Организация самостоятельной работы учащихся на уроках родного русского языка
За последние годы большое внимание в педагогической и методической литературе уделяется вопросу организации самостоятельной работы школьников. Многочисленные научные исследования и практический опыт работы учителей подтверждают, что накопление знаний и приобретение необходимых учащимся умений и навыков идет интенсивнее, если эти знания, умения и навыки формируются в процессе самостоятельной деятельности, в ходе осмысления учащимися определенных учебных задач и нахождения наиболее рациональных способов их решения.
По своей цели и месту задания для самостоятельной работы могут быть классифицированы следующим образом:
1) задания, используемые при подготовке к первоначальному чтению;
2) задания, рассчитанные на самостоятельное их выполнение сразу за первичным прочтением текста;
3) задания, предназначенные для работы при чтении и разборе первоначального прочитанного текста по частям;
4) задания, связанные с различными видами пересказов прочитанных текстов;
5) задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям по прочитанному тексту или группе текстов по теме;
6) задания, связанные с подготовкой учащихся к выразительному чтению произведения.
Задания, используемые при подготовке к первоначальному чтению
Основная цель такого рода подготовительных заданий состоит в том, чтобы способствовать вдумчивому восприятию детьми текста, который им предстоит читать. На уроке чтения многие из этих заданий я связываю с работой по иллюстрациям в учебнике или рассматриванием картины.
Г. Скребицкий «Дятел»: рассмотрите рисунок в учебнике. Составьте рассказ про дятла, используя следующие вопросы: как выглядит дятел? Где он сидит? Чем занят? Почему у него длинный нос?
С. Алексеев «Подвиг у Дубосекова»: рассмотрите иллюстрацию. Подготовьте ответы на вопросы: что изображено на рисунке? Когда происходит бой? Докажите, что этот бой происходит во время Великой Отечественной войны. С какими врагами сражаются бойцы? Как идет бой?
Учащиеся начальных классов быстрее ориентируются в содержании прочитанного, если самостоятельная работа с иллюстрацией направляется вопросами, которые подводят детей к освоению текста. Эти вопросы я записываю на карточках.
К. Ушинский «Весна идет»: учащиеся находят картину А. Саврасова «Грачи прилетели» и рассматривают ее, руководствуясь заданиями: обратите внимание на снег. Вспомните, каким бывает снег зимой. А каким он изображен на картине? Каким же становится снег к весне? Вглядитесь, как изобразил художник небо. Какие краски он использовал? Что изображено в центре картины? Чем заняты птицы? (После первичного чтения сказки ставится вопрос: как встречали птицы Весну?)
Нужно отметить, что первоклассникам предлагаются вопросы, относительно несложные по содержанию и по возможности краткие, лаконичные. Постепенно объем текста подобных заданий возрастает.
Н. Некрасов «Зеленый Шум»: рассмотрите картину А. Рылова «Зеленый шум». Подумайте, откуда мог увидеть художник эту картину. Почему так хорошо видны нам деревья? Какие это деревья? Отчего шумят их листья? Какими художник рисует небо, облака? Что мы видим в просвете деревьев? Отчего и на траве, и на воде видны яркие пятна? Что это за пятна? (Воздух чистый, прозрачный, легкий, светлый. Небо голубое, яркое, чистое, высокое. Облака легкие, быстрые, летучие, причудливые. Солнце светит, сияет, блещет, слепит глаза, посылает на землю солнечные зайчики).
Очень часто задания до чтения произведения предполагают обращение к текстам, уже известным детям, т.е. ранее прочитанным и разобранным ими. Так, перед чтением стихотворения М. Родиной «Мамины руки» полезно прочитать стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки», продумать свой рассказ о том, что умеют делать руки бабушки, и объяснить, почему внуки любят бабушкины руки. А вот до чтения рассказа Г. Скребицкого «Крылатые гости», где говорится о прилете скворцов, хорошо вспомнить содержание рассказа В. Бнанки «Грачи открыли весну».
Выполняя подобные задания, школьники получают наиболее полное представление о событиях и явлениях, к которым они обращаются неоднократно. Эти задания могут включать в себя элементы частичного обобщения.
В своей работе нередко использую группу подготовительных заданий, которая дается, когда учащиеся знакомятся с новой темой чтения. Предлагаю им подумать, о чем расскажут произведения новой темы, определить это по названию темы и заголовкам произведений, входящих в нее.
Задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение сразу за первичным прочтением текста
В практике работы достаточно хорошо известен такой прием. Прочитать произведение. Определить, в какое время происходили события рассказа. Отметить в тексте слова, предложения или отрывки, которые нужны для доказательства правильности устных ответов.
Практикую также задания, согласно которым детям предлагается самостоятельно прочитать произведение и сразу же попытаться объяснить, почему прочитанный рассказ имеет именно данный заголовок. Это задание можно усложнить, если поставить вопрос по-другому: почему автор выбрал такой заголовок? Объясните. Еще более усложняется это же задание, когда учащимся предлагается не только объяснить название прочитанного рассказа, но и ответить на вопрос, согласны ли они с данным заголовком.
После первоначального самостоятельного чтения текста учащиеся выполняют также задание на выбор отрывка текста, где говорится о событиях, которые их взволновали больше других, которые заставили тревожиться за судьбу героев произведения. Это задание лучше всего давать к произведениям, содержание которых оказывает сильное воздействие на чувства, когда учащимся трудно сразу перейти к разбору произведения, а хочется рассказать о своих переживаниях в связи с прочитанным.
Задания, предназначенные для работы при чтении и разборе первоначально прочитанного текста по частям
Основное место на уроке чтения, как известно, занимает такая работа с текстом, когда учащиеся повторно читают изучаемое произведение, осваивают его содержание, пытаются разобраться в происходящих событиях, анализируют поступки персонажей, устанавливают связи между отдельными событиями, одним словом, приступают к детальному анализу читаемого текста. На этом этапе урока подбираю для самостоятельной работы такие задания, которые помогли бы учащимся освоить основное фактическое содержание читаемого произведения, подойти к пониманию авторского замысла, в самой доступной форме оценить все происходящие события. Работая с произведением, учащиеся выбирают из текста отдельные слова и словосочетания, предложения и отрывки, с тем, чтобы в последующей работе с учителем их ответы были доказательны т. е. подтверждались выборочным чтением.
Л. Воронкова. «Зеленый патруль»: найдите в рассказе отрывки, в которых говорится о делах ребят, носящих повязки с эмблемой «Зеленый патруль». Подготовьтесь к рассказу о том, как Боря был принят в отряд «ЗП». Цель работы — определение отрывков текста, раскрывающих поступки действующих лиц.
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...»: прочитайте первые десять строк стихотворения. Найдите слона, словосочетания или предложения, прочитав которые мы ярко представим, что действительно скучная пора стоит па дворе. Цель работы — раскрытие понимания поэтических образов произведения; подготовка к словесному рисованию.
Е. Пермяк. «Славка»: выберите из рассказа отрывки, где говорится, сколько труда вложил мальчик, пока вырастил новый сорт хлеба. Подготовьтесь к ответу на вопрос: чему радовался Слава, когда на участок пришли колхозники? Цель работы — подготовка к осмыслению авторского замысла произведения.
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»: прочитайте еще раз басню и предложения, записанные па доске. Найдите в тексте басни точные слова, которые соответствуют каждому из таких предложений: Лебедь, Щука и Рак взялись за дело все вместе и с охотой; они очень старались, истратили мною сил; работа не ладилась, дело не двигалось. Цель работы — практическое знакомство с языковыми особенностями художественных произведений.
Задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям по прочитанному тексту или группе текстов по теме
Обобщающая беседа в конце урока или по окончании работы над произведением преследует одну главную цель — выявить идейный смысл прочитанного. Конечно, такая итоговая беседа чаще всего идет на уроке под руководством учителя, что, однако, совсем не исключает возможность вынесения отдельных задании и самостоятельную работу учащихся. Такие задания можно считать подготовительными к итоговой беседе детей с учителем. Работая, например, со сказками, сюжет которых дети легко понимают и быстро запоминают, ученики при самостоятельном чтении текста готовят ответы на вопросы: какую пользу принесет сказка тем, кто её прочитает? Чему научит она своих читателей?
Подытожить прочитанное учащимся помогают поговорки и пословицы, смысл которых близок основной мысли разбираемого произведения. Вот несколько примеров, когда мы предлагаем ребятам перечитать произведение или его часть и выделить отрывок, где рассказывается о событиях, которые можно охарактеризовать такими пословицами: «Один за всех и все за одного», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Не давши слово — крепись, а давши—держись», «Лентяй и сидя устает», «Где труд, там и счастье», «Не рой яму другому — сам в нее попадешь», «По делам и награда», «Терпенье и труд все перетрут», «Нет терпенья — не будет н уменья». Выполняя эту работу, учащиеся в последующей беседе с учителем более доказательно отвечают на вопросы: к поступку какого действующего лица подходит пословица? Почему эту пословицу можно связать с содержанием всего произведения? Почему, говоря о прочитанном, мы можем употребить такую пословицу? В каких случаях жизни можно так сказать?
Пользуюсь возможностью предложить для итоговой самостоятельной работы по прочитанным текстам задания, выполнение которых рассчитано на длительное время, а следовательно, работа над ними продолжится дома.
С. Алексеев «Подвиг у Дубосекова» и «Дом», учитель предлагаю перечитать оба произведения. Найти сначала в первом рассказе, а потом во втором слова и предложения, которыми можно доказать, что события рассказа «Подвиг у Дубосекова» происходили раньше, чем события рассказа «Дом». Сравните два рассказа, в которых говорится о времени Великой Отечественной войны,— «Дом» и «Полотенце». Что в них общего? Можно ли сказать, что люди, о которых говорится в обоих рассказах, были мужественны и находчивы? Докажите это отрывками из текста произведений. Выполняя эти задания, ребята еще раз обращаются к фактическому материалу о Великой Отечественной войне, связывают между собой сюжеты прочитанных произведений, сопоставляя их во времени, проникают в смысл поступков героев разобранных рассказов, выражая при этом свое отношение к описываемым событиям.
Разрабатывая задания для самостоятельной работы, которая проводится с целью подготовки итоговой беседы, непременно слежу за тем, чтобы обобщающих вопросов но было чрезмерно много и чтобы при самостоятельном выполнении задании учащиеся находили в тексте отрывки, предложения или отдельные слова, которые дают достаточный материал для выводов и обобщений по прочитанному.
Задания, связанные с подготовкой учащихся к выразительному чтению произведения
Выразительное чтение является одним из обязательных компонентов навыка чтения и служит критерием понимания чтецом глубины читаемого произведения. Выработке навыка выразительного чтения во многом способствуют такие упражнения, как чтение в лицах, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и многие другие, которые в той или иной мере могут найти место в самостоятельной работе учащихся на уроках чтения.
После того как текст стихотворения разобран и размечен для чтения под руководством учителя, предлагаю самостоятельно выбрать наиболее подходящий темп чтения, определить общий тон звучания стихотворения. Прошу прочитать про себя стихотворение А. Плещеева «Мать и дети» и подготовиться к выразительному чтению, выполнив задания: прочитать первые семь строк стихотворении. Подумать, как нужно читать эти строки: ласково, тихо или громко, не спеша или быстро. Представить, что перед каждым из читающих сидит его мама, и читать стихотворение так, как будто он обращается к ней. С. Михалков «Чего боялся Петя?»: выберите из стихотворения отрывки о том, как пугала мальчика темнота. Начало отрывка читайте тихо, таинственно. Заканчивайте отрывок весело и громко. Разметьте стихотворение для чтения в лицах.
Подготовка к чтению в лицах и по ролям помогает учащимся глубже понять художественное произведение, раскрыть его образы. Задания эти чаще всего даются по окончании анализа произведения. Очень часто даю такие задания для самостоятельной работы, когда разбираю басни И. Крылова:
«Лебедь, Щука и Рак» — читайте басню медленно, не спеша, как будто рассказываете слушателям, что случилось с героями. Постарайтесь, чтобы ваши слушатели представили героев басни и немного посочувствовали им;
«Слон и Моська» — прежде чем читать басню вслух, подумайте, как лучше прочитать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характеры. Подготовьтесь к выразительному чтению;
«Кукушка и Петух» — прочитайте басню и выверите роль для себя. Продумайте обстановку, где происходит действие; жесты и манеру речи того героя, которого вы будете изображать. Подготовьтесь к инсценированию басни.
Последнее—задание продумать обстановку действия — использую и при чтении других стихотворных произведений, так как оно помогает учащимся точнее оценить происходящие события, почувствовать ситуацию и как бы действовать вместе с героями литературных произведений.
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» советую представить, что они сами видели все, что происходило на одной из улиц Москвы, и им, конечно, понравился этот плечистый, сильный и ловкий парень. Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, что ученики рассказывают о событии, свидетелями которого были сами, и высоко оценили подвиг неизвестного героя.
А. Твардовский «Рассказ танкиста»: постарайтесь представить, в какой обстановке командир танка, от имени которого написано стихотворение, мог рассказать эту историю. Когда командир танка рассказывает о подвиге мальчика? Кому и зачем? Прочитайте стихотворение так, как будто каждый из вас сам слышал рассказ танкиста.
С. Михалков «Быль для детей»: вам поручено приготовить стихотворение для чтения на празднике ко дню рождении Российской Армии. Расскажите, как вы оформите сцену к этому выступлению. Прочитайте стихотворение. Подумайте, какие отрывки стихотворения могут быть прочитаны отдельными учениками. Какие чувства вы передадите при чтении стихотворения?
Очень хорошо, когда большинство видов работ, которые учащиеся выполняют, самостоятельно, фиксируются ими. При этом необходимо иметь в виду, что моменты, которые делает ученик к тексту (подчеркивает или ставит пометки на полях), делать в самом учебнике нельзя, так как книга должна служить не один учебный год. Поэтому я приучаю детей использовать в работе отдельный листок бумаги, который прикладывается к странице с читаемым текстом. На этом листке ученики по заданию учителя подчеркивают условными обозначениями нужные предложения, абзацы, обозначить цифрами или буквами какие-либо части текста и т д. Чтобы условные обозначения были едиными для всех детей и быстрее читались ими, ввожу их не сразу, а даю постепенно в процессе работы над текстом. Так, отдельные слова и словосочетания могут выписываться, предложения— подчеркиваться горизонтальной чертой, отрывки текста — обозначаться одной или двумя вертикальными линиями. Каждый учитель может, конечно, ввести любые удобные для него условные обозначения. В последующей беседе с учителем, при ответах дети как бы мысленно накладывают, совмещают этот листок со страницей учебника и, пользуясь пометами, сделанными во время самостоятельной работы, быстрее находят ответ на поставленный вопрос. Такой листок является своеобразной дополнительной «памятью» учащихся.