Организация предметно-развивающей среды важна для воспитательно-образовательной работы. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе. Она должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ должна быть направлена на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом возрастных особенностей, так как каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
Создавая предметно-развивающую среду во 2 младшей группе, нужно учесть, что детям этого возраста не следует часто переставлять оборудование, они предпочитают в этом смысле стабильность.
Функции предметно-развивающей среды во 2 младшей группе:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки для самостоятельной деятельности детей:
1.Уголок для сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль и выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей ;воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Парикмахерская», «Доктор». Чтобы поддерживать интерес к игровой деятельности, обеспечиваем сменяемость материала, который соответствует возрасту и безопасен в использовании.
2. Уголок рисования.
Задачи: развивать интерес, внимание, любознательность, усидчивость.
В уголке рисования, в свободном доступе есть материалы: цветные карандаши, фломастеры, ручки, восковые мелки, бумага для рисования, трафареты, мольберт.
3. Музыкальный уголок.
Задачи: развитие слухового восприятия и внимания, чувство ритма; формирование исполнительских навыков.
В музыкальном уголке расположены разные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. Очень детям нравиться играть в игру «Оркестр».
4. Книжный уголок.
Задачи: прививать детям любви к художественному слову, уважение к книге, развивать стремление общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».
Подбор литературы соответствует возрастным особенностям. Все книжки в толстом переплете с красочными иллюстрациями. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней.
5. Уголок строительных игр.
Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных форм; уметь воссоздать знакомые предметы ; развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества; развивать мелкую моторику пальцев рук.
В строительном уголке есть лего, крупный пластмассовый конструктор, маленькие игрушечные персонажи домашних и диких животных, машины для обыгрывания.
Игра в строительном уголке приобретает сюжетно-ролевой характер. Из конструктора дети строят постройки, которые необходимы для обыгрывания сюжета.
6. Природный уголок.
Он служит не только украшение группы, благодаря ему дети получают базовое представление о мире растений и животных. В любое время года наш уголок выглядит ярко и красочно, что безусловно привлекает внимание детей. Они с удовольствием рассматривают наглядный материал, пользуются дидактическими играми, которые находятся в свободном доступе.
7. Уголок сенсорики.
Дидактические пособия доступны для детей. Все игры яркие, разнообразные, полифункциональные, так как при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяют представление детей об окружающем мире.