Организация виртуального наставничества
как ресурса совершенствования профессиональных компетенций начинающих педагогов СПО
Н.А. Плутова
Краснодарский педагогический колледж, Краснодар, Россия, [email protected]
Аннотация
Виртуальное наставничество становится ключевым инструментом в подготовке начинающих педагогов среднего профессионального образования в условиях цифровизации. Метод включает использование цифровых технологий, таких как видеоконференции и электронная почта, для обмена опытом и знаниями. В рамках данной статьи рассматриваются аспекты, которые способствуют персонализированному обучению. Приводится пример реализации корпоративного наставничества в Краснодарском педагогическом колледже, где отмечается роль виртуального наставничества в адаптации педагогов к современным требованиям образовательного процесса. Обсуждаются различные форматы взаимодействия, которые могут быть внедрены в образовательных учреждениях различных уровней. Такой подход способствует повышению профессиональной компетенции начинающих специалистов и улучшению качества образовательного процесса.
Ключевые слова
Виртуальное наставничество, корпоративное наставничество, молодой специалист, наставник, наставляемый, цифровизация, СДО Moodle
Информация об авторах
Плутова Наталья Александровна – преподаватель Краснодарского педагогического колледжа
В условиях стремительной цифровизации и глобальных изменений в образовательной среде, организация виртуального наставничества становится важным инструментом для повышения профессиональных компетенций начинающих педагогов среднего профессионального образования (СПО). Виртуальное наставничество представляет собой систему поддержки и обучения, которая использует современные цифровые технологии для создания эффективного взаимодействия между опытными специалистами и начинающими педагогами. Это взаимодействие осуществляется через различные платформы, такие как видеоконференции, электронная почта, мессенджеры и специализированные образовательные ресурсы, что позволяет преодолевать географические и временные барьеры.
Разработка структуры платформы осуществлялась научно-методическим отделом колледжа, в соответствии с реализуемыми видами деятельности. Курс «Виртуальный наставник» был определен в Раздел «Методическое сопровождение» Организация работы в СДО Moodle включает в себя регистрацию наставников и наставляемых, а также наполнение материалами курса.
Рис. 1 Разделы СДО ГБПОУ КК КПК
Структура и содержание курса «Виртуальный наставник» было определено на основании проведенного анкетирования и опроса педагогического состава.
Рабочей группой были выделены основные содержательные разделы, которые определяют ежедневную деятельность педагога. Каждый раздел наполнен методическими и дидактическими материалами в соответствии с заявленным содержанием.
На основании проведенного исследования было выявлено, что преподаватели колледжа достаточно часто применяют в своей профессиональной деятельности нормативные документы, то первым в нашем курсе стал именно такой раздел, как «Нормативная документация». В этом разделе представлены используемые в колледже нормативные документы, актуальные на сегодняшний день: приказы, решения педагогических советов, правила, регламентирующие деятельность педагогов, инструкции (в том числе должностные), рекомендации по оформлению текущей документации. Педагогам не нужно отдельно искать эти документы они размещены в одном месте, и по мере изменения и/или обновления добавляются или заменяются.
Рис. 2 Содержание раздела «Нормативная документация»
Работа педагога в сфере среднего профессионального образования включает многостороннюю деятельность, направленную на организацию и реализацию качественного учебного процесса Учебная документация выполняет множество функций: она не только служит инструментом планирования и контроля, но и способствует систематизации знаний, формированию у студентов необходимых компетенций и навыков. Понимание значимости учебной документации позволяет педагогу более осознанно подходить к ее разработке и использованию.
В разделе «Учебная документация» размешены шаблоны рабочих программ, календарно-тематического планирования, фонда оценочных средств, ведомостей для подготовки и проведения промежуточной аттестации. Дополнительно размещены примерные программы и материалы по реализации программы «Внедрение» и «Ядро СПО».
Рис. 3 Содержание раздела «Учебная документация»
В разделе «ФГОС» размещены ФГОСы для специальностей СПО, реализуемых в колледже, а также ФГОС СОО для реализации программ по общеобразовательным дисциплинам. Дополнительно в этом разделе находятся ФГОСы (ФГОС НОО и ФГОС ДО) для педагогов, реализующих спец. дисциплины и профессиональные модули.
Рис. 4 Содержание раздела «ФГОС»
Педагогический обмен представляет собой процесс, в рамках которого педагоги делятся своими методами, подходами и успешными практиками, что позволяет им не только обогащать собственный опыт, но и внедрять новые идеи в свою работу. Важность этого процесса трудно переоценить, так как он способствует созданию сообщества профессионалов, готовых поддерживать друг друга, обмениваться знаниями и находить решения для общих проблем. В условиях, когда образовательные стандарты и требования к качеству обучения постоянно меняются, обмен педагогическим опытом становится необходимым условием для адаптации и успешной работы в новых условиях. В разделе «Эффективный урок» находятся методические и дидактические материалы, обеспечивающие современные подходы в образовании (при помощи презентаций и сопутствующего теоретического материала описаны технологии системно-деятельностного и компетентностного подходов), правила построения современного урока (моделирование занятий различного типа в соответствии.
Рис. 5 Содержание раздела «Эффективный урок»
Самообразование педагогов не только способствует их личностному и профессиональному росту, но и напрямую влияет на качество образовательного процесса. В условиях глобализации и интеграции образовательных систем, педагоги должны быть готовы к изменениям, которые требуют от них гибкости, креативности и способности к саморазвитию. Важно отметить, что самообразование не ограничивается лишь изучением новых методик преподавания, но охватывает широкий спектр знаний, включая психологию, социологию, информационные технологии и другие дисциплины, которые помогают педагогам лучше понимать своих студентов и адаптировать образовательный процесс под их потребности. Раздел «Педагогический инструментарий» содержит анализ учебного урока, перечень учебной документации преподавателя, а также кейс тренажёры, которые раскрывают алгоритм решения ситуаций с применением системы наставничества, в них показаны ситуации с вариантами возможных, но не исчерпывающих решений. Эти кейсы основаны на реальных педагогических затруднениях, представляют описание проблемных вопросов работы современных педагогов и включают в себя ситуации, продемонстрированные в некоторых кинофильмах.
Рис. 6 Содержание раздела «Педагогический инструментарий»
Аттестация педагогических работников колледжа представляет собой важный процесс оценки квалификации и уровня профессионализма специалистов в образовательной сфере. Данная процедура востребована для обеспечения высоких стандартов образования, повышения качества образовательных услуг и подтверждения соответствия педагогов занимаемым должностям. В соответствии с Порядком аттестации, утвержденным Министерством просвещения РФ, аттестация касается всех педагогических работников, что делает ее ключевым элементом в системе повышения квалификации. Раздел «Аттестация педагогических работников» содержит актуальную информацию о процедуре аттестации педагогических работников, инструкцию для педагогического работника, подающего заявление о проведении аттестации, Измерительные материалы для оценки профессиональной деятельности педагогических работников при проведении аттестации в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) по должности «преподаватель» и формы для заполнения.
Рис. 7 Содержание раздела «Аттестация педагогических кадров"
Одним из средств, позволяющих решить совокупность задач, поставленных обществом и временем перед образованием, является внеаудиторная деятельность студентов как неотъемлемый компонент системы профессионального образования.
Организация внеаудиторных учебных мероприятий со студентами нашего колледжа – это комплексная деятельность, направленная на подготовку специалиста, активизацию творческих навыков студентов, воспитание социальных качеств, развитие научно-исследовательской работы. Внеаудиторные мероприятия развивают индивидуальные способности студентов, помогают повысить качество подготовки специалиста.
В разделе «Внеаудиторная деятельность» размещен материал по организации внеаудиторной деятельности со студентами, куда входят шаблоны необходимой документации для ведения данного вида деятельности, а также задание для преподавателей «Анализ внеаудиторной деятельности», куда они прикрепляют материалы по результатам проведения занятий кружка, мастерской, лаборатории с фото- и видеоматериалами.
Рис. 8 Содержание раздела «Внеаудиторная деятельность»
Заведование кабинетом представляет собой важную дополнительную функцию для педагогов, которая в большей степени включает в себя ответственность за организацию и управление учебным пространством. Педагог в ГБПОУ КК КПК, берущий на себя эту роль, не только планирует работу кабинета, но и организует методическую деятельность, а также обеспечивает сохранность и актуализацию учебных материалов. В условиях постоянных изменений в системе образования, связанных с внедрением новых технологий, методик и подходов к обучению, важно осознать, как именно управление учебным пространством может способствовать улучшению образовательных результатов.
Рис. 9 Содержание раздела «Заведование кабинетом»
Заведование кабинетом не только включает в себя организацию и управление учебными материалами, но и предполагает активное участие в методической деятельности, что открывает новые горизонты для профессионального роста педагогов.
Раздел «Заведование кабинетом» содержит функциональные обязанности заведующего кабинетом, шаблон плана работы кабинета, методические рекомендации по составлению и оформлению паспорта кабинета, а также задание для преподавателей «Анализ деятельности кабинета» куда они прикрепляют материалы по результатам проведенных на базе кабинета мероприятиям.
Важность практико-ориентированной проектной деятельности в образовании невозможно переоценить, так как она способствует формированию у студентов навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Этот подход позволяет студентам не только усваивать теоретические знания, но и применять их в реальных ситуациях, что значительно повышает уровень их вовлеченности и мотивации.
Раздел «Проектная деятельность» содержит материалы по ведению проектной деятельности в колледже, такие как Методические рекомендации по организации проектного обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, Положение об индивидуальном проекте в ГБПОУ КК КПК, шаблоны по оформлению проектной документации для студентов, критерии оценивания проекта и т.д.
Рис. 10 Содержание раздела «Проектная деятельность»
Раздел «Библиотека курса» содержит информационное обеспечение наставнической деятельности научно-учебной, методической и справочной литературой. Контент постоянно обновляется с учетом пожеланий и рекомендаций наставников и наставляемых. Каждый педагог может прислать свое мнение.
Рис. 11 Содержание раздела «Библиотека курса»
Форум «Вопрос-Ответ» позволяет общаться на разные темы, как «наставник-наставляемый», так и в модели «наставник-наставник», а также «наставляемый-наставляемый». Участники могут делится интересными материалами и обсуждать важные темы. Для наставляемых форум – это:
место, где можно быть полезным, поделиться своими знаниями и опытом;
способ получить помощь, задать вопрос и получить развернутый ответ на него от наставника;
способ найти единомышленников, коллег, «братьев по несчастью»;
место получения помощи.
Рис. 12 Содержание форума «Вопрос-Ответ»
Раздел «Школа профессионального роста» (далее - ШПР) состоит из материалов, представленных на занятиях ШПР.
Рис. 13 Содержание раздела «Школа профессионального роста»
Считаем, что представленное наполнение разделов полностью удовлетворяет все запросы педагогических работников ГБПОУ КК КПК в соответствии с проведенным в колледже опросом, который и выявил профессиональные дефициты.
На сегодняшний день в колледже работают 76 преподавателей, из числа которых определены 16 наставников за 17 молодыми специалистами со стажем работы до 3 лет, однако на курс «Виртуальный наставник» в нашем колледже подписаны все преподаватели, чтобы иметь доступ к актуальной и своевременной информации.
Наполнение методическими и дидактическими материалами указанных разделов осуществляется с 15.01.2022, а обновление материалов будет осуществляться постоянно в системе все последующие годы, в соответствии с изменениями в обучении и обновлением нормативно-правовой базы.
Доступ к ресурсу возможен после регистрации в ЭОС ГБПОУ КК КПК и записи на данный курс.
Качество содержания представленных материалов отслеживает «Рабочая группа педагогов», закрепленная за разделом. Администратором ресурса выступает заместитель директора по научно-методической работе.
В мире цифрового наставничества персонализация контента является ключевым фактором для достижения максимальной эффективности. "Виртуальный наставник" должен быть способен адаптироваться к индивидуальным потребностям каждого обучающегося, предлагая персонализированный опыт обучения.
Список использованных источников
Бабинчук Н.В. Модель наставничества «1 + 1 = 3, или Творческая синергия» // Учитель Алтая. 2021. № 4(9). С. 28-32.
Ганаева Е.А., Масловская С.В., Муратова А.А. Наставничество как ресурс профессионального развития педагога // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 5(228). С. 91-98. https://doi.org/10.25198/1814-6457-228-91
Гафнер Ю.А. Опыт реализации целевой модели наставничества в форме «преподаватель -преподаватель» // Академический вестник. 2022. № 2(56). С. 71-74.
Забгаева Т.В. Формирование и развитие системы наставничества в СПО // Академический вестник. 2022. № 2(56). С. 48-51.
Колодочка Л.П., Соломенко О.Н.. Разработка системы наставничества в профессиональной образовательной организации СПО в рамках реализации программы дуального обучения: метод. рекомендации – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2021. – 32 с.
Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70428476/ (дата обращения 10.09.2024).
Методические рекомендации «Реализация программы наставничества в профессиональных образовательных организациях» (для педагогических работников, ответственных за реализацию мероприятий по наставничеству в профессиональных образовательных организациях города Севастополя). – Севастополь: ГАОУ ПО ИРО, 2021. – 38 с.
Патутина Н.А., Ревина М.А. Модель управления наставничеством в педагогическом коллективе: теоретическое обоснование // Вестник евразийской науки. 2021. Т. 13, № 5. URL: https:// esj.today/PDF/40ECVN521.pdf.
Пахневская О.Г., Романченко М.К. Наставничество: опыт применения в среднем профессиональном образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3(39). С. 156-160.
Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися») // КонсультантПлюс URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347071/ (дата обращения 10.09.2024).
Руденко И.В., Саркисова И.В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов // Научный вектор Балкан. 2021. Т. 5, № 2(12). С. 15-20. https://doi.org/10.34671/SCH.SVB.2021.0502.0003
Смирнов И.А., Воробьева А.А. Вариативные модели наставничества в образовательной организации // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2022. № 2. С. 11-16.
Фролова С.В., Базарнова Н.Д. Наставничество и менторинг: анализ понятий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 213-216.
Чеглакова А.Л., Титова Е.А. Влияние наставничества на адаптацию молодых педагогов // Образование в Кировской области. 2022. № 2(62). С. 58-64.