СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация урока деятельностного типа для детей с умственной отсталостью в классах - комплектах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о организации урока деятельностного типа для детей с умственной отсталостью в классах - комплектах.

 

Приоритетным направлением в системе образования Российской Федерации является обеспечение доступности образования для всех категорий детей, поэтому в настоящее время в современной школе все чаще открываются адаптивные классы-комплекты.

Организация урока деятельностного типа для детей с умственной отсталостью, обучающихся в классах–комплектах, одна из актуальных проблем в современной школе. Для того, чтобы подготовить урок в адаптивном классе-комплекте учителю необходимо иметь копилку методов и подходов в организации деятельности обучающихся с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Организация урока деятельностного типа для детей с умственной отсталостью в классах - комплектах»

Бондаренко Олеся Александровна,

учитель коррекционных классов

МКОУ «Одесская средняя школа № 1»

Одесского муниципального района

Омской области


Организация урока деятельностного типа для детей с умственной отсталостью в классах - комплектах


Приоритетным направлением в системе образования Российской Федерации является обеспечение доступности образования для всех категорий детей, поэтому в настоящее время в современной школе все чаще открываются адаптивные классы-комплекты.

Организация урока деятельностного типа для детей с умственной отсталостью, обучающихся в классах–комплектах, одна из актуальных проблем в современной школе. Для того, чтобы подготовить урок в адаптивном классе-комплекте учителю необходимо иметь копилку методов и подходов в организации деятельности обучающихся с умственной отсталостью.

Работая над проектированием урока деятельностного типа, учитель должен создавать условия для развития потенциала каждого обучающегося. Урок должен носить концентрический характер, то есть информация должна делиться на малые порции и на каждом следующем этапе дополняться новыми знаниями, которые обязательно закрепляются дополнительными заданиями.

Сложностью в организации деятельности обучающихся на уроке является специфические особенности детей и разновозрастная категория, так как в одном классе - комплекте обучаются дети с 1 по 4 класс. Организация деятельности обучающихся на уроке делится на несколько этапов:

- организационно – подготовительный (мотивация деятельности и актуализация знаний, тема, цель урока);

- основной (повторение, открытие новых знаний и их закрепление, динамическая пауза);

- заключительный (рефлексия учебной деятельности).

Организационно – подготовительный этап урока можно объединить для всех возрастных групп, так как здесь происходит настрой на учебную деятельность, повышение мотивации. На уроках письма и развития речи на данном этапе можно провести минутку чистописания, но для разных возрастов дать разное количество строк. Обычно дети 3 - 4 классов справляются с такими заданиями быстрее, и с ними можно переходить к теме и целям урока, а в это же время учащиеся 1 -2 классов будут заканчивать писать буквы. В то время, когда первоклассники и второклассники справляются с элементами чистописания, учащиеся 3 - 4 классов перейдут к определению темы и постановки цели урока. Для этого подойдут специальные рассказы, картинки, упражнения из учебника. Поставив цели, обучающиеся 3 – 4 классов переходят к освоению новых знаний, выполняя практико-ориентированные задания. Учитель в это время работает с обучающимися 1 - 2 классов по определению темы и постановке целей урока.

На основном этапе урока обучающиеся должны получить новую информацию, закрепить ее и повторить уже имеющуюся. Это самый сложный этап урока и для того, чтобы успешно его организовать, учитель должен иметь большой запас дидактического материала, наглядных пособий. Дети должны менять виды деятельности, работать с учебником, в рабочей тетради, у доски.

На данном этапе урока удобно организовывать групповую деятельность. Группы создаются по возрастному признаку, и каждая группа выполняет задание по своей теме. В конце работу может проверить учитель или один из членов группы, такая деятельность учит детей самооценке и взаимооценке. Чтобы провести контроль новых знаний у всех обучающихся в классе–комплекте, учитель может привлечь детей из старшей группы для проверки знаний: в группе выбрать хорошо читающего ученика и дать ему текст, с которым он познакомит своих одноклассников и проведет опрос по заготовленным вопросам. Учитель в это время уделит внимание обучающимся 1–2 классов, проверив освоение новых знаний. Также для данных детей очень эффективным является закрепление информации в игре.

На основном этапе урока осуществляется самооценка детей и оценка учителем. Учитель оценивает детей по общепринятым правилам – пятибалльной шкале, с одним изменением – критерии оценивания ответов детей данной категории упрощены, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Фантазия детей и учителя понадобится для разработки системы самооценивания учеников, здесь удобно использовать символическую систему, например: + - все верно; ! - 1-2 ошибки; * - 3-4 ошибки; – - более 4-х ошибок. Выполняя задания на уроке, сверяя с образцом, эти символы дети самостоятельно ставят на полях, затем в конце урока учитель вместе с учениками превращает их в отметку. Нужно отметить, что с критериями оценивания дети знакомятся в начале урока.

В основной этап урока обязательно должны быть включены динамические паузы, их может быть от одной до трех или даже четырех, в зависимости от утомляемости детей. Динамические паузы могут быть связаны с темой урока или носить отвлеченный характер. Иногда дети не нуждаются в отдыхе, так как их деятельность на уроке уже предполагает движение, чаще всего такая ситуация создаётся на уроках с использованием игровых технологий.

На заключительном этапе урока должны быть подведены итоги проведенной работы, тут снова возникает сложность разрозненности тем в классах, поэтому лучше проводить итоги отдельно в каждой возрастной группе. На данном этапе можно прибегнуть к такому методу, как опрос по теме урока, спросить каждого ученика, дать ему возможность высказаться. Возникают такие ситуации, что дети затрудняются ответить по теме урока, тогда к ним на помощь приходят учащиеся из другого класса, несмотря на то, что у них была совершенно другая тема. Это является полезным опытом на будущее и хорошим повторением уже пройденного материала.

В конце урока обязательно проводится рефлексия проделанной работы, тут можно всех ребят объединить. Каждый ребенок должен высказаться о том, что он узнал нового, чему научился, что не понял, нужно ли ему дополнительная информация по данной теме. Очень важна и общая атмосфера на уроке: нравится ребенку или нет, комфортно ли он себя чувствовал в своей рабочей группе. Для проведения рефлексии подходят цветовые карточки – индикаторы, с помощью которых ребенок выражает свое отношение к уроку. О значении каждого цвета нужно договориться с детьми заранее, например: красный – все понравилось и получилось; зеленый – были ошибки, нужно еще поработать; синий – мне было некомфортно, я ничего не понял.

Урок деятельностного типа в классах - комплектах для детей с умственной отсталостью представляет собой сложную, но необходимую деятельность учителя и ученика, так как она направлена на формирование базовых учебных действий, необходимых для жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!