Организация урока с позиции здоровьесбережения
Школу необходимо рассматривать не только как учреждение, которое призвано дать знания, умения, привить культуру, но и как экологическое пространство, в котором формируется физическое и психическое здоровье маленького человека. Так как здоровье является главной жизненной ценностью, формируется и развивается в детстве, одной из главных задач школы является создание здоровьесберегающей школьной среды. Среды, которая будет сохранять, укреплять и развивать здоровье наших детей. Если обобщить результаты обширных научных исследований, проводившихся в этой области, можно выделить следующие основные факторы, негативно влияющие на здоровье детей во время учебного процесса:
обездвиженность учащихся;
монотонность учебного процесса;
эффект закрытых помещений и ограниченных пространств;
несоответствующие санитарно-гигиенические условия.
Приступая к осуществлению нелегкой задачи организации здоровьеразвивающей среды образовательному учреждению следует в первую очередь направить свою деятельность на устранение причин ухудшающих здоровье учащихся, а не бороться с их последствиями.
Подход к здоровьесбережению должен быть комплексный и включать целый ряд необходимых компонентов:
соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;
проведение физкультурно-оздоровительной работы;
соблюдение рационального режима для школьников;
организация квалифицированной медицинской и психоло-
гической помощи школьникам;
мониторинг состояния здоровья учащихся;
организация работы по формированию ценности здоровья и
здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.
Анализ данных компонентов дает возможность определить, имеет ли школа условия для организации здоровьесберегающей деятельности, может ли школа в имеющихся условиях обеспечить сохранение и укрепление здоровья школьников.
Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе - важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитании культуры здоровья (создаются противоречия между словами учителя и реальностью).
Отличительная особенность гигиенических условий, или факторов, заключается в том, что они регламентированы СанПиНами. Влияние этих факторов на состояние и здоровье школьников составляет до 30% всех внутришкольных воздействий. Ответственность за контроль над ними, приведение их в соответствие с гигиеническими нормативами лежит одновременно и на медицинских работниках, и на администрации школы, но приоритет медиков (врачей Госсанэпиднадзора, курирующих данное образовательное учреждение, школьного врача, медицинской сестры) здесь очевиден. Имея измерительные приборы и методики, они могут не только точно определить необходимые показатели, но и оценить степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье - при сочетании этих факторов. В обязанности педагога входят умение и готовность видеть и определять органолептически (с помощью органов чувств) явные нарушения гигиенических условий проведения урока и по возможности исправлять их — самому или с помощью администрации школы, других учителей, медиков. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11% .
Санитарно-гигиеническое состояние школы включает соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборок всех помещений, дезинфекции и т.д
Экологические факторы. Требования, касающиеся места размещения школы, окружающей ее территории, зеленых насаждений и т.д., регламентированы СанПиНами. Но, учитывая известное экологическое неблагополучие большей части территории России, рассчитывать на исключение этой группы факторов из числа потенциально патогенных для учащихся не приходится. Конечно, невозможно перенести школу на другую территорию, в более благоприятную экологическую зону, но создать внутри и вокруг школы условия, более благоприятные для пребывания в ней детей и учителей, в силах педагогического коллектива.
Влияет на психическое, эмоциональное здоровье учащихся правильно сформированная цветовая гамма школьных помещений. Психологи, специализирующиеся на вопросах воздействия цвета, рекомендуют для школьных помещений гамму цветов — от желтовато-зеленого, через желтый, до оранжевого. Синий и зеленый цвета также подходят для классных комнат, ориентированных на юг, особенно в южных регионах страны.
Удачный подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность. И хотя цветовые предпочтения тесно связаны с индивидуальными чертами характера, существуют общие психологические закономерности влияния цвета на человека. Цвета коротковолнового спектра (синий, голубой) действуют успокаивающе, длинноволнового (красный, оранжевый), — наоборот, возбуждающе, а средневолновой участок спектра содержит цвета психофизического равновесия (зеленые, желтые), которые воздействуют на психику положительно, повышают трудоспособность. Белый цвет значительно усиливает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишен эмоционального воздействия. Для классных комнат нельзя рекомендовать какой-то один цвет, например в комнатах средних и старших школьников надо стремиться создать деловую атмосферу, способствующую сосредоточенной работе. Дети разного возраста предпочитают различные цветовые гаммы в окраске стен класса: учащиеся младших классов — теплые тона (желтый, оранжевый), средних классов — оттенки зеленого, старшеклассники — холодные тона (серый, голубой).
Учебная деятельность в условиях недостаточной и неправильной освещенности рабочего места приводит к прогрессирующему ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомляемости. Изменение интенсивности освещения, неизбежно сказывается на деятельности центральной нервной системы, процессе обмена веществ у школьников. Ученые Калифорнийского университета пришли к выводу, что в помещении с большими окнами, хорошо освещенном солнцем, учащиеся гораздо лучше запоминают новый материал, проводят математические вычисления, успешнее сдают экзамены. То есть дневной свет стимулирует работу мозга.
Задача учителя — следить, чтобы все светильники в классе были исправлены, и незамедлительно требовать у администрации замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы в рабочем состоянии люминесцентные лампы жужжали, даже слабо.
Расположение классных помещений таково, что дневной свет падает на парты слева. Учитель должен не только вовремя включать искусственное освещение, но и следить за тем, чтобы и при искусственном освещении на рабочие места школьников основной поток света падал слева.
Воздушно-тепловой режим. Температура и другие характеристики воздуха в рабочем помещении во многом определяют как психофизиологическое состояние человека (ощущение комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления и т.д.), так и риск ухудшения здоровья. Помимо углекислого газа, который выдыхает каждый человек, организм выбрасывает в воздух еще более 200 химических соединений. Часть этих «воздушных отходов» гигиенисты именуют антропотоксинами — человеческими ядами. Они обладают токсическими, аллергизирующими свойствами и раздражающим действием. Поскольку наблюдается рост числа детей с аллергиями, внимание к проблемам воздушно-теплового режима в помещениях школы во время проведения занятий должно быть особенно пристальным. В течение урока температура в классе может повышаться на 3-4°, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий. Резко ухудшается и качество воздуха. Поэтому на каждой перемене учителю необходимо интенсивно проветривать классное помещение в отсутствии детей, контролируя температуру воздуха термометром. Критерием полного воздухообмена являются снижение температуры воздуха на 2—3° и его субъективно ощущаемая свежесть. При этом охлаждения учащихся не происходит, так как в первые несколько минут урока температура восстанавливается. Следует помнить, что холодный воздух вытесняет теплый, поэтому недопустимо открывать форточки (фрамуги) в туалетах, так как холодный воздух из них будет вытеснять воздух туалета в рекреации, а затем в классы. К этому же ведет направленная циркуляция холодного воздуха через входные двери первого этажа. Происходит не обновление воздуха, а перетекание его с первого этажа на второй, а затем и выше. По этой причине самая неблагоприятная воздушная среда — на верхнем этаже школы. Открытая в коридоре во время урока фрамуга обеспечивает приток свежего воздуха в классное помещение и удаление загрязненного воздуха через вытяжку, находящуюся в верхней его части.
Простой способ повышения влажности воздуха, применимый и в школе, и дома: положить на батареи мокрые полотенца, нижний край которых можно опустить в сосуд с водой, что позволит не менять их часто, например в школе — на каждой перемене. На переменах следует легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности, определяемые показаниями психрометра в зоне дыхания, составляют 30-50% (допустимо 25-60%).
Использование новых технических средств обучения (ТОО), с одной стороны, повышает наглядность обучения и создает условия для сохранения работоспособности. Но, с другой стороны, ТСО аудиовизуальные, видеоэкранные увеличивают объем информации, получаемой учащимися, по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подачи ее более наглядна, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.
Длительность применения аудиовизуальных средств в учебном процессе
Классы | Длительность просмотра (мин) |
диафильмов, диапозитивов | кинофильмов | телепередач |
1-2 | 7-15 | 15-20 | 15 |
3-4 | 15-20 | 15-20 | 20 |
5-7 | 20-25 | 20-25 | 20-25 |
8-11 | - | 25-30 | 25-30 |
В течение недели число уроков с применением ТОО не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов — 4-6.
Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:
1 класса-10 мин.
2-5 классов- 15 мин.
6-7 классов- 20
8-9 классов-25 мин.
10-11 классов-30 мин.
За годы преобразований в стране ухудшилось питание значительной части учащихся. Так, в последние годы многие дети не получают горячего, питания, в некоторых регионах — это около 50% детей. Школьники испытывают недостаток кисломолочных продуктов, рыбы, соков и свежих фруктов, овощей, яиц, мясных продуктов. Часто натуральные продукты заменяют консервированными в большей, чем это допустимо, степени. Многие учащиеся недоедают.
Для сохранения здоровья учащимся необходимо соблюдать режим питания. От выделения желудочного сока и других пищеварительных ферментов зависит усвоение пищи, а у детей это во многом связано с привычкой питаться в одно и то же время, иначе от организма требуются дополнительные траты адаптационных ресурсов. Школьникам нужен 4-5-разовый прием пищи с обязательным горячим питанием. На завтрак предпочтительны легкоусваиваемые продукты, на обед — продукты, богатые животными белками, на ужин — растительно-молочные продукты.
В школах не всегда уделяется должное внимание современным принципам правильного питания. В частности, при сочетании пищевых продуктов в предлагаемых блюдах работники пищеблока и санитарные врачи руководствуются нормами 70-х годов прошлого века, тогда как совмещать мясо с картофелем и макаронными изделиями нежелательно. Вредно для процесса пищеварения запивать пищу водой и традиционным компотом, так как происходит разжижение пищеварительного сока, пища хуже и дольше переваривается. Полезнее выпить полстакана жидкости (минеральной воды, сока, некрепкого чая), лучше перед едой (за 20-30 мин), а не после нее. В отечественных школах же все получается наоборот. А приготовленные в баках чай и кофе вообще лучше не пить, даже испытывая жажду.
Отдельного внимания заслуживает вопрос витаминопрофилактики учащихся. Специальные исследования показывают пониженное содержание витамина «С» — в крови примерно 80% школьников, витамина «А» — примерно 50% школьников, витамина «В1» —примерно 45% школьников и т.д. Поэтому целесообразна искусственная витаминизация рациона питания учащихся, особенно в период с ноября по май, например прием поливитаминных препаратов.
В последние годы в рацион общего и лечебного питания населения все активнее включаются биологически активные пищевые добавки (БАДы) и специальные пищевые комплексы с заданным составом, способствующие повышению функциональных возможностей. При отсутствии возможности организовать полноценное питание следует уделять внимание обеспечению детей прежде всего витаминами, минеральными солями и микроэлементами, способными восполнять дефицит жизненно важных пищевых веществ. Рекомендуется прием сиропа шиповника и рябины с включением важнейших микроэлементов и йода (большинство регионов страны эндемично по этому элементу, поэтому необходимо использовать в пищу йодированную соль).
Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет качество употребляемой питьевой воды. На большей части территории РФ без дополнительной очистки воду из-под крана пить не рекомендуется. Валеологами и гигиенистами разработаны различные схемы очистки воды в домашних условиях и в учреждениях (фильтрация, замораживание, отстаивание и т.д.), промышленность предлагает большой выбор фильтров. В пищеблоке школы желательно установить фильтр, подобранный с учетом качества воды именно на данной территории, а детям запретить пить воду из-под крана (при этом следует объяснить, почему это нельзя делать и обеспечить их качественной питьевой водой).
Если класс не проветривается и плохо освещен, то никакие педагогические технологии не помогут сохранить здоровье учащихся.
Необходимым условием создания полноценной школьной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры (медицинский и зубоврачебный кабинеты, спортивный зал, школьный стадион, тренажерный комплекс, бассейн, кабинет релаксации, фитобар, солярий, ингаляторий, зимний сад). Но, если администрация школы сосредотачивает внимание на инновациях типа фитобара, кабинетов эмоциональной разгрузки, горного воздуха и т.д., но при этом в школе грязно, дети неопрятны, половина туалетов не работает, то к охране здоровья это не имеет никакого отношения. Хотя поддержание чистоты — это задача обслуживающего персонала школы, а контроль за выполнением обеспечивают администрация школы и медики, каждый учитель обязан в своем классе, а при дежурстве — во всей школе, в столовой следить за выполнением основных гигиенических требований.
Двигательная активность школьников
Два_урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физическими упражнениями должны занимать 8-12 ч в неделю. Даже трех уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении.
При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статический компонент: 80-85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.
Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребенку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.
С гиподинамией связывают повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройств эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. При недостаточной физической нагрузке прогрессирует снижение способности эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям, головному мозгу. Для растущего организма это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т.д. Ребенок становится более вялым и раздражительным, эмоционально неустойчивым, не способным к концентрации усилий — как физических, так и умственных. Это отражается и на показателях физического развития, особенно заметных на уроках физкультуры, в турпоходах. Общий уровень здоровья у таких молодых людей заметно ниже, чем у получавших достаточную, гармоничную физическую нагрузку. После окончания школы юноши, страдавшие гиподинамией, с трудом адаптируются к армейской службе, имеют ограничения для выбора профессии. У девушек возникают проблемы при родах.
Двигательная активность детей должна быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить к их переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит, в основном, на уроках физкультуры.
Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений: 1) занятий больших форм — уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время и 2) занятий малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
Обратим внимание на принцип, которым должны руководствоваться и учитель физкультуры, и администрация образовательного учреждения: «Физкультура без освобожденных!» Парадокс: ослабленные, болезненные учащиеся, как раз больше других нуждающиеся в восстановлении и укреплении здоровья, в том числе средствами физической культуры, от таких уроков освобождаются, проводя и эти 45 мин без активного движения.
К занятиям малых форм относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений. За счет занятий малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.
Для занятий малых форм характерны следующие особенности:
узкая направленность деятельности: реализуются частные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в состоянии занимающегося, хотя и способствующие ему. Это
задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания в учебный процесс, по некоторой оптимизации динамики текущей работоспособности, по профилактике неблагоприятного воздействия выполняемой работы на состояние организма и т.д.;
незначительная продолжительность: выполнение упражнений нередко длится всего несколько минут;
невыраженная дифференцировка структуры: подготовительная, основная и заключительная части занятия могут быть кратковременными или практически не обозначенными, особенно тогда, когда упражнения подчинены режиму текущей деятельности;
Хотя занятия малых форм играют дополнительную роль в системе физического воспитания, они являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма занимающихся, способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности.
Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5—10 мин не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение — подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
Подвижные игры проводятся на малых переменах и динамической перемене. Последнюю при подходящей погоде лучше проводить на пришкольном участке после второго или третьего урока продолжительностью 20-40 мин.
Главное внимание — рационально составленному расписанию учебных занятий. «Расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей!» — таким должен быть девиз администрации школы.
Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонента во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (табл. 2, С).
Ухудшение работоспособности у учащихся как младших, так и старших классов может приходиться на разные часы дня. У школьников младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит врабатывание в учебный процесс. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на втором и третьем уроках. С четвертого урока у большинства учащихся начинается снижение работоспособности. Самый низкий уровень физиологических функций и работоспособности учащихся отмечается на последних уроках.
Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими уроками, но не первыми и не последними. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд, например физику, математику, иностранный язык, лучше чередовать их с менее трудными, например с историей, географией. Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключаться с умственной деятельности на физическую, более эмоциональны, их лучше всего использовать во второй части учебного дня (четвертыми или пятыми), но не в самом конце. Утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или его эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.
Шкала трудности предметов для младших классов (по И.Г. Сивкову)
Учебный предмет | Количество баллов |
Математика, русский язык (длянациональных школ) | 11 |
Иностранный язык | 10 |
Русский (национальный) язык, литература | 7 |
Естествознание (окружающий мир), география | 6 |
Физкультура | 5 |
Труд | 4 |
Рисование | 2 |
Пение | 1 |
Шкала трудности предметов для младших классов (по В.И. Агаркову) |
Учебный предмет | Количество баллов |
Математика | 8 |
Русский (национальный) язык, литература | 7 |
Природоведение | 6 |
Русская (национальная) литература | 5 |
История | 5 |
Рисование и музыка | 4 |
Труд | 2 |
Физкультура | 1 |
Дневная динамика работоспособности учащихся средних и старших классов носит другой характер. На четвертом уроке наблюдается значительное снижение работоспособности. На пятом уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение работоспособности, а к шестому уроку она резко падает.
Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит врабатывание в учебный процесс, вторник и среда — дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок ее уровень в пятницу и субботу.
В течение учебного года динамику умственной работоспособности рассматривают по учебным четвертям. Работоспособность, как правило, значительно снижается к концу 2-й четверти, что связывают с естественным снижением функциональных возможностей организма. Отдых во время зимних каникул способствует восстановлению работоспособности учащихся. Но вра-батывание в учебный процесс после новогодних каникул на фоне неблагоприятных средовых факторов зимы приводит к тому, что именно февраль оказывается одним из самых трудных месяцев для учащихся. В 4-й четверти умственная работоспособность школьников снова снижается.
Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом — в среду и пятницу или во вторник и среду, как в дни самой высокой продуктивности, и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле.
При 5-дневной учебной недели нагрузка учащихся в течение каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6-дневной неделе: не должны увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности. В начале она повышается — период врабатывания, затем устанавливается на высоком уровне — период снижения работоспособности и развития утомления (табл. 4).
В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны:
Начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, так как продуктивность учебной деятельности в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется давать новый сложный материал, проводить контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и т.д. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: происходит истощение организма, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников.
Важным компонентом анализа здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений является наблюдение за состоянием здоровья учащихся, изучение динамики состояния здоровья в течение года, от класса к классу. Без предварительного мониторинга невозможно определить и направления здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, которые требуют первоначального решения, особого внимания, невозможно выбрать адекватные формы и методы такой работы.
Состояние здоровья, степень напряжения адаптации, уровень мотивации школьников можно оценить с помощью анкет.
Комплексная оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней физического, нервно-психического развития ребенка, функционального состояния органов и систем, наличия или отсутствия хронических заболеваний, врожденных пороков развития.
Данная оценка позволит объединить детей со сходным состоянием в три основные группы здоровья:
группа 1-я - дети здоровые;
группа 2-я - дети с факторами риска по возникновению патологии функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии менее 3-5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными иными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции;
• группа 3-я - дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации.
Задачу формирования у школьников осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее распространенную и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности школ России.
Подобные программы разрабатываются и реализуются в подавляющем большинстве школ во всех регионах. Они имеют разную направленность и, как правило, разрабатываются для разных возрастных групп учащихся.
В программы, направленные на формирование осознания ценности здоровья и здорового образа жизни, входят следующие направления работы:
• рациональный режим труда (учебы) и отдыха;
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/15/s_5c3dd378c1426/1053841_2.png)
• эффективное, научно обоснованное закаливание;
• полноценное питание
• комплекс психологических и психопрофилактических воздействий;
• учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды;
• вред и польза самолечения; пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;
•обучение мерам по предупреждению уличного и бытового
травматизма и правилам личной гигиены.
Актуальность новых подходов к профилактике вредных привычек (курения, алкоголизма и наркомании) среди детей и подростков определяется нарастающим распространением этих явлений среди детского населения.
Работа по профилактике вредных привычек может быть эффективной лишь в тех формах, которые интересны и привлекательны для школьников.