СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с одаренными детьми в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одарённого и мотивированного ребёнка – одна из приоритетных задач современной школы.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одаренными детьми в начальной школе»

Организация работы с одаренными детьми в начальной школе

Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он решил собрать всех учеников. Собралось множество его последователей. Мудрец сказал им:                        

- У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи?

Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие  обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он  проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Мудрец нашел себе преемника.  


ФГОС второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе

Формирование способности быть автором ,творцом своей жизни, развитие умения ставить цель и искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него ,максимально использовать свои способности.

Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одарённого и мотивированного ребёнка – одна из приоритетных задач современной школы.

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов(утв Президентом от 3.04.2012 г пр.№827 есть такая строка «Каждый человек талантлив .Добьется ли человек успеха во многом зависит от того ,будет ли выявлен его талант ,получит ли он шанс использовать свою одаренность».

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Ведущая роль в развитии таких обучающихся принадлежит учителю.

Учитель является координатором усилий для оптимального развития одарённых и способных детей.

Свое выступление я назвала так М ы разные но мы вместе,тк. моя задача как учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития всех учащихся

,т.е.создание такого образовательного пространства, которое бы обеспечивало развитие способностей детей и, следовательно, их индивидуальный личностный рост
. Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.


Одаренность –значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, или исключительное развитие специальных способностей.

Одаренный ребенок- это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.




Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей.

К второй категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»)У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам.

Третья группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности.(одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.



Работа по данному направлению проходит в три этапа


1.Диагностико-прогностический , мониторинг одаренности

А.Создание банка данных по одаренным детям

Б.Банк творческих работ обучающихся

В.Банк заданий повышенной сложности


Очень важно первые шаги

Организация системы доп обр

Образ.курсы внеурочной де-ти

Творческие мастерские.

Конкурсы,.творческие мастерские,.олимпиады, .внеклассная работа по предмету.


2 этап Деятельностный включает

Организация активной системы научно-исследовательской

деятельности, активное участие в проектной деятельности

3 этап констатирующий

Мы оформляем портфолио ,внедрение в практику рейтинга обучающихся

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.


Содержание работы на этапах

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить

наклонности, способности и интересы учащихся. Выявление одаренных детей в школе начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Уже на собеседовании курсах будущих первоклассниках по собственным наблюдениям я вижу детей любопытных. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

1 класс изучение направленности интересов. анкетирование родителей, собеседование, первые диагностические работы которые позволяют понять с какой категорией детей нужно будет работать.


Работа с мотивированными детьми, состоит как из урочной, так и из внеурочной ,внеклассной деятельности.


Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Поэтому широкое распространение здесь получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, задания повышенной сложности.


Различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Моя задача .чтобы это любопытство перерасло в любознательность и в конечном итоге -познавательную активность.


Поддерживать любопытство помогают занятия в кружках общеинтеллектуального направления.

1 класс- Умники и умницы, 2 класс -РОСТ развитие, общение, самоанализ, творчество , 3 класс –Хочу все знать, 4 класс-Калейдоскоп наук. В рамках подготовки к ВПР. Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально. Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность

Мы разные но мы вместе –за 4 года установился тесный контакт с организациями доп.образования.

За 4 года дети познакомились с работой 8 кружков разной направленности. Выбор творческого объединения может быть, конечно, обусловлен наличием определенных способностей, но в основном дети идут заниматься в те объединения, где им особенно интересно.

Поэтому ребенок может переходить из одного творческого объединения в другое в течение учебного года, пробуя себя в различных видах деятельности.

Заинтересованность и желание ребенка продолжать обучение в творческом объединении – важный показатель для педагога. Приобретая определенные знания, умения и навыки дети второго года обучения уже могут принимать участие в выставках, конкурсах, соревнованиях.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе

А.Н.Колмогоров

Одной из форм работы с одарёнными детьми в начальной школе является их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, марафонах, научно- практических конференциях и проектах. Это дает возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности, развивают интерес к учебе и уверенность в своих силах, привлекают внимание детей к различным учебным предметам, создают для одаренных детей атмосферу радости и праздника. . .   Участие в конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЭМУ», предметных олимпиадах формирует определенные навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивает объем знаний и расширяет кругозор. 

Формирование активной жизненной позиции одарённого ребёнка реализуется в рамках воспитательных мероприятий .

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.


Мало иметь способности. Важно в каких условиях развивается ребенок.Если его растят неравнодушные родители, обучают мотивированный талантливые педагоги, окружают такие и же как и он сверсники. Тогда при смешении всех компонентов тогда из перспективных умников получатся неординарные взрослые.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
В нашей стране по мнению больше одаренных детей чем возможностей их обучать

По мнению специалистов наша концепция не работает, в списке разработчиков нет ни одного педагога, который бы вырастил хоть одного гения.это кабинетный документ.И специалисты не верят что государство заинтересуется опытом, накопленным годами.



Будем помнить ,что мы -взрослые должны быть для ребенка и плодородной почвой и живительной влагой и теплым ,

солнышком согревающим цветок детской души именно тагда раскроются униальные способности данные от рождения

Результативность опыта.  Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, является высокая мотивация учебной деятельности, наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей. У учащихся наблюдается стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развитие творческих способностей, навыков проектно–исследовательской деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!