СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация уголков природы в дошкольном учреждении

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация уголков природы в дошкольном учреждении»

Тема: Организация уголков природы в дошкольном учреждении.


План:

  1. Значение уголков живой природы.

  2. Оборудование для уголка природы

  3. Сезонные изменения в уголке природы.


1. Значение уголков живой природы

Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных, растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых.

В учреждениях дошкольного образования создаются уголки природы для:

1. Организации деятельности детей

  • постоянного общения детей с растениями и животными,

  • проведения интересных наблюдений за растениями и животными,

  • организации труда детей по уходу за животными и растениями в течение всего года (полив, рыхление, удаление пыли, размножение растений, посев, посадка, кормление животных, уборка клеток, и т.д.),

  • для организации игровой деятельности (игры с комнатными растениями направлены на закрепление знаний о внешнем виде растений, их названий и особенностей строения),

  • для организации экспериментальной деятельности детей.

2. Умственного воспитания детей:

  • в уголке природы сосредоточивают внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание,

  • в процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы, постепенно у детей формируются прочные осознанные знания о животных и растениях (внешний вид, название, повадки, условия существования, потребности, особенности строения и т.д.),

  • дети дошкольного возраста имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств ума – наблюдательности, любознательности,

  • на основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются познавательный интерес к природе,

  • формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.

3. Нравственное воспитание детей:

  • формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, ответственность, добросовестность, трудолюбие и т.д.

  • дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным.

4. Эстетическое воспитание детей:

  • красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия, эстетические чувства,

  • хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату.

5. Трудовое воспитание детей

  • формируются знания об орудиях труда по уходу за растениями и животными,

  • формируются навыки и умения ухода за растениями и животными.

2. Оборудование для ухода за растениями и животными уголка природы

В постановлении Министерства образования РБ № 50 от 24 сентября 2007 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» указывается, что в каждом дошкольном учреждении для организации труда в уголках природы

должно быть следующее оборудование

Название оборудования

2-3 лет

4-5 лет

6-7 лет

Разновозрастная

Аквариум прямоугольный

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Сифон для доливания воды, очистки дна аквариума

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Грязечерпалка для вылавливания остатков корма со дна аквариума

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Сачок

2 шт.

2 шт.

2 шт.

1 шт.

Кормушка для рыб

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Мотыльница для кормления рыб живым кормом


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Щетка (скребок) для чистки стенок аквариума

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Оргстекло для предохранения воды от пыли

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Рефлектор для освещения аквариума и подогрева воды



1 шт.

1 шт.

Термометр для измерения температуры воды



1 шт.

1 шт.

Противень для установки растений во время мытья и опрыскивания

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Пульверизатор для опрыскивания растений

4 шт.

4 шт.

4 шт.

3 шт.

Щетка для мытья цветочных горшков

3 шт.

3 шт.

3 шт.

3 шт.

Совок для насыпания земли

2 шт.

2 шт.

2 шт.

2 шт.

Палочка деревянная для рыхления земли

7 шт.

7 шт.

7 шт.

7 шт.

Кисточка для очистки растений от пыли


2 шт.

2 шт.

2 шт.

Горшки для пересадки растений разных размеров, из разных материалов

10 шт.

10 шт.

10 шт.

10 шт.

Комнатные растения

(в соответствии с учебной программой дошкольного образования

8 видов

10 видов

15 видов

15 видов

Поддонник пластмассовый

12 шт.

12 шт.

12 шт.

12 шт.

Емкости для посева овса, посадки лука и корнеплодов на зелень


3 шт.

3 шт.

3 шт.

Теплица для содержания черенков комнатных растений



1 шт.


Лупа школьная для осмотра растений



1 шт.


Клетка (вольер) для содержания птиц с кормушкой, поилкой, купальницей, жердочкой


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Мерка в 1 столовую ложку для насыпания корма


2 шт.

3 шт.

2 шт.

Щетка-сметка и скребок для чистки дна клетки


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Емкости для хранения корма разного вида


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Сито для просеивания песка


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Клетка для содержания мелких млекопитающих животных


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Ящик для хранения песка и опилок


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Дощечки, ножи для нарезания корма животным


по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

Терка для овощей и фруктов


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Губки жесткие для мытья поддона


3 шт.

3 шт.

3 шт.

Клеенка размером 2 х 2 м


2 шт.

2 шт.

2 шт.

Паспорт растения для детей представляет собой схематическую карточку, на которой указывается:

  1. Показатель светового режима:

    • тенелюбивое

    • теневыносливое

    • светолюбивое

  2. Показатель способа размножения

  • Высадка растения в емкость с грунтом

  • Высадка растения в емкость с водой

  1. Показатель водного режима

  • Обильная поливка

  • Умеренная поливка

  • Редкая поливка

  • Поливка в зимнее время

  • Поливка в летнее время.

  1. Показатель способа ухода

  • Опрыскивание, рыхление и притирание листвы тряпочкой

  • Опрыскивание, рыхление и обработка листвы или стебля кисточкой

  • Запрещается опрыскивать и поливать водой листву, стебель.

Паспорт растения для педагога содержит

  • Фотографию растения

  • Характеристику растения

Паспорт животного для педагога содержит

  • Фотографию животного

  • Характеристику животного


  1. Сезонные изменения в уголке природы

Всех обитателей уголка природы в дошкольном учреждении можно условно подразделить на постоянных и временных.

Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки, птицы).

Временные - лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые)

В соответствии со сменой времен года меняется состав обитателей уголка природы, в основном за счет временных обитателей.

Осень:

В уголок переносят растения:

  • пересаженные из цветника в горшки (низкорослые астры, бархатцы, левкои и др. цветущие растения).

  • букеты ярко окрашенных листьев деревьев и кустарников

  • овощи, фрукты, плоды

  • зацветающие вторично некоторые дикорастущие травы: одуванчик, василек, цикорий и т.д.

Зима:

  • Оживление веток (для оживления веток (появления листьев, цветов) их следует срезать не ранее чем через 3-4 месяца, после опадения с них листьев, примерно в декабре-феврале. Для лучшего развития веток их можно подкармливать – добавить в воду 1-2 кусочка сахара, таблетку аспирина).

  • Выращивание лука на перо (для выращивания лука на перо луковицы высаживают в ящик рядами на расстоянии 5 см друг от друга, но можно применять и более плотную посадку. Для ускорения роста перьев рекомендуют замачивание лука в течение суток в теплой (25-35 гр.) воде или срезать шейку луковицы перед посадкой. В этом случае лук растет ровнее, не цветет. Кроме того, малышам лучше видно, как сажать такие луковицы – срезанной частью вверх, обе части резко отличаются друг от друга).

  • Выращивание рассады томатов, перца (Семена перед посевом проверяют на всхожесть. Это касается как семян овощных, так и цветочных культур. Для этого накануне посева кладут семена в стакан с водой: полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются. Посеянные семена особенно мелкие, нужно засыпать землей смешанной с песком или чистым песком – через него хорошо проходит вода и воздух. Для посевов нужно создать влажный микроклимат, поэтому их закрывают полиэтиленовой пленкой или стеклом, для проветривания стекло снимают несколько раз в день. Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора. Ставят посевы на самое светлое место).

  • Проращивание корнеплодов (в течение зимнего периода, начиная с января-февраля, в уголке природы проращивают корнеплоды. Для посадки нужны здоровые овощи: брюква, репа, редька, морковь. Следует брать корни овощей, у которых сохранена верхняя часть, откуда обычно растут листья. Овощи засыпают землей так, чтобы едва была видна шейка. Если корнеплод не умещается в горшке, надо подрезать у него корень, место среза присыпать толченым углем).

Весна:

  • Выращивание салата, укропа, редиса (Выращивать салат, укроп, редис лучше ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики (слой земли 8-10 см). Расстояние между рядами для салата и укропа 3-4 см, для редиса 4-5 см. Редис следует сажать по две семечки вместе. Семена укропа лучше высевать проросшими. Посеянные семена засыпают слоем песка или перегноем толщиной 1-2 см. Ящики после посева надо накрыть стеклом и поставить в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе).

  • Выращивание овощной рассады (Посев овощных семян для выращивания рассады производится в апреле. С детьми старшего дошкольного возраста на занятиях высевают семена огурцов, капусты).

  • Выращивание цветочной рассады (Посев цветочных семян для выращивания рассады производится также в апреле).

Лето:

  • Содержание насекомых

В уголке природы можно временно содержать

- божью коровку,

- жужелицу,

- майского жука,

- бронзовку;

- из бабочек – капустницу, лимонницу, крапивницу, махаона. Интересно наблюдать за развитием бабочек.

Содержат насекомых в садках. Ими могут служить различные банки, старые аквариумы, покрытые сверху марлей. На дно садка насыпают песок слоем 6-7 см и ставят живые ветки в вазочках, сажают маленькие кустики луговых и садовых растений. Растения помещают в зависимости от потребностей насекомых. Для поддержания свежести растений в садке их надо периодически опрыскивать

В отдельных банках или аквариумах можно содержать водных насекомых:

- жука-водолюба,

- жука-плавунца,

- личинок ручейника

- стрекозы.

Банки закрывают марлей, иначе жук может улететь.

Личинки ручейника помещают в широкую стеклянную банку, на дне которой насыпают песок, посажены водные растения; воды наливают немного и часто ее меняют. Личинкам стрекозы нужны непроточная вода и илистый грунт с болотными растениями, поднимающимися из воды.

Корм для насекомых

Название насекомого

Вид корма

Божья коровка

Тля

Жужелица

Мясо, маленькие насекомые

Майский жук

Листья дуба, березы, плодовых деревьев

Бронзовка

Сахар, мед, фрукты, цветы шиповника

Бабочка

Сок цветов, сахарный сироп

Гусеница бабочки

Листья растения












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!