-то нового, ранее никогда не существовавшего. Каждый одаренный ребенок уникален по-своему. Поэтому конкретный учебный план должен учитывать как особенности одаренных детей в целом, так и индивидуальность каждого маленького гения в отдельности. Они, возможно даже более чем их обычные сверстники, нуждаются в индивидуальном подходе.
Система свободных, не организуемых жестко занятий, представляется наиболее подходящей для обучения одаренных детей. Она дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Таким требованиям наиболее отвечает коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса.
Технология индивидуального подхода к одаренным детям включает в себя следующие этапы:
определение уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.
формулирование долгосрочных и краткосрочных цели и путей к их достижению.
определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков.
определение способов оценки успехов ребенка.
Отдельным направлением деятельности по сопровождению одаренных детей является индивидуальный образовательный маршрут (или индивидуальная образовательная траектория) – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы. Эта форма применима и для общеобразовательной школы, и для внеурочной деятельности, и для системы дополнительного образования детей.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами. Это более широкое понятие чем ИОМ.Очевидно, что индивидуальный подход к одаренным детям необходимая составляющая их обучения. Они не такие как все, но и в одной группе они не однородны, у каждого свой уникальный набор способностей и уровень их развития, свой темп усвоения, свои склонности и интересы, но они более ранимы и чувствительны, поэтому для них особенно важен индивидуальный подход.Конец формы