СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебной деятельности по освоению общих способов действия на уроках английского язык в 5 классах при освоении темы “Present Continuous”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация учебной деятельности по освоению общих способов действия на уроках английского язык в 5 классах при освоении темы “Present Continuous”.»

Организация учебной деятельности по освоению общих способов

действия на уроках английского язык в 5 классах

при освоении темы “Present Continuous”.

Иванова Ю.Б., МОУ Гимназия №4, Волгоград


Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения“

Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» [4, с. 45].

Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо:

1. чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б.Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий" [4, С.49]

  1. так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б.Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". [4, С. 49].

Деятельностное усвоение содержания учебного материала включает ряд психолого-педагогических условий:
• выделение операций как самостоятельных действий в структуре обобщенного способа действия.
• построение модели деятельностного описания содержания осваиваемого понятия, отражающей обобщенный способ действия.
• возникновение в процессе освоения деятельностно описанного понятия при вынесении операции на уровень самостоятельного действия феномена «остановленного действия».
• постановка и решение системы взаимосвязанных учебных задач, реализующих обобщенный способ, описанный через систему взаимных трансформаций действий и операций. (Давыдов В. В., Эльконин Д. Б.)

Итак, предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.

Так, на уроках английского языка в 5 классах при работе с темой был выработан способ действия по образованию и употреблению настоящего продолженного времени (Present Continuous).

Тема: Present Continuous (Progressive) Tense

  1. Читаю предложение.

  2. Перевожу на русский язык

  3. Определяю указатель времени.

  4. По указателю времени определяю необходимое время предложения.

  5. Нахожу глагол- сказуемое.

  6. Добавляю к глаголу окончание ing.

  7. Нахожу подлежащее.

  8. Определяю вспомогательный глагол (am, is, are)

  • если подлежащее I, то ставим am

  • если подлежащее he, she it, то ставим is

  • если подлежащее стоит во мн.ч., то ставим are

  1. Ставлю вспомогательный глагол перед сказуемым с ing окончанием.


Способ действия выводился совместно с учащимися и фиксировался в их тетрадях открытий. После того как способ действия выведен необходимо его отработать. Для этого учащимся предлагалась система разноуровневых заданий.

Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит учащимся впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого учащегося.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы как при изучении нового материала, при контроле за усвоением знаний, умений и навыков, так и при проверке знаний.

Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся. Кроме того учет индивидуальных особенностей учащихся позволяет учителю составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого.

Также при отработке способа действия проводилась также парная работа. Учащиеся получали одно задание на двоих, поочередно выполняли все операции способа действия, выступая то в роли исполнителя, то в роли контролера. В классе можно выделить группу учащихся, которая имеет навыки самостоятельной работы, они мобильны на уроках и инициативны. На них можно опереться, закрепляя материал. Эти учащиеся могут работать со справочным материалом, на компьютере, могут проконтролировать и помочь в объяснении и выполнении заданий своим одноклассникам. В таких парах с их участием происходит процесс взаимообучения, взаимовоспитания.

На этапе контроля знаний учащиеся осуществляли также взаимный контроль. Сначала учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверяют его сами, затем меняются тетрадями и проверяют работу одноклассника, оценивая его работу и высказывая свое мнение о проделанной работе.
По прохождении темы был проведен анализ достижений учащихся 5 классов (контрольного и экспериментального). Проведенное сравнение показало, что в классах, где у учащихся был сформирован способ действия по данной теме, проводилась парная работа, и применялись разноуровневые задания, процент качества знания оказался выше (87% - в экспериментальном классе и 63% - в контрольном).

Таким образом, учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их применения в разнообразных ситуациях. этому во многом способствуют разноуровневые задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Мы видим, что уровневый подход имеет следующие положительные моменты:

  • При составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников.

  • Предложение выбора задания способствует созданию для ученика

ситуации успеха.

  • В ходе проверки раскрываются возможности и способности

каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.

  • Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об

уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.

  • Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить

качество знаний.







Список литературы

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

3. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982.

4. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

5. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.