СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы школьников над исследовательским проектом по окружающему миру в свете требований новых образовательных стандартов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа в школе является самой эффективной формой и методом для развития обучающихся, как личность.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы школьников над исследовательским проектом по окружающему миру в свете требований новых образовательных стандартов»

Образовательный проект

«Организация работы школьников над исследовательским проектом по окружающему миру в свете требований новых образовательных стандартов»



В настоящее время все большую значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. Интеллектуальное развитие ученика может осуществляться только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей, в процессе познания нового, в процессе труда.

Хорошо известно, что школьники, качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, далеко не всегда способны к самостоятельному, творческому решению различных проблем, сталкиваются с неспособностью применять полученные знания в жизни. Перед школой встала насущная задача поиска путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий, а в современном обществе назрела необходимость формировать такие качества выпускников как инициативность, мобильность, творчество, коммуникабельность и другие.



Актуальность: школьный учитель начальных классов, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в качестве приоритетного направления своей профессиональной деятельности должен рассматривать личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие своих учеников. Одной из наиболее эффективных технологий, способствующей решению этой задачи, является технология проектной деятельности.

Примерная основная образовательная программа для основной школы рассматривает проект как «форму организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленную на достижении поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта» .

Проектная деятельность рассматривается в программе как «особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности».

Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления обучающие приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а по мере достижения целей каждого этапа проектной деятельности.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку.



Гипотеза: внедрение современных образовательных технологий поможет решить проблему формирования не только умений, но и навыков исследовательского труда, реализовать принцип связи обучения с жизнью, обеспечить творческую самореализацию в обществе.



Цель проекта направлена на развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся: научиться проводить само научное исследование и получить новые для себя знания, творчески преобразуя объект познания, а также формировать исследовательские умения и навыки для развития личности, ее самоопределения и самореализации.



Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.

  2. Определить содержание проектной методики как образовательной технологии.

  3. Провести краткую классификацию видов школьной проектной деятельности.

  4. Сформировать у обучающихся опыт самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных, социальных и других проблем.

  5. Способствовать приобретению обучающимися навыка исследования, как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации учебной и внеурочной деятельности, активизации личностной позиции.

  6. Составить план работы над исследовательскими проектами.



Объект проектирования: деятельность участников образовательного процесса.

Предмет проектирования: применение исследовательского метода обучения школьников.



Новизна проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются так же использованием в практике проведения курса «Основы исследовательской деятельности учащихся». Новизна опыта так же проявляется в объединении возможностей исследовательских технологий с традиционными и инновационными технологиями.

Предполагаемые образовательные результаты:

  • Приобретение учащимися опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных, социальных и других проблем.

  • Активизация личностной позиции учащихся, проявляющаяся не только во внеурочной, но и в учебной деятельности.

  • Повышение качества знаний по предмету.

  • Формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач.

  • Профессиональная ориентация обучающихся.



Оценка риска

Высокая степень загруженности учащихся

Необходимость большого количества времени на проведение исследования

Не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в исследование.

    1. При подготовке к уроку необходимо учитывать не только новые методики обучения, но и форму организации урока или исследования.

    2. Обучение должно быть личностно – ориентированным.



Этапы реализации проекта:

2 этап

Поисково-экспериментальный

апробирование модели; мониторинг процесса и промежуточных результатов; корректирование дальнейшее работы; сбор экспериментальных материалов; проведение мини - исследовательской работы и ее защита на заседании школьного научного общества.

мини-исследовательские работы; защита на школьном конкурсе; создание презентаций; создание буклетов, газет.

3 этап Исследовательский

анкетирование учащихся с целью выявления их удовлетворенности содержанием и организацией процесса; диагностика сформированности и развитости интеллектуальных исследовательских способностей учащихся; проведение исследовательской работы; публичная защита исследовательской работы; участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровней.

проведение исследования – исследовательская работа; участие в конкурсах разного уровня; рекомендации по результатам исследования.



4 этап Заключительный

анализ результатов; оценка эффективности проекта; обобщение и распространение опыта; перевод проекта в стадию цикличного функционирования.

Положительная оценка деятельности, мотивация на дальнейшую работу в данном направлении.



Содержание педагогического проекта.

Суть проекта организации исследовательской деятельности учащихся основной школы заключается в определении содержания деятельности учителя по включению обучающихся 5-11 классов в проектно-исследовательскую деятельность с учетом их мотивации, познавательного интереса и способностей.

В данном случае педагогическая система состоит из следующих компонентов:

первая составляющаясистемное применение на уроках эффективных форм развития исследовательских умений учащихся с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения, приводящих к преобразованию личного опыта каждого учащегося, к сознательному повышению мотивации обучения;

вторая составляющая: применение системы контроля и оценивания деятельности учащихся, включающих в себя поурочный, тематический, практический (при выполнении лабораторных работ) - то есть поэтапный контроль. При этом обязательно используется личностно ориентированный подход: есть возможность исправления, взаимоконтроль, посильность требований, дифференцировано – дозированные задания;

третья составляющая: система внеурочной работы по преподаваемому предмету – включающая в себя факультативные и элективные курсы по предмету, участие в работе школьного научного общества, участие обучающихся в Интернет - конкурсах и других мероприятиях биологической и экологической направленности, участие в школьных, муниципальных и Всероссийских конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях.

Этот вид деятельности обеспечивает ученикам возможность самообразования, саморазвития, самовыражения. Для формирования компетентного выпускника нами применяются активные формы обучения, направленные на развитие не только общеучебных понятий. Благодаря такому системному подходу происходит развитие познавательных, коммуникативных, надпредметных, интеллектуальных, мыслительных качеств учащихся.

Ресурсное обеспечение проекта.

Кадровые: педагоги школы. Активное использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагогического коллектива и в обучении учащихся.

Материально-технические: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, Интернет – ресурсы.

Учебно-методические: обмен опытом на разных уровнях, участие в различных конкурсах, в работе семинаров по различным проблемам.

Развитие социального партнерства с другими учреждениями образования и организациями. Нормативные документы, специальная и справочная литература.

Мотивационные ресурсы: повышение квалификации педагогов.

.

Методы и средства реализации педагогического проекта.

Исследовательский подход предполагает умелое сочетание различных технологий, методов, и приемов работы. Внедрение новых образовательных технологий обучения (исследовательский метод, обучение в сотрудничестве).

Существуют разнообразные новые педагогические технологии, но из всего многообразия львиную долю составляют метод исследовательской деятельности и метод обучения в сотрудничестве. Выбор не случаен;

во-первых, потому что, специфика исследовательской деятельности позволяет решить ряд задач, наиболее актуальных в современном образовании: обеспечить вариативность образования, создать систему уровневой дифференциации исследовательских задач, усилить экологическую направленность образования;

во-вторых, потому, что в основе данных технологий лежат личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к образованию учащихся, обеспечивающих не только успешное усвоение учебного материала, но и развитие таких качеств, как толерантность, самостоятельность, формирование адекватной самооценки.

Исследовательский метод – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, или если результат известен, то в ходе исследования нам предстоит его, либо опровергнуть, либо подтвердить.



Итоги реализации проекта в 2017-2018 учебном году:

  • Победитель школьного этапа исследовательских работ Малой академии наук – Саитгареев А.Р. (1Б)

  • Призер районного этапа исследовательских работ школьников – Саитгареев А.Р. (1Б)

  • Положительная динамика развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов - выбраны темы, осуществляется выступление на заседании школьного научного общества.

  • Продукт проекта: работы учащихся по выбранным темам.





Итоги реализации проекта в 2018-2019 учебном году:

  • Призер школьного этапа исследовательских работ Малой академии наук – Саитгареев А.Р. (2Б)

  • Участник районного этапа исследовательских работ школьников – Саитгареев А.Р. (2Б)





Перспективы работы.

1. Работа по организации исследовательской деятельности обучающихся должна проводиться не от случая к случаю, а целенаправленно, постоянно.

2. Контингент обучающихся, вовлекаемых в исследовательскую деятельность, должен быть разновозрастным.

3. Необходимо продумать пути взаимодействия с учителями-предметниками естественнонаучного цикла и других направлений, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне сформированности у обучающихся познания мира, себя, себя в этом мире.

4. Представление программы элективного курса на городском уровне с целью расширения контингента участников.

5. Создание картотеки детских работ.

6.Обобщение опыта работы и его презентация педагогическому сообществу через выступления и публикации.

Краткое описание документа:

Внедрение современных образовательных технологий поможет решить проблему формирования не только умений, но и навыков исследовательского труда, реализовать принцип связи обучения с жизнью, обеспечить творческую самореализацию в обществе.

Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления обучающие приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а по мере достижения целей каждого этапа проектной деятельности.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку.




Наши результаты


В целях выявления интеллектуального потенциала учащихся, привлечения их к выполнению исследовательских работ 15 ноября 2018 года в нашем лицее был организован школьный этап конкурса исследовательских работ обучающихся. Работа секций Малой академии наук проходила по следующим  направлениям: «Начальные классы»,«Русский язык и литература», «Лингвистика. Иностранные языки», «Математика и информатика», «Обществознание», «Физика. Химия. Биология». В них защищали свои работы   обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью по разным предметам. 
      В ходе защиты творческих работ жюри оценивало постановки цели и задачи исследования, соответствие методов исследования поставленным целям, научность, соответствие полученных результатов поставленным целям, стиль и грамотность изложения материала, а также практическую значимость работы. Победителями стали: Уразаев И.-руководитель Исламова Г.Г., Ханова А.- руководитель Гаскарова И.Р., Саитгареев А.- руководитель Садыкова Р.М., Фахруллина Р.- руководитель Ягафарова Г.Х., Ризванова И.-руководитель Зарипова Ф.Г. В  номинации «Русский язык и литература» среди 5-9 классов - Нуриева Н.,руководитель -Зиннатуллина А.Р.В номинации «Наука и техника» - Мухаметшина А., руководитель Габдракипов Ш.К.В номинации»Обществознание» - Ягафарова Э.И.,руководитель – Рахматуллин Р.М.

  Победители школьного этапа МАН будут представлять лицей на муниципальном этапе. 

20 декабря 2018 г. учащиеся лицея участвовали в районном этапе конкурса исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников

11 января юные исследователи из Илишевского района представили результаты своих исследований на республиканской научно-практической конференции «СОВЁНОК–2019. Исследование как метод познания…», которая прошла в г.Бирск. НПК проводится с целью стимулирования научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. В НПК приняли участие около 800 обучающихся с 1 по 11 класс со всех уголков Республики Башкортостан. В этом году юные исследователи представили свои работы в 35-х научных сферах. Работа конференции проходила по секциям, в которых были охвачены различные школьныепредметы. 
Благодаря кропотливой работе наших юных исследователей и их руководителей были достигнуты отличные результаты. Наш район представляли 12 юных исследователей. 
Учащиеся Лицея Хаертдинов Радмир, Рахимов Ильнар, Ибрагимов Нурлан, Минибаева Илиза,  Искужина Амалия заняли пять призовых мест. 




IV региональный конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского 
    22 февраля в Уфе на  БРГИ  № 1 им. Рами Гарипова  прошёл IV региональный конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского. В начале торжественного открытия ко всем участникам по видеосвязи обратился председатель Оргкомитета XXV Всероссийских чтений им. В.И.Вернадского Александр Владимирович Леонтович. С напутственными словами для участников и всех гостей также выступила и.о. директора одаренности ИРО РБ Ахмадуллина Гульназ Римовна. А после открытия экспертное жюри приступило к осмотру стендовых работ участников. 
   По итогам регионального этапа конкурса ученица 11 класса МБОУ Лицей с. Нижнеяркеево награждена Дипломом  первой степени.  Ученики из 6, 10 класса МБОУ Лицей с. Нижнеяркеево стали дипломантами в различных номинациях. Лауреаты и победители регионального этапа поедут в Москву на Всероссийский заключительный  этап конкурса, который будет проводиться в апреле 2019 года в Москве. 




















Приложения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей с.Нижнеяркеево

муниципального район Илишевский район

Республики Башкортостан







Исследовательская работа



Краски своими руками




номинация «Начальные классы»










Выполнил: Саитгареев Артем,

ученик 1Б класса

Руководитель: Садыкова Розалия Мирсаетовна,

учитель начальных классов






с.Нижнеяркеево, 2018



Содержание



Введение……………………………………………………………………………3

Глава І. Краски. Исторические сведения……………………………………..... 4

I.1. Самые первые краски………………………………………………………….4

I.2. Что такое краски……………………………………………………………….4

I.3. Классификация природных красок…………………………………………...5

I.4. Использование растений – красителей……………………………………….5

Выводы по главе І…………………………………………………………………6

Глава ІІ. Какие у природы краски?.........................................................................7

II.1.Растения – красители в природе……………………………………………...7

II.2. Невероятные краски. Использование «волшебных красок»……………….

Выводы по главе ІІ…………………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………...11

Тезаурус…………………………………………………………………………….12

Приложения








Введение

Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

 Я люблю, рисовать, и чаще всего  рисую гуашевыми и акварельными красками. Это очень увлекательно! Однажды на уроке рисования мы пробовали красить свои рисунки ягодами красной и черной рябины. И они получились разного цвета. И после этого нам стало интересно и мы решили выяснить, есть ли краски в овощах, фруктах, и в других ягодах, культурных растениях? Наша тема актуальна тем, что не у многих есть возможность рисовать химическими красками.

Цель исследования: получить растительные краски в домашних условиях и выполнить рисунки.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

1) изучить литературу по данной теме

2) расширить представления о разнообразии и способов использования природных красок.

3) научиться изготавливать краски своими руками.

4) создать коллекцию колера природных красок

5) нарисовать рисунки, используя природные краски

Объект исследования – природные красители

Предмет исследования растения, растущие в нашем районе

Гипотеза – предположили о том, что все растения имеющие способность окрашивать, можно использовать, как краски

Теоретическая значимость изучение и систематизация материала по данной теме

Практическая значимость работа может быть использована на уроках изо и во внеклассной работе

Методы исследования:

- изучение специальной литературы;

- качественный или количественный анализ полученных данных и т. д.

























Глава I. Краски. Исторические сведения


I.1 Самые первые краски

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

Растительные краски с древности применялись человеком для украшения оружия, одежды и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений. Затем люди научились изготавливать специальные краски из растений. При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго (краситель из листьев растения индигофера). В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую.

Особенно широкую цветовую палитру давала марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной веществом, которое получали из этого растения.

Чтобы проверить третью гипотезу, нужно сначала узнать, что же такое краска? Мы достали словари, сходили в городскую детскую библиотеку, обратились к поисковой системе «Google» в сети интернет.


I.2 Что такое краски

Много книг мы пересмотрели и выяснили, что «Краска — всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета».1 Краски могут быть масляные, клеевые или водяные; краски сухие, карандаши.

Но краски — это просто вещества. А что же значит красить?

В толковых словарях я нашла определение слову красить.

Красить что, украшать, придавать краску, делать пригожим, изящным, приятным для вида

Окрашивать — покрывать какою-либо краскою, цветить, мочить или варить в краске.2

Мне стало интересно узнать, а кто же первый изобрел краски?

Самым первым художником был древний человек. В это же время появилось искусство - на стенах пещер и на скалах человек начал рисовать зверей и людей ( Приложение 1). Самые древние картины найдены в Иране. Их возраст более 40000 лет. Несмотря на примитивные технологии того времени, краска, изготовленная нашими далекими предками для этих картин не выцвела и не поблекла .3


I.3. Классификация природных красителей


Согласно литературному источнику природные красители - это окрашенные соединения, которые могут быть произведены либо посредством переработки природного сырья (растений или животных), либо посредством микробиологических процессов с использованием бактериальных клеточных культур или грибов.4

Существует множество классификаций природных красителей.

Наиболее важной группой природных красителей являются производные антрахинона, содержащиеся в корнях некоторых растений, в тканях и секретах насекомых и млекопитающих.

Природные красители по природе происхождения делят на:

  1. Минеральные – получают из минерального сырья: цветные «земли» (охры, сиены, умбры).,железные руды(гематит),цветные камни.

  2. Органические растительные - Получают из частей некоторых растений: плодов, листьев, цветов, древесины, коры, корней, и корнеплодов.

  3. Органические животные – выделяют из органической клетчатки или ее сжигают (кармин из высушенных насекомых , пурпур – из морской раковины пурпурницы, индийскую желтую – из выделений коров).

Природные красители широко распространены в природе и крайне многообразны. Часто в различных природных источниках встречаются одни и те же или близкие по строению природные красители.





I.4. Использование растений – красителей


Кроме того, в литературе мне встретилось словосочетание натуральные пищевые красители — это группа природных красителей, пригодных для окрашивания пищевых продуктов; красящие вещества, выделенные из растительных источников. Традиционно в качестве пищевых красителей использовали окрашенные соки растений, сок плодов, измельчённые цветки и части цветков, экстракты и настои (из корней, листьев, околоплодников и т. д.). Такими красителями можно красить и продукты питания, и различные напитки. Так, с красками для напитков, мы очень часто сталкиваемся в жизни. Все мы делали морс из воды и ягодного или фруктового варенья. Ну, чем вам не натуральные краски, да еще какие яркие и разные !

Естественные пищевые красители содержат в своем составе не только красящие вещества, но и витамины, микроэлементы полезные для здоровья человека. А также имеют различные ароматы. Поэтому их использование в пищевой промышленности не только насыщает цветом готовые продукты, но и повышает их пищевую ценность.

Изменить цвет волос или их оттенок в настоящее время не составляет никакого труда. Выбор краски для волос в магазинах очень большой.

К тому же, у современных женщин нет нужды просиживать часами на крыше и отбеливать волосы на солнце, как это делали женщины в Древнем Египте или в Европе. Купил нужный тебе оттенок краски и покрасил волосы.

Но в настоящее время все большее количество женщин предпочитает окрашивать волосы красителями, приготовленными на основе натуральных растительных компонентов. Они не оказывают вредного влияния на волосы и кожу головы. С помощью натуральных красителей еще древние парикмахеры умели получать различные оттенки волос. Среди наиболее часто применяемых натуральных природных красителей можно назвать басму, хну, луковую шелуху, ромашку аптечную (Приложение 2).


Выводы по главе I


Мы выяснили, что самая первая краска, изобретенная древним человеком, жившим на просторах современной Африки, Европы и Азии, использовалась для украшения своего жилища. Красками на основе глины можно было не только рисовать, а также красить шкуры убитых животных, а потом ткани и нитки. Еще в Древней Руси окрашенная одежда считалась наиболее красивой. Самыми популярными красящими растениями, растущими в нашей местности, с давних пор считались: зверобой, береза, ноготки, черника. Наиболее важной группой природных красителей являются производные антрахинона, содержащиеся в корнях некоторых растений, в тканях и секретах насекомых и млекопитающих.

Оказывается, краски находятся вокруг нас, стоит только присмотреться. Сама природа дарит их нам. Бери и пользуйся, как это делал древний человек.

Чем больше мы об этом читали, слушали взрослых, тем нам всё больше хотелось сделать краски самим. Интересно было: получатся у нас краски из природных компонентов или нет, можно ли на самом деле ими рисовать и на чём?
























Глава II. Какие у природы краски?

II.1 Растения – красители в природе

Для проверки первых двух гипотез, гуляя по лесу, бывая в огороде стали подмечать какие разные цвета у растений (стеблей, листьев, плодов, ягод). Вот черная и красная рябина, ярко оранжевая облепиха, огненно-красные калина и малина, темно-синяя смородина, красивые кроваво-красные ягоды боярышника ( Приложение 3).

А какие разные цвета у овощей на дачном участке! Одних только луков росло три вида: белый, золотистый и фиолетовый.


II.2 Невероятные краски.

Эксперимент №1. Чудо - растения

1.Собрали разные ягоды: рябину красную и черную, калину, облепиху и др.

2.Мы через сито выжали сок из этих ягод. Он был очень ярким, поэтому ткань окрасилась в яркие цвета, бумага окрасилась, но сильно размокла (Приложение 4).

3.Сделали сок из свеклы и моркови. Краски получились очень яркие. (Приложение 5).

4. Мы через сито выжали сок из укропа (Приложение 6)

5. Сделали краску из кофе (Приложение 7).

6. Положили все краски в баночки и у нас получился колер из натуральных красок ( Приложение 8)

Таким образом, мы узнали, что из растении можно получить разные краски и использовать их при рисовании рисунков и при окрашивании поделок

Эксперимент №2. Получение «волшебной краски»

Цель – получение «волшебной краски».

На форуме сайта «Страна Мастеров» мы нашли интересный рецепт «волшебной краски» для рисования (Приложение 9). Хотя его безопасность сомнительна (в состав входит клей ПВА). Но мы решили попробовать приготовить такую краску .

А наша прабабушка вспомнила, что раньше им мама делала краски, используя мёд, сливочное масло, соки овощей и фруктов. Мы немедленно изготовили такие вкусные краски и попробовали рисовать ими вместе с одноклассниками .

Таким образом, у нас получилась безопасная и хорошая краска.




Эксперимент №3. Сравнение натуральных и химических красок при рисовании

Мы решили нарисовать рисунки и хотели посмотреть, что у нас получится. И после завершения работы мы поняли, что натуральные краски они тусклые. Но они безопасны даже детям, которые страдают аллергии (Приложение 10).

После завершения рисунков мы увидели, что синтетические краски выглядят ярко и не теряют свой цвет, а натуральные они со временем становятся светлее, но они безопасны для здоровья.























Выводы по главе II


Все взятые соки ягод, отвары овощей и еловых веток красят белые ткани в яркие цвета. Но не все цвета получаются такими же, как цвет используемого растительного красителя. Следовательно, из них можно делать краски, но они могут получиться совсем не того цвета. Цвет красителя может измениться от взаимодействия с горячей водой или при кипячении.

Все соки ягод и отвары мы поместили на палитре для красок. Оказалось, что невозможно отличить по внешнему виду, где синтетические краски, а где наши опытные образцы.

Краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на основе природных компонентов и ими можно рисовать как на бумаге, так и на ткани.

Для рисования такими красками не нужно быть художником и иметь большие творческие способности. Достаточно желания и можно изобразить любую свою мечту... Рисование «волшебными красками» ни на что не похоже. Мне напоминают они «жидкий пластилин».





























Заключение


Таким образом, мы узнали, что растения имеют окраску своей надземной части, поэтому они могут окрашивать предметы в разные цвета, ими можно рисовать,

В ходе исследования выяснили, краски везде вокруг нас! Стоит только приглядеться по внимательнее. Среди растений нашего города есть красящие и из них можно сделать краски, но это очень хлопотно, можно получить совершенно не тот цвет, какой хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. Они необходимы ещё и для того, чтобы жила природная красота вокруг нас, чтобы не губить растения.

А натуральные, самодельные краски нужны для художественного вдохновения, для любования природой и просто для красоты! К тому же они совершенно безопасны для здоровья, в отличие от синтетических красок. Но в гигиенических целях, я думаю, их есть не стоит.

Во время исследования, мы получили натуральные краски в домашних условиях и нарисовали рисунки. Создали брошюрку «Волшебные краски»

Мы довольны своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому что поняли, в природе много тайн, которые она открывает только любознательным! А еще она нас учит, было бы желание учиться.


























Список литературы


1. Алексеева В.В. «Что такое искусство?» -М.: Советский художник,1973.- 113с.

2. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета- М.: Аврора, 2009-13с.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: «Просвещение», 1998- 224 с.

4. Детская энциклопедия, Что? Зачем? Почему?- М.: «БЭСТ»,2008.-257 с.

5. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – М: «Белый город», 2002. – 215 с.

6.Титова И.М. «Вещества и минералы в руках художника», М.:2001 -312с.

7. Энциклопедия для детей: искусство-Часть-2,-М.:Авант,2005 -404с.






























Тезаурус


Басма - природный краситель (серовато-зеленый порошок), который получают из высушенных листьев тропического кустарника индигофера. Из этого растения получают два основных красителя - индиго (ярко-синяя краска), которым с давних времен красили ткани и басму.

Сангина — материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа. Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному.

Сажа - чёрный налёт от неполного сгорания топлива, оседающий на внутренних частях печей и дымоходов.

Хна — краска из высушенных листьев лавсонии неколючей. Она традиционно используется для украшения тела в Индии, Пакистане, Северной Африке и многих арабских странах.































Приложение 1


Самые первые люди рисовали на стенах пещер и на скалах зверей и людей


Приложение 2


Часто используемые растения для получения красок для волос




Приложение 3

Растения – красители в природе
























Приложение 4


Изготовление краски из малины


















Приложение 5

Изготовление краски из свеклы, моркови.








Приложение 6

Краски из укропа и кофе






Приложение 7

Коллекция колера из природных красок





















Приложение 8


Опыты с натуральными красками


























































Приложение 9



Рецепт «Волшебной краски»


Для приготовления 5-6 цветов необходимо 1 кружка муки, 1-2 ст. ложки соли, 1-2 ст. ложки растительного масла (любого), 1,5 ст. ложки клея ПВА. Муку смешать с солью и наливать воду тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы не образовывались комочки. Затем добавить соль и масло. Масса готовится погуще, чем тесто на блины...

































Приложение 10

Сравнение натуральных и химических красок


Рисунок из натуральных красок






Рисунок из синтетических красок












1 Алексеева В.В. «Что такое искусство?» -М.: Советский художник,1973.- 113с.

2 Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета- М.: Аврора, 2009-13с.

3 Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: «Просвещение», 1998- 224 с.

4 Детская энциклопедия, Что? Зачем? Почему?- М.: «БЭСТ»,2008.-257 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!