СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация виртуального наставничества как ресурса совершенствования профессиональных компетенций начинающих педагогов СПО

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виртуальное наставничество становится ключевым инструментом в подготовке начинающих педагогов среднего профессионального образования в условиях цифровизации. Метод включает использование цифровых технологий, таких как видеоконференции и электронная почта, для обмена опытом и знаниями. В рамках данной статьи рассматриваются аспекты, которые способствуют персонализированному обучению. Приводится пример реализации корпоративного наставничества в Краснодарском педагогическом колледже, где отмечается роль виртуального наставничества в адаптации педагогов к современным требованиям образовательного процесса. Обсуждаются различные форматы взаимодействия, которые могут быть внедрены в образовательных учреждениях различных уровней. Такой подход способствует повышению профессиональной компетенции начинающих специалистов и улучшению качества образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Организация виртуального наставничества как ресурса совершенствования профессиональных компетенций начинающих педагогов СПО»

Организация виртуального наставничества
как ресурса совершенствования профессиональных компетенций начинающих педагогов СПО

Н.А. Плутова

Краснодарский педагогический колледж, Краснодар, Россия, [email protected]

Аннотация

Виртуальное наставничество становится ключевым инструментом в подготовке начинающих педагогов среднего профессионального образования в условиях цифровизации. Метод включает использование цифровых технологий, таких как видеоконференции и электронная почта, для обмена опытом и знаниями. В рамках данной статьи рассматриваются аспекты, которые способствуют персонализированному обучению. Приводится пример реализации корпоративного наставничества в Краснодарском педагогическом колледже, где отмечается роль виртуального наставничества в адаптации педагогов к современным требованиям образовательного процесса. Обсуждаются различные форматы взаимодействия, которые могут быть внедрены в образовательных учреждениях различных уровней. Такой подход способствует повышению профессиональной компетенции начинающих специалистов и улучшению качества образовательного процесса.


Ключевые слова

Виртуальное наставничество, корпоративное наставничество, молодой специалист, наставник, наставляемый, цифровизация, СДО Moodle


Информация об авторах

Плутова Наталья Александровна – преподаватель Краснодарского педагогического колледжа


В условиях стремительной цифровизации и глобальных изменений в образовательной среде, организация виртуального наставничества становится важным инструментом для повышения профессиональных компетенций начинающих педагогов среднего профессионального образования (СПО). Виртуальное наставничество представляет собой систему поддержки и обучения, которая использует современные цифровые технологии для создания эффективного взаимодействия между опытными специалистами и начинающими педагогами. Это взаимодействие осуществляется через различные платформы, такие как видеоконференции, электронная почта, мессенджеры и специализированные образовательные ресурсы, что позволяет преодолевать географические и временные барьеры.

Разработка структуры платформы осуществлялась научно-методическим отделом колледжа, в соответствии с реализуемыми видами деятельности. Курс «Виртуальный наставник» был определен в Раздел «Методическое сопровождение» Организация работы в СДО Moodle включает в себя регистрацию наставников и наставляемых, а также наполнение материалами курса.


Рис. 1 Разделы СДО ГБПОУ КК КПК


Структура и содержание курса «Виртуальный наставник» было определено на основании проведенного анкетирования и опроса педагогического состава.

Рабочей группой были выделены основные содержательные разделы, которые определяют ежедневную деятельность педагога. Каждый раздел наполнен методическими и дидактическими материалами в соответствии с заявленным содержанием.

На основании проведенного исследования было выявлено, что преподаватели колледжа достаточно часто применяют в своей профессиональной деятельности нормативные документы, то первым в нашем курсе стал именно такой раздел, как «Нормативная документация». В этом разделе представлены используемые в колледже нормативные документы, актуальные на сегодняшний день: приказы, решения педагогических советов, правила, регламентирующие деятельность педагогов, инструкции (в том числе должностные), рекомендации по оформлению текущей документации. Педагогам не нужно отдельно искать эти документы они размещены в одном месте, и по мере изменения и/или обновления добавляются или заменяются.

Рис. 2 Содержание раздела «Нормативная документация»


Работа педагога в сфере среднего профессионального образования включает многостороннюю деятельность, направленную на организацию и реализацию качественного учебного процесса Учебная документация выполняет множество функций: она не только служит инструментом планирования и контроля, но и способствует систематизации знаний, формированию у студентов необходимых компетенций и навыков. Понимание значимости учебной документации позволяет педагогу более осознанно подходить к ее разработке и использованию.

В разделе «Учебная документация» размешены шаблоны рабочих программ, календарно-тематического планирования, фонда оценочных средств, ведомостей для подготовки и проведения промежуточной аттестации. Дополнительно размещены примерные программы и материалы по реализации программы «Внедрение» и «Ядро СПО».

Рис. 3 Содержание раздела «Учебная документация»


В разделе «ФГОС» размещены ФГОСы для специальностей СПО, реализуемых в колледже, а также ФГОС СОО для реализации программ по общеобразовательным дисциплинам. Дополнительно в этом разделе находятся ФГОСы (ФГОС НОО и ФГОС ДО) для педагогов, реализующих спец. дисциплины и профессиональные модули.


Рис. 4 Содержание раздела «ФГОС»


Педагогический обмен представляет собой процесс, в рамках которого педагоги делятся своими методами, подходами и успешными практиками, что позволяет им не только обогащать собственный опыт, но и внедрять новые идеи в свою работу. Важность этого процесса трудно переоценить, так как он способствует созданию сообщества профессионалов, готовых поддерживать друг друга, обмениваться знаниями и находить решения для общих проблем. В условиях, когда образовательные стандарты и требования к качеству обучения постоянно меняются, обмен педагогическим опытом становится необходимым условием для адаптации и успешной работы в новых условиях. В разделе «Эффективный урок» находятся методические и дидактические материалы, обеспечивающие современные подходы в образовании (при помощи презентаций и сопутствующего теоретического материала описаны технологии системно-деятельностного и компетентностного подходов), правила построения современного урока (моделирование занятий различного типа в соответствии.

Рис. 5 Содержание раздела «Эффективный урок»


Самообразование педагогов не только способствует их личностному и профессиональному росту, но и напрямую влияет на качество образовательного процесса. В условиях глобализации и интеграции образовательных систем, педагоги должны быть готовы к изменениям, которые требуют от них гибкости, креативности и способности к саморазвитию. Важно отметить, что самообразование не ограничивается лишь изучением новых методик преподавания, но охватывает широкий спектр знаний, включая психологию, социологию, информационные технологии и другие дисциплины, которые помогают педагогам лучше понимать своих студентов и адаптировать образовательный процесс под их потребности. Раздел «Педагогический инструментарий» содержит анализ учебного урока, перечень учебной документации преподавателя, а также кейс тренажёры, которые раскрывают алгоритм решения ситуаций с применением системы наставничества, в них показаны ситуации с вариантами возможных, но не исчерпывающих решений. Эти кейсы основаны на реальных педагогических затруднениях, представляют описание проблемных вопросов работы современных педагогов и включают в себя ситуации, продемонстрированные в некоторых кинофильмах.

Рис. 6 Содержание раздела «Педагогический инструментарий»


Аттестация педагогических работников колледжа представляет собой важный процесс оценки квалификации и уровня профессионализма специалистов в образовательной сфере. Данная процедура востребована для обеспечения высоких стандартов образования, повышения качества образовательных услуг и подтверждения соответствия педагогов занимаемым должностям. В соответствии с Порядком аттестации, утвержденным Министерством просвещения РФ, аттестация касается всех педагогических работников, что делает ее ключевым элементом в системе повышения квалификации. Раздел «Аттестация педагогических работников» содержит актуальную информацию о процедуре аттестации педагогических работников, инструкцию для педагогического работника, подающего заявление о проведении аттестации, Измерительные материалы для оценки профессиональной деятельности педагогических работников при проведении аттестации в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) по должности «преподаватель» и формы для заполнения.

Рис. 7 Содержание раздела «Аттестация педагогических кадров"


Одним из средств, позволяющих решить совокупность задач, поставленных обществом и временем перед образованием, является внеаудиторная деятельность студентов как неотъемлемый компонент системы профессионального образования.

Организация внеаудиторных учебных мероприятий со студентами нашего колледжа – это комплексная деятельность, направленная на подготовку специалиста, активизацию творческих навыков студентов, воспитание социальных качеств, развитие научно-исследовательской работы. Внеаудиторные мероприятия развивают индивидуальные способности студентов, помогают повысить качество подготовки специалиста.

В разделе «Внеаудиторная деятельность» размещен материал по организации внеаудиторной деятельности со студентами, куда входят шаблоны необходимой документации для ведения данного вида деятельности, а также задание для преподавателей «Анализ внеаудиторной деятельности», куда они прикрепляют материалы по результатам проведения занятий кружка, мастерской, лаборатории с фото- и видеоматериалами.

Рис. 8 Содержание раздела «Внеаудиторная деятельность»


Заведование кабинетом представляет собой важную дополнительную функцию для педагогов, которая в большей степени включает в себя ответственность за организацию и управление учебным пространством. Педагог в ГБПОУ КК КПК, берущий на себя эту роль, не только планирует работу кабинета, но и организует методическую деятельность, а также обеспечивает сохранность и актуализацию учебных материалов. В условиях постоянных изменений в системе образования, связанных с внедрением новых технологий, методик и подходов к обучению, важно осознать, как именно управление учебным пространством может способствовать улучшению образовательных результатов.

Рис. 9 Содержание раздела «Заведование кабинетом»


Заведование кабинетом не только включает в себя организацию и управление учебными материалами, но и предполагает активное участие в методической деятельности, что открывает новые горизонты для профессионального роста педагогов.

Раздел «Заведование кабинетом» содержит функциональные обязанности заведующего кабинетом, шаблон плана работы кабинета, методические рекомендации по составлению и оформлению паспорта кабинета, а также задание для преподавателей «Анализ деятельности кабинета» куда они прикрепляют материалы по результатам проведенных на базе кабинета мероприятиям.

Важность практико-ориентированной проектной деятельности в образовании невозможно переоценить, так как она способствует формированию у студентов навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Этот подход позволяет студентам не только усваивать теоретические знания, но и применять их в реальных ситуациях, что значительно повышает уровень их вовлеченности и мотивации.

Раздел «Проектная деятельность» содержит материалы по ведению проектной деятельности в колледже, такие как Методические рекомендации по организации проектного обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, Положение об индивидуальном проекте в ГБПОУ КК КПК, шаблоны по оформлению проектной документации для студентов, критерии оценивания проекта и т.д.


Рис. 10 Содержание раздела «Проектная деятельность»


Раздел «Библиотека курса» содержит информационное обеспечение наставнической деятельности научно-учебной, методической и справочной литературой. Контент постоянно обновляется с учетом пожеланий и рекомендаций наставников и наставляемых. Каждый педагог может прислать свое мнение.

Рис. 11 Содержание раздела «Библиотека курса»


Форум «Вопрос-Ответ» позволяет общаться на разные темы, как «наставник-наставляемый», так и в модели «наставник-наставник», а также «наставляемый-наставляемый». Участники могут делится интересными материалами и обсуждать важные темы. Для наставляемых форум – это:

    • место, где можно быть полезным, поделиться своими знаниями и опытом;

    • способ получить помощь, задать вопрос и получить развернутый ответ на него от наставника;

    • способ найти единомышленников, коллег, «братьев по несчастью»;

    • место получения помощи.

Рис. 12 Содержание форума «Вопрос-Ответ»


Раздел «Школа профессионального роста» (далее - ШПР) состоит из материалов, представленных на занятиях ШПР.


Рис. 13 Содержание раздела «Школа профессионального роста»


Считаем, что представленное наполнение разделов полностью удовлетворяет все запросы педагогических работников ГБПОУ КК КПК в соответствии с проведенным в колледже опросом, который и выявил профессиональные дефициты.

На сегодняшний день в колледже работают 76 преподавателей, из числа которых определены 16 наставников за 17 молодыми специалистами со стажем работы до 3 лет, однако на курс «Виртуальный наставник» в нашем колледже подписаны все преподаватели, чтобы иметь доступ к актуальной и своевременной информации.

Наполнение методическими и дидактическими материалами указанных разделов осуществляется с 15.01.2022, а обновление материалов будет осуществляться постоянно в системе все последующие годы, в соответствии с изменениями в обучении и обновлением нормативно-правовой базы.

Доступ к ресурсу возможен после регистрации в ЭОС ГБПОУ КК КПК и записи на данный курс.

Качество содержания представленных материалов отслеживает «Рабочая группа педагогов», закрепленная за разделом. Администратором ресурса выступает заместитель директора по научно-методической работе.

В мире цифрового наставничества персонализация контента является ключевым фактором для достижения максимальной эффективности. "Виртуальный наставник" должен быть способен адаптироваться к индивидуальным потребностям каждого обучающегося, предлагая персонализированный опыт обучения.


Список использованных источников


  1. Бабинчук Н.В. Модель наставничества «1 + 1 = 3, или Творческая синергия» // Учитель Алтая. 2021. № 4(9). С. 28-32.

  2. Ганаева Е.А., Масловская С.В., Муратова А.А. Наставничество как ресурс профессионального развития педагога // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 5(228). С. 91-98. https://doi.org/10.25198/1814-6457-228-91

  3. Гафнер Ю.А. Опыт реализации целевой модели наставничества в форме «преподаватель -преподаватель» // Академический вестник. 2022. № 2(56). С. 71-74.

  4. Забгаева Т.В. Формирование и развитие системы наставничества в СПО // Академический вестник. 2022. № 2(56). С. 48-51.

  5. Колодочка Л.П., Соломенко О.Н.. Разработка системы наставничества в профессиональной образовательной организации СПО в рамках реализации программы дуального обучения: метод. рекомендации – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2021. – 32 с.

  6. Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70428476/ (дата обращения 10.09.2024).

  7. Методические рекомендации «Реализация программы наставничества в профессиональных образовательных организациях» (для педагогических работников, ответственных за реализацию мероприятий по наставничеству в профессиональных образовательных организациях города Севастополя). – Севастополь: ГАОУ ПО ИРО, 2021. – 38 с.

  8. Патутина Н.А., Ревина М.А. Модель управления наставничеством в педагогическом коллективе: теоретическое обоснование // Вестник евразийской науки. 2021. Т. 13, № 5. URL: https:// esj.today/PDF/40ECVN521.pdf.

  9. Пахневская О.Г., Романченко М.К. Наставничество: опыт применения в среднем профессиональном образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3(39). С. 156-160.

  10. Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися») // КонсультантПлюс URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347071/ (дата обращения 10.09.2024).

  11. Руденко И.В., Саркисова И.В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов // Научный вектор Балкан. 2021. Т. 5, № 2(12). С. 15-20. https://doi.org/10.34671/SCH.SVB.2021.0502.0003

  12. Смирнов И.А., Воробьева А.А. Вариативные модели наставничества в образовательной организации // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2022. № 2. С. 11-16.

  13. Фролова С.В., Базарнова Н.Д. Наставничество и менторинг: анализ понятий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 213-216.

  14. Чеглакова А.Л., Титова Е.А. Влияние наставничества на адаптацию молодых педагогов // Образование в Кировской области. 2022. № 2(62). С. 58-64.