Отчет по самообразованию
учителя химии, биологии
ГКОУ ЦО СО, отделение №2
Гурьяновой О.Ф.
Г.о. Самара, 2021 г.
Тема самообразования: «Организация самостоятельной работы на уроках химии для взрослых обучающихся с асоциальной жизненной позицией через новые подходы в обучении в условиях реализации ФГОС»
План работы над темой.
I. Изучение теоретической основы.
II.Развитие технологии:
1.Определение новизны данного педагогического опыта для обучающихся взрослых с асоциальной жизненной позицией.
2. Выработка собственного отношения к теме.
III. Реализация.
IV. Выводы и рекомендации.
Изучение теоретической основы.
Литература.
1. Гаврусейко Н. П. Задания для самостоятельной работы учащихся по химии, 9 класс. Пособие для учителя. Мн., «Нар.асвета», 2015
2. Гузей Л. С., Суровцева Р. П. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8-9 кл. учеб.пособие для общеобразовательных. учреждений.- М.: Дрофа, 2017.
3. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.. Химия 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва, 2019.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.. Настольная книга учителя химии, 10 класс. Учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. Блик. Москва, 2001.
5. Иванова Р. Г. Урок химии в средней школе. Типы, структура уроков и самостоятельная работа учащихся. М., Педагогика, 1974. 6. Иванова Р. Г. Самостоятельные работы по химии: Пособие для учителя / Р. Г. Иванова, Т.З. Савич, И. Н. Чертков – М.: Просвещение, 1982.
7. Назарова Т. С. и др. Химический эксперимент в школе. Просвещение, 1987.— 240 с.: ил.— (Б-ка учителя химии). Издательство “Просвещение”, 1987.
8. Соболева Э. А. Организация семинарских занятий // Химия в школе, 2001,№ 10. С.48.
9. Соболева Э. А. Организация самостоятельной работы с учебником. // Химия в школе, 2012, № 1.С 38
10. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе, М.:Владос, 2018.
11.Широва М.Ф. Организация самостоятельной работы учащихся // Химия в школе, 2001, №9. С.38.
Обучение химии для взрослых обучающихся с асоциальной жизненной позицией имеет ряд особенностей: возраст, большие пробелы в знаниях, низкая мотивация к обучению, невысокий интеллектуальный уровень. Для таких учеников больше уделяется внимания самостоятельной работе с помощью которой обучающиеся не только изучают пройденный материал, но и приводят понятия и законы химии в стройную систему, раскрывают связи и отношения между ее элементами и приобретают новые знания.
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и обучающихся. Как бы ни старался учитель, если обучающиеся взрослые не работают – процесса познания нет. Главное - приучить людей, у которых большие пробелы в знаниях, низкая мотивация к обучению, асоциальная жизненная позиция трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления обучающегося, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим обучающимся. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют обучающихся.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
-систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
-углубления и расширения теоретических знаний;
-развития познавательных способностей и активности обучающихся: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
-формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает мне для выяснения способностей обучающихся.
Изучение любого предмета возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Таким методом и является организация и проведение различных самостоятельных работ. Он занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.
Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. И очень хорошо сказал по этому поводу К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”.
Можно говорить об удачности и неудачности учебников по химии, упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное умение и желание работать. Согласитесь, если умение работать с учебной литературой учащиеся перенесут и на чтение научно-популярных книг, это вызовет у них заинтересованность в учебе, интерес к предмету, желание овладеть большим объемом знаний.
Задачи педагога:
создать условия для самостоятельной работы;
вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).:
Самостоятельная работа учащихся на уроках химии.
1) Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний .
Самостоятельная работа это такое средство обучения, которое:
в каждой конкретной ситуации соответствует каждой конкретной задаче и цели;
формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый уровень ЗУНов и его продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации;
является орудием педагогического руководства в управлении познавательной деятельностью учащихся.
2) Условно выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями:
копирующие действия (по образцу)- что является подготовительной работой к самостоятельной деятельности;
репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти;
продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов;
собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.
3) Требования к организации самостоятельной работы на уроке
Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
4) В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
Решение задач и практические, лабораторные работы.
Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
Доклады и рефераты.
Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
предусматривать ее место в структуре урока;
ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
определять форму заданий;
устанавливать оптимальную длительность работы;
подбирать соответствующий дидактический материал;
предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Работа с книгой.
Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому обучающимся необходимо внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.
Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста
Работа с тетрадью.
Выполнение учащимися различных видов заданий ставит их перед необходимостью уметь вести записи. Обучать этому умению нужно в процессе работы с тетрадями.
На первом уроке объяснить учащимся, что при изучении химии надо иметь учебник, тетради. Тетрадь целесообразно (для условий нашей школы) разделить на части:
1)рабочую, в которой ученик пишет классные работы, выполняет самостоятельную работу, делает рисунки, схемы, заполняет таблицы и т.д. Темы уроков нумеруются, отчерчиваются конспекты уроков от самостоятельных работ. Обязательно показывать образцы записей, сделанные на доске, листе бумаги, а также используя мультимедиа. По мере прохождения темы тетради проверяются и можно выставить оценку «ведение тетради».
2)проверочная часть, в ней учащиеся выполняют проверочные «текущие» задания, контрольные работы, диктанты.
3)часть для практических работ, в которой учащиеся записывают ход практической работы. Оформляют свои наблюдения, результаты, делают вывод.
Выполнение различных заданий и самостоятельных работ в рабочей части тетради, в отчётах на практических занятиях и при оформлении контрольных работ организует познавательную деятельность учащихся более высокого уровня и способствует совершенствованию их умения выражать свои мысли в письменной форме.
Организация самостоятельной работы учащихся от простого воспроизведения материала к полному его осмыслению и умению применять знания в новых упражнениях способствует развитию уверенности в себе («я могу»), к самоуважению к себе («я сам сделаю задание»), к смелости спросить разъяснение у учителя по поводу того или иного задания.
Таким образом, развиваются доверительные отношения между учителем и учеником: «подскажите, как сделать…», «проверьте, так ли я понял…», «возможен ли такой ответ…». Постепенно из неуверенного, замкнутого человека развивается личность, интересующаяся предметом химии, активно работающая на уроке и дома. Система самостоятельных работ развивает индивидуальность, логическое мышление у учащихся и стремление учиться в будущем.
Умея организовать себя на самостоятельное овладение знаниями, имея навык самостоятельной работы и волю, желание учиться, этот человек добьётся поставленной цели.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой — форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:
в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Cамостоятельная работа играет большую роль в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса. В ней проявляется индивидуальность каждого ученика, формируется их интеллект и характер. Все это оказывает содействие усвоению глубоких и крепких знаний.
Самостоятельная работа учащихся всегда имеет определенную дидактическую направленность.
На уроке она служит таким главным дидактическим целям:
изучению нового материала;
совершенствованию имеющихся знаний и умений;
проверке результатов обучения.
Во многих случаях одна и та же работа позволяет решить одновременно несколько задач. Например, когда учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал, читая учебник или выполняя лабораторный опыт, то вместе с восприятием новых знаний происходит совершенствование имеющихся знаний, осуществляется самопроверка результатов, а в ряде случаев эту проверку проводит учитель.
Одно и то же задание в зависимости от того, в каком звене учебного процесса оно предлагается учащимся, может служить разным целям.
Виды самостоятельных работ
№ п/п | Признаки классификации самостоятельных работ | № | Самостоятельная работа |
1 2 3 4 | Дидактические цели Характер познавательной деятельности учащихся Форма организации работ учащихся Источник знаний и средства обучения | 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 | Для повторения опорных знаний и подготовки к восприятию нового материала Для изучения нового материала Для систематизации знаний Для закрепления знаний и умений путём выполнения тренировочных упражнений Для закрепления знаний путём применения их в новой ситуации Проверочные, контролирующие Копирующего характера, выполняемые по образцу Частично-поискового характера Исследовательского характера Фронтальные Групповые Индивидуально-дифференцированные С учебником, справочником и другими печатными пособиями По составлению плана, конспекта лекции, прочитанного текста По составлению схем, плана после (или во время) работы с экранными пособиями С раздаточным материалом По выполнению химических опытов С моделями С устным и письменным решением расчётных и качественных задач По написанию химических диктантов С экспериментальным решением задач С выполнением графических работ По выполнению докладов, рефератов |
Целесообразно учитывать три основных типа самостоятельной работы:
1. репродуктивные (копирующие);
2. частично-поисковые (эвристические);
3. исследовательские
Задания для самостоятельных работ репродуктивного (копирующего) типа заключают в себе требование выполнить те или иные действия по образцу. Указания в них в основном предписывают, как и в какой последовательности надо решать ту или иную задачу.
Самостоятельная работа в этих случаях служит цели улучшенного осмысления нового, закрепления в памяти изученного материала.
Самостоятельные работы частично-поискового (эвристического) типа.
Самостоятельные работы частично – поискового характера побуждают учащегося к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа работ предоставляют учащимся возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний.
Самостоятельные работы исследовательского типа.
Исследовательские самостоятельные работы представляют собой небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия.
Примером исследовательской самостоятельной работы может служить выполнение учащимися, например, такого задания:
Требуется получить в лаборатории сульфат меди в кристаллической форме. Предложите и осуществите два наиболее удобных в практическом отношении способа получения.
Формы самостоятельных работ:
Самостоятельные работы осуществляются в разных формах:
1.коллективные,
2. групповые,
3.индивидуальные (в том числе дифференцированные).
4.Письменные работы, контролирующего характера.
5. Семинары.
рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
3.Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
4.Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
5.Подготовка докладов и рефератов.
Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работающего учителя.
Коллективная форма самостоятельной работы.
Примером коллективной работы может служить работа учащихся по одному или нескольким аналогичным вариантам заданий «средней» трудности.
Групповая форма самостоятельной работы.
Групповая работа объединяет учащихся в звенья по 2 или 4 человека. Она также выполняется всеми учащимися класса в одно время, но члены каждой группы работают в тесном контакте друг с другом. Обязательными элементами такой групповой работы будут: наличие и осознание цели (общегрупповой задачи); выполнение индивидуального задания каждым участником работы в соответствии с общей целью; обязательная взаимная проверка результатов работы каждого, помощь и разъяснение друг другу возникающих затруднений; формулировка вывода сообща на основании обобщения результатов, полученных каждым членом группы; соотнесение вывода с поставленной в начале работы целью.
Возможны случаи, когда групповая работа организуется не со всеми учащимися класса, лишь часть из них образует звенья. Тогда остальные могут участвовать в выполнении коллективной работы.
Индивидуальная форма самостоятельной работы.
Говоря об индивидуальной самостоятельной работе особого рода, надо иметь в виду именно ее главный отличительный признак – ориентировку на различие в индивидуальных особенностях учащихся, а не только единоличное выполнение задания. Работу такого типа принято называть индивидуально-дифференцированной
Суть индивидуальной самостоятельной работы состоит в том, что задания составляют для всех учащихся аналогичные, но содержащие последовательный ряд задач и упражнений, расположенных по принципу нарастающей трудности. Учащиеся, приступая к выполнению задания, могут начать с первого, самого легкого вопроса и постепенно продвигаться ко второму, третьему и т. д. Могут, оценив свои силы и знания, пропустить первые вопросы, а начать с более трудных, чтобы в итоге одолеть и самые сложные задачи, предложенные в конце задания. При такой работе учащиеся естественным образом дифференцируются. Выполняя такой формы задания, учащиеся правильно оценивают свои достижения, видят перспективу и возможности своего дальнейшего роста.
Наблюдение.
Для правильной организации наблюдения в самостоятельной деятельности учеников необходимо знать психологические и физиологические основы этого вида деятельности.
Психология рассматривает наблюдение как планомерное и более или менее продолжительное восприятие, осуществляемое с целью выяснить отличительные признаки наблюдаемых объектов, или проследить протекание какого – либо явления для выяснения изменений, которые происходят в объектах наблюдения.
Ученическое наблюдение - не простое рассматривание объектов, оно требует от учеников исследовательского подхода и самостоятельного нахождения правильных ответов на поставленные вопросы.
Осуществлять наблюдение в равной степени можно на уроках, практических и лабораторных занятиях, экскурсиях. Успех выполнения ученических наблюдений обусловлен определенными дидактическими условиями:
первое условие - наличие у учеников запаса знаний, которые позволяют понять цель наблюдения, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие - присутствие в содержании наблюдения нового для школьников учебного материала, который предоставляет наблюдению исследовательское направление, которое вызывает познавательный интерес учеников и нуждается в самостоятельном решении. Третье условие - необходимость фиксации промежуточных и итоговых результатов наблюдения в рисунках, записях, чертежах, схемах.
Можно организовать наблюдение как самостоятельную работу учеников при усвоении учебного материала.
Ученический эксперимент.
Сравнительно с другими методами самостоятельной работы, которые используются при изучении химии, эксперимент наиболее эффективный в учебно-воспитательном отношении.
Ученический эксперимент - это не только метод познания, а и одновременно метод обучения, развития и воспитания учеников.
Эксперимент не только обогащает учащихся новыми понятиями, умениями, навыками, но и является способом проверки истинности приобретенных ими знаний, способствует более глубокому пониманию материала, усвоению знаний. Он позволяет более полно осуществлять связь с жизнью, с будущей практической деятельностью учащихся.
Ученический эксперимент значительно более сложный по сравнению с другими методами самостоятельной работы, поэтому при его использовании ученики тратят больше времени и сил. Он всегда связан с наблюдением, но имеет свои качественные отличия.
Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и практические занятия. Они различаются по дидактической цели. Цель лабораторных опытов — приобретение новых знаний, изучение нового материала. Практические занятия обычно проводятся в конце изучения темы и служат для закрепления и совершенствования, конкретизации знаний, формирования практических умений, совершенствования уже имеющихся умений и навыков учащихся.
Выполнение ученического эксперимента с точки зрения процесса учения должно проходить по следующим этапам:
осознание цели опыта;
изучение веществ;
сборка или использование готового прибора;
выполнение опыта;
анализ результатов и выводы;
объяснение полученных результатов и составление химических уравнений;
составление отчета.
Ученик должен понимать, для чего он делает опыт и что он должен сделать, чтобы решить поставленную перед ним проблему. Он изучает вещества органолептически или с помощью приборов или индикаторов, рассматривает детали прибора или сам прибор. Выполнение опыта требует владения приёмами и манипуляциями, умения наблюдать и замечать особенности хода процесса, отличать важные изменения от несущественных.
После анализа работы, который учащийся должен сделать самостоятельно, он делает вывод на основе соответствующей теоретической концепции. Отчет учащиеся составляют немедленно после выполнения опыта. Он учит краткому и точному формулированию мысли, правильной записи. Их оформляют в специальных тетрадях.
Применение эксперимента как метода самостоятельной работы при изучении химии в нашей школе нецелесообразно и невозможно.
Практические занятия.
Практические занятия образуют строгую систему формирования практических умений.
Они бывают двух типов: проводимые по инструкции (напечатаны в учебнике, в специальной рубрике) и экспериментальные задачи, не содержат инструкции, а только условие.
На практическом занятии в начале урока должна быть проведена краткая беседа о правилах техники безопасности, о самостоятельной подготовке к работе дома, проверить знание приемов и, если надо напомнить о них снова, ответить на вопросы учащихся.
Оформить занятие учащиеся должны тут же на уроке в специальных тетрадях. За отчет по практическому занятию ставят оценку.
Проведение практических занятий в нашей школе специфично. Практические работы у нас – это решение расчетных задач по различным темам программы.
II.Развитие технологии:
1.Определение новизны данного педагогического опыта для обучающихся взрослых с асоциальной жизненной позицией.
Повышение эффективности урока – главная задача учителя. Успешное его выполнение во многом зависит от методики обучения, которая дает возможность вооружить учеников глубокими и крепкими знаниями, научить их работать самостоятельно.
Имея недостаточно сформированные организационные умения, ученики не всегда могут самостоятельно планировать свою работу, рационально организовывать свой труд, осуществлять самоконтроль.
Организовать такие умения должен учитель, применяя самостоятельную работу учащихся.
Развитие самостоятельности учеников - это цель деятельности как учителей так и учеников, поэтому учитель должен создать условия для побуждения ученика к самостоятельной работе, такой режим самостоятельной деятельности, который бы дал возможность реализовать главную цель - развитие личности ученика, ее творческого потенциала.
Организовать самостоятельную работу так, чтобы каждый ученик работал бы на полную силу своих возможностей.
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
2. Выработка собственного отношения к теме.
Самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:
в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Cамостоятельная работа играет большую роль в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса для взрослых обучающихся с асоциальной жизненной позицией, низкой мотивацией к обучению, большими пробелами в знаниях. В ней проявляется индивидуальность каждого ученика, формируется их интеллект и характер. Все это оказывает содействие усвоению глубоких и крепких знаний.
Самостоятельная работа учащихся всегда имеет определенную дидактическую направленность.
На уроке она служит таким главным дидактическим целям:
изучению нового материала;
совершенствованию имеющихся знаний и умений;
проверке результатов обучения.
Во многих случаях одна и та же работа позволяет решить одновременно несколько задач. Например, когда учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал, читая учебник, то вместе с восприятием новых знаний происходит совершенствование имеющихся знаний, осуществляется самопроверка результатов, а в ряде случаев эту проверку проводит учитель.
III. Реализация.
Задание №1.
Напишите уравнения реакций с помощью которых можно, исходя из кальция, получить оксид кальция, а из него – карбонат кальция.
Оно может быть дано при изучении нового материала в VIII классе, когда рассматривается генетическая связь неорганических веществ. Оно же (или аналогичное) может служить проверочным заданием на последующих уроках. Наконец, его можно предложить восьмиклассникам в целях совершенствования знаний (повторения, закрепления) в конце года. Можно предложить это задание и учащимся IX класса при изучении свойств элементов II и IV групп периодической системы.
Задание №2. (групповое).
Цель: разобраться в сущности реакций ионного обмена между веществами, одно из которых практически нерастворимо в воде.
1. Проведите реакции между данными веществами. Если нужно, нагрейте реагирующую смесь. Индивидуальные задания для каждого из 3 учащихся: CuO и H2SO4 ,CaCO3 и HCl Zn(OH)2 и HNO3.Должны проверить результаты опытов друг у друга. По какому признаку можно судить, что реакции осуществились?
2. Поясните сущность реакций соответствующими уравнениями. (Каждый учащийся пишет химическое уравнение проведенной реакции в полной и сокращенной ионной форме). Проверьте правильность записей друг у друга.
3.Сделайте вывод: чем различаются записи ионных уравнений реакций, идущих:
а) между веществами, растворимыми в воде;
б) между веществами, одно из которых в воде нерастворимо?
Задание №3.
Индивидуальная форма самостоятельной работы.
Примером такого задания для IX класса по теме «Электролиты» может быть следующее задание:
1.Составьте полное ионное уравнение, соответствующее сокращенному:
Ag+ + I- = AgI ↓
2. Допишите сокращенное ионное уравнение реакции: Ba2+ + ... = BaCO3 ↓ и составьте соответствующее полное ионное уравнение.
3. Допишите сокращенное ионное уравнение химической реакции: ... + ... = CO2 ↑ + H2O и составьте соответствующее полное ионное уравнение.
Задание №4. (составление отчета).
Отчет учащиеся составляют немедленно после выполнения опыта. Он учит краткому и точному формулированию мысли, правильной записи. Их оформляют в специальных тетрадях.
Примером такого задания для IX класса по теме «Электролитическая диссоциация» может быть следующее задание:
Провести качественные реакции на анионы: сульфат (SO42-), карбонат (CO32-), хлорид (Cl-)
Заполните таблицу
Название опыта | Уравнение реакции ионного обмена | Качественный признак реакции |
1. Качественная реакция на сульфат ион | Закончите реакцию в молекулярном, полном и кратком ионном виде. H2SO4 + BaCl2→ | Укажите химическую формулу и цвет вещества - осадка |
2. Качественная реакция на карбонат ион | Закончите реакцию в молекулярном, полном и кратком ионном виде. K2CO3 + HCl→ | Укажите химическую формулу и цвет вещества - газа |
3. Качественная реакция на хлорид ион | Закончите реакцию в молекулярном, полном и кратком ионном виде. NaCl + AgNO3→ | Укажите химическую формулу и цвет вещества - осадка |
Ответьте на вопрос и выполните задание:
1. Являются ли наблюдаемые реакции обмена обратимыми или они протекают до конца? Если реакции необратимы, то какой признак необратимости в наблюдаемых реакциях проявляется?
2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде.
Задание №4. Творческое.
«Сказка про углерод».
Жил-был в таблице Д.И.Менделеева Углерод. Дружил он и с кислородом, и с металлами, и с неметаллами, но только с более электроотрицательными, и с оксидами. Они все хорошо общались друг с другом, образовывали новые вещества, веселились.
Однажды Углероду захотелось завести новых друзей, с которыми бы он всегда был вместе. Встал рано утром Углерод и пошел на поиски новых друзей. Долго ли, коротко ли, шел наш герой по всему химическому миру, заходил в гости к Азоту и Фосфору, но те не захотели с ним дружить. Расстроился Углерод, сел и заплакал. Плачет, плачет, а в это время мимо прошел Водород.
Водород увидел, что кто-то плачет, да и спросил у него, что да как. Углерод рассказал все своему новому знакомому, а тот и предложил ему дружбу. Углерод обрадовался, запрыгал на месте, да и взял Водород под руку. С тех пор они стали называть себя Углеводороды. Конечно, у них в группе набралось много-много дружеских компаний. В химии их стали разделять на предельные (алканы) и непредельные (алкены, алкины, алкадиены, циклоалканы и арены). Углеводороды стали считаться базовыми соединениями органической химии.
Задание №5.
Составление логических схем.
Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого объекта. Ученикам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника закончить схему, подписав под каждым столбцом примеры
В начале обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно в группах или каждым в отдельности. Что позволяет осмысленно усваивать учебный материал.
Составьте логическую схему (цепочку) превращений.
Ca→ CaO → CA (OH)2 →CaSO4
IV. Выводы и рекомендации.
1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.
5. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
6.Широкое применение самостоятельной работы учеников на уроках, таким образом, дает возможность успешно решать много учебно-воспитательных задач: повысить сознание и прочность усвоения знаний учениками; выработать у них умение и привычки, которых требует учебная программа; научить пользоваться приобретенными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезной работе, развивать у учеников познавательные способности, наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность во время усвоения знаний.
7. Прививать им культуру умственной и физической работы, учить их самостоятельно, продуктивно и с интересом работать.
8. Готовить учеников к тому, чтобы они могли эффективно заниматься после окончания школы.
15