СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«организация сотрудничества и взаимодействия школы и семьи: содержание, формы и методы, опыт работы с родителями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««организация сотрудничества и взаимодействия школы и семьи: содержание, формы и методы, опыт работы с родителями»»



МОУ «Михайловская СОШ №2»



«Организация сотрудничества и взаимодействия школы и семьи: содержание, формы и методы, опыт работы с родителями»









































Красякова Валентина Евгеньевна



«Вся семья вместе –

и душа на месте»

Вот уже более 30 лет я работаю учителем начальных классов. Все годы – в одной школе, которую сумела полюбить. Идут годы, меняется время, меняются дети и их родители.

Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер.… Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому работа с семьей – одна из главных задач школы.

Когда я принимаю новый класс, меня всегда волнует вопрос: а что представляют из себя мои будущие ученики и их родители? Смогут ли родители стать моими помощниками, как они воспитывают своих детей.

С первого дня знакомства с родителями я им говорю: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей, наша совместная, согласованная работа. Знакомство с жизнью каждой семьи начинаю с анкеты, которую заполняют родители. Проанализировав эти анкеты, я узнаю о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, о том, кто в семье занимается воспитанием.

Следующая анкета для родителей позволяет мне сделать вывод о коммуникабельности ребенка, о его чертах характера, умении общаться. Многое о взаимоотношениях в семье узнаю из рисунков детей на тему «Вечер в моей семье». Все рисунки похожи: мама на кухне, папа на диване. А ребенок где-то в стороне, один с игрушками.

Рисунок – показатель взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок. Вот почему порой в благополучных, казалось бы, семьях вырастают трудные дети. Они ищут общения на стороне, порой попадают в дурные компании.

Рисунки детей заставляют родителей посмотреть на своего ребенка другим взглядом. Ответ был один: мало общаемся с детьми.

На вопрос «Что вам нельзя?» ответы детей сводятся в основном к следующему: нельзя зажигать газ, открывать незнакомым людям дверь, разжигать костер и т. д. Некоторые дети говорили так: «Я не знаю, что мне нельзя, мне все можно».

Вот с такой установкой – можно все! Дети обычно приходят в школу: можно кричать. Бегать, перебивать учителя, плохо вести себя в столовой и т. д.

Принцип воспитания многих родителей: делай что хочешь, только не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребенка, они должны предъявлять к нему необходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя. Недаром народная мудрость гласит: «Если хочешь испортить ребенка, дай ему все, что он просит, разреши делать все, что он хочет».

Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка с взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил. Вот они:

  1. Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться

  2. Прежде чем дать оценку действия ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию.

  3. Покажи ребенку хороший пример. Поведение родителей определяет поведение детей.

Для изучения семьи использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики отношу следующее: наблюдение, беседу, тестирование, материалы детского творчества.

Много интересных утренников, праздников, экскурсий и походов, познавательных игр и конкурсов проводится в классе («А ну-ка, девочки!», «Богатырские потешки», «День знаний» и т. д.). И очень часто с нами родители, которые помогают в оформлении класса, изготовлении масок, костюмов, проведении конкурсов и затей.

Совместные мероприятия проходят как настоящие семейные праздники, на которые приходят не только мамы и папы, но и бабушки, сестренки, братишки учеников. Родителей постоянно приглашаю на уроки. Но им как всегда «некогда». Индивидуальные беседы провожу не только с родителями слабоуспевающих детей, но и с тем, чьи дети учатся не в «полную меру» своих сил.

Проведение родительского собрания – самый больной вопрос. Часто учителя жалуются: «Опять пришли одни и те же родители»…Родительские собрания провожу один раз в четверть.

А. С. Макаренко писал: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наша будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Личный пример родителей – это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.

Родителям всех выпускников я читаю замечательное стихотворение средневекового поэта Себастьяна Брандта:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит…

Многолетняя практика подсказывает мне, что в наше трудное время воспитание ребенка надо начинать с воспитания доброты. Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и неудачи своих близких людей, быть рядом с теми, кому плохо – вот над этим я постоянно работаю с детьми. Воспитать в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадании без совместных действий с семьей невозможно, поэтому эти сложные задачи я и решаю совместно с родителями.

Я родилась в многодетной семье и действую по принципу «Надо дружить» и приучаю своих ребят и родителей в классе к этому.

В многодетной семье довелось мне родиться,

Где детей было столько, почти, сколько в классе моем.

И хотя мы теперь свои семьи имеем,

Все, как в детстве, по-прежнему

Дружно живем!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!