СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной социально – значимой деятельности: реализация проекта «Сохраняя родное слово»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная социально-значимая деятельность – это развитиесоциальной адаптации обучающихся в школьной и социальной среде в свободное от занятий время. Социально-значимая деятельность является важным средством развития  организаторских, творческих, коммуникативных способностей школьников. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной социально – значимой деятельности: реализация проекта «Сохраняя родное слово»»

Приложение к п. 1.2.3


«Организация внеурочной социально – значимой деятельности: реализация проекта «Сохраняя родное слово»

Внеурочная социально-значимая деятельность – это развитиесоциальной адаптации обучающихся в школьной и социальной среде в свободное от занятий время. Социально-значимая деятельность является важным средством развития организаторских, творческих, коммуникативных способностей школьников. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников.

Формированию успешности детей в будущем способствуют различные формы внеурочной деятельности, организованной по различным направлениям. Внеурочная деятельность по родному языку – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и родного слова, играющая при правильной организации важную роль в развитии обучающихся. Согласно требованиям ФГОС, она помогает формировать у обучающихся УУД, развивать творческие способности, познавательные интересы. На внеурочных занятиях, мероприятиях дети развивают самостоятельную мыслительную деятельность, наблюдательность, личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, у них формируется культура речевого поведения, положительное отношение  к изучению родного языка.Особенно актуальна сегодня социально-значимая внеурочная деятельность, которая предполагает соответствие идеи любого проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными, социально ориентированными, грамотными.

Не секрет, что сегодняшнее поколение людей всё дальше уходит от истоков значений слов родного языка,  вовлекается в высокоскоростной информационный поток, приносящий лавину иноязычных слов, глупые смысловых нелепицы с заведомо искажённым смыслом слов, слова – паразиты, жаргонизмы, которые не могут не вносить дисгармонию в речевую культуру общества. А, как известно, одним из важнейших показателей уровня культуры человека и интеллекта является его речь.

Для школьника хорошо развитая речь служит средством успешного обучения в  школе, способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества, развивает ребёнка духовно. Какие же виды учебной деятельности способны помочь учителю – словеснику ввести обучающихся в сложный и увлекательный мир родной речи, показать слово изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, а также способствовать развитию мотивации к обучению кабардинскому языку и литературе?

Несмотря на тот факт, что в последние годы предлагается широкий спектр сценариев и технологий проведения внеурочных мероприятий по предмету, продолжается серьезный поиск новых технологий и их успешное освоение в ходе внеурочной деятельности. Для организации внеурочной деятельности целесообразно использовать эффективные формы организации учебно-воспитательного процесса, активные методы обучения и воспитания, которые помогут научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение и играло своими выразительными оттенками.

Остановимся на приёмах, используемых при реализации проекта «Сохраняя родное слово»:

1.Деловые игры.

Этот метод используется для тренировки и развития творческого, исследовательского мышления, формирования практических умений и навыков, обучают межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной практической деятельности. Следуя правилам ФГОС, учителя стараются всё больше внимания уделять игровой деятельности обучающихся. Примерами могут служить ролевая игра «Парад словарей», круглый стол «Худое слово – враг души». Особое внимание хотелось бы обратить на деловую игру «Специалист». Так, «Переводчик» заменяет иноязычные слова русскими; «Художник» заменяет в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора или иное ИВС; «Диктор» читает текст орфоэпически правильно; «Редактор» исправляет грамматические и речевые ошибки; «Корректор» исправляет орфографические и пунктуационные ошибки.


2. Анализ конкретных ситуаций.

Это один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Развивает способность к анализу учебных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Примером служит решение лингвистических задач, которые закрепляют интерес детей к познавательной деятельности, способствуют развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Выполняя подобные задания, школьник открывает для себя многие лингвистические понятия и явления. Лингвистические задачи позволяют узнать что-то новое и часто неожиданное о родном языке.

Примеры лингвистических задач:

  • Найти «спрятанное» слово (соединяя слоги)…

  • Составить новое слово из первых слогов данных слов…

  • Назвать лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее…

  • Даны два варианта расстановки знаков препинания. Докажи, что один из них легко оспорить, зная особенности данного вида предложений. Какой вариант верен?

  • Установить разницу в значении слов…

  • Восстановить исходную форму цитат…

3.Творческие игры.

С помощью творческой игры можно достичь больших успехов во внеурочной работе, тем более, что этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», то есть достигнуть, достичь. А в диалектах «досужим» называли успешного, преуспевающего человека. И ребенок будет таким, если неотъемлемой частью его игр станет способность к пониманию самого себя, своих способностей и возможностей, умение общаться, продумывать и разрешать возникающие проблемы, создавать что-то новое. Успешное развитие творческих способностей средствами игры возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх на развитие ассоциативного мышления, игры на развитие диалектического мышления. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность и самостоятельность.

Обучающиеся в группах или в парах с удовольствием выполняют задания в занимательных формах: «Один за всех и все за одного», «Заморочки из бочки», «Тёмная лошадка», « Ты - мне, я – тебе», «Аукцион знаний о слове», «Гонка за лидером»,«Словесный гербарий».


4.Проектно-исследовательская деятельность.

На сегодняшний день использование проектных технологий во внеурочной деятельности становится необходимостью. Проектный подход – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом. Алгоритм обучения проектной деятельности педагогов в следующем виде:

1) формирование творческих групп;

2) ознакомление команд с проектным заданием;

3) работа в командах над проектами.

Особенностью социально-значимого проекта является вовлечение всего классного коллектива в его реализацию. Социально активная деятельность готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.

Интересными для обучающихся явились проекты на темы: «Родословная слова», «О прошлом и настоящем существительных», «Почему междометия – самые оригинальные слова языка?»

Результатом проекта служит научно – практическая конференция в конце учебного года, на которой заслушиваются отчёты обучающихся о проделанной работе, презентации, буклеты, результаты мониторингов, анкетирования. Проект имеет ясную, достигнутую цель,решение исходной проблемы. В каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое воплощение.

Итак, реализация программы внеурочной деятельности несет в себе значимый ресурс по формированию предметных и метапредметных компетенций воспитанников по их самоопределению в дальнейшей жизни. И, если мы говорим о внеурочной социально-значимой деятельности по родному языку, то она касается ещё ивозрождения традиций уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи, от которых зависит нравственный облик человека, культура личности, высокий уровень речевой культуры. Проект «Сохраняя родное слово» помогает обучающимся ещё более глубоко осознать огромное значение языка в жизни человека, как воплощение истори­ческой памяти, тысячелетней духовной культуры, души нации, характера народа, самобытной неповторимости и особой красоты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!