СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа студентов представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя который иструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения заданий.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО»

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО


Важное место в системе СПО занимает самостоятельная работа. Самостоятельная работа способствует проявлению инициативы, создает возможность действовать без руководства, посторонней помощи, проявлять творческую активность, импровизировать. Без активной деятельности самой личности невозможен процесс целенаправленного становления будущего грамотного работника.

 Сущность организации самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время

Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения заданий. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочим учебным планом. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.

Дидактические цели СРС:

закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

формирование общетрудовых и профессиональных умений;

формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;

развитие самостоятельности мышления;

формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;

овладение технологическим учебным инструментом.

Роль этого вида учебной деятельности возрастает в современных условиях, в связи с реализацией задачи формирования у студентов способности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности. Для продуктивной организации СРС создаются учебно-методические комплексы, методические рекомендации, которые включают описание основных видов самостоятельной работы и указания по их выполнению.

Основные виды СРС:

  • самостоятельное изучение теоретического курса (ТО), в том числе при подготовке к практическим занятиям;

  • изучение и конспектирование литературы (ИКЛ);

  • домашняя работа;

  • написание реферата (РФ);

  • проектная деятельность (ПД);

  • решение педагогических задач (РПЗ);

  • индивидуальная работа, в том числе творческая (ТЗ);

  • изучение и обобщение педагогического опыта (ПО);

  • составление контрольно-обучающих программ для студентов техникума;

  • промежуточный контроль (ДКР) и выполнение тестовых заданий (Т);

Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар).

Общие цели проведения самостоятельной работы:

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;

  • развитие культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирования умений работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.

Формы внеаудиторной самостоятельной работы- подготовка к контрольным работам, практическим и лабораторным занятиям, семинарским занятиям, деловым и ролевым играм, тренингам, промежуточной аттестации; - выполнение тестовых заданий, заполнение рабочих тетрадей, решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; решение задач и упражнений по образцу и др.; - составление кроссвордов, моделей-образцов (шаблонов) документов, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, выполнение чертежей, схем.

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений.

Техникум самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной работы по учебной предмету, исходя их объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки студентов.

Организация самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемого предмета объема часов на изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

Организацию самостоятельной работы обеспечивают: методический кабинет, цикловые методические комиссии (ЦМК), преподаватели, библиотека.





При разработке основной образовательной программы техникум определяет:

  • общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению;

  • объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебному предмету с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого материала;

При разработке программ учебного предмета преподаватель определяет содержание и объем теоретической учебной информации и практических заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу, формы и методы контроля результатов.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать индивидуальные особенности студента.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка обучающегося; контроль и оценка со стороны преподавателя.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и т. д.; для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц ребусов, кроссвордов, глоссария, для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов, словарей, справочников; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, текстовых заданий и др.; для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение схем; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым и ролевым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка презентаций, творческих проектов. 

Мотивация и разработка стратегий повышения интереса к самостоятельной работе студентов во внеаудиторное время

Успех в ведении СРС во многом зависит от ее организации. Правильная организация, умелое планирование позволяют существенно повысить качество и эффективность самостоятельной учебной деятельности студентов, выполнить значительно больший объем работы. Сущность организации самостоятельного труда коротко можно выразить следующими словами: максимум эффективности при минимальных затратах времени, сил и средств.

Реализация требований организации труда студентов направляется на достижение трех целей:

1) максимальная экономия и эффективное распределение времени, отводимого на СРС;

2) создание и умелое использование благоприятных условий труда и отдыха;

3) всемерная забота о здоровье и всестороннем развитии личности.

Обсуждение проблем организации самостоятельной работы - это поиск взаимопонимания разных поколений, это установление связей между свободой и ответственностью, это согласование стремлений преподавателей и интересов студентов, это построение «образовательной встречи», в которой формируется самостоятельность как главная цель образования, как особое качество профессионального сознания будущего специалиста.

Важнейшей составляющей в процессе модернизации работы техникума является актуализация самостоятельной работы студентов. СРС осуществляется в учебно-познавательной, научно-исследовательской и научно-информационной деятельности.

В организационно-педагогическом отношении эффективность управления качеством СРС определяется рядом условий:

  • увеличение доли самостоятельной работы за счет уменьшения аудиторных занятий;

  • разработка достаточного учебно-методического обеспечения, повышение роли так называемого задачного подхода;

  • целенаправленная работа по реализации метода проектов;

  • введение системы зачетных единиц;

  • вооружение студентов умениями и навыками самостоятельной работы (формирование учебных, исследовательских и информационных компетенций);

  • последовательное применение средств мотивации к активной самостоятельной работе;

  • организация СРС в контексте будущей профессиональной деятельности.

Отличительная особенность СРС заключается не в том, что студент работает без помощи преподавателя, а в том, что он самостоятельно управляет собственной деятельностью.

СРС в учебной деятельности связана с усвоением знаний, накоплением индивидуального опыта применения знаний на практике. Как показывает опыт, чаще всего студентам для самостоятельной деятельности предлагаются работа с учебной литературой, ответы на вопросы, выполнение заданий к аудиторным занятиям. Однако сами студенты испытывают желание проявить себя в подготовке дидактических средств: раздаточных материалов, таблиц, рисунков, аудио-видео материалов, компьютерных программ.

В новых условиях для развития опыта самостоятельной работы следует предлагать студентам такие задания, как подготовка программного обеспечения, привлечение к работе по созданию банка данных, базы знаний.

Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Значение НИРС еще более возрастает, когда она имеет прикладную направленность, т. е. результаты этой работы имеют практическое значение.

Особенно актуальной является задача подготовки студентов к работе в научно-информационной среде. Это связано с формированием компьютерной компетентности - готовности работать с базовыми программами. Самостоятельная работа в информационной среде - это еще и работа по созданию оригинального вторичного документа: классификатора, таблицы, реферата, обзора, дайджеста, аналитической справки, аннотации и т.д.

Таким образом, главным смыслом и результатом СРС является развитие интеллектуально-логических способностей и способности с помощью текста выражать свои мысли, описывать и оформлять результаты учебной и исследовательской работы.

Стимулирование работы студента - это особый, сложный вопрос, связанный с развитием мотивов учения. Психологами доказано, что соотношение мотива и цели образует смысл учения. Если цели самостоятельной работы соотнесены с мотивами студентов, то она приобретает для них личностный смысл. Знание и учет основных мотивов - одно из основных условий обеспечения успешности самостоятельной работы студентов.

Мотивы учения тесно связаны с целями, которые ставит перед собой студент. Чтобы развивать положительное отношение к самостоятельной работе в избранной профессии, следует разъяснять цели на каждом этапе и по каждому предмету, в каждом виде самостоятельной работы указывать конкретные пути их достижения, следить за принятием этих целей студентами, при этом стремиться к совместному с ними целеполаганию.

Без интереса к изучаемому предмету студент самостоятельно работать не будет. Уровень самостоятельности и уровень интереса к предмету чаще всего совпадают. Источников развития интереса много. Прежде всего, они находятся в том материале, на котором строится занятие со студентами. Материал значительной новизны, вбирающий последние научные достижения, связанный с практикой, с будущей профессией, содержащий исторические сведения, построенный на проблемности, на противоречиях и противоположностях, вызывает интерес обучаемых. Если же самостоятельная работа построена на старом, давно усвоенном материале, она не только не вызовет интереса, но может явиться причиной негативной реакции студентов.

Другими источниками развития интереса являются сам процесс самостоятельной работы и методически грамотная организация познавательной деятельности. Самостоятельная работа, особенно творческая, сама по себе считается эффективным источником развития познавательного интереса. Студент с высоким уровнем познавательного интереса способен самостоятельно осуществить все этапы решения задачи - от постановки цели до распространенного полученного знания.

Мотивация студента к исследовательской и научно-информационной деятельности осуществляется путем разъяснения возможностей для успешной профессиональной карьеры преподавателя, ученого, раскрытия особенностей творческого труда и его значения для профессиональной самореализации человека, обретения смысла жизни, сохранения нравственного здоровья личности.

Активная СРС во всех ее видах возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации; в противном случае будет имитация активности, уход от самостоятельности действий.

В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ, портфолио достижений и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются: уровень освоения обучающимся учебного материала;  обоснованность и четкость изложения ответа; умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий; оформление материала в соответствии с требованиями.

Каждое внеаудиторное задание должно стать логическим звеном в системе заданий для самостоятельной работы, главный итог которых – формирование всех очерченных программой умений и знаний, создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций.

 

Список использованной литературы

  1. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – № 1 (39). – С. 112-125.

  2. Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010. – 72 с.

  3. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова // Маркетинг – 2009. – №1. – C. 12-13.

  4. Гойдина Н.А. - "Организация самостоятельной аудиторной работы студентов"- М: Эксмо-Пресс, 2009 г.

  5. Ведерникова Е.Г. – «Развитие  познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления»- М.: Эксмо, 2012

  6. Лесик И.С. – «Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций»- М: ПРИОР, 2003 г.

  7. Марохонько О.И. – «Организация самостоятельной работы студентов» - М.: Эксмо-Пресс, 2010 г.

  8. Кремнева Т.В. - "Способы активизации познавательной деятельности студентов"

  9. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М., 2005.

  10. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для педвузов /Н.А. Морева.-2-е изд.- М., 2001.

  11. Савельева Н.Ю. Справочник руководителя среднего специального учебного заведения /Н.Ю. Савельева.- Ростов н/Д,2005.

  12. Галицких, Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е.Галицких //Высшее образование в России.-2004.-№ 6.-С.160 - 163.

  13. Жураковский, В и др. Управление самостоятельной работой: мировой опыт / В. Жураковский // Высшее образование в России-2003.-№ 2.- С. 45 - 49.

  14. Ларионова, Г. Организация самостоятельной работы студентов /Г. Ларионова //Педагогика.-2003.-№ 4.-С.107 - 109.

  15. Пурин, В.Д. Педагогика среднего профессионального образования /В.Д. Пурин.-Ростов н/Д., 2006.

  16. Поташник М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика.-1995.-№ 2.

  17. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие / Л.Г. Семушина, Н.Г.Ярошенко.- М., 2001.

  18. Митросенко, С.В. Педагогика среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие.- Краснояр.гос.ун-т.: Красноярск, 2006