Тема
|
Роль имён прилагательных в языке
|
Цель:
|
Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.
|
Задачи:
|
Обучающие: систематизировать знания учащихся об имени прилагательном;
Развивающие: развивать каллиграфические навыки; прививать основы орфографической грамотности; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число, умение формулировать вопросы к заданию, умение анализировать, развивать устную речь учащихся, развивать навыки самооценки;
Воспитательные: способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья; формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни;
воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности, воспитывать уважение к одноклассникам, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).
|
Формируемые УУД
|
Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу по русскому языку; определять правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); развитие навыков сотрудничества;
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, пользоваться словарями, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.
|
Основные понятия
|
Имя прилагательное, часть речи, постоянные признаки, непостоянные признаки имени прилагательного, безударные гласные в окончаниях имён прилагательных, антонимы, синонимы
|
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
|
Русский язык. Учебник для 4 класса 2 часть. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Дидактический материал.
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация
|
Организация пространства
|
Фронтальная работа, работа в парах и группах.
|
Технология проведения
|
Деятельность
учеников
|
Деятельность
учителя
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
|
Предметные
|
УУД
|
I. Самоопределение к деятельности.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
|
Настраиваются на урок.
Предлагают свои окончания предложенной учителем фразы:
-я сам определяю тему,
- я сам ставлю цель урока,
- я сам выполняю задания,
- я сам проверяю и оцениваю выполненную работу и др.
|
Мотивирует, нацеливает учащихся на урок:
- Девизом сегодняшнего урока станет фраза: «Я сам…», Дополните начало этой фразы, что каждый из вас сможет сделать на уроке.
|
|
|
Понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность;
(Регулятивные УУД)
|
II. Актуализация знаний
Зарядка для ума
|
Повторение морфологических признаков имени прилагательного.
|
На листочках напечатаны понятия, касающиеся различных частей речи. Необходимо выбрать только те морфологические и синтаксические признаки, которые соответствуют имени прилагательному. Ученики работают в парах, выбирают нужное, составляют визитную карточку
|
Зарядка для ума
Сформулируйте задание…
Найдите лишнее слово по определённым признакам. Аргументируйте свой ответ.
|
Умение находить прилагательные среди других частей речи.
Умение выделять признаки имени прилагательного
|
Уметь находить нужную информацию. (Познавательные УУД)
Уметь проводить сравнение, классификации
Наблюдать, делать выводы осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения
(Познавательные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
(Коммуникативные УУД).
|
III Формулирование темы урока, постановка цели, определение критерий оценивания.
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели , задач урока учащимися, познакомить с критериями оценивания и предполагаемым результатом урока.
|
Формулируют тему, определяют цель урока, ставят задачи, выделяют ключевые слова темы «Имя прилагательное»
|
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Слова какой части речи украшают нашу речь?
Сформулируйте тему урока.
|
Что объединяет все слова в зарядке для ума.
Сформулируйте тему урока, опираясь на свои наблюдения.
Тема нашего урока «Роль имён прилагательных в языке»
Исходя из формулировки темы какая будет главная цель урока?
- Назовите ключевые слова темы.
Ключевые слова:
Имя прилагательное
Часть речи
Какая? Какое? Какой?
Признак предмета
Род: мужской, женский, средний
Число: единственное, множественное
|
|
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
|
IV. Минутка чистописания
Цель:
объяснить правильное написание соединений букв.
|
Вспоминают , что такое имя прилагательное. Прописывают соединения букв
Решают учебную ситуацию со словом «столовая», высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения.
Проверяют написание соединений по образцу, делают самооценку.
|
Организует минутку чистописания. Объясняет правописание элементов букв, соединение букв.
Диктует слова (разные части речи).
Создаёт проблемную ситуацию со словом «столовая», т.к. оно может быть как именем существительным, так и именем прилагательным.
Организует проверку, самопроверку.
Учитель следит за положением тетради при письме и осанке учащихся (на протяжении всего урока)
|
Пропишите, пожалуйста, соединения букв. Я буду называть слова – разные части речи. Если вы услышите имя прилагательное, то прописываете в тетради соединение
- Вспомните, что такое имя прилагательное
Проверьте написанные соединения по образцу.
Какое слово вызвало затруднение, вопрос?
Выполните самооценку .
Оцените свою работу.
|
Умение правильно писать буквы, соединение букв
Умение находить прилагательные среди других частей речи.
|
Преобразование информации из одной формы в другую
(Познавательные УУД
Определение степени успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев
(Регулятивные УУД).
Высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
(Коммуникативные УУД
|
V. Работа по теме урока
Цель:
развитие умения писать по памяти
VI. Физминутка
|
Индивидуальная работа
Самостоятельная работа учащихся – письмо по памяти.
Делают самооценку
Работа с учебником.
Учащиеся выполняют физминутку.
|
Упр. 1 (с. 4).
— Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь?
— Что значит родная картина?
— Какую роль выполняют имена прилагательные?
— Подготовьтесь к письму по памяти.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
— С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
— Приведите примеры.
«Какой? Какая? И какое?»,
Дружно хором повторяем.
Мы вопросы эти знаем.
И на них мы отвечаем:
«Какой?» - классный наш урок,
«Какая?» - классная доска,
«Какое?» - классное настроение
У меня, и у тебя.
Прилагательные знаем,
Хором дружно повторяем:
«Не забудем никогда
Эти классные слова!
Гимнастика для глаз.
Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимательный, сосредоточенный и сообразительный, я уверенный в себе”. Гм
|
Письмо по памяти. Самопроверка. Нахождение прилагательных в тексте.
Осуществляют профилактику утомления. Гимнастику для глаз
|
Умение находить прилагательные по признакам.
Умение писать по памяти.
|
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
|
VII. Повторение и закрепление изученного материала
Цели:
- Систематизировать, обобщить знания и умения по теме.
|
Самостоятельная работа. Самопроверка.
Учащиеся объясняют свой ответ и доказывают свою точку зрения.
|
Упр. 2(с. 5).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте, что у вас получилось.
— К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?
— Как изменился текст с именами прилагательными?
— Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)
|
- Какова роль имён прилагательных в речи?
2) Соедини имя прилагательное с подходящим по смыслу именем существительным. Выполни самопроверку:
|
Умение находить имена прилагательные по признакам.
Умение определять постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.
|
Умение чувствовать красоту и выразительность речи
(Личностные УУД).
Уметь работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке (Личностные УУД).
|
|
|
|
|
|
|
|