СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках родного русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние годы большое внимание в педагогической и методической литературе уделяется вопросу организации самостоятельной работы школьников. Мно­гочисленные научные исследования и практический опыт работы учителей подтверждают, что накопление знаний и приобретение необходимых учащимся умений и навы­ков идет интенсивнее, если эти знания, умения и навыки формируются в процессе самостоятельной деятельности, в ходе осмысления учащимися определенных учебных за­дач и нахождения наиболее рациональных способов их решения.

По своей цели и месту задания для самостоятельной работы могут быть классифицированы сле­дующим образом:

1) задания, используемые при подготовке к первона­чальному чтению;

2) задания, рассчитанные на самостоятельное их вы­полнение сразу за первичным прочтением текста;

3) задания, предназначенные для работы при чтении и разборе первоначального прочитанного текста по ча­стям;

4) задания, связанные с различными видами перес­казов прочитанных текстов;

5) задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям по прочитанному тексту или группе тек­стов по теме;

6) задания, связанные с подготовкой учащихся к вы­разительному чтению произведения.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках родного русского языка»

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках родного русского языка


За последние годы большое внимание в педагогической и методической литературе уделяется вопросу организации самостоятельной работы школьников. Мно­гочисленные научные исследования и практический опыт работы учителей подтверждают, что накопление знаний и приобретение необходимых учащимся умений и навы­ков идет интенсивнее, если эти знания, умения и навыки формируются в процессе самостоятельной деятельности, в ходе осмысления учащимися определенных учебных за­дач и нахождения наиболее рациональных способов их решения.

По своей цели и месту задания для самостоятельной работы могут быть классифицированы сле­дующим образом:

1) задания, используемые при подготовке к первона­чальному чтению;

2) задания, рассчитанные на самостоятельное их вы­полнение сразу за первичным прочтением текста;

3) задания, предназначенные для работы при чтении и разборе первоначального прочитанного текста по ча­стям;

4) задания, связанные с различными видами перес­казов прочитанных текстов;

5) задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям по прочитанному тексту или группе тек­стов по теме;

6) задания, связанные с подготовкой учащихся к вы­разительному чтению произведения.

Задания, используемые при подготовке к первоначальному чтению

Основная цель такого рода подготовительных зада­ний состоит в том, чтобы способствовать вдумчивому восприятию детьми текста, который им предстоит читать. На уроке чтения многие из этих заданий я связываю с работой по иллюстрациям в учебнике или рассматри­ванием картины.

Г. Скребицкий «Дятел»: рассмотрите рисунок в учебнике. Составьте рассказ про дятла, используя следу­ющие вопросы: как выглядит дятел? Где он сидит? Чем занят? Почему у него длинный нос?

С. Алексеев «Подвиг у Дубо­секова»: рассмотрите иллюстрацию. Подго­товьте ответы на вопросы: что изображено на рисунке? Когда происходит бой? Докажите, что этот бой проис­ходит во время Великой Отечественной войны. С какими врагами сражаются бойцы? Как идет бой?

Учащиеся начальных классов быстрее ориентируются в содержании прочитанного, если самостоятельная рабо­та с иллюстрацией направляется вопросами, которые подводят детей к освоению текста. Эти вопросы я за­писываю на карточках.

К. Ушинский «Весна идет»: учащиеся находят картину А. Саврасова «Грачи прилетели» и рассматри­вают ее, руководствуясь заданиями: обратите внимание на снег. Вспомните, каким бывает снег зимой. А каким он изображен на картине? Каким же становится снег к весне? Вглядитесь, как изобразил художник небо. Ка­кие краски он использовал? Что изображено в центре картины? Чем заняты птицы? (После первичного чтения сказки ставится вопрос: как встречали птицы Ве­сну?)

Нужно отметить, что первоклассникам предлагаются вопросы, относительно несложные по содержанию и по возможности краткие, лаконичные. Постепенно объем текста подобных заданий возрастает.

Н. Не­красов «Зеленый Шум»: рассмотрите картину А. Рылова «Зеленый шум». Подумайте, откуда мог увидеть художник эту картину. Почему так хорошо видны нам деревья? Какие это деревья? Отчего шу­мят их листья? Какими художник рисует небо, облака? Что мы видим в просвете деревьев? Отчего и на тра­ве, и на воде видны яркие пятна? Что это за пятна? (Воздух чистый, прозрачный, легкий, светлый. Небо голубое, яркое, чистое, высокое. Облака легкие, быстрые, лету­чие, причудливые. Солнце светит, сияет, блещет, слепит глаза, посылает на землю солнечные зайчики).

Очень часто задания до чтения произведения пред­полагают обращение к текстам, уже известным детям, т.е. ранее прочитанным и разобранным ими. Так, пе­ред чтением стихотворения М. Родиной «Мамины руки» полезно прочитать стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки», продумать свой рассказ о том, что умеют делать руки бабушки, и объяснить, почему внуки любят бабушкины руки. А вот до чтения рассказа Г. Скребицкого «Крылатые гости», где говорится о при­лете скворцов, хорошо вспомнить содержание рассказа В. Бнанки «Грачи открыли весну».

Выполняя подобные задания, школьники получают наиболее полное представление о событиях и явлениях, к которым они обращаются неоднократно. Эти задания могут включать в себя элементы частичного обобщения.


В своей работе нередко использую группу подготовительных заданий, которая дается, когда уча­щиеся знакомятся с новой темой чтения. Предлагаю им подумать, о чем расскажут произведе­ния новой темы, определить это по назва­нию темы и заголовкам произведений, входящих в нее.

Задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение сразу за первичным прочтением текста

В практике работы достаточно хорошо известен та­кой прием. Прочитать произведение. Определить, в ка­кое время происходили события рассказа. Отметить в тексте слова, предложения или отрывки, которые нуж­ны для доказательства правильности устных ответов.

Практикую также задания, согласно которым детям предлагается самостоятельно прочитать произве­дение и сразу же попытаться объяснить, почему прочи­танный рассказ имеет именно данный заголовок. Это задание можно усложнить, если поставить воп­рос по-другому: почему автор выбрал такой заголовок? Объясните. Еще более усложняется это же задание, ког­да учащимся предлагается не только объяснить назва­ние прочитанного рассказа, но и ответить на вопрос, согласны ли они с данным заголовком.

После первона­чального самостоятельного чтения текста учащиеся выпол­няют также задание на выбор отрывка текста, где говорится о событиях, которые их взволновали больше других, которые заставили тревожиться за судьбу героев произведения. Это задание лучше всего да­вать к произведениям, содержание которых оказывает сильное воздействие на чувства, когда учащимся труд­но сразу перейти к разбору произведения, а хочется рассказать о своих переживаниях в связи с прочитан­ным.

Задания, предназначенные для работы при чтении и разборе первоначально прочитанного текста по частям

Основное место на уроке чтения, как известно, зани­мает такая работа с текстом, когда учащиеся повторно читают изучаемое произведение, осваивают его содер­жание, пытаются разобраться в происходящих событиях, анализируют поступки персонажей, устанавливают свя­зи между отдельными событиями, одним словом, присту­пают к детальному анализу читаемого текста. На этом этапе урока подбираю для самостоятель­ной работы такие задания, которые помогли бы уча­щимся освоить основное фактическое содержание читае­мого произведения, подойти к пониманию авторского за­мысла, в самой доступной форме оценить все происхо­дящие события. Работая с произведением, учащиеся выбирают из текста отдельные слова и словосочетания, предложения и отрывки, с тем, чтобы в последующей ра­боте с учителем их ответы были доказательны т. е. подтверждались выборочным чтением.

Л. Воронкова. «Зеленый патруль»: найдите в расска­зе отрывки, в которых говорится о делах ребят, нося­щих повязки с эмблемой «Зеленый патруль». Подго­товьтесь к рассказу о том, как Боря был принят в отряд «ЗП». Цель работы — определение отрывков текста, рас­крывающих поступки действующих лиц.

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...»: прочитай­те первые десять строк стихотворения. Найдите слона, словосочетания или предложения, прочитав которые мы ярко представим, что действительно скучная пора стоит па дворе. Цель работы — раскрытие понимания поэти­ческих образов произведения; подготовка к словесному рисованию.

Е. Пермяк. «Славка»: выберите из рассказа отрыв­ки, где говорится, сколько труда вложил мальчик, пока вырастил новый сорт хлеба. Подготовьтесь к ответу на вопрос: чему радовался Слава, когда на участок при­шли колхозники? Цель работы — подготовка к осмыс­лению авторского замысла произведения.

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»: прочитайте еще раз басню и предложения, записанные па доске. Найди­те в тексте басни точные слова, которые соответствуют каждому из таких предложений: Лебедь, Щука и Рак взялись за дело все вместе и с охотой; они очень стара­лись, истратили мною сил; работа не ладилась, дело не двигалось. Цель работы — практическое знакомство с языковыми особенностями художественных произведе­ний.

Задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям по прочитанному тексту или группе текстов по теме

Обобщающая беседа в конце урока или по окончании работы над произведением преследует одну главную цель — выявить идейный смысл прочитанного. Конечно, такая итоговая беседа чаще всего идет на уроке под руководством учителя, что, однако, совсем не исключает возможность вынесения отдельных задании и самостоя­тельную работу учащихся. Такие задания можно счи­тать подготовительными к итоговой беседе детей с учи­телем. Работая, например, со сказками, сюжет которых дети легко понимают и быстро запоминают, учени­ки при самостоятельном чтении текста готовят ответы на вопросы: какую пользу принесет сказка тем, кто её прочитает? Чему научит она своих читателей?

Подытожить прочитанное учащимся помогают пого­ворки и пословицы, смысл которых близок основной мыс­ли разбираемого произведения. Вот несколько примеров, когда мы предлагаем ребятам перечитать произведение или его часть и выделить отрывок, где рассказывается о событиях, которые можно охарактеризовать такими пословицами: «Один за всех и все за одного», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Не давши слово — крепись, а дав­ши—держись», «Лен­тяй и сидя устает», «Где труд, там и счастье», «Не рой яму другому — сам в нее попадешь», «По делам и награ­да», «Терпенье и труд все перетрут», «Нет терпенья — не будет н уменья». Выполняя эту работу, уча­щиеся в последующей беседе с учителем более доказа­тельно отвечают на вопросы: к поступку какого дейст­вующего лица подходит пословица? Почему эту послови­цу можно связать с содержанием всего произведения? Почему, говоря о прочитанном, мы можем употребить та­кую пословицу? В каких случаях жизни можно так сказать?

Пользуюсь возможностью предложить для итоговой самостоятельной работы по прочитанным текстам задания, выполнение которых рассчитано на длительное время, а следовательно, работа над ними продолжится дома.

С. Алексеев «Подвиг у Дубосекова» и «Дом», учитель предлагаю перечитать оба про­изведения. Найти сначала в первом рассказе, а потом во втором слова и предложения, которыми можно дока­зать, что события рассказа «Подвиг у Дубосекова» про­исходили раньше, чем события рассказа «Дом». Сравните два рассказа, в которых говорится о времени Великой Отечественной войны,— «Дом» и «Полотенце». Что в них общего? Можно ли сказать, что люди, о которых говорится в обоих рассказах, были му­жественны и находчивы? Докажите это отрывками из текста произведений. Выполняя эти задания, ребята еще раз обращаются к фактическому материалу о Великой Отечественной войне, связывают между собой сюжеты прочитанных произведений, сопоставляя их во времени, проникают в смысл поступков героев разобранных рас­сказов, выражая при этом свое отношение к описывае­мым событиям.

Разрабатывая задания для самостоятельной работы, которая проводится с целью подготовки итоговой бесе­ды, непременно слежу за тем, чтобы обобщающих вопросов но было чрезмерно много и чтобы при самосто­ятельном выполнении задании учащиеся находили в тексте отрывки, предложения или отдельные слова, ко­торые дают достаточный материал для выводов и обоб­щений по прочитанному.

Задания, связанные с подготовкой учащихся к выразительному чтению произведения

Выразительное чтение является одним из обязатель­ных компонентов навыка чтения и служит критерием понимания чтецом глубины читаемого произведения. Выработке навыка выразительного чтения во многом способствуют такие упражнения, как чтение в лицах, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и мно­гие другие, которые в той или иной мере могут найти место в самостоятельной работе учащихся на уроках чтения.

После того как текст сти­хотворения разобран и размечен для чтения под руко­водством учителя, предлагаю самостоятельно выб­рать наиболее подходящий темп чтения, определить об­щий тон звучания стихотворения. Прошу прочитать про себя стихотворение А. Плещеева «Мать и дети» и подготовиться к выразительному чтению, вы­полнив задания: прочитать пер­вые семь строк стихотворении. Подумать, как нужно чи­тать эти строки: ласково, тихо или громко, не спеша или быстро. Представить, что перед каждым из читающих сидит его мама, и читать стихотворение так, как будто он обращается к ней. С. Михалков «Чего боялся Петя?»: выберите из стихотворения отрывки о том, как пугала мальчика темнота. Начало отрывка читайте тихо, таинственно. Заканчивайте отрывок весело и громко. Разметьте стихотворение для чтения в лицах.

Подготовка к чтению в лицах и по ролям помогает учащимся глубже понять художественное произведение, раскрыть его образы. Задания эти чаще всего даются по окончании анализа произведения. Очень часто даю такие задания для самостоятельной работы, когда раз­бираю басни И. Крылова:

«Лебедь, Щука и Рак» — читайте басню медленно, не спеша, как будто рассказываете слушателям, что случи­лось с героями. Постарайтесь, чтобы ваши слушатели представили героев басни и немного посочувствова­ли им;

«Слон и Моська» — прежде чем читать басню вслух, подумайте, как лучше прочитать слова каждого из дей­ствующих лиц, чтобы передать их характеры. Подготовь­тесь к выразительному чтению;

«Кукушка и Петух» — прочитайте басню и выверите роль для себя. Продумайте обстановку, где происходит действие; жесты и манеру речи того героя, которого вы будете изображать. Подготовьтесь к инсценированию басни.

Последнее—задание продумать обстановку действия — использую и при чтении других стихотворных произведений, так как оно помогает учащимся точнее оценить происходящие события, почувствовать си­туацию и как бы действовать вместе с героями литературных произведений.

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» советую представить, что они сами видели все, что происходило на одной из улиц Москвы, и им, конечно, понравился этот плечистый, сильный и ловкий парень. Прочитайте стихо­творение так, чтобы все поняли, что ученики рассказы­вают о событии, свидетелями которого были сами, и высоко оценили подвиг неизвестного героя.

А. Твардовский «Рассказ танкиста»: постарайтесь представить, в какой обстановке ко­мандир танка, от имени которого написано стихотворе­ние, мог рассказать эту историю. Когда командир тан­ка рассказывает о подвиге мальчика? Кому и зачем? Прочитайте стихотворение так, как будто каждый из вас сам слышал рассказ танкиста.

С. Михалков «Быль для детей»: вам поручено приготовить стихотворение для чтения на празднике ко дню рождении Российской Ар­мии. Расскажите, как вы оформите сцену к этому выступлению. Прочитайте стихотворение. Подумайте, ка­кие отрывки стихотворения могут быть прочитаны от­дельными учениками. Какие чувства вы передадите при чтении стихотворения?

Очень хорошо, когда большинство видов работ, ко­торые учащиеся выполняют, самостоятельно, фиксиру­ются ими. При этом необходимо иметь в виду, что мо­менты, которые делает ученик к тексту (подчеркивает или ставит пометки на полях), делать в самом учебнике нельзя, так как книга должна служить не один учебный год. Поэтому я приучаю детей использовать в рабо­те отдельный листок бумаги, который прикладывается к странице с читаемым текстом. На этом листке учени­ки по заданию учителя подчеркивают условными обозначениями нужные предложения, абзацы, обозна­чить цифрами или буквами какие-либо части текста и т д. Чтобы условные обозначения были едиными для всех детей и быстрее читались ими, вво­жу их не сразу, а даю постепенно в процессе рабо­ты над текстом. Так, отдельные слова и словосочетания могут выписываться, предложения— подчеркиваться горизонтальной чертой, отрывки текста — обозначаться одной или двумя вертикальными линиями. Каждый учи­тель может, конечно, ввести любые удобные для него условные обозначения. В последующей беседе с учите­лем, при ответах дети как бы мысленно накладывают, совмещают этот листок со страницей учебника и, поль­зуясь пометами, сделанными во время самостоятельной работы, быстрее находят ответ на поставленный вопрос. Такой листок является своеобразной дополнительной «памятью» учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!