Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 18
Доклад
«Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной»
Подготовила: воспитатель корпус «Росток»
Гусева С. А.
Тула, 2018 г.
В настоящее время положение России в мире таково, что переоценить значимость патриотического, духовно-нравственного воспитания наших детей трудно. Испокон века любовь к Отечеству была главной чертой русского человека: родину не просто любили, за нее готовы были отдать жизнь.
ФГОС ДО ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачу донести глубину понятия «гражданин» до маленького человека, привить ему любовь к ценностям семьи, родного города, как базы дальнейшего гражданского становления. Каждый из нас знает, что любить и беречь можно лишь то, что чувствуешь и понимаешь.
Патриотизм надо прививать детям с раннего возраста, не навязывая, и помнить, что он обретается и переживается индивидуально. Воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями, в частности, своего региона. Чувство патриотизма, любовь к Отечеству зарождаются из любви к малой родине. Нравственные ценности формируются у дошкольников под воздействием ближайшего окружения, через освоение культуры, истории, традиций своего народа. Обращение к истории малой родины, культурному наследию помогает раскрыть способности детей, сформировать у них суждения и оценки.
В каждом уголке нашей стране найдется «необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка».
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе.
Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах:
‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края, альбомы «Семья», «Родной край раньше и сейчас», «Моя малая родина», «Ими гордится Родина») и т.д.;
‒ патриотических уголков с символикой России и малой родины, портретами президента России и главы региона, а также картами России и малой родины.
‒ книжных уголков, содержащих литературные произведения писателей и поэтов своего края; фольклорные произведения (сказки, загадки, считалки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки);
‒ музыкальных уголков, где представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни);
‒ уголков изобразительной деятельности с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы;
‒ уголков ряжения со специально пошитыми для детей народными костюмами;
‒ спортивных уголков с информацией о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибутами к народным подвижным играм;
‒ мини-лабораторий с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края; где дети имели бы возможность конструировать с иллюстрациями, схемами и макетами, знакомых детям зданий своего края, зданий старины, памятников архитектуры и необходимым строительным материалом.
‒ уголков природы с гербариями растений, иллюстрациями растений и животных, распространенных в регионе, а также тех, которые занесены в Красную книгу.
В среде детского сада должно найтись место для создания продуктов детского творчества и условия для их демонстрации. Каждая детская работа (вылепленная из глины посуда, разрисованная игрушка или поднос, рисунок куклы в национальном костюме) обладает субъективной значимостью, и ребенок имеет право выставить ее для обозрения сверстниками и взрослыми. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.
В фойе детского сада можно разместить стенды с геральдикой России и края, оформить фотовыставку с достопримечательностями, социокультурными объектами малой родины.
Распространены в детских садах мини-музеи. Тематика их разнообразна: «Русская изба», «Посуда наших предков», «Народная вышивка», «Музей хлеба», «Старинные изделия из дерева», «Орудия труда», «Народные игрушки», «Бабушкин сундук», «Старые фотографии», «Природа родного края», «Макеты старинных зданий»…
Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности. Создание такого мини-музея возможно силами работников детского сада, родителей воспитанников, местных жителей. Конечно же, в нем должны быть представлены народные игрушки, наряды, предметы декоративно-прикладного творчества, крестьянская утварь. Любому ребенку захочется узнать для чего нужны самовар, прялка, ухват, коромысло и как всем этим пользоваться. Интересно детям будет сравнить современный утюг и утюг на углях.
Среда музея положительно воздействует на развитие дошкольников. Им очень нравится, сидя на деревянных лавочках, слушать русские народные сказки, отгадывать загадки, играть в игры. В свободное время они используют экспонаты мини-музея для сюжетно-ролевых игр.
Дети очень любят игрушки. У наших предков одной из любимых игрушек была кукла. Как правило, кукла была тряпичной, сшитая руками мам, бабушек или смотанная ребенком. Тряпичные куклы были и в состоятельных семьях, и в семьях бедных крестьян. Эта незамысловатая поделка приобщала ребенка к труду и творчеству. По обычаям, первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая из сестер. Такая кукла была своеобразным эталоном рукоделия, и поэтому часто девочки-подростки брали с собой кукол на «посиделки». По ним могли судить о мастерстве самой владелицы, о ее подготовке к труду: умеет ли шить, прясть, вышивать вязать. Тряпичных кукол брали с собой не только на «посиделки», но и в гости, на жатву и даже клали в приданое. Тряпичные куклы могут стать неотъемлемой частью краеведческого компонента в развивающей предметно-пространственной среде детского сада и присутствовать в каждой группе.
Организуя развивающую предметно-пространственную среду, не стоит забывать о том, что ребенок не объект, а субъект воспитательного процесса, а родители — законные представители (согласно закону «Об образовании в Российской Федерации») своих детей. Следует привлекать их к взаимодействию. Родители могут помочь в поиске необходимых материалов: справочной информации, фотографий, иллюстраций, предметов быта, литературы; изготовлении наглядных пособий; оформлении выставок. Знакомство в свободное время с краеведческими материалами создает условия для развития ребенка под наблюдением взрослого, развития его самостоятельности, общения со сверстниками, а также получения им знаний:
‒ о своей семье, об обязанностях каждого члена семьи, значении семейных традиций, об увлечениях членов семьи, совместном отдыхе;
‒ о правилах, нормах общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях;
‒ об истории и культуре родного края, достопримечательностях, социокультурных объектах, местах, где трудятся взрослые, выдающихся людях;
‒ о природе своего края (растениях, животных, в том числе, занесенных в Красную книгу);
‒ о родной стране (государственных символах, президенте, столице, особенностях природы, историческом прошлом).
Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка, так же как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом его назначения. Дошкольники на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. Они могут играть в народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, заниматься трудовой деятельностью, осуществлять экспериментирование с различными природными материалами своей местности.
Кроме того, на территории детского сада можно создать этнологический уголок, при посещении которого во время прогулок, воспитанники как бы оказываются в другом времени, узнают, как раньше жили в деревнях. На деревенском дворе жили домашние птицы, животные, пчелы; воду брали из колодцев (она была чистая, прозрачная, вкусная) ее нужно было много для хозяйства и семьи тогда были большие. Крестьяне выращивали на матушке-земле рожь, пшеницу и сами на мельнице мололи муку. Дети были большие помощники в домашних делах.
В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с развивающей предметно - пространственной средой группы и детского сада в целом.
Важно, чтобы предметно-пространственная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Развивающая предметно - пространственная среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательной деятельности.
Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.:ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
Ушинский К. Д. Педагогические идеи. — М.; 1971.
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. // О. Л. Князева, М. Д. Маханева, — Программа С-Петербург изд-во «Детство-ПРЕСС, 2004. — 304с.
Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.
Воронкова Н. В., Силина Т. И. Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 341-343.