| Утверждаю: заведующий МБДОУ № 3 _______________________ Н.А. Алимбочка |
ОРГАНИЗАЦИЯ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В ДОУ.
Подготовила: воспитатель МБДОУ № 3 И.А.Жильцова
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС ) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Согласно ФГОС ДО развивающую предметно-пространственную организую с учетом требований:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Насыщенность:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы. Для развития детской игры, творческого развития детей наряду с традиционным игровым оборудованием стараюсь наполнить среду неоформленным, бросовым и природным материалом
Полифункциональность:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость обеспечиваю возможностью изменения в РПП среде в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
Центр «В гостях у сказки»: включает в себя книжный уголок, где помещается портрет писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения и иные литературные формы по тематике недели; картины и иллюстрации, дидактические игры по развитию речи по теме недели и музыкально-театрализованный уголок, в которой помещаются различного вида театры (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и др.); здесь размещаются маски, атрибуты для разыгрывания сказок; музыкальные инструменты.
Центр «Здоровье»: спортивный уголок и уголок безопасности.
Спортивный уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так нетрадиционное, изготовленное руками педагогов, родителей и детей (дорожки здоровья, косички, вертушки, гирьки и т.д.); в уголке безопасности помещаются атрибуты, игрушки, дидактические игры для ознакомления с правилами и нормами безопасного поведения (пожарную безопасность, дома, на улице) и формированию ценностей здорового образа жизни.
Центр «Творчества»: находится материал и оборудование для художественно-творческой и музыкальной деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.
Центр «Познавайка» включает в себя уголки «Науки», «Мир природы» и «Математики»
«Науки»: в нем находятся оборудование и материалы для осуществления опытной (лупы, микроскопы, компасы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы, песок, камни, семена, крупы и т.д.) и экспериментальной (дневники наблюдения ) деятельности.
«Мир природы» : содержит различные виды безопасных комнатных растений, инструменты по уходу за растениями, фартуки, пульверизатор, природный материал, календарь «времена года», погоды и различные дидактические игры ( экологической направленности) и т.д.
«Мамематика»: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержании (игры Воскобовича, Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера), различные виды мозаик, игры на развитие мелкой моторики, пазлы, и др.
Центр «Конструирование» : разнообразное лего, конструктора различного вида, размера; схемы и модели построек. Мобильность центра позволяет детям перемещаться с конструктором в любое место группы и разворачивать сюжет игры за его пределами.
Центр « Игровой активности»: уголок «Сюжетно-ролевой игры», «Уголок уединения»
Уголок «Сюжетно-ролевой игры». Игра — основной вид деятельности дошкольника. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения.
«Уголок уединения» - тихое уютное место для релаксации (можно пообщаться с другом, послушать записи музыки для релаксации или звуки природы – пение птиц, журчание реки, шум леса, дождя )
Территория детского сада также оборудованы для реализации задач ОП ДОУ:
- организован мини-огород на котором созданы условия для наблюдений, развития трудовой, экспериментально-исследовательской и опытнической детской деятельности:
- участки оборудованы для развития игровой, творческой, двигательной и других видов детской деятельности, а также оздоровительными дорожками и экологической тропой.