Организация внеурочной деятельности и внедрение воспитательных программ в начальной школе
Пятница Елена Вячеславовна,
учитель начальных классов,
руководитель ШМО учителей начальных классов
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
Основная цель российского образования
- Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
- Формирование потребности в непрерывном образовании, приобретение навыков, позволяющих современному человеку успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и
достигать серьёзных целей, умело
реагировать на разные жизненные
ситуации.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества;
- разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Спортивно-оздоровительное
- Художественно-эстетическое
- Научно-познавательное
- Военно-патриотическое
- Общественно-полезная деятельность
- Проектная деятельность
- Игровая
- Познавательная
- Проблемно-ценностное общение
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- Художественное творчество
- Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
- Техническое творчество
- Трудовая (производственная) деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное развитие и воспитание ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
- Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата.
- Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых как в рамках классно - урочной системы, так и во внеурочное время.
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах,
об устройстве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
- Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.
- Форсирование результатов недопустимо.
3-й уровень результатов
2-й уровень результатов
1-й уровень результатов
Фрагмент
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Воспитательные результаты
Приобретение школьником социальных знаний
(1 уровень)
Формы внеурочной деятельности
Занятия детских объединений художественного творчества
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе
Художественные акции и проекты
школьников в окружающем школу социуме
Фрагмент
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательные
результаты
Приобретение школьником социальных знаний
(1 уровень)
Формы внеурочной деятельности
Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах
Формирование ценностного отношения к реальности
(2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
Школьные спортивные
турниры и оздоровительные акции
Спортивные и оздоровительные
проекты школьников
в окружающем школу социуме
Фрагмент
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Воспитательные результаты
Приобретение школьником социальных знаний
(1 уровень)
Формы внеурочной деятельности
Социальная проба
Формирование ценностного отношения к реальности
(2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
КТД
(коллективное творческое дело)
Социально-образовательный
проект
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
Типы образовательных программ:
- комплексные образовательные программы , предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
- тематические образовательные программы , направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
Типы образовательных программ:
- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня
Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:
для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
Типы образовательных программ:
- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
- возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
- индивидуальная образовательная программа младшего школьника.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых как в рамках классно - урочной системы, так и во внеурочное время.
Модель организации внеурочной деятельности
В МБОУ СОШ №3
- Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности и создание условий для их
реализации.
- Выявления потребностей родительской
общественности и учащихся.
- Готовность педагогов к реализации программ внеурочной деятельности.
- Единое расписание урочной и внеурочной деятельности.
- Рабочие программы.
Формы организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №3
Общекультурное направление деятельности:
- Арт- студия «Юный дизайнер» (Григорьева Е.В.: 1А, 1В, 2Б, 3Б)
- Кружок «Школа маленьких поварят» (Григорьева Е.В.: 1А, 1В, 2А, 2Б, 2В, 3А, 3Б)
- Моделирование из бумаги «Бумажные фантазии» (Новиченкова С.М.: 1А)
- Моделирование из бумаги «Волшебная бумага» (Алексеева Н.Н.: 2А)
- Художественно – конструкторская деятельность «Умелые ручки» (Пятница Е.В.:3Б)
- Студия «Акварель» (Григорьева Е.В.: 1В, 2А; Алексеева Н.Н.: 3Б)
- Студия «Я рисую музыку» (Коршунова Н.П.: 1Б)
- Театр «Музыкальный театр» (Коршунова Н.П.: 1Б)
- Студия «Ансамбль и сольное пение» (Коршунова Н.П.: 1Б)
- Клуб «Родничок» (Коршунова Н.П.: 1Б)
- Театр «Азбука театра» (Журавлёва О.Г.: 2А)
- Студия «Весёлые нотки» (Измайлова Ю.Н.: 3А, 3Б)
- Студия «Я рисую музыку» (Коршунова Н.П.: 1Б)
Спортивно-оздоровительное направление деятельности:
- Секция «Оздоровительная физкультура» (Агеенкова С.А.: 1А, 3Б)
- Студия «Музыка и ритмика» (Коршунова Н.П.: 1Б)
- Кружок «Если хочешь быть здоров» (Пятница Е.В.: 3Б)
Общеинтеллектуальное направление деятельности:
- Кружок «Подумаем вместе» (Пятница Е.В.: 3Б; Барсукова Э.Ю: 1А; Журавлёва О.Г.: 2А)
- Кружок «Зелёная аптека» (Гусарова Ф.А.: 2Б, 2В)
- Кружок «Юный инспектор» (Гусарова Ф.А.: 3А, 3Б)
Духовно-нравственное направление деятельности:
- Терапия сказкой «Дорога в сказку» (Коршунова Н.П.: 1Б)
- Кружок «Тропинка к своему я» (Коршунова Н.П.: 1Б)
- Кружок «Юный патриот» (Александрова Н.П.: 2А, 2Б, 2В)
- Кружок «Город детства моего» (Паненкова И.М.: 2Б, 2В, 3А, 3Б)
Социальное направление деятельности:
- Кружок «Давай дружить, играть, творить» (Коршунова Н.П.: 1Б)
- Кружок «Школа добрых дел» (Пятница Е.В.: 3Б)
ОТЗЫВЫ ДЕТЕЙ
- … Мы многое узнаем друг о друге, учимся уважать мнение других и более уважительно относиться друг к другу!
- … Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто!
- … Во время занятий я узнала много нового и интересного, увидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты!
- … ЗАНИМАТЬСЯ В КРУЖКАХ - ЭТО ЗДОРОВО И ВЕСЕЛО!