Организация работы учителя — логопеда
в МКОУ «Линевская школа-интернат»
Подготовила учитель-логопед Сычева Е.В.
Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе преодоления нарушений развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Последние годы практически все дети, поступающие в наше учреждение, имеют выраженные дефекты устной и письменной речи и нуждаются в коррекционной логопедической помощи. При этом нарушения речи носят системный характер. У обучающихся недостаточно сформированы навыки звукопроизношения, звукоразличения, словарный запас ограничен бытовой тематикой, грамматический строй речи и связная речь бывают зачастую несформированы, так же нарушена смысловая сторона речевой деятельности, кода дети не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы.
Работа учителя — логопеда в течение учебного года ведется по следующим направлениям:
Диагностическое.
Логопедическое обследование проводится 3 раза в год: первые две недели сентября, в последнюю неделю первого полугодия, последние две недели учебного года.
Оно включает в себя исследование состояния:
артикуляционной и мелкой моторики;
звукопроизношения ;
слоговой структуры слова;
фонематических процессов;
навыков языкового анализа и синтеза;
лексико-грамматического строя речи;
связной и письменной речи.
В первую очередь зачисляются обучающиеся, имеющие тяжёлые речевые нарушения и дети, “недостатки речи которых препятствуют усвоению школьной программы”.
Зачисленные на коррекционные занятия обучающиеся получают логопедическую помощь на протяжении 1-2 лет, а дети с тяжёлыми речевыми нарушениями до 4-6 лет, согласно Письму Минобразования РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6.
На всех зачисленных в логопедическую группу обучающихся заполняются речевые карты, где отслеживается динамика развития ребёнка на протяжении всего коррекционного периода.
2. Коррекционно-развивающее направление включает в себя:
разработку коррекционных программ индивидуальной и подгрупповой работы в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию устной и письменной речи.
Содержание логопедического занятия включает в себя:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка и др.)
4. Развитие высших психических функций (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление).
5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов…).
9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
10. Развитие грамматического строя речи.
11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение нарушений чтения и письма.
12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений и обучению грамоте.
3. Мониторинг динамики речевого развития обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг предполагает сравнение результатов и выявление уровня успешности в речевом развитии, который положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, что необходимо для повышения мотивации к обучению.
4. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей, учащихся нашей школе, с педагогами и членами их семей по вопросам развития и коррекции речи обучающихся.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится.
Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогами - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности школы. Целенаправленная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повышает результативность обучения.