СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация урока с позиции здоровьесбережения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны основные параметры здоровьесберегающей деятельности на уроке. 

Просмотр содержимого документа
«Организация урока с позиции здоровьесбережения»

Организация урока с позиции здоровьесбережения

Школу необходимо рассматривать не только как учреждение, которое призвано дать знания, умения, привить культуру, но и как экологическое пространство, в котором формируется физическое и психическое здоровье маленького человека. Так как здоровье является главной жизненной ценностью, формируется и развивается в детстве, одной из главных задач школы является создание здоровьесберегающей школьной среды. Среды, которая будет сохранять, укреплять и развивать здоровье наших детей. Если обобщить результаты обширных научных исследований, проводившихся в этой области, можно выделить следующие основные факторы, негативно влияющие на здоровье детей во время учебного процесса:

  • обездвиженность учащихся;

  • монотонность учебного процесса;

  • эффект закрытых помещений и ограниченных пространств;

  • несоответствующие санитарно-гигиенические условия.

Приступая к осуществлению нелегкой задачи организации здоровьеразвивающей среды образовательному учреждению следует в первую очередь направить свою деятельность на устранение причин ухудшающих здоровье учащихся, а не бороться с их последствиями.

Подход к здоровьесбережению должен быть комплексный и включать це­лый ряд необходимых компонентов:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований к со­стоянию внутришкольной среды и организации учебного про­цесса;

  • проведение физкультурно-оздоровительной работы;

  • соблюдение рационального режима для школьников;

  • организация квалифицированной медицинской и психоло-
    гической помощи школьникам;

  • мониторинг состояния здоровья учащихся;

  • организация работы по формированию ценности здоровья и
    здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.


Анализ данных компонентов дает возможность определить, имеет ли школа условия для организации здоровьесберегающей деятельности, может ли школа в имеющихся условиях обеспечить сохранение и укрепление здоровья школьников.

Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе - важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их наруше­ние отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, вос­питании культуры здоровья (создаются противоречия между словами учителя и реальностью).

Отличительная особенность гигиенических условий, или фак­торов, заключается в том, что они регламентированы СанПиНами. Влияние этих факторов на состояние и здоровье школьников со­ставляет до 30% всех внутришкольных воздействий. Ответственность за контроль над ними, приведение их в соответствие с гиги­еническими нормативами лежит одновременно и на медицинских работниках, и на администрации школы, но приоритет медиков (врачей Госсанэпиднадзора, курирующих данное образовательное учреждение, школьного врача, медицинской сестры) здесь оче­виден. Имея измерительные приборы и методики, они могут не только точно определить необходимые показатели, но и оценить степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье - при со­четании этих факторов. В обязанности педагога входят умение и готовность видеть и определять органолептически (с помощью органов чувств) яв­ные нарушения гигиенических условий проведения урока и по возможности исправлять их — самому или с помощью админи­страции школы, других учителей, медиков. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенических условий способ­ствует улучшению здоровья учащихся на 11% .

Санитарно-гигиеническое состояние школы включает со­блюдение чистоты, регулярное и правильное проведение убо­рок всех помещений, дезинфекции и т.д

Экологические факторы. Требования, касающиеся места размещения школы, окружающей ее территории, зеленых на­саждений и т.д., регламентированы СанПиНами. Но, учиты­вая известное экологическое неблагополучие большей части территории России, рассчитывать на исключение этой группы факторов из числа потенциально патогенных для учащихся не приходится. Конечно, невозможно перенести школу на другую территорию, в более благоприятную экологическую зону, но создать внутри и вокруг школы условия, более благоприятные для пребывания в ней детей и учителей, в силах педагогичес­кого коллектива.

Влияет на психическое, эмоциональное здоровье учащихся правильно сформированная цветовая гамма школьных по­мещений. Психологи, специали­зирующиеся на вопросах воздействия цвета, рекомендуют для школьных помещений гамму цветов — от желтовато-зеленого, через желтый, до оранжевого. Синий и зеленый цвета также подходят для классных комнат, ориентированных на юг, осо­бенно в южных регионах страны.

Удачный подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и су­щественным образом влияет на эмоциональное состояние школь­ников, их самочувствие и работоспособность. И хотя цветовые предпочтения тесно связаны с индивидуальными чертами ха­рактера, существуют общие психологические закономерности влияния цвета на человека. Цвета коротковолнового спектра (си­ний, голубой) действуют успокаивающе, длинноволнового (крас­ный, оранжевый), — наоборот, возбуждающе, а средневолно­вой участок спектра содержит цвета психофизического равно­весия (зеленые, желтые), которые воздействуют на психику положительно, повышают трудоспособность. Белый цвет зна­чительно усиливает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишен эмоционального воздействия. Для классных комнат нельзя рекомендовать какой-то один цвет, например в комна­тах средних и старших школьников надо стремиться создать деловую атмосферу, способствующую сосредоточенной работе. Дети разного возраста предпочитают различные цветовые гам­мы в окраске стен класса: учащиеся младших классов — теп­лые тона (желтый, оранжевый), средних классов — оттенки зе­леного, старшеклассники — холодные тона (серый, голубой).

Учебная деятельность в условиях недостаточ­ной и неправильной освещенности рабочего места приводит к прогрессирующему ухудшению зрения, снижению работоспо­собности, повышению нервно-психического напряжения, утом­ляемости. Изменение интенсивности освещения, неизбежно сказывается на деятельности цен­тральной нервной системы, процессе обмена веществ у школьников. Ученые Калифорнийского университета при­шли к выводу, что в помещении с большими окнами, хорошо освещенном солнцем, учащиеся гораздо лучше запоминают новый материал, проводят математические вычисления, ус­пешнее сдают экзамены. То есть дневной свет стимулирует работу мозга.

Задача учителя — следить, чтобы все светильники в классе были исправлены, и незамедлительно требовать у администрации замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы в рабочем состоянии люминесцентные лампы жужжали, даже слабо.

Расположение классных помещений таково, что дневной свет падает на парты слева. Учитель должен не только вовремя включать искусственное освещение, но и следить за тем, чтобы и при искусственном освещении на рабочие места школьников основной поток света падал слева.

Воздушно-тепловой режим. Температура и другие харак­теристики воздуха в рабочем помещении во многом определя­ют как психофизиологическое состояние человека (ощущение комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления и т.д.), так и риск ухудшения здоровья. Помимо углекислого газа, который выдыхает каждый человек, организм выбрасы­вает в воздух еще более 200 химических соединений. Часть этих «воздушных отходов» гигие­нисты именуют антропотоксинами — человеческими ядами. Они обладают токсическими, аллергизирующими свойствами и раздражающим действием. Поскольку наблюдается рост числа детей с аллер­гиями, внимание к проблемам воздушно-теплового режима в помещениях школы во время проведения занятий должно быть особенно пристальным. В течение урока температура в классе может повышаться на 3-4°, что само по себе ухудшает условия для проведения за­нятий. Резко ухудшается и качество воздуха. Поэтому на каж­дой перемене учителю необходимо интенсивно проветривать классное помещение в отсутствии детей, контролируя темпера­туру воздуха термометром. Критерием полного воздухообмена являются снижение температуры воздуха на 2—3° и его субъек­тивно ощущаемая свежесть. При этом охлаждения учащихся не происходит, так как в первые несколько минут урока темпе­ратура восстанавливается. Следует помнить, что холод­ный воздух вытесняет теплый, поэтому недопустимо откры­вать форточки (фрамуги) в туалетах, так как холодный воздух из них будет вытеснять воздух туалета в рекреации, а затем в классы. К этому же ведет направленная циркуляция холодно­го воздуха через входные двери первого этажа. Происходит не обновление воздуха, а перетекание его с первого этажа на вто­рой, а затем и выше. По этой причине самая неблагоприятная воздушная среда — на верхнем этаже школы. Открытая в коридоре во время урока фрамуга обеспечивает приток свежего воздуха в классное по­мещение и удаление загрязненного воздуха через вытяжку, находящуюся в верхней его части.

Простой способ повышения влажности воздуха, при­менимый и в школе, и дома: положить на батареи мокрые по­лотенца, нижний край которых можно опустить в сосуд с водой, что позволит не менять их часто, например в школе — на каждой перемене. На переменах следует легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности, определяемые показаниями психрометра в зоне дыхания, составляют 30-50% (допустимо 25-60%).

Использование новых технических средств обучения (ТОО), с одной стороны, повышает наглядность обучения и создает ус­ловия для сохранения работоспособности. Но, с другой сторо­ны, ТСО аудиовизуальные, видеоэкранные увеличивают объем информации, получаемой учащимися, по сравнению с обычны­ми уроками. И хотя форма подачи ее более наглядна, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возрос­ший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.

Длительность применения аудиовизуальных средств в учебном процессе



Классы

Длительность просмотра (мин)

диафильмов, диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1-2

7-15

15-20

15

3-4

15-20

15-20

20

5-7

20-25

20-25

20-25

8-11

-

25-30

25-30

В течение недели число уроков с применением ТОО не долж­но превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов — 4-6.

Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:

1 класса-10 мин.

2-5 классов- 15 мин.

6-7 классов- 20

8-9 классов-25 мин.

10-11 классов-30 мин.


За годы преобразований в стране ухудшилось питание зна­чительной части учащихся. Так, в последние годы многие дети не получают горячего, питания, в некоторых регионах — это около 50% детей. Школьники испытывают недостаток кисло­молочных продуктов, рыбы, соков и свежих фруктов, овощей, яиц, мясных продуктов. Часто натуральные продукты заменя­ют консервированными в большей, чем это допустимо, степе­ни. Многие учащиеся недоедают.

Для сохранения здоровья учащимся необходимо соблюдать режим питания. От выделения желу­дочного сока и других пищеварительных ферментов зависит ус­воение пищи, а у детей это во многом связано с привычкой пи­таться в одно и то же время, иначе от организма требуются допол­нительные траты адаптационных ресурсов. Школьникам нужен 4-5-разовый прием пищи с обязательным горячим питанием. На завтрак предпочтительны легкоусваиваемые продукты, на обед — продукты, богатые животными белками, на ужин — рас­тительно-молочные продукты.

В школах не всегда уделяется должное внимание современ­ным принципам правильного питания. В частности, при сочета­нии пищевых продуктов в предлагаемых блюдах работники пи­щеблока и санитарные врачи руководствуются нормами 70-х го­дов прошлого века, тогда как совмещать мясо с картофелем и макаронными изделиями нежелательно. Вредно для процесса пищеварения запивать пищу водой и традиционным компотом, так как происходит разжижение пищеварительного сока, пища хуже и дольше переваривается. Полезнее выпить полстакана жидко­сти (минеральной воды, сока, некрепкого чая), лучше перед едой (за 20-30 мин), а не после нее. В отечественных школах же все получается наоборот. А приготовленные в баках чай и кофе вообще лучше не пить, даже испытывая жажду.

Отдельного внимания заслуживает вопрос витаминопрофилактики учащихся. Специальные исследования показывают понижен­ное содержание витамина «С» — в крови примерно 80% школьни­ков, витамина «А» — примерно 50% школьников, витамина «В1» —примерно 45% школьников и т.д. Поэтому целесообразна искусственная витаминизация рациона питания учащихся, осо­бенно в период с ноября по май, например прием поливитамин­ных препаратов.

В последние годы в рацион общего и лечебного питания на­селения все активнее включаются биологически активные пи­щевые добавки (БАДы) и специальные пищевые комплексы с заданным составом, способствующие повышению функциональ­ных возможностей. При отсутствии возможности организовать полноценное питание следует уделять внимание обеспечению детей прежде всего витаминами, минеральными солями и мик­роэлементами, способными восполнять дефицит жизненно важ­ных пищевых веществ. Рекомендуется прием сиропа шиповни­ка и рябины с включением важнейших микроэлементов и йода (большинство регионов страны эндемично по этому элементу, поэтому необходимо использовать в пищу йодированную соль).

Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет ка­чество употребляемой питьевой воды. На большей части терри­тории РФ без дополнительной очистки воду из-под крана пить не рекомендуется. Валеологами и гигиенистами разработаны раз­личные схемы очистки воды в домашних условиях и в учрежде­ниях (фильтрация, замораживание, отстаивание и т.д.), промыш­ленность предлагает большой выбор фильтров. В пищеблоке шко­лы желательно установить фильтр, подобранный с учетом качества воды именно на данной территории, а детям запретить пить воду из-под крана (при этом следует объяснить, почему это нельзя делать и обеспечить их качественной питьевой водой).

Если класс не проветривается и плохо освещен, то никакие педагогические технологии не помогут сохранить здоровье учащихся.

Необходимым условием создания полноценной школьной среды является наличие оздоровительной инфраструкту­ры (медицинский и зубоврачебный кабинеты, спортивный зал, школьный стадион, тренажерный комплекс, бассейн, кабинет релаксации, фитобар, солярий, ингаляторий, зимний сад). Но, если администрация школы сосредотачивает внимание на инновациях типа фитоба­ра, кабинетов эмоциональной разгрузки, горного воздуха и т.д., но при этом в школе грязно, дети неопрятны, половина туале­тов не работает, то к охране здоровья это не имеет никакого от­ношения. Хотя поддержание чистоты — это задача обслужи­вающего персонала школы, а контроль за выполнением обеспе­чивают администрация школы и медики, каждый учитель обязан в своем классе, а при дежурстве — во всей школе, в столо­вой следить за выполнением основных гигиенических требова­ний.

Двигательная активность школьников

Два_урока физкультуры в неделю не компенсируют дефи­цита физической нагрузки. Для школьников занятия физичес­кими упражнениями должны занимать 8-12 ч в неделю. Даже трех уроков физкультуры явно не хватает для удовлетво­рения биологической потребности растущего организма в дви­жении.

При поступлении детей в школу одним из факторов, препят­ствующих нормальному протеканию адаптации к новым усло­виям, является снижение двигательной активности почти напо­ловину. В деятельности учащихся преобладает статический ком­понент: 80-85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагру­зок: их организм более адаптирован к кратковременным дина­мическим нагрузкам.

Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребен­ку нужна повышенная умственная работоспособность, а необ­ходимость длительное время находиться в статическом поло­жении, снижение двигательной активности, наоборот, приво­дят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспо­собности.

С гиподинамией связывают повышенный риск сердечно-сосу­дистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена ве­ществ, ожирения, расстройств эндокринной системы и опорно-дви­гательного аппарата. При недостаточной физической нагрузке про­грессирует снижение способности эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям, головному мозгу. Для растущего орга­низма это чревато нарушениями развития, снижением интеллек­туальной продуктивности, ухудшением памяти и т.д. Ребенок ста­новится более вялым и раздражительным, эмоционально неустой­чивым, не способным к концентрации усилий — как физических, так и умственных. Это отражается и на показателях физического развития, особенно заметных на уроках физкультуры, в турпохо­дах. Общий уровень здоровья у таких молодых людей заметно ниже, чем у получавших достаточную, гармоничную физическую нагруз­ку. После окончания школы юноши, страдавшие гиподинамией, с трудом адаптируются к армейской службе, имеют ограничения для выбора профессии. У девушек возникают проблемы при родах.

Двигательная активность детей должна быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не при­водить к их переутомлению. Восполнение двигательной актив­ности учащихся в школе происходит, в основном, на уроках физкультуры.

Физическая активность учащихся в школе должна быть орга­низована при взаимодополняющем сочетании двух направле­ний: 1) занятий больших форм — уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время и 2) занятий малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение все­го времени обучения.

Обратим внимание на принцип, которым должны руковод­ствоваться и учитель физкультуры, и администрация образо­вательного учреждения: «Физкультура без освобожденных!» Парадокс: ослабленные, болезненные учащиеся, как раз боль­ше других нуждающиеся в восстановлении и укреплении здо­ровья, в том числе средствами физической культуры, от таких уроков освобождаются, проводя и эти 45 мин без активного дви­жения.

К занятиям малых форм относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физичес­кие упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдель­ных упражнений. За счет занятий малых форм физического вос­питания можно удовлетворять ежемесячную потребность в дви­жениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.

Для занятий малых форм характерны следующие особенности:

  • узкая направленность деятельности: реализуются част­ные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в состоянии занимающегося, хотя и способствующие ему. Это
    задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания в учебный процесс, по некоторой оптимизации динамики те­кущей работоспособности, по профилактике неблагоприят­ного воздействия выполняемой работы на состояние организ­ма и т.д.;

  • незначительная продолжительность: выполнение упражнений нередко длится всего несколько минут;

  • невыраженная дифференцировка структуры: подготови­тельная, основная и заключительная части занятия могут быть кратковременными или практически не обозначенными, особенно тогда, когда упражнения подчинены режиму текущей де­ятельности;

  • невысокий уровень функциональных нагрузок.

Хотя занятия малых форм играют дополнительную роль в системе физического воспитания, они являются важным фак­тором оптимизации функционального состояния организма за­нимающихся, способствуют поддержанию высокого уровня ра­ботоспособности, повышают уровень двигательной активности.

Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5—10 мин не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение — подготовить ребенка к удержанию ра­бочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комп­лексы следует менять 2 раза в месяц.

Подвижные игры проводятся на малых переменах и дина­мической перемене. Последнюю при подходящей погоде луч­ше проводить на пришкольном участке после второго или тре­тьего урока продолжительностью 20-40 мин.

Главное внимание рационально составленному рас­писанию учебных занятий. «Расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей!» — таким должен быть девиз администрации школы.

Физиолого-гигиенические требования к составлению распи­сания уроков в школе определяются динамикой изменения фи­зиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составлен­ном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического ком­понента во время занятий. В качестве одного из возможных спо­собов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу труд­ности предметов (табл. 2, С).

Ухудшение работоспособности у учащихся как младших, так и старших классов может приходиться на разные часы дня. У школьников младших классов на первом уроке работоспособ­ность довольно низкая, так как происходит врабатывание в учеб­ный процесс. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на втором и третьем уроках. С четвертого урока у большинства учащихся начинается снижение работоспособно­сти. Самый низкий уровень физиологических функций и рабо­тоспособности учащихся отмечается на последних уроках.

Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в рас­писание вторыми или третьими уроками, но не первыми и не последними. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд, на­пример физику, математику, иностранный язык, лучше чере­довать их с менее трудными, например с историей, географией. Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возмож­ность переключаться с умственной деятельности на физическую, более эмоциональны, их лучше всего использовать во второй части учебного дня (четвертыми или пятыми), но не в самом кон­це. Утомительность урока определяется не каким-то одним фак­тором (сложностью материала или его эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных фак­торов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмо­циональным состоянием учащихся.




Шкала трудности предметов для младших классов (по И.Г. Сивкову)

Учебный предмет

Количество баллов

Математика, русский язык (длянациональных школ)

11

Иностранный язык

10

Русский (национальный) язык, литература

7

Естествознание (окружающий мир), география

6

Физкультура

5

Труд

4

Рисование

2

Пение

1

Шкала трудности предметов для младших классов (по В.И. Агаркову)

Учебный предмет

Количество баллов

Математика

8

Русский (национальный) язык, литература

7

Природоведение

6

Русская (национальная) литература

5

История

5

Рисование и музыка

4

Труд

2

Физкультура

1































Дневная динамика работоспособности учащихся средних и старших классов носит другой характер. На четвертом уроке наблюдается значительное снижение работоспособности. На пятом уроке, благодаря включению компенсаторных механиз­мов, возможно повышение работоспособности, а к шестому уро­ку она резко падает.

Недельная динамика изменения работоспособности выгля­дит следующим образом. В понедельник происходит врабатывание в учебный процесс, вторник и среда — дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологи­ческих функций. В четверг работоспособность падает, а наибо­лее низок ее уровень в пятницу и субботу.

В течение учебного года динамику умственной работоспо­собности рассматривают по учебным четвертям. Работоспособ­ность, как правило, значительно снижается к концу 2-й четвер­ти, что связывают с естественным снижением функциональных возможностей организма. Отдых во время зимних каникул спо­собствует восстановлению работоспособности учащихся. Но вра-батывание в учебный процесс после новогодних каникул на фоне неблагоприятных средовых факторов зимы приводит к тому, что именно февраль оказывается одним из самых трудных месяцев для учащихся. В 4-й четверти умственная работоспособность школьников снова снижается.

Школьное расписание оценивается положительно, если об­разуется кривая с одним подъемом — в среду и пятницу или во вторник и среду, как в дни самой высокой продуктивности, и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в по­недельник или субботу, а также при неравномерном распреде­лении нагрузок в недельном цикле.

При 5-дневной учебной недели нагрузка учащихся в тече­ние каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6-днев­ной неделе: не должны увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности. В начале она повышается — период врабатывания, затем устанавливается на высоком уровне — период снижения работоспособности и раз­вития утомления (табл. 4).

В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны:

  • неполной компенсации;

  • конечного порыва;

  • прогрессирующего утомления.

Начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, так как продуктивность учебной деятельности в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется давать новый сложный материал, прово­дить контрольные работы и др. В середине учебной недели (втор­ник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и т.д. По окончании периода высокой работоспособнос­ти, т.е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности. В зоне прогрессивного падения работоспо­собности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: происходит истощение организма, что отрицательно сказыва­ется на состоянии здоровья школьников.

Важным компонентом анализа здоровьесберегающей дея­тельности образовательных учреждений является наблюдение за состоянием здоровья учащихся, изучение динамики состояния здоровья в течение года, от класса к классу. Без предварительного мониторинга невозможно определить и направления здоровьесберегающей деятельности образова­тельных учреждений, которые требуют первоначального решения, особого внимания, невозможно выбрать адекватные формы и методы такой работы.

Состояние здоровья, степень напряжения адаптации, уровень мотивации школьников можно оценить с помощью анкет.

Комплексная оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней физического, нервно-психического развития ребенка, функционального состояния органов и систем, наличия или отсутствия хронических заболеваний, врожденных пороков развития.

Данная оценка позволит объединить детей со сходным состоянием в три основные группы здоровья:

  • группа 1-я - дети здоровые;

  • группа 2-я - дети с факторами риска по возникновению патологии функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии менее 3-5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными иными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции;

• группа 3-я - дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации.

Задачу формирования у школьников осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выде­лить как наиболее распространенную и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности школ России.

Подобные программы разрабатываются и реализуются в по­давляющем большинстве школ во всех регионах. Они имеют разную направленность и, как правило, разрабатываются для разных возрастных групп учащихся.

В программы, направленные на формирование осознания ценности здоровья и здорового образа жизни, входят следующие направления работы:

• рациональный режим труда (учебы) и отдыха;

• эффективное, научно обоснованное закаливание;

• полноценное питание

• комплекс психологических и психопрофилактических воздействий;

• учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды;

• вред и польза самолечения; пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;

  • формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании;

  • знание и меры профилактики СПИДа;

•обучение мерам по предупреждению уличного и бытового
травматизма и правилам личной гигиены.

Актуальность новых подходов к профилактике вредных привычек (курения, алкоголизма и наркомании) среди детей и подростков определяется нарастающим распространением этих явлений среди детского населения.

Работа по профилактике вредных привычек может быть эффективной лишь в тех формах, которые интересны и привлекательны для школьников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!