Тема: Организация уголков природы в дошкольном учреждении.
План:
Значение уголков живой природы.
Оборудование для уголка природы
Сезонные изменения в уголке природы.
1. Значение уголков живой природы
Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных, растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых.
В учреждениях дошкольного образования создаются уголки природы для:
1. Организации деятельности детей
постоянного общения детей с растениями и животными,
проведения интересных наблюдений за растениями и животными,
организации труда детей по уходу за животными и растениями в течение всего года (полив, рыхление, удаление пыли, размножение растений, посев, посадка, кормление животных, уборка клеток, и т.д.),
для организации игровой деятельности (игры с комнатными растениями направлены на закрепление знаний о внешнем виде растений, их названий и особенностей строения),
для организации экспериментальной деятельности детей.
2. Умственного воспитания детей:
в уголке природы сосредоточивают внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание,
в процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы, постепенно у детей формируются прочные осознанные знания о животных и растениях (внешний вид, название, повадки, условия существования, потребности, особенности строения и т.д.),
дети дошкольного возраста имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств ума – наблюдательности, любознательности,
на основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются познавательный интерес к природе,
формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.
3. Нравственное воспитание детей:
формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, ответственность, добросовестность, трудолюбие и т.д.
дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным.
4. Эстетическое воспитание детей:
красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия, эстетические чувства,
хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату.
5. Трудовое воспитание детей
формируются знания об орудиях труда по уходу за растениями и животными,
формируются навыки и умения ухода за растениями и животными.
2. Оборудование для ухода за растениями и животными уголка природы
В постановлении Министерства образования РБ № 50 от 24 сентября 2007 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» указывается, что в каждом дошкольном учреждении для организации труда в уголках природы
должно быть следующее оборудование
Название оборудования | 2-3 лет | 4-5 лет | 6-7 лет | Разновозрастная |
Аквариум прямоугольный | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Сифон для доливания воды, очистки дна аквариума | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Грязечерпалка для вылавливания остатков корма со дна аквариума | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Сачок | 2 шт. | 2 шт. | 2 шт. | 1 шт. |
Кормушка для рыб | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Мотыльница для кормления рыб живым кормом | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Щетка (скребок) для чистки стенок аквариума | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Оргстекло для предохранения воды от пыли | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Рефлектор для освещения аквариума и подогрева воды | | | 1 шт. | 1 шт. |
Термометр для измерения температуры воды | | | 1 шт. | 1 шт. |
Противень для установки растений во время мытья и опрыскивания | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Пульверизатор для опрыскивания растений | 4 шт. | 4 шт. | 4 шт. | 3 шт. |
Щетка для мытья цветочных горшков | 3 шт. | 3 шт. | 3 шт. | 3 шт. |
Совок для насыпания земли | 2 шт. | 2 шт. | 2 шт. | 2 шт. |
Палочка деревянная для рыхления земли | 7 шт. | 7 шт. | 7 шт. | 7 шт. |
Кисточка для очистки растений от пыли | | 2 шт. | 2 шт. | 2 шт. |
Горшки для пересадки растений разных размеров, из разных материалов | 10 шт. | 10 шт. | 10 шт. | 10 шт. |
Комнатные растения (в соответствии с учебной программой дошкольного образования | 8 видов | 10 видов | 15 видов | 15 видов |
Поддонник пластмассовый | 12 шт. | 12 шт. | 12 шт. | 12 шт. |
Емкости для посева овса, посадки лука и корнеплодов на зелень | | 3 шт. | 3 шт. | 3 шт. |
Теплица для содержания черенков комнатных растений | | | 1 шт. | |
Лупа школьная для осмотра растений | | | 1 шт. | |
Клетка (вольер) для содержания птиц с кормушкой, поилкой, купальницей, жердочкой | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Мерка в 1 столовую ложку для насыпания корма | | 2 шт. | 3 шт. | 2 шт. |
Щетка-сметка и скребок для чистки дна клетки | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Емкости для хранения корма разного вида | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Сито для просеивания песка | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Клетка для содержания мелких млекопитающих животных | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Ящик для хранения песка и опилок | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Дощечки, ножи для нарезания корма животным | | по 2 шт. | по 2 шт. | по 2 шт. |
Терка для овощей и фруктов | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Губки жесткие для мытья поддона | | 3 шт. | 3 шт. | 3 шт. |
Клеенка размером 2 х 2 м | | 2 шт. | 2 шт. | 2 шт. |
Паспорт растения для детей представляет собой схематическую карточку, на которой указывается:
Показатель светового режима:
тенелюбивое
теневыносливое
светолюбивое
Показатель способа размножения
Высадка растения в емкость с грунтом
Высадка растения в емкость с водой
Показатель водного режима
Обильная поливка
Умеренная поливка
Редкая поливка
Поливка в зимнее время
Поливка в летнее время.
Показатель способа ухода
Опрыскивание, рыхление и притирание листвы тряпочкой
Опрыскивание, рыхление и обработка листвы или стебля кисточкой
Запрещается опрыскивать и поливать водой листву, стебель.
Паспорт растения для педагога содержит
Фотографию растения
Характеристику растения
Паспорт животного для педагога содержит
Фотографию животного
Характеристику животного
Сезонные изменения в уголке природы
Всех обитателей уголка природы в дошкольном учреждении можно условно подразделить на постоянных и временных.
Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки, птицы).
Временные - лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые)
В соответствии со сменой времен года меняется состав обитателей уголка природы, в основном за счет временных обитателей.
Осень:
В уголок переносят растения:
пересаженные из цветника в горшки (низкорослые астры, бархатцы, левкои и др. цветущие растения).
букеты ярко окрашенных листьев деревьев и кустарников
овощи, фрукты, плоды
зацветающие вторично некоторые дикорастущие травы: одуванчик, василек, цикорий и т.д.
Зима:
Оживление веток (для оживления веток (появления листьев, цветов) их следует срезать не ранее чем через 3-4 месяца, после опадения с них листьев, примерно в декабре-феврале. Для лучшего развития веток их можно подкармливать – добавить в воду 1-2 кусочка сахара, таблетку аспирина).
Выращивание лука на перо (для выращивания лука на перо луковицы высаживают в ящик рядами на расстоянии 5 см друг от друга, но можно применять и более плотную посадку. Для ускорения роста перьев рекомендуют замачивание лука в течение суток в теплой (25-35 гр.) воде или срезать шейку луковицы перед посадкой. В этом случае лук растет ровнее, не цветет. Кроме того, малышам лучше видно, как сажать такие луковицы – срезанной частью вверх, обе части резко отличаются друг от друга).
Выращивание рассады томатов, перца (Семена перед посевом проверяют на всхожесть. Это касается как семян овощных, так и цветочных культур. Для этого накануне посева кладут семена в стакан с водой: полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются. Посеянные семена особенно мелкие, нужно засыпать землей смешанной с песком или чистым песком – через него хорошо проходит вода и воздух. Для посевов нужно создать влажный микроклимат, поэтому их закрывают полиэтиленовой пленкой или стеклом, для проветривания стекло снимают несколько раз в день. Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора. Ставят посевы на самое светлое место).
Проращивание корнеплодов (в течение зимнего периода, начиная с января-февраля, в уголке природы проращивают корнеплоды. Для посадки нужны здоровые овощи: брюква, репа, редька, морковь. Следует брать корни овощей, у которых сохранена верхняя часть, откуда обычно растут листья. Овощи засыпают землей так, чтобы едва была видна шейка. Если корнеплод не умещается в горшке, надо подрезать у него корень, место среза присыпать толченым углем).
Весна:
Выращивание салата, укропа, редиса (Выращивать салат, укроп, редис лучше ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики (слой земли 8-10 см). Расстояние между рядами для салата и укропа 3-4 см, для редиса 4-5 см. Редис следует сажать по две семечки вместе. Семена укропа лучше высевать проросшими. Посеянные семена засыпают слоем песка или перегноем толщиной 1-2 см. Ящики после посева надо накрыть стеклом и поставить в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе).
Выращивание овощной рассады (Посев овощных семян для выращивания рассады производится в апреле. С детьми старшего дошкольного возраста на занятиях высевают семена огурцов, капусты).
Выращивание цветочной рассады (Посев цветочных семян для выращивания рассады производится также в апреле).
Лето:
В уголке природы можно временно содержать
- божью коровку,
- жужелицу,
- майского жука,
- бронзовку;
- из бабочек – капустницу, лимонницу, крапивницу, махаона. Интересно наблюдать за развитием бабочек.
Содержат насекомых в садках. Ими могут служить различные банки, старые аквариумы, покрытые сверху марлей. На дно садка насыпают песок слоем 6-7 см и ставят живые ветки в вазочках, сажают маленькие кустики луговых и садовых растений. Растения помещают в зависимости от потребностей насекомых. Для поддержания свежести растений в садке их надо периодически опрыскивать
В отдельных банках или аквариумах можно содержать водных насекомых:
- жука-водолюба,
- жука-плавунца,
- личинок ручейника
- стрекозы.
Банки закрывают марлей, иначе жук может улететь.
Личинки ручейника помещают в широкую стеклянную банку, на дне которой насыпают песок, посажены водные растения; воды наливают немного и часто ее меняют. Личинкам стрекозы нужны непроточная вода и илистый грунт с болотными растениями, поднимающимися из воды.
Корм для насекомых
Название насекомого | Вид корма |
Божья коровка | Тля |
Жужелица | Мясо, маленькие насекомые |
Майский жук | Листья дуба, березы, плодовых деревьев |
Бронзовка | Сахар, мед, фрукты, цветы шиповника |
Бабочка | Сок цветов, сахарный сироп |
Гусеница бабочки | Листья растения |