Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников. 1.1. Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа. Задачи внеклассной работы: содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач; содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся; углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры; воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников; организовывать здоровый отдых учащихся; прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом. 1.2. Содержание внеклассной работы Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Создана система внеурочной деятельности по физическому воспитанию, которая включает в себя различные формы работы. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях. 1.3. Организация внеклассной работы Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры. Ему помогает совет, который организует и проводит всю работу по плану, утвержденному директором школы. Во всех классах школы избираются физорги. Они работают под руководством классных руководителей, организуя учеников своего класса для участия в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых школой. Для проведения практической работы с учащимися организуются секции. В школе организованы различные секции, работающие весь учебный год. Это секции легкой атлетики, волейбол, баскетбол. На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, усложненных условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением новых элементов. В учебных группах секции 15-20 человек. Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий в секции. Кроме того, с участниками команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки). Обязательными условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, В школе 2 спортзала, один с уникальным покрытием, есть необходимый инвентарь, школьный стадион, полоса препятствия. Работают квалифицированные специалисты, с большим стажем работы. Разносторонняя общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется играм, легкой атлетике. 1.4. Формы внеклассной работы 1.4.1. «Час игры» Часы игр проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. Традиционным стало проведение игры для начальных классов « Зов джунглей» в осенние каникулы. Введение 3 часа физкультуры позволило в старших классах школы уделять командным играм, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Пионерский мяч», «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие. Как любимое занятие детей во внеурочное время игры проводятся не только в специальные «часы игр», но также на утренниках, праздниках, прогулках, экскурсиях 1.4.2. Спортивные соревнования Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив. Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В этом году мы проводим соревнования не по отдельным видам спорта, а школьную спартакиаду. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления. Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся. 1.4.3. Спортивные секции Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта. Основные задачи секций: приобщить школьников к систематическим занятиям спортом; содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта; готовить их к участию во внешкольных соревнованиях; содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований; На сегодняшний день в школе работают секции л/а, волейбола- баскетбола, футбола. 1.4.4. Недели физической культуры В течение недели проводятся различные спортивные мероприятия во всех классах по параллелям. Неделя проводится 2 раза в год: осенью и весной. В рамках недели физкультуры были проведены следующие мероприятия: «Веселые старты» | 1-4 классы | Спортивная викторина | 9-11 классы | Конкурс спортивных стенгазет | 5-11 классы | «Чемпионат веселого мяча» | 5-6 классы | «Комические эстафеты» | 7-8 классы | «А, ну-ка, парни!» | 9-11 классы | Соревнования по армрестлингу | 7-11 классы | Соревнования по настольному теннису | 7-11 классы | 1.4.5. Дни здоровья Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-11-х классов. В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы. Выводы Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий: тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.); доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся; преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива; привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами; четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры. |