Организация сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей 3-4 лет
. Киселева Ирина Валентиновна.
МДОУ "Детский сад № 218», г.Ярославль.
Ярославль, 2019 г.
Сюжетно - ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, мы помогаем естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга, у взрослых. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, приобретать самостоятельность. Сюжетно – ролевая игра «Больница» даёт детям возможность приобрести знания о профессиях медицинских работников.
Вид игры: сюжетно-ролевая Примерный срок реализации: 1 месяц
Участники: воспитатели, дети младшей группы, родители.
Актуальность
Неумение детей развертывать ролевое взаимодействие - ролевой диалог, узость сюжета игры.
Цель
Обогащение игрового опыта детей, подведение детей к созданию собственных игровых замыслов.
Задачи
- способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;
- развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (врач-пациент, медсестра-пациент).;
- поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты;
- поощрять самостоятельное использование в игре предметов-заместителей.
Планируемые результаты:
- Дети развертывают ролевое взаимодействие - ролевой диалог.
- Появились новые игровые сюжеты
- Игровые миниатюры объединяются в единую сюжетную линию;
- Дети самостоятельно выбирают роль, выполняют в игре несколько взаимосвязанных действий (врач-пациент, медсестра-пациент).;
- Дети самостоятельно подбирают атрибуты, в соответствии с принятой ролью;
- Дети стали чаще использовать предметы-заместители в сюжетно-ролевой игре «Больница».
Шаг 1.
Диагностика развития игровой деятельности
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
- распределение ролей,
- основное содержание игры,
- ролевое поведение,
- игровые действия,
- использование атрибутики и предметов-заместителей,
- использование ролевой речи,
- выполнение правил.
Диагностический инструментарий:
Схема наблюдения для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была разработана автором Комаровой Н.Ф. diagnostikakomarova.doc
В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.
Шаг 2.
- Пополнение развивающей среды:
- Пополнение набора предметов-заместителей (ленты, полоски бумаги, коробочки, баночки, природный материал и др.);
- Пополнение игры «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, белый халат, головной убор врача.
- Пополнение настольных игр «Лото профессии»;
- Создание игровой таблицы для проверки зрения.
- Изготовление ростомера
- Создание интерактивной игры «Профессии»
- Создание интерактивной книги «Как вести себя в поликлинике»
Шаг 3. Обогащение опыта детей:
Познавательно – исследовательская деятельность
- Экскурсия в медицинский кабинет.
- НОД с детьми «Почему нельзя есть снег?»,
- Просмотр мультфильмов «Айболит», «Как бегемот боялся прививки».
- Чтение «Доктор Айболит» К. Чуковский.
- Чтение Б.Корнилов «Как от меда у медведя зубы начали болеть»
Коммуникативная деятельность
- Беседы: «Как нужно вести себя в поликлинике?», «Зачем нам нужна прививка?»
- Пальчиковая игра для детей «Моем руки»
Продуктивная деятельность.
- Аппликация ростомер «Мы растем», таблица для проверки зрения «Все увидим, разглядим» , Лепка «Разноцветные витамины», Аппликация «Скорая помощь».
Игровая деятельность
- Сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя заболела», «Проверяем зрение»
- Настольные игры: Пазлы «Профессии», Лото «Профессии», Лото «Кем быть?», Деревянные бусы «Фрукты, ягоды»
- Интерактивная игра «Все работы хороши»
Работа с родителями
- Помощь родителей в изготовлении халата и шапочек для доктора и медсестры.
- Оформление папки «Профессии в моей семье»
Шаг 4.
На начальном этапе в игре ведущую роль берёт на себя воспитатель - роль доктора, медсестры,
Игра-ситуация «Процедурный кабинет»
Методика проведения . Воспитатель надевает белый колпак, повязывает на руку повязку с красным крестом и играет роль медсестры.
Воспитатель. Я — медицинская сестра. Буду делать уколы. Кому доктор прописал уколы, подходите. Я пока приготовлю шприцы. (Выкладывает «шприцы» — предметы-заместители.) Кто следующий? Больные, проходите на уколы! Не бойтесь, я делаю уколы не больно. (Обращается к игрушке.) Мишка, где твой папа, зови его. Пора делать укол. (Воспитатель дает ребенку мишку и делает укол.) Кто следующий? Твоя дочка кашляет, врач прописал уколы. Проходите, я жду. (Дети приходят с игрушками к медсестре.) У меня образовалась целая очередь пациентов. Больные, проходите, пожалуйста, по очереди. Я одна не справляюсь. Мне нужна помощь. Надо пригласить медицинских сестер из других кабинетов. Где же они? (Приглашает девочек.) Вы — медицинские сестры. Будете мыть руки? Вот больные ждут, надо им сделать уколы. А я пойду домой — моя смена кончилась. (Дети продолжают игру.)
На втором этапе эти роли выполняют сами дети (совместные действия со взрослым по подражанию, по образцу) , воспитатель принимает на себя второстепенную роль – пациента,
Игра-ситуация «У зубного врача»
Методика проведения . Воспитатель подключается к игре детей в роли дочки и говорит своей маме (девочке), что у нее болят зубы. Побуждает девочку отвести свою дочку к зубному врачу. К роли врача можно привлечь другого ребенка. Воспитатель напоминает врачу, что у него есть белый халат. Зубной врач надевает халат и осматривает больного. Воспитатель задает наводящие вопросы: «Нашел ли доктор больной зуб? Будут ли использовать лекарства? Можно ли завязать щеку? И так далее».
Воспитатель подключает к игре других ребят в качестве больных и врачей. Дети могут лечить игрушки и друг друга.
На третьем этапе Выбираем доктора и медсестру среди ребят.. Воспитатель выступает в роли наблюдающего и в случае надобности помогает корректировать игровые действия детей.
Игра-ситуация «В травматологическом пункте»
Методика проведения. Воспитатель приносит лисичку с перевязанной лапой.
Воспитатель (лисичке). Бедная лисичка, потерпи, мы уже пришли. Это больница. Скоро придет доктор. (Обращается к ребенку.) Вы случайно не доктор? А кто тут доктор? Мне срочно нужен доктор. Помогите, спасите лисичку! (Дети отзываются на зов о помощи.) (Ребенку, стоящему рядом.) Доктор, у вас есть трубка? Послушайте больную лисичку. Она еле дышит. Вы будете расспрашивать ее, что с ней случилось? Лисичка расскажет вам.
Лисичка (игрушка). Я бегала по лесу, играла со своими подружками - лисичками в прятки и не заметила корягу. Споткнулась об нее и упала. Доктор, помогите, лапка болит.
Ребенок-доктор осматривает лапу, лечит. Одновременно могут работать несколько докторов. Воспитатель тоже обращается к ребенку - доктору и просит его полечить. Потом приглашает на лечение других детей с их игрушками-детьми. Так он вовлекает ребят в диалог, и они действуют как партнеры.
Шаг 5. Самостоятельная игровая деятельность детей
Игра-ситуация «Вызов на дом»
Методика проведения . Воспитатель просит ребенка позвонить по телефону, вызвать к Буратино доктора. Он наелся мороженого и заболел. Воспитатель побуждает кого-либо из ребят выступить в роли доктора. (Дети могут играть роли поочередно или выступать как бригада скорой помощи.)
Воспитатель. Доктор, что делать, как лечить Буратино? Может быть, у вас есть микстуры или таблетки от простуды? (Доктор дает таблетки.) Скажите, доктор, как принимать таблетки? Утром или вечером? Спасибо, теперь Буратино обязательно поправится. (Обращается к рядом стоящему ребенку.) Вы — помощник доктора? (Доктору.) А ваш помощник, доктор, тоже будет лечить Буратино? Он сделает ему укол? (Помощнику.) А у вас есть шприц? (Буратино.) Буратино, потерпи немного, помощник доктора сделает тебе укол, и ты будешь спать.
Воспитатель побуждает детей к игре, наблюдает за развитием сюжета, помогает включиться в игру детям, наблюдающим за игрой.
Предметно развивающая среда
Предметно развивающая среда
Игровая деятельность.
Айболит лечил мартышек,
Медуница –коротышек!
Мы же лечим всех подряд-
Бегемотиков, бельчат,
Крокодилов и волчат,
И лисят и поросят,
Кукол, рыбок, зайчиков,
Девочек и мальчиков!
Лечим зубки им и глазки,
И наложим им повязки!
И таблеток им дадим,
И микстурой напоим!
Есть у нас бинты и йод.
Приходи, больной народ!
А уж что совсем приятно -
То, что лечим мы БЕСПЛАТНО!
На экране здесь игра. Думать будет детвора.
Все картинки разберем и правильный ответ найдем.
- Приложения:
- Игры-ситуации для игры «Больница» для детей 3-4 лет
- Варианты сюжетов для игры «Больница»
- Интерактивная книга «Как вести себя в поликлинике» https://multiurok.ru/files/interaktivnaia-kniga-pravila-povedeniia-v-poliklin.html
- Интерактивная игра «Профессии» https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-igra-vse-raboty-khoroshi.html
Игры-ситуации для игры «Больница» для детей 3-4 лет
Игра-ситуация «В травматологическом пункте»
Методика проведения. Воспитатель приносит лисичку с перевязанной лапой.
Воспитатель (лисичке). Бедная лисичка, потерпи, мы уже пришли. Это больница. Скоро придет доктор. (Обращается к ребенку.) Вы случайно не доктор? А кто тут доктор? Мне срочно нужен доктор. Помогите, спасите лисичку! (Дети отзываются на зов о помощи.) (Ребенку, стоящему рядом.) Доктор, у вас есть трубка? Послушайте больную лисичку. Она еле дышит. Вы будете расспрашивать ее, что с ней случилось? Лисичка расскажет вам.
Лисичка (игрушка). Я бегала по лесу, играла со своими подружками - лисичками в прятки и не заметила корягу. Споткнулась об нее и упала. Доктор, помогите, лапка болит.
Ребенок-доктор осматривает лапу, лечит. Одновременно могут работать несколько докторов. Воспитатель тоже обращается к ребенку - доктору и просит его полечить. Потом приглашает на лечение других детей с их игрушками-детьми. Так он вовлекает ребят в диалог, и они действуют как партнеры.
Игра-ситуация «Вызов на дом»
Методика проведения . Воспитатель просит ребенка позвонить по телефону, вызвать к Буратино доктора. Он наелся мороженого и заболел. Воспитатель побуждает кого-либо из ребят выступить в роли доктора. (Дети могут играть роли поочередно или выступать как бригада скорой помощи.)
Воспитатель. Доктор, что делать, как лечить Буратино? Может быть, у вас есть микстуры или таблетки от простуды? (Доктор дает таблетки.) Скажите, доктор, как принимать таблетки? Утром или вечером? Спасибо, теперь Буратино обязательно поправится. (Обращается к рядом стоящему ребенку.) Вы — помощник доктора? (Доктору.) А ваш помощник, доктор, тоже будет лечить Буратино? Он сделает ему укол? (Помощнику.) А у вас есть шприц? (Буратино.) Буратино, потерпи немного, помощник доктора сделает тебе укол, и ты будешь спать.
Игра-ситуация «Процедурный кабинет»
Методика проведения . Воспитатель надевает белый колпак, повязывает на руку повязку с красным крестом и играет роль медсестры.
Воспитатель. Я — медицинская сестра. Буду делать уколы. Кому доктор прописал уколы, подходите. Я пока приготовлю шприцы. (Выкладывает «шприцы» — предметы-заместители.) Кто следующий? Больные, проходите на уколы! Не бойтесь, я делаю уколы не больно. (Обращается к игрушке.) Мишка, где твой папа, зови его. Пора делать укол. (Воспитатель дает ребенку мишку и делает укол.) Кто следующий? Твоя дочка кашляет, врач прописал уколы. Проходите, я жду. (Дети приходят с игрушками к медсестре.) У меня образовалась целая очередь пациентов. Больные, проходите, пожалуйста, по очереди. Я одна не справляюсь. Мне нужна помощь. Надо пригласить медицинских сестер из других кабинетов. Где же они? (Приглашает девочек.) Вы — медицинские сестры. Будете мыть руки? Вот больные ждут, надо им сделать уколы. А я пойду домой — моя смена кончилась. (Дети продолжают игру.)
Игра-ситуация «У зубного врача»
Методика проведения . Воспитатель подключается к игре детей в роли дочки и говорит своей маме (девочке), что у нее болят зубы. Побуждает девочку отвести свою дочку к зубному врачу. К роли врача можно привлечь другого ребенка. Воспитатель напоминает врачу, что у него есть белый халат. Зубной врач надевает халат и осматривает больного. Воспитатель задает наводящие вопросы: «Нашел ли доктор больной зуб? Будут ли использовать лекарства? Можно ли завязать щеку? И так далее».
Воспитатель подключает к игре других ребят в качестве больных и врачей. Дети могут лечить игрушки и друг друга.
Варианты сюжетов для игры «Больница»
№ 1. Сюжет «Ребенок заболел».
Задачи: Учить детей передавать в игре профессиональные действия врачей, медсестер, использовать впечатления и опыт из окружающей жизни.
№ 2. Сюжет «У дочки болит горло»
Задачи: Способствовать становлению сюжетно-ролевой игры на основе впечатлений, полученных во время рассматривания картин, чтения художественной литературы. Показать детям способы ролевого поведения.
№ 3. Сюжет «Заполняем карточку пациента».
Задачи: Способствовать более самостоятельному и развернутому отображению детьми сюжета игры, учить использовать различные атрибуты.
№ 4. Сюжет «Медсестра измеряет больному температуру».
Задачи: Способствовать повышению самостоятельности детей, учить разворачивать сюжет, использовать различные атрибуты
№ 5. Сюжет «На приеме у стоматолога».
Задачи: Учить детей объединять игровые действия в единый сюжет, обыгрывать ситуации, описанные в художественной литературе, связанные с личным опытом. Формировать умение брать на себя определенную роль, подбирать предметы-заместители. №6. Сюжет «Запись на прием к врачу».
Задачи: Учить детей развертывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог (например, мама приводит больного ребенка к доктору).
№ 7. Сюжет «Вызов врача на дом».
Задачи: Учить детей пользоваться телефонным аппаратом, развивать диалогическую форму речи, воспитывать вежливость и приветливость, учить ролевому поведению в разных ситуациях.
№ 8. Сюжет «На приеме у врача».
Задачи: В ходе совместной с детьми игры расширять их представления об обязанностях врача и медсестры, знакомить с назначением различных инструментов.
№ 9. Сюжет «Процедурный кабинет».
Задачи: Учить детей отражать в игровых действиях профессиональные действия врачей, медсестер. Формировать умение выбирать роль и выполнять действия в соответствии с ней, развивать коммуникативные умения, учить поддерживать ролевые диалоги.
№ 10. Сюжет «Поход в аптеку»
Задачи: расширить сюжет, развивать диалогическую речь.
№ 11. Сюжет «Скорая помощь».
Задачи: Учить детей развивать сюжет, объединять различные игровые действия, использовать предметы-заместители.
№ 12. Сюжет «Врач осматривает больного».
Задачи: Формировать у детей умение придумывать несложный сюжет, распределять роли и действовать в соответствии с ролью. Выявить уровень развития умения вступать во взаимодействие со сверстниками.
№ 13. Сюжет «Вылечим медвежонка».
Задачи :уточнить и расширить игровые действия.
№ 14. Сюжет «Игрушки у врача»
Задачи: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
№ 15. Сюжет «Больница для птиц и зверей».
Задачи : обогащение социально- игрового опыта у младших дошкольников, развитие игровых умений по сюжету «Больница для зверят».
Информационные ресурсы:
http:// мишуткина-школа.рф/ index/kak_vesti_sebja_u_vracha/0-21
Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Mihayilenko.doc
Н. Ф. Комарова. «Диагностика игры детей» diagnostikakomarova.doc
Желаем
творческих
успехов!