«Практики работы с родителями».
(Из опыта работы Глебовой А.С., советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями)
Работа с родителями в школе.
Введение: Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу советник в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями обучающимися. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника.
Направления работы с родителями:
Проводить систематически родительские собрания.
Приглашать на собрания преподавателей-предметников.
По просьбе родителей приглашать психолога и представителей администрации школы.
Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса.
Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и их просьбе.
Систематически встречаться с родителями детей группы риска.
Проводить консультации.
Задачи работы с родителями:
Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей;
Знакомство педагога с организацией и методами семейного воспитания;
Отбор и обобщение лучшего опыта, использование его в работе;
Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
Формирование у родителей потребности в самообразовании.
Цель:
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив.
Актуальность:
Воспитательная функция семьи очень важна. Ребенок, который приходит в новый коллектив, так или иначе, проявляет ценности, заложенные родителями.
Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа советников в этом направлении должна быть системной.
Выделяю следующие функции советника:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
Еще одна функция работы школы и советника с родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных обучающихся.
Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:
1) организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
2) организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
3) использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
4) разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
Какие же формы могут использоваться для работы с родителями?
Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
1) Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов-предметников.
2) Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
3) Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
4) Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
5) Личные беседы с родителями.
Также огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Родительское собрание на тему «Законы жизни семьи, законы жизни»
Форма проведения: родительский тренинг- выведение формулы родительской педагогики.
Новая встреча и новая тема нашего разговора. Этот разговор с вами хочется начать отрывком из произведения великого драматурга Древней Греции Софокла. Эти строчки, написанные так давно, актуальны сегодня.
Ты прав мой милый. Пред отцовской волей
Все отпустить отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать
А в детях если не нашел опоры –
Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
Софокл, «Антигона»
Вариант вступительного слова советника.
*Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать горем или радостью.
*Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»
*Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна из сторон у них чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что увидел педагог в вашем сыне или дочери, на что хочет обратить ваше внимание. Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с классным руководителем. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний.
(родители читают и анализируют, размышляют о том, необходима ли индивидуальная встреча с классным руководителем.)
Задание для родителей по определению закона семьи.
Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их.
Закон семьи =
+
+
+
: 1, 2, 3, 4
Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.
Вопрос родителям «У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?» Затем идёт анализ зашифрованной формулы.
1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2-й закон. Закон значимости похвалы для ребенка.
3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты, друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как человек, как личность.
Задание для родителей – диагностика по гербу семьи.
Следующий урок в расписании родителей – диагностика. Детям было предложено нарисовать герб своей семьи. (Образец такого герба можно было нарисовать на доске.) Перед каждым из вас лежит чистый лист. Вам нужно его заполнить вместо вашего сына или дочери. Выполните, пожалуйста, это задание. Время работы – 10 минут. Когда вы выполните работу, приступайте к следующей. Сравните ваш герб с тем, который изобразил ваш сын или дочь. Сделайте выводы.
Прежде чем вы увидите гербы, нарисованные вашими детьми, вы должны нарисовать герб своей семьи, каким его видите вы.
Каждый из вас получает в подарок законы жизни в семье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьёзный вывод, насколько хорошо вы знаете своего ребенка.
Сценарий родительского собрания с участием детей на тему
«ПРАВА РЕБЕНКА»
Возраст учащихся: 6 класс
План:
Знакомство с родителями
Вступительное слово учителя по теме родительского собрания.
Выступление учащихся.
Тесты для родителей.
Подведение итогов. Педагогические советы по результатам тестирования.
Индивидуальные беседы. Сбор личной информации об учащихся.
Ход собрания:
Родителям раздаются бланки для заполнения информации о составе семьи.
Учитель знакомит родителей с темой собрания.
Выступление учащихся.
1 ученик: Сегодня мы расскажем Вам о некоторых правах ребенка.
2 ученик: Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.
1 ученик: Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2 ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и вступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.
Чтец 1: Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное своё.
Чтец 2: Очень трудно самому,
Жить на свете одному,
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята.
Дети раздают и показывают рисунки своей семьи.
Чтец 3: Есть ещё такое право
Помнить думать и творить
И другим свои раздумья,
Если хочешь подарить.
Дети показывают свои подделки и творческие работы: кроссворды, рефераты и т.д.
Чтец 4: Я росточком недоволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон.
Здесь разыгрывается сценка, придуманная детьми.
Чтец 5: Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Чтец 6: Чтоб с наукой подружиться
С книжкой маленькой в руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке.
Чтец 7: Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс
В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас.
Пара детей танцует школьный вальс.
Чтец 8: Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь –
Пищу в праве получать.
Чтец 1: Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным – всё равно
Ты родился быть счастливым,
Это право дано всем.
Последние слова чтецы говорят хором.
Дети поют песню «По секрету всему свету».
Тесты для родителей.
А) Какие мы родители?
• Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
• Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).
Вопросы:
Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы об этом случае, не является его поведение результатом вашего воспитания?
Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу?»
За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ «иногда» - 1 и за отрицательный – 0.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться улучшением своих знаний в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время о приятелях и о производственных проблемах. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не удастся ли ещё кое-что улучшить?
Б) Хорошие ли вы родители?
На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю».
Итак:
На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.
Вы слишком сильно переживаете за неприятности или неудачи вашего ребенка.
Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полно дом.
Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
Ваш ребенок доставляет больше хлопот, чем радости.
Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
У вас конфликты с собственным ребенком.
Подсчеты результатов.
За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8 ,10, 12, 14, а также «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков.
Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать своего ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнёте?
50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге - к лучшему понимаю собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но ещё не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
Азбука воспитания (советы родителям). (Воспитание школьников – 2021. -№ 8)
• Иногда дети воспринимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.
• Все знают, что читать лежа плохо, от этого портится зрение. В крайнем случае, разрешите детям, читать сидя в постели.
• Знаете ли вы о режиме Сухомлинского? Днём и вечером уроков не делать, а вставать в пять часов и заниматься с утра. Некоторым детям это очень нравится.
• Внимательно следите: не оказываете ли вы внимания и ласки одному ребенку больше, чем другому. Дети крайне щепетильны в вопросах справедливости.
• Помните, у маленьких детей ещё не развито чувство юмора. Вы пошутили, а ребенок обиделся. Вот случай, когда не стоит экспериментировать. Чувство юмора придёт со временем.
• Дети пробуют курить в 10-11 лет. Это лучшее время беседы о вреде табака. Покажите сыну, как вы огорчены. Не угрожайте наказанием – этим вы сделаете курение привлекательным героическим поступком. Расскажите, как умирают люди от рака легких.
• Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идет воспитание.
• В человеческой жизни есть два пика ведения дневника: 15 и 32 года. Уважайте подростка, ведущего дневник. Если вы вошли в комнату и видите, что сын или дочь что-то пишет, оставьте ребенка и не спрашивайте.
• Чтобы подросток не курил, позаботьтесь о его спортивных занятиях. Есть ли у него футбольный мяч, велосипед, теннисная ракетка? Подростки – спортсмены обычно не курят.
Умейте, подумав, отказаться от любого совета.
Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
Помощь ребенку в выполнении домашнего задания.
С самого начала обучения в школе нужно дать понять ребёнку, что его домашние задания являются такими же серьёзными и взрослыми делами, как работа папы и мамы.
Выполнение домашних заданий (ДЗ) является проблемой для многих семей.
Часто дети не справляются с подготовкой уроков самостоятельно, нуждаясь в помощи и контроле со стороны родителей.
Почему у ребёнка возникают сложности в выполнении ДЗ:
1. Физические причины:
-нестабильность нервной системы, чрезмерная возбудимость, торможение, неусидчивость, трудно сосредоточиться.
Нужно исключить пробелы со стороны нервной системы, обратиться к неврологу, психиатру.
2. Психологические причины:
-несформированность учебного мотива;
-ребёнок испытывает ряд неприятных чувств, так как взрослые недовольны успехами, поэтому он отказывается от учебной деятельности.
3. Семейные причины:
-влияние режима дня в семье;
-уровень требований к ребенку должен стать выше, чем в дошкольном возрасте;
-конфликты между родителями.
Необходимо обратиться к психологу для формирования благоприятного климата в семье.
Как правильно помогать ребенку в выполнении ДЗ?
1.Чем меньше контроля и помощи, тем лучше. С тем, чем ребенок может справиться сам, пусть справляется.
2. Помогать и контролировать можно по-разному. Важно, чтобы помощь и контроль были дозированными и оказывались по минимуму.
3. Важно, от кого исходит инициатива. Лучше принимается помощь, о которой человек попросил сам. Нужно, чтобы ребенок попросил сам вас напомнить, помочь, проверить…
4. Не стараться выполнить за ребенка ДЗ, ему нужно научиться работать самому.
5. Пусть оценивает себя сам, пробует найти ошибки самостоятельно.
6. Если видите, что ребенок увлечен работой – отойдите на время. В конце оцените его труд совместно.
7. Пусть ребенок пользуется черновиком, отрабатывая варианты решения задачи.
8. Придерживайтесь удобного для ребенка темпа.
9. Выполняйте только то, что задали в школе.
10. Если решили помочь ребенку, то запаситесь терпением, выдумкой, чтобы не превращать занятия в мучения.
11. Выполняйте ДЗ вместе, а не вместо него. Ответственность за их выполнение в любом случае остается на ученике, а не на родителях.
Сложности ребенка в школьной жизни нельзя оставлять без внимания. Много в его взрослой жизни будет зависеть, насколько он успешен ы учебе.
Вывод:
Данные рекомендации помогут многим родителям выявить и исправить некоторые проблемы. Но помним, что каждая семья уникальна и общие рекомендации не всегда работают.
Памятка родителю «Правила общения в семье».
1. Начинать утро с улыбки.
2. Не думать о ребенке с тревогой.
3. Уметь “читать” ребенка.
4. Не сравнивать детей друг с другом.
5. Хвалить часто и от души.
6. Отделять поведение ребенка от его сущности.
7. Испытывать радость от совместной с ребенком деятельности.
Заключение
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаю доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна поддержка, помощь и просто добрый совет.
Родители – коллеги, друзья.
Список использованной литературы:
1. Арнаутова Е.П. Беседы о сотрудничестве с семьей. М.: Линка – Пресс, 2024 г
2. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2015 г.
3. Дереклеева Н.И Новые родительские собрания 5-9 классы, 2016 г.
4. Дик Н.Ф. , Сгибнева Е.П. Как воспитать ребят без напряг и передряг, 2017 г.
5. Олендарь О.С. Как проводить родительские собрания в школе, 2015 г.