СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы учителя-логопеда с умственно отсталыми школьниками

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная информация может быть использована логопедами для подготовки к выступлению на родительском собрании, методическом объединении...

Просмотр содержимого документа
«Организация работы учителя-логопеда с умственно отсталыми школьниками»

Организация работы учителя — логопеда

в МКОУ «Линевская школа-интернат»


Подготовила учитель-логопед Сычева Е.В.


Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе преодоления нарушений развития ребенка с особыми образовательными потребностями.


Последние годы практически все дети, поступающие в наше учреждение, имеют выраженные дефекты устной и письменной речи и нуждаются в коррекционной логопедической помощи. При этом нарушения речи носят системный характер. У обучающихся недостаточно сформированы навыки звукопроизношения, звукоразличения, словарный запас ограничен бытовой тематикой, грамматический строй речи и связная речь бывают зачастую несформированы, так же нарушена смысловая сторона речевой деятельности, кода дети не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы.



Работа учителя — логопеда в течение учебного года ведется по следующим направлениям:

  1. Диагностическое.

Логопедическое обследование проводится 3 раза в год: первые две недели сентября, в последнюю неделю первого полугодия, последние две недели учебного года.

Оно включает в себя исследование состояния:

  • артикуляционной и мелкой моторики;

  • звукопроизношения ;

  • слоговой структуры слова;

  • фонематических процессов;

  • навыков языкового анализа и синтеза;

  • лексико-грамматического строя речи;

  • связной и письменной речи.

В первую очередь зачисляются обучающиеся, имеющие тяжёлые речевые нарушения и дети, “недостатки речи которых препятствуют усвоению школьной программы”.

Зачисленные на коррекционные занятия обучающиеся получают логопедическую помощь на протяжении 1-2 лет, а дети с тяжёлыми речевыми нарушениями до 4-6 лет, согласно Письму Минобразования РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6.

На всех зачисленных в логопедическую группу обучающихся заполняются речевые карты, где отслеживается динамика развития ребёнка на протяжении всего коррекционного периода.


2. Коррекционно-развивающее направление включает в себя:

  • разработку коррекционных программ индивидуальной и подгрупповой работы в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

  • организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию устной и письменной речи.


Содержание логопедического занятия включает в себя:

1.  Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).

2.  Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).

3.  Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка и др.)

4.  Развитие высших психических функций (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление).

5.  Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6.  Работа над слоговой структурой слова.

7.  Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).

8.  Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов…).

9.  Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).

10.  Развитие грамматического строя речи.

11.  Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение нарушений чтения и письма.

12.  С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений и  обучению грамоте.



3. Мониторинг динамики речевого развития обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг предполагает сравнение результатов и выявление уровня успешности в речевом развитии, который положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, что необходимо для повышения мотивации к обучению.


4. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей, учащихся нашей школе, с педагогами и членами их семей по вопросам развития и коррекции речи обучающихся.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится.

Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогами - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности  школы. Целенаправленная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повышает результативность обучения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!