СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация речевой среды во внеурочное время как условие формирования полноценной жизненной компетенции детей с нарушением слуха

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи неслышащих детей во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Организация речевой среды во внеурочное время как условие формирования полноценной жизненной компетенции детей с нарушением слуха»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №23»











Организация речевой среды во внеурочное время как условие формирования полноценной жизненной компетенции детей с нарушением слуха.


Белоконь Надежда Алексеевна














Аннотация: в данной статье отражен опыт работы по развитию речи детей с нарушением слуха во внеурочное время в условиях коррекционной школы-интерната.

Ключевые слова: нарушение слуха, глухой ребенок, коммуникативная деятельность, речевой материал, внеурочная деятельность.

«Всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие - не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок, реализуется, как социальная ненормальность поведения» [Выготский Л.С., 1982, т. 6, с. 62].

Нарушение слуха, особенно врожденное или наступившее в раннем возрасте, влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. Людям с тяжелыми дефектами слуха окружающий мир кажется недружелюбным. Личность глухого ребенка формируется своеобразно, прежде всего, из-за трудностей, которые он испытывает в общении с окружающими слышащими людьми.

Вся учебно-воспитательная работа в нашем учреждении подчинена решению проблемы развития и совершенствования системы обучения и воспитания неслышащих школьников в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся. Ведущая задача педагогического коллектива школы сегодня – поиск резервов, повышения качества учебно-воспитательного процесса, в первую очередь формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Коммуникация – это способность общаться со сверстниками, взрослыми, понимание и осознание себя. На первый план выходят коммуникативные знания и умения, необходимые любому члену общества для осуществления культурного взаимодействия. Коммуникативные навыки — это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Формирование коммуникативных навыков и умений для учащихся с проблемами слуха является важной жизненной компетенцией, так как от их уровня развития речи зависят возможности человека с недостатками слуха получить дальнейшее образование, работу, вести самостоятельный независимый образ жизни, т.е. социализация.

Для более полного овладения речевой компетенцией в условиях школы – интерната проводится большая работа по вовлечению детей в бытовую жизнь, реализацию творческих способностей. Поэтому важной составляющей системы речевой коррекционной работы является воспитательная работа во внеурочное время и деятельность детей во второй половине дня.

Внеурочная работа менее регламентирована, чем урок и более индивидуальна, но также требует от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями, проектной деятельности.

Во внеурочное время, также как и на общеобразовательных уроках и специальных занятиях, проводится постоянно мотивированное речевое общение с воспитанниками, развитие у детей с нарушением слуха потребности в речевом общении и поддержка всех проявлений речи независимо от уровня речевого развития, навыков произношения.

При подборе речевого материала воспитатель отбирает слова и фразы, необходимые учащимся для общения в конкретной ситуации. Формирование коммуникативных умений вне класса требует использование разнообразных методов. В младших классах наибольшее применение находят словесные, наглядные, практические методы. При выборе метода учитывается уровень речевого развития, особенности характера, темперамента детей, их склонностей и интересов.

Занятия проходят:

- в игровой форме (сюжетно - ролевая игра, речевые игры диалогического характера, подвижные игры с речевыми заданиями, игры на развитие слухового восприятия);

- в форме театрализованной деятельности (драматизация);

- в форме тематической беседы, беседы о прочитанной книге, о предстоящей или прошедшей экскурсии;

- в форме кружковой работы;

- в форме подготовки и проведения речевых общешкольных мероприятий, встреч.

При планировании занятия во второй половине дня воспитатель четко выделяет основные его этапы. Каждый этап занятия представляет собой организацию словесного общения школьников при участии их в том или ином конкретном виде внеклассной деятельности. В начале занятий воспитатель побуждает детей к разговору о теме и цели предстоящей работы, к обсуждению ее плана – организационный момент. Затем следует  фонетическая зарядка, которая способствует коррекции фонетического оформления речи - внятного произношения устной речи.

В процессе работы педагог осуществляет контроль над произношением учащихся. В связи с этим особое значение приобретает умение слышать в речи учащихся те или иные произносительные ошибки и вовремя их исправлять. При составлении планов на четверть по каждому виду внеклассных занятий определяется специальный словарь, на базе которого предусматривается работа по автоматизации произносительных навыков.

Работа над произношением осуществляется в ходе выполнения режимных моментов и использования различных жизненных ситуаций. В режимных мероприятиях в школе-интернате условно можно выделить три «зоны»: спальня; столовая; прогулка. В соответствии с этим определяется тематический речевой материал, который оформляется в виде табличек, картинок, фотографий, схем и т.д. Таким образом, учащимся предлагаются различные виды речевой деятельности (чтение, называние картинок, самостоятельные высказывания).

Во внеурочной деятельности формируются умения детей вести диалоги на различные темы. Эти умения дети могут реализовать при общении как с детьми с нарушением слуха, так и со слышащими людьми. Главным условием бесед является их заинтересованность и желание общаться.

Для развития диалогической речи младших школьников с нарушением слуха применяются различные дидактические игры, составление диалога по заданной ситуации. Такие игры позволяют активизировать словарь по теме и приобретать навыки правильного формирования диалогической речи в устной и письменной форме.

Достаточный уровень владения устной речью позволяет учащимся с нарушением слуха принимать активное участие в общественной жизни школы: в конкурсах чтецов, праздниках, олимпиадах регионального, областного уровня, интернет-олимпиадах и занимать призовые места. Достаточно свободное владение устной коммуникацией позволяет в дальнейшем осуществлять выбор учебного заведения для профессионального обучения, включая вузы, способствует успешному трудоустройству, профессиональной карьере и социальной адаптации.










Литература:

1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.

2. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. М., ВЛАДОС, 2008.

3. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г.Зикеев. - М.: Академия, 2000

4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., ВЛАДОС, 2001

5. Яхнина, Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи / Е.З. Яхнина / Дефектология. - 1994. - №3.

6. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000.

7. Колтуненко И.В. Развитие речи глухих школьников. — М.: Просвещение.2000.













































Одним из средств организации работы учащихся с ограниченными возможностями здоровья является внеурочная деятельность. Удачными сторонами такой формы занятий являются, регулярность, систематичность и направленность. Успешность школьника во внеурочной деятельности приводит к положительным результатам в общении со сверстниками и взрослыми. Широкий спектр направлений внеурочной деятельности дает возможность найти ребенку для себя ту сферу деятельности, которая интересна именно ему. Удивительно, когда, посещая занятия хора, ребенок открывает для себя мир песен и продолжает петь уже в вокальной группе, не обращая внимания на слуховой аппарат, и сверстники воспринимают успех одноклассника как что-то естественное. Когда выполняя творческие задания на занятиях курса «Волшебная кисточка» девочка с проблемами опорнодвигательного аппарата, на следующий год записывается в художественную школу. На занятиях по внеурочной деятельности курса «Умники и умницы» предлагаемые задания носят развивающий характер, поэтому главное внимание уделяется развитию и совершенствованию качеств, важных для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Чередование различных видов деятельности позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной, повышает интерес и мотивацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Усложнение заданий идет по спирали: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, они становятся сложнее. Главным средством развития является стимуляция внутренней активности учащихся [1]. Педагог на занятиях настраивает детей, что развитие происходит через преодоление трудностей, а не ошибается только тот, кто ничего не делает». Именно такое отношение к выполняемой работе позволяет избегать негативного отношения школьников к неудачам, помогает преодолевать затруднения. Занятия в группах внеурочной деятельности формируют положительную установку на преодоление трудностей, обеспечивают условия для достижения успеха в учении, помогают преодолению комплексов и страхов, тем самым способствуют успешной социализации. А использование современных средств обучения, в рамках программы «Доступная среда» позволяет полноценно задействовать в образовательном процессе учеников с серьезными нарушениями здоровья. В школе создаются специальные условия для обучения и воспитания детей: специально оборудованные учебные места; специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, мобильный комплект логопеда и психолога, сенсорная комната. Прежняя схема «учитель-ученик» заменяется более сложной многоэлементной моделью, все части которой работают на успех особенного ребенка, при этом он и является центром взаимодействия системы, получает образовательный и социальный опыт взаимодействия с одноклассниками, педагогами. Система должна быть адаптирована под ученика. Хозяин самому себе тот, кто сам ставит цели [3]. Поэтому ученик должен четко 389 представлять, чего хочет достичь. На занятиях внеурочной деятельностью по различным направлениям у ребенка формируется умение находить действенный выход из критической ситуации [2], чему способствует ясность цели, понимание своих недостатков, обучение приемам их преодоления, постоянный контроль и самоконтроль за результатами развития. В современном обществе одним из основных критериев успешности человека является его социализация – развитие и самореализация на протяжении всей жизни. Причем, оценивается не столько уровень достижений, сколько уровень своей удовлетворенности. Каким же образом определить успех? И кто его должен оценить? Удовлетворенность ученика зависит от разных факторов: реальные достижения, оценка окружающих, самооценка, но решающее значение имеет его личное отношение к происходящему. Нужна незаметная поддержка взрослых, важно не только «открыть» талант ученика, но и бережно провести его по индивидуальному маршруту. И особенно важно это для детей с ограниченными возможностями здоровья. Человека создает школа [2]. Очень важно понять значимость успешности начального этапа обучения, как фундамента для дальнейшей жизни человека. Именно в школе осваиваются общеучебные умения – как успешно учиться и как научиться учиться жить; социальные умения – как эффективно общаться со сверстниками, педагогами и родителями; происходит познание себя и понимание как управлять собой. В это время формируются такие качества, как оптимизм, жизнелюбие, вера в себя. Любой человек, имеющий отклонения в развитии может стать полноправным членом общества [5]. В школе ребенок проводит львиную долю своей жизни и именно там должен научиться и ставить для себя реальные цели, и мечтать, и понимать затруднения, и находить выход из трудных ситуаций, и принимать себя, и заниматься самовоспитанием. Когда наши дети поймут, что каждый человек своими мыслями и поступками сам формирует свою жизнь, сам несет ответственность за свои поступки, то адаптация будет проходить успешнее.

Литература 1. Глассер Уильям. Школы без неудачников / Уильям Глассер. – М.: «Прогресс», 1991. – 93 с. 2. Ермолаева-Томина, Л. Б. Обучение через развитие познавательных процессов / Л. Б. Ермолаева-Томина, И. А. Акопянц, В. К. Воеводкина. – М.: «Издат-Школа», 1988. – 176 с. 3. Лихачев, Д. С. Заветное / Д. С. Лихачев. – М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006. – 271 с. 4. Мороз, Ю. С. Ваше кредо – вечно второй? / Ю. С. Мороз. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 320 с. 5. Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер. – М.: ВЛАДОС, 2009 – 118 с















РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Хворостяная Т. Н., Перекрестова Л. А. МБОУ

«Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н. Л. Яценко» Красногвардейский район, Белгородская область

Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального образования детей с физическими и психическими отклонениями – полная интеграция их в обществе, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам. Главной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является нарушение их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир – необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры. Формирование коммуникативной компетенции предусматривает высокую активность ребенка. Как правило, в нашей жизни, пребывании в социуме, не хватает задушевных разговоров, добрых слов, умения слушать и слышать, сопричастности и сопереживании к внутреннему миру другого человека, просто таких черт характера, как такт и деликатность. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, так как язык – это средство общения, средство социализации и адаптации воспитанников в современном мире. Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Коммуникативная компетентность – это владение вербальными и невербальными способами общения, навыками социальной перцепции межличностного взаимодействия, соблюдение норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения. Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству. Современная жизнь с ее множеством межличностных контактов предъявляет сложные требования к общению во всех сферах жизнедеятельности человека. Готовность к речевому общению, к диалогу, общению как в личной жизни (со знакомыми, друзьями, членами семьи), так и в общении с одноклассниками, педагогами, а в дальнейшем и с сослуживцами. В настоящее время психологи предлагают большое количество разнообразных программ и технологий, направленных на развитие навыков речевого общения. Наиболее эффективными считаем игровые технологии, которые способствуют: общению на вербальном и невербальном уровне; умению определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства, задавать открытые и закрытые вопросы; умению выделять основную идею высказывания, подводить итог; развитию слухового восприятия; умению понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации; развитию умения устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения; аргументировать свою точку зрения, излагать свои мысли точно и лаконично. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. «Игра содержит в себе все тенденции развития, является источником развития и создает зоны ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде всегда содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все 185 тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего повседневного поведения. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок». (Л. С. Выготский) Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. В игре могут быть реализованы и другие умения, важные для психического развития ребенка с нарушениями в развитии. Задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение воспитанников, усвоение ими нравственных правил. В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до воспитанника некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, воспитанники учатся подчинять свои действия логике сюжета, организовывать свое поведение, контактировать с другими детьми. Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах. Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: «Я умею…», «Я хочу…», «Я смогу…», «Я добьюсь…». Для неговорящих детей показать. Игра-драматизация «Подарок на всех» Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Ход игры. Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. Недостаточное удовлетворение потребности личности в общении ведет к серьезным деформациям личности, снижения уровня ее социальной адаптации. Игра стала мостиком общения между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями, что актуально и привлекательно для обеих сторон, она учит партнерским отношениям и подлинному равноправию. В игре дети учатся общаться друг с другом, что ведет их к успешной социальной адаптации в макро- и в микросреде. 186

Литература 1.

Малофеев, Н. Н., Шматко, Н. Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции//Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М., 2001. 2. Педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.



ых научно-обоснованных средств, развивающих активные формы обучения. В речевом развитии детей важной задачей является развитие связной, грамматически правильной речи. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи. Речь – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, мышления, так как хорошее владение родным языком связано с познанием окружающего мира, с развитием сознания ребенка, с развитием разносторонней личности. Она возникает в раннем детстве в виде отдельных слов, которые не имеют еще определенного грамматического значения, постепенно усложняется и обогащается. Дети осваивают фонетический строй и лексику, способы изменения слов и их сочетаний, их логику, овладевают монологом, диалогом, разнообразными стилями и жанрами, оттачивает выразительность и четкость произношения. Речью дети овладевают в процессе практики, а практика современного ребенка в игровой и творческой деятельности. Развитая речь в современном обществе очень востребована, а для ребенка она служит средством благоприятного обучения [4, с. 267]. Не все современные родители читают много книг своему ребенку, или подталкивают его к диалогу, в связи с этим речь ребенка дошкольного возраста не выразительна. В каждой семье есть компьютеры, телевизоры и прочие гаджеты, заменяющие общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Ребенок довольно часто в своей речи допускает неправильное произношение, отвечает односложными фразами. Просмотр мультфильма или игра в компьютер, даже если она носит обучающий характер, не заменяет простого общения, беседы. Неразвитость речи, скудность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи. Педагог, пользуясь тем, что внимание детей «приковывает» компьютер или другой гаджет, применяет ИКТ, которые мотивируют детей, дети получают знания охотно, активно, с помощью того, с чем ранее были знакомы. При этом компьютер должен дополнять воспитателя, а не заменять его. Актуально использовать ИКТ как дополнительное средство в процессе организации образовательной области «Речевое развитие», позволяющее активизировать восприятие детей при составлении описательного рассказа, формирует творческие, исполнительские и актерские способности детей, развивает воображение, инициативу и самостоятельность. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать и оценить действие объекта. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа ясно требует наглядности». Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов [1, с. 68]. Индивидуальный подход в развитии речи должен быть эмоциональный, яркий, с 295 привлечением большого иллюстративного материала. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь не ограничены. Он позволяет погрузить дошкольника в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной и по-настоящему полезной для современного дошкольника [2, с. 39]. ИКТ в наше время становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, планшета, DVD, CD, мультимедиа, аудио и видео оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для общения. Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала для развития речи, можно назвать мультимедийную презентацию. Мультимедийная презентация – программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику, те факторы, которые долго удерживают внимание при повторении, закреплении, объяснении материала. Педагоги заинтересованы в этом, как в дополнительном способе развития речи детей, а использование презентаций позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме [3, с. 26]. Ведь основной вид деятельности дошкольников – игра и с помощью презентации можно предложить поиграть в дидактические игры, например,











РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПУТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аистова Л. А., Белоконь Н. А., Манаева Л. С., Манакова Л. А. ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»

По мнению Л. С. Выготского, общение является важнейшим фактором развития ребенка. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормативного и аномального развития, он говорит об особенностях построения взаимоотношений с окружающими у аномальных детей. По мнению ученого, физический или интеллектуальный дефект аномального ребенка создает почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей с окружающими, в установлении широких социальных связей. Немногочисленные исследования по проблеме социального развития детей с ОВЗ свидетельствуют об их отставании в коммуникативном развитии. У детей на разных возрастных этапах развития снижена потребность в общении. У старших дошкольников и младших школьников преобладает стремление к общению с взрослым с целью привлечения его внимания к себе, оценки результатов деятельности. Для детей подросткового и юношеского возрастов характерна прагматическая направленность общения с взрослым. Исследователи отмечают и проблемы этих детей, возникающие при овладении речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс их межличностного взаимодействия, подталкивает к аффективным проявлениям в коммуникациях. Необходимо сформировать у детей с нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения. Нужно научить таких детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей. Формировать у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений. Учитывая значимость устной речи в развитии неслышащего школьника, важность активизации устной коммуникации неслышащих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития и психофизических особенностей учеников. Вся учебно-воспитательная работа в нашем учреждении подчинена решению проблемы развития и совершенствования системы обучения и воспитания неслышащих школьников в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся. Ведущая задача педагогического коллектива нашей школы сегодня – поиск резервов, повышения качества учебно-воспитательного процесса, в первую очередь формирование коммуникативной компетенции учащихся. В младших классах результат достигается за счет усиления речевого и общего развития неслышащих. В начальном звене закладывается прочный фундамент развития коммуникативной компетенции. Ведется работа по формированию у учащихся самосознания в повышении уровня речевого общения и побуждения его к совместной практической деятельности. Важнейшая задача всех педагогов и школы в целом заключается в том, чтобы научить 7 неслышащих детей владеть словесной речью, так как на этой основе значительно легче приобщать их к участию в жизни общества, подготовить к коллективу слышащих, к выполнению общественно-полезного труда – писал С. А. Зыков. Без словесной речи неслышащий человек не будет в состоянии полноценно общаться и обмениваться мыслями с окружающими. Обмен мыслями и взаимное понимание между глухим и слышащим человеком тем более затруднителен, что сам процесс мышления у глухих протекает на другой основе, чем у человека, владеющего речью. Все неслышащие учащиеся ограничивают свою речь короткими ответами, отдельными фразами. Чтобы помочь детям выражать свои мысли полными предложениями, строить речь грамотно, используется речевой материал на уроках и во внеурочное время: 1. Формы выражения (не)-понимания высказывания. 2. Формы выражения просьбы. 3. Формы выражения (не)-согласия, оценки высказывания товарища. 4. Ответы на вопросы, умение задавать вопрос. Коммуникативная направленность обеспечивает увеличения письменных инициативных работ учащихся. Встречи с ветеранами войны и труда, со слышащими сверстниками. Оформление приглашений и поздравительных открыток к знаменательным датам. Выступление и защита учебных исследовательских работ перед комиссией, рефераты, доклады, классные часы. Экскурсии с последующим описанием. Проверка итоговых работ ориентирует педагога не только на конкретные цели и задачи экскурсий, но и на особенности общего и речевого развития неслышащих школьников. Устная форма словесной речи неслышащего, все еще остается труднодоступной значительной части наших воспитанников. Тем не менее, при соответствующих организационно – методических условиях на слухо-зрительно-тактильно-вибрационной основе, с использованием специальной методики обучения методов, ориентированных на устную коммуникацию у неслышащих школьников до известной степени формируются речевой слух и словесная речь в устной форме при удовлетворительной внятности. К настоящему времени в системе обучения неслышащих учеников навыкам коммуникативной компетенции применяем все формы учебного диалога: на предметных уроках, индивидуальных занятиях, музыкальной ритмике и уроках социально – бытовой ориентировки. Основу культурного общения составляет гуманное отношение человека к человеку. На уроках социально–бытовой ориентировки учащиеся овладевают нормами культуры. Культурное общение, вежливость потенциально несет в себе огромные возможности для формирования навыков коммуникативной компетенции, социального и речевого развития школьников. Совместная деятельность неслышащего ученика с товарищами, учителем порождает мысль, формируя речевое высказывание. Воспитывает, развивает, побуждает потребность говорить, расширяет словарный запас глухого ученика. Происходит процесс овладения коммуникативными умениями (спросить, сообщить, попросить и т. д.). Появляется желание и умение контролировать качество и точность своей речевой деятельности. В одном занятии социально–бытовой ориентировки объединяется работа по разным направлениям, в частности: познавательная культура; коммуникативная культура. В работе используются такие темы как: «Прием гостей», «Общение со слышащими», «Культура поведения и общения за столом», «Формы общения с руководителями школы», «Формы общения с руководителями предприятия». 198 Неслышащий ученик овладевает устной речью в процессе специального педагогического воздействия. В процессе речевого общения реализуются приобретенные произносительные умения и навыки. Чтобы процесс общения был интересным для неслышащих, коллектив школы создает мотивированную ситуацию словесного общения. Особое внимание уделяется воспитанию у неслышащего школьника потребности общения словесными средствами и ЗУА. Существенную помощь в этом оказывают: Предметные недели; Конкурсы чтецов; Школьные праздники. Основная цель мероприятий состоит в практической реализации произносительных навыков школьников с нарушенным слухом посредством театрального искусства, воспитании активной творческой личности, так как театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна школьнику, поскольку в основе ее лежит игра, которая, по убеждению Л. С. Выготского, является корнем всякого детского творчества. Для школьника с нарушенным слухом, как и для слышащего ученика, игра является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит как коррекция отдельных психических функций, так и формирование личности ребенка в целом. Общение – это сложный многогранный процесс, овладение которым имеет свои трудности. Коллектив школы в процессе обучения старается учесть один из основных мотивов учащихся – стремление к общению, побуждающий к совместной деятельности. Устная речь оказывает глубокое положительное влияние на формирование личности глухого ребенка и помогает ему стать полноценным членом общества, способствует достижению более полноценного социального статуса, облегчает выбор профессии, трудоустройство, дальнейшее обучение в различных учебных заведениях. Сегодня мы убеждены в том, что значимость умения общаться, чрезвычайно важна и определяет в большей степени дальнейшее развитие неслышащего школьника, так как коммуникативная компетенция – это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры.



Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, нaкопление знаний, формирование умственных способностей, формирование интереса к научной деятельности; развитие творческих способностей; формирование ключевых компетентностей (предметной, социальной, информационной, коммуникативной, конфликтной). Организуется на индивидуальных занятиях и в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, предметные недели, проекты, фестивали. 255 Глaвными принципами познавательной деятельности является то, что каждый ребенок является активным участником всех событий. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, писать, декламировать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их. Ценностно-ориентационная деятельность. Оргaнизуется на занятиях, в таких формах внеурочной работы: беседы по социально-нравственной проблематике, дискуссии «Первому космонавту Ю. Гагарину», «Герои – земли Белгородской», «Поклонимся великим тем годам». Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Эта работа ведется в следующих формах: инсценировки, конкурсы, пантомима, жестовая песня, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облaгораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Например, обязательное традиционное участие во всех школьных мероприятиях: «Осенняя ярмарка»; «День рождения школы»; «Все профессии хороши»; «Мой край родной». Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность в разных формaх: игры, праздники, вечера отдыха, соревнования, совместные прогулки, походы, которые помогают сплотить коллектив. Таким образом, большинство воспитанников проявляют последовательность в реализации задач духовно-нрaвственного воспитания. Имеет место независимость суждений, самостоятельность при решении задач духовно-нравственного характера, появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Проводимая в данном направлении работа, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника с ОВЗ, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полноценного развития человека как гражданина.



Литература 1. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуация его развития //Вестник практической психологии образования. № 2, 2010. С.12–18. 2. Трибунская, О. А. Воспитание духовно-нравственной культуры детей в семье и школе. // Сборник методических материалов по духовно-нравственному воспитанию школьников. Тамбов: ТОИПКРО, 2009. 98 с. 3. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007. 98 с. 4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2009. 23с. 5. Речицкая, Е. Г. Сурдопедагогика / Е. Г. Речицкая – М. Владос, 2004. – С. 39–60. 6. Худенко, Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф., Селиванова Е. Ю., Титова В. В.



ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОВЗ

Бутенко В. И., Попова Г. М., Чеботаева Л. И. г. Белгород, Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23

В условиях введения ФГОС ОВЗ каждая дошкольная организация, разрабатывая основную общеобразовательную программу, включает задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывает их с родителями (законными представителями) детей. Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя; своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду. Педагоги нашего дошкольного отделения организуют духовно-нравственное воспитание с помощью различных методов, приемов и средств. Мы считаем обязательным включение самыx разныx видов игровой деятельности (словесные, пальчиковые, ролевые и т. д.), дидактические материалы, художественные произведения, конструктивные и подвижные упражнения. Поступая в наше отделение, ребята часто не умеют вступать в контакт с детьми и взрослыми. У них нет потребности в общении, не сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления находятся на очень низком уровне. Часть детей пассивна, не выражает каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. У многих детей проявляются в той или иной степени аутичные черты характера. 267 Организуя работу с нашими воспитанниками, мы ставим во главу угла духовнонравственное воспитание, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста. Накопив определенный опыт работы, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством не только для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и развития у них коммуникативных навыков, но оказывает положительное влияние на их духовнонравственного воспитание. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в детском коллективе. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность способствует и эмоциональному развитию детей, и развитию их музыкальных способностей. Кроме того, театрализованная деятельность и игра-драматизация способствует решению других, не менее важных задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну, невозможно не поставить перед собой другие. Так, театрализованная деятельность помогает в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам очень важно научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Участие в театрализованных играх, музыкальных спектаклях и праздниках (игры типа «Нарядим куклу Машу на праздник», «Большая уборка в доме», «Подготовим игрушки к спектаклю» и т. п.) способствуют формированию навыков общения друг с другом. Формирование навыков сюжетно-ролевой игры также взаимосвязано с театрализованной деятельностью. В сюжетно-ролевой игре («У нас гости», «Угостим кукол чаем», «Дочки-матери») дети отражают впечатления, полученные из жизни. В игре легче происходит формирование бытовых навыков, элементарных навыков общения друг с другом и взрослыми. Дети дошкольного возраста очень любят разные виды театра: пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи у детей с ОВЗ, учим передавать характер, настроение героев. Играя на музыкальных инструментах, исполняя танцы, песни, разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т. д.), мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей. Все эти задания очень удачно выполняются на музыкальных занятиях, и умения, полученные на них, используются впоследствии на музыкальных праздниках и спектаклях, в театрализованных играх. Очень важно, что в процессе этой деятельности происходит повышение уровня самооценки у детей. Именно в дошкольный период очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх перед зрителями (родители, дети из других групп, студенты педагогического колледжа, гости, родители), дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные педагогами нашего отделения сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом. Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности (например, аппликация по сказке «Под 268 грибом»: диалог между героями, т. е. между педагогом и ребенком или между двумя детьми, как часть занятия) положительно влияет на речевое развитие детей, способствует обогащению запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и, самое главное, диалога. Дети приобретают опыт разного рода общения. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т. к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях. Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т. е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями. Вся эта работа реализуется через разные формы работы: Экскурсии в группы («Поход к друзьям»). Совместные праздники на улице («Здравствуй, Осень золотая», «Масленица»). Организация коллективных выставок работ из природного материала («Осень золотая»), бросового материала («Зимушка-зима»), поделок из бумаги (использование разных техник работы с бумагой «Весна-красна»). Посещение музыкальных занятий и праздников друг друга. Совместная игровая деятельность. Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках. Изготовление родителями костюмов для детей. Украшение группы и музыкального зала к праздникам, изготовление декораций для спектаклей. Организация совместных праздничных чаепитий. Все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Пассивные дети преодолевать свои страхи. Возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными. Каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках. Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии: знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются; развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление; активизируется собственная речь; активнее и успешнее формируются навыки невербального общения; обогащается словарный запас; совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений; развивается эмоционально-волевая сфера; корректируется поведение; формируется самостоятельность и активность. Большинство детей впоследствии с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Таким образом, мы видим, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.