СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суперфизкультминутка

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о сохранении здоровья детей при всё увеличивающихся школьных нагрузках волнует педагогическое сообщество не одно десятилетие. Волнует потому, что здоровье детей ухудшается с каждым следующим поколением, и немаловажную роль в этом играет школа, в которой современный ребенок проводит от 50 до 70 процентов своего времени. Мониторинг, проведенный НИИ пе­диатрии, показывает, что уже на дошкольном этапе численность прак­тически здоровых детей не превыша­ет 10%, а 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы по состоянию здоровья к обучению в школе. Наблюдается не­уклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в 1-й класс, и возрастание числа тех, кто страдает хронической либо функциональной патологией. За период обучения в на­чальной школе прослеживается про­грессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся: часть функцио­нальных расстройств переходит в стойкую хроническую патологию; возрастает заболеваемость органов зрения, опорно-двигательного аппа­рата, органов пищеварения; увеличи­вается число нервно-психических расстройств. Среднее и старшее звено показывает рост хронических заболеваний у школьников.  Как же с этим бороться? Совместимы ли понятия «школа» и «здоровье»?

При анализе уроков с позиций здоровьесбережения в последнее десятилетие выдвигается требование к проведению физминуток как средству разрядки.

Требования к организации и проведению физкультминуток.

1. Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления: 8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала.

2. Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами.

3. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении.

4. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.

5. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.

6. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.

7. В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов /мячи, скакалки/.

8. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах и т.д.

Учитель должен:

1. Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.

2. Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.

3. Знать основы терминологии физических упражнений.

Существуют специально разработанные комплексы упражнений для выполнения в начальной, средней и старшей школе. На практике же мы видим, что активно проводятся физминутки с младшими школьниками. В среднем звене они используются лишь эпизодически, а старшеклассников трудно представить себе весело прыгающими под музыку. Кроме того, любому учителю жаль потраченного времени, так как оно не помогает в изучении материала.

ФГОС нового  поколения не вносит никаких новых требований к здоровьесбережению на уроке. Однако само понятие – деятельностный подход – позволяет нам по-новому взглянуть на физминутку на уроке. Во-первых, надо понимать, что в здоровьесбережении выделяются разные понятия двигательной активности на уроке:

1.      физминутка;

2.      динамическая пауза;

3.      смена динамических поз.

Физминутка – специально разработанный комплекс упражнений; (см. приложение 1). Однако ежедневное ежеурочное повторение подобных комплексов скорее вызовет отторжение и скуку учащихся, чем принесет пользу. Поэтому следует использовать и другие виды разминок.

Динамические паузы – любые движения в качестве смены вида деятельности и введения двигательной активности на уроке. Довольно активно начальная школа использует различные стихотворные физминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз с использованием презентаций, прыжки под музыку, ходьбу и бег на месте, аутотренинги-релаксации.

 Смена динамических поз – изменение положения тела в пространстве во время урока. На этом приеме основаны, например, разноуровневые парты в системе доктора Базарного. Или пришедшие из театральной педагогики смены мизансцен урока. (О презентациях)

 Во-вторых, необходимо разобраться, каким образом двигательная активность на уроке может работать и в деятельностном аспекте, и в аспекте здоровьесбережения на уроке.

Ребёнок рождается с естественным, генетически предопределённым же­ланием познать мир. Однако это желание крайне редко проявляется в ситуации традиционного обучения, когда мы хотим чему-то научить ре­бёнка, передать ему те знания, кото­рые считаем необходимыми (но, как показывает практика, необходимы они в лучшем случае для дальнейше­го обучения, но никак не для жизни). В процессе такого научения мы чаще всего сталкиваемся с противобор­ством, так как ребёнок не вовлекает­ся в собственный творческий поиск, в открытие новых для него знаний, а вынужден усваивать ту информа­цию, которая в данный период жизни ему совершенно неинтересна.

Наивно полагать, что обучение де­тей начинается с момента прихода их в школу. Ребёнок уже обладает опре­делённым багажом знаний и умений, который целесообразно актуализиро­вать и на который следует опираться в процессе дальнейшего образования. Но, к сожалению, этот уникальный опыт не учитывается в традиционном образовательном процессе.

В условиях обучения в школе от ученика требуется соблюдение дис­циплины; как следствие, происходит подавление двигательной активности ребёнка. В существующей традици­онной практике ей отводится лишь 10-18% общего бюджета времениОднако одним из главных способов познания мира для ребёнка является движение, которое в условиях клас­сно-урочной системы организации учебной деятельности практически блокируется. Ограничение физиче­ской и психической активности, не­подвижное сидение за партой во вре­мя урока выступают мощнейшими факторами ухудшения здоровья.

А как же недостаток времени на прохождение программы? Тогда не логично ли предположить, что двигательная активность на уроке должна быть и может быть совмещена с активностью учебной? И именно так, в действии, ребенок будет ставить перед собой цель и добиваться ее. Мысль, как оказалось, не нова. Она прекрасно укладывается в понятие игровая технология на уроке. Игра – естественное состояние ребенка, это действие, которое активизирует естественный процесс научения, социализации, адаптации к окружающим условиям. Игра может превосходно совместиться с понятием «физминутка на уроке».