Просмотр содержимого документа
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском дошкольном учреждении»
Организация
Развивающей
Предметно-Пространственной
Среды
в детском
дошкольном учреждении
Одним из важнейших этапов в работе с детьми раннего возраста является развитие их познавательной сферы .
В данной презентации отображены составляющие РППС для второй младшей группы (3-4 г.):
- Задачи центров активности (литературного, сюжетно-ролевых игр, сенсорного)
- Требования к организации
- Предметное наполнение
- Выводы о значении организованной РППС для данной возрастной группы
Самый главный центр в группе
Задачи центра:
- развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
- формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой;
- формирование и расширение представлений об окружающем мире
Рациональное использование Литературного центра:
1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
2. Нужно продумать правильное освещение:
Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы,
настенного бра) для вечернего чтения.
3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:
– полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
– специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Предметное наполнение Литературного центра
- Количество книг 4-5 (одинаковые по содержанию, но разные по оформлению)
- Наличие 2-3 экземпляров одинаковых книг
- Наличие 3-4 тематических книг , книг разных литературных жанров
- Издания яркие, с крупными иллюстрациями, знакомые детям
- Наличие нетрадиционных книг (книги-ширмы, книги игрушки, музыкальные книги)
- Наличие набора сюжетных картинок
- Наличие тематических игрушек «Животные», «Игрушки».
Задачи центра:
- обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослыми игры;
- формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия;
- понимание условности игровой ситуации
Требования к организации сюжетно-ролевых игр:
Выбор игры
Педагогическая разработка плана игры
Ознакомление детей с планом игры и совместная реализация игры
Создание воображаемой ситуации
Распределение ролей
Начало игры
Сохранение игровой ситуации
Завершение игры
Предметное наполнение Литературного центра
- Игрушки- персонажи : атрибуты, фигурки людей, куклы, животные
- Маркеры игрового пространства: игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку в которой всё происходит (например, игрушечный автосервис, кухонная плита, остов ракеты и т.д.)
- Предметы оперирования: игрушки имитирующие реальные предметы, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (отвёртка, молоток, руль, весы и т.д.)
- Предметы- заместители
- Элементы зонирующие помещения: ширмы, модули, подиумы.
Центр сенсорного развития
Задачи центра:
- Развитие умения различать цвет, величину, форму предмета, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- Формирование у детей зрительных способов обследования предметов;
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие мелкой моторики
Предметное наполнение Сенсорного центра
- Разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания.
- Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер».
- Игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Математическая рыбалка», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».
- Развивающие игры:. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.
Требования к организации сенсорного центра:
- Занятия на развитие сенсорно моторных навыков проводит педагог
- Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут
- Раздаточный материал должен соответствовать возрасту ребёнка
- Размещается материал в доступном месте для детей (на открытых полках шкафа или на полу в виде бизиборда)
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью .
Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.