«Организация работы с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы «
Кузнецова Н.В. , учитель русского языка и литературы БОУ «Нагорно- Ивановская средняя общеобразовательная школа»
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий с учебным материалом. Объектом формирования и оценки становятся не только действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием, но и универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Основным средством, обеспечивающим формирование планируемых результатов, служат учебные задачи, направленные на развитие необходимых учебных действий и учебные ситуации, инициирующие самостоятельную познавательную деятельность школьников.
В примерной основной образовательной программе основного общего образования описаны следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, во-первых, способствующих освоению систематических знаний; во-вторых, самостоятельному приобретению, переносу и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и логических операций. В таких заданиях предлагается создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний.
Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом.
Главный результат выполнения учениками соответствующих упражнений – это способы действий, которыми овладевают школьники, т. е. умения самостоятельно осуществить:
- понимание замысла текста, максимально близкое авторской идее;
- объяснение тех приемов и средств, которыми автор достигает реализации своего замысла;
- объяснение влияния грамматических средств выразительности на оформление текста и его содержание;
- сочинение собственных текстов (устных и письменных), адекватных заданной речевой ситуации.
Вместе с учениками мы читаем и пытаемся осмыслить все языковые единицы, из которых складывается текст: предложение, а в нем слова, соединяющиеся в словосочетания и рождающие новые смыслы, и, если нужно, морфемы в слове, дающие возможность вскрыть его внутреннюю форму, «обновить» затертое значение. Если говорить о формировании конкретных языковых умений и навыков, то в качестве ориентировочной основы языковых действий можно использовать следующий алгоритм:
Вижу | Думаю о: | Поступаю так: |
слово | О смысле и выделяю главное | Выделяю корень слова |
предложение | О смысле и выделяю главное | Выделяю главные члены (основу) |
текст | О смысле и выделяю главное | Выделяю тему и основную мысль |
Смыслопостижение, а именно так называется эта работа по методике Е.С.Антоновой, влечет за собой смыслопорождение.
ПРИМЕР ЗАДАНИй:
Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги.
(А. И. Куприн).
Вот тезисный конспект работы:
1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.
2. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):
- осень, сентябрь, денечек (время года);
- солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода);
- прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха);
- цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).
3.Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок «Бабье лето в тайге» соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок «Таежная красота увядания», соотносящийся с основной мыслью текста.
4. Художественный стиль текста:
- Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть);
- Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).
- Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.
5. Тип речи – описание: доказательства
- Описан один факт (осень в тайге);
- Этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге);
- Языковые приметы:
слова со значением признаковости (прилаг., абстрактные сущ., гл. «бордоветь»), способ выражения предикативности – составные именные сказуемые (был сухим и солнечным, была чистой, прошлась метлой),
синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением «одновременности», бессоюзные сложные предложения со значением «перечисление одновременного», сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).
ПРИМЕР ЗАДАНИЯ (самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний).
Представь себя в роли ученого-фольклориста, исследователя фольклора. Твоя задача исследовать текст (прибаутки, считалки) и выявить в нем особенности детского фольклора (изобразительность, ритмичность и рифмовка, диалогичность, словотворчество, наставительность). Не все особенности могут быть заключены в одной прибаутке или считалке. Назови важные для данного текста особенности и докажи их наличие примерами.
Пример задания. «Орёл и кошка»
(1)3а деревней весело играла кошка со своими котятами. (2)Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
(З)Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл. (4)Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. (5)Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. (б)Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. (7)3акипела битва насмерть.
(8)Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз. (9)Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
(Ю)Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. (11)В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка.
(К. Ушинский)
Задание № 1
Составьте простой план текста.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
_______________________________________________________
Задание № 2
С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?
1) чтобы показать силу кошки;
2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;
3) чтобы показать силу материнской любви;
4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.
Задание № 3
Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 4
Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 5
Вставьте определения в следующее описание (используйте информацию текста).
Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился
орёл. У хищника были
крылья, клюв, лапыс
когтями.
Задание № 6
Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 7
Почему кошка победила орла?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 8
Прочитайте фрагмент текста о степном орле. Можно ли в текст «Орёл и кошка» вставить приведённое описание орла? Ответ обоснуйте.
Степной орёл — крупный представитель рода настоящих орлов Aquila. Вес его колеблется от 2,7 до 4,9 килограммов, размах крыльев — от 175 до 210 сантиметров. Окраска однотонная от светло до тёмно-бурой. Молодые орлы отличаются от взрослых наличием чётких полос на нижней поверхности крыльев, продольными пестри- нами на брюхе и штанах, более яркими тонами окраски оперения. Окончательный («взрослый») наряд они приобретают на пятом году жизни.
Заселяет степи, лесостепи, полупустыни и (реже) пустыни Евразии на огромных пространствах от юго-восточной Европы до юго-восточного Забайкалья, на юг вплоть до южной Аравии и Индии, а также значительную часть Африканского материка. Не только в русском, но и практически во всех европейских языках эту птицу величают одинаково — «степной орёл». Также в переводе звучит и его бурятское название «талынбургэд». Латинское название — Aquilaгарах.
Степной орёл — единственный из орлов вид, устраивающий гнёзда на земле. Основной добычей ему служат различные виды сусликов, в некоторых районах важным кормом служат также сурки и пустынные грызуны — песчанки.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 9
Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?
1) Из другого рассказа К. Ушинского
2) Из статьи энциклопедии о птицах
3) Из сказок о животных
4) Из мифов о происхождении животных и птиц
Задание № 10
Почему в предложении 10 (см. текст задачи) перед сочинительными союзами но, однако стоят точки с запятыми, хотя в сложносочинённом предложении части должны разделяться запятой?
. Приёмы работы с текстом при закреплении изученного материала.
1. «Ромашка Блума»
Достаточно популярна в мире современного образования «ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
- простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
- уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
- интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
- творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
- практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).
Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке самостоятельной работы с текстом (чаще всего с текстами о лингвистах).
Методика «Диалог с текстом», как действенного механизма развития у учащихся навыков смыслового чтения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Овладение теоретическими и практическими умениями данной методики;
2. Формирование и развитие умений выполнения заданий «Учимся задавать вопросы» на примере реализации методики «Диалог с текстом».
Методика «Диалог с текстом» направлена на формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом». В свою очередь, формирование умения воспринимать текст как единое целое строится на полном понимание текста, которое предполагает вычитывание трех видов текстовой информации:
• фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
• подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
• концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Что же, представляет собой методика «Диалога с текстом» на практике – учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включённые в текст в символической форме. В конце предложений предлагается одно или два из четырёх видов заданий, обозначаемых в тексте символом (буквой). Эта задания надо выполнить по ходу чтения текста.
Задания включают:
В — вопрос, задать вопрос к тексту;
О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться события;
П — проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.
Тема – «Опричнина». У вас на партах находится раздаточный материал с текстом , предлагается прочитать текст по кусочкам и выполнить к ним задание:
1. 3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. В
Какое задание необходимо выполнить, если мы видим букву «В»? При построении вопроса воспользуемся классификацией вопросов . Вам необходимо по данному фрагменту составить простой и уточняющий вопросы.
2. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе.
Символ «З» обозначает попытку заглянуть в будущее, представить, как события могут развивать. Попробуем импровизировать. Это творческий момент, который довольно охотно воспринимается учащимися. Опасность состоит в том, что учащиеся могут начать фантазировать, совершенно отрываясь от фрагмента. Задача учителя на данном этапе – это направлять мысли учеников наводящими вопросами в нужное русло.
3. 3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. П
Теперь у нас появилась возможность проверить верность наших предположений и определить факторы, которые повлияли на восприятие текста в определенном ключе.
4. Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, но с условием… О
Возвращаемся к поставленным вопросам по первому фрагменту и пытаемся найти ответ на них в четвертом. Исход из ответа смотрим, получилось ли нам отразить основной смысл в вопросах и, что было упущено.
5. …чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». В
Здесь необходимо сформулировать интерпретационный и творческий вопросы, ответы на которые ищем в шестом фрагменте:
6. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание опричнины были назначены особые города (около 20, в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг) с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины; прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.
Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. О
После прочтения всего текста предлагается задать оценочный и практический вопрос.
В завершение необходимо заполнить таблицу:
Формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Исходя из ситуации, с учётом заданий ЕГЭ и ОГЭ, критериев оценивания работы выпускника, наиболее эффективным средством формирования коммуникативной компетенции является текст, работа с которым должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.
Библиографический список
1) Бархин, К.Б., Истрина, Е.С. Методика русского языка в средней школе. – М., 1934. - 106 с.
2) Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.- с.117
3) Дейкина, А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.
4)Лёвушкина,О.Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. Пособие для учителей/ О.Н.Лёвушкина. – М.: ГАОУВПО МИОО, 2012. – 240 с.
5) Маранцман, В.Г. Методика преподавания литературы. Учебник для пед вузов. В 2-х ч. – М.:Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.
6) Пахнова, Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.
1993, №3. – С.31-38.
7) Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.
8). Сидоренко В.А. “Приемы самостоятельной работы с лингвистическим текстом”, РЯШ, 6,88.
9)Степанова Л.С. “Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в 9-м классе общеобразовательной школы”, РЯШ, №1, 2004.
10). Шанский Н.М. “Художественный текст под лингвистическим микроскопом”.