СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС»

Слайд1

Выступление на педагогическом совете 27.03.2015г.

на тему «Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»


Слайд 2.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется ОУ, в том числе, через внеурочную деятельность, при организации которой необходимо опираться на принципы ориентации на личностные интересы, потребности, способности детей, возможности свободного самоопределения и смаореализации, единства обучения, воспитания и развития.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.


Какова основная цель внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Слайд 3. Существуют определенные требования стандартов к организации внеурочной деятельности школьников:

  • Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю.

  • Внеурочная деятельность организуется в различных формах Аудиторных занятий не должно быть более 50%

  • Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). Классным руководителем ведется учет количества часов по каждому ученику. Два раза в год (сентябрь, май) данная информация сдается заместителю директора, курирующего реализацию ФГОС в образовательном учреждении. Данная информация включается во внутришкольный мониторинг.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Виды внеурочной деятельности определяет сама школа, но они должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Виды организации внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;

  2. познавательная деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  4. досугово-развлекательная деятельность

  5. художественное творчество;

  6. социальное творчество;

  7. трудовая (производственная) деятельность;

  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

  9. туристско-краеведческая деятельность;

  10. техническое творчество.


Слайд 4.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;

  • духовно-нравственное;

  • социальное;

  • общеинтелектуальное;

  • общекультурное.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Как я уже сказала ВД организуется в различных формах:

  • - экскурсии,

  • - кружки,

  • - секции,

  • - круглые столы,

  • - конференции,

  • - диспуты,

  • - школьные научные общества,

  • - олимпиады, соревнования,

  • - поисковые и научные исследования,

  • - общественно полезные практики и др.


Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.



Слайд 5. Через что можно организовать внеурочную деятельность?


Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения и воспитания, созданной в школе.

Внеурочная деятельность может осуществляться через:

  • учебный план образовательного учреждения;

  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;

  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

  • организацию деятельности групп продленного дня;

  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.



Внеурочная деятельность может реализовываться через отдельные программы, составленные педагогами, через формы работы классного руководителя, организацию поисковой, исследовательской, проектной деятельности, практики и др.

Часы внеурочной деятельности могут быть использованы для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.


Слайд 6.

Существуют различные модели внеурочной деятельности:

1) Модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования детей) секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д. Это часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, клубы, кружки объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору, элективные курсы.

2) Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в

образовательном учреждении в течение дня;

  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности;

  • организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных

программ.

3) Инновационно - образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.


Слайд 7. Оптимизационная модель основывается на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.



Слайд 8. В ФС прописаны основные результаты внеурочной деятельности

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.


Каковы основные методы диагностики эффективности внеурочной деятельности?

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Объекты диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога

Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование


В заключении хочу поделиться своими выводами после знакомства с многими документами, посвященными переходу на ФГОС.

От нас ожидают, что Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.






Слайд 9.


Таким образом перед нашим педагогическим коллективом стоят следующие задачи:

- организация воспитывающей внеурочной деятельности школьников;

- проектирование различных образовательных программ внеурочной

деятельности;

- выбор культурных форм и содержания эффективного претворения в жизнь образовательных программ внеурочной деятельности.



Слайд 10. Для выполнения поставленных задач целесообразно предпринять следующие действия:

Выбрать модель ВД, формы, виды организации внеурочной деятельности

Пройти курсовую подготовку по вопросам перехода на ФГОС

Разработать программы учебных курсов в соответствии с ФГОС

Разработать программы внеурочной деятельности

Разработать программы воспитания

Разработать образовательную программу ООО



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!