Приложение к п. 1.2.3
«Организация внеурочной социально – значимой деятельности: реализация проекта «Сохраняя родное слово»
Внеурочная социально-значимая деятельность – это развитиесоциальной адаптации обучающихся в школьной и социальной среде в свободное от занятий время. Социально-значимая деятельность является важным средством развития организаторских, творческих, коммуникативных способностей школьников. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников.
Формированию успешности детей в будущем способствуют различные формы внеурочной деятельности, организованной по различным направлениям. Внеурочная деятельность по родному языку – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и родного слова, играющая при правильной организации важную роль в развитии обучающихся. Согласно требованиям ФГОС, она помогает формировать у обучающихся УУД, развивать творческие способности, познавательные интересы. На внеурочных занятиях, мероприятиях дети развивают самостоятельную мыслительную деятельность, наблюдательность, личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, у них формируется культура речевого поведения, положительное отношение к изучению родного языка.Особенно актуальна сегодня социально-значимая внеурочная деятельность, которая предполагает соответствие идеи любого проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными, социально ориентированными, грамотными.
Не секрет, что сегодняшнее поколение людей всё дальше уходит от истоков значений слов родного языка, вовлекается в высокоскоростной информационный поток, приносящий лавину иноязычных слов, глупые смысловых нелепицы с заведомо искажённым смыслом слов, слова – паразиты, жаргонизмы, которые не могут не вносить дисгармонию в речевую культуру общества. А, как известно, одним из важнейших показателей уровня культуры человека и интеллекта является его речь.
Для школьника хорошо развитая речь служит средством успешного обучения в школе, способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества, развивает ребёнка духовно. Какие же виды учебной деятельности способны помочь учителю – словеснику ввести обучающихся в сложный и увлекательный мир родной речи, показать слово изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, а также способствовать развитию мотивации к обучению кабардинскому языку и литературе?
Несмотря на тот факт, что в последние годы предлагается широкий спектр сценариев и технологий проведения внеурочных мероприятий по предмету, продолжается серьезный поиск новых технологий и их успешное освоение в ходе внеурочной деятельности. Для организации внеурочной деятельности целесообразно использовать эффективные формы организации учебно-воспитательного процесса, активные методы обучения и воспитания, которые помогут научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение и играло своими выразительными оттенками.
Остановимся на приёмах, используемых при реализации проекта «Сохраняя родное слово»:
1.Деловые игры.
Этот метод используется для тренировки и развития творческого, исследовательского мышления, формирования практических умений и навыков, обучают межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной практической деятельности. Следуя правилам ФГОС, учителя стараются всё больше внимания уделять игровой деятельности обучающихся. Примерами могут служить ролевая игра «Парад словарей», круглый стол «Худое слово – враг души». Особое внимание хотелось бы обратить на деловую игру «Специалист». Так, «Переводчик» заменяет иноязычные слова русскими; «Художник» заменяет в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора или иное ИВС; «Диктор» читает текст орфоэпически правильно; «Редактор» исправляет грамматические и речевые ошибки; «Корректор» исправляет орфографические и пунктуационные ошибки.
2. Анализ конкретных ситуаций.
Это один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Развивает способность к анализу учебных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Примером служит решение лингвистических задач, которые закрепляют интерес детей к познавательной деятельности, способствуют развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Выполняя подобные задания, школьник открывает для себя многие лингвистические понятия и явления. Лингвистические задачи позволяют узнать что-то новое и часто неожиданное о родном языке.
Примеры лингвистических задач:
Найти «спрятанное» слово (соединяя слоги)…
Составить новое слово из первых слогов данных слов…
Назвать лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее…
Даны два варианта расстановки знаков препинания. Докажи, что один из них легко оспорить, зная особенности данного вида предложений. Какой вариант верен?
Установить разницу в значении слов…
Восстановить исходную форму цитат…
3.Творческие игры.
С помощью творческой игры можно достичь больших успехов во внеурочной работе, тем более, что этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», то есть достигнуть, достичь. А в диалектах «досужим» называли успешного, преуспевающего человека. И ребенок будет таким, если неотъемлемой частью его игр станет способность к пониманию самого себя, своих способностей и возможностей, умение общаться, продумывать и разрешать возникающие проблемы, создавать что-то новое. Успешное развитие творческих способностей средствами игры возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх на развитие ассоциативного мышления, игры на развитие диалектического мышления. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность и самостоятельность.
Обучающиеся в группах или в парах с удовольствием выполняют задания в занимательных формах: «Один за всех и все за одного», «Заморочки из бочки», «Тёмная лошадка», « Ты - мне, я – тебе», «Аукцион знаний о слове», «Гонка за лидером»,«Словесный гербарий».
4.Проектно-исследовательская деятельность.
На сегодняшний день использование проектных технологий во внеурочной деятельности становится необходимостью. Проектный подход – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом. Алгоритм обучения проектной деятельности педагогов в следующем виде:
1) формирование творческих групп;
2) ознакомление команд с проектным заданием;
3) работа в командах над проектами.
Особенностью социально-значимого проекта является вовлечение всего классного коллектива в его реализацию. Социально активная деятельность готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.
Интересными для обучающихся явились проекты на темы: «Родословная слова», «О прошлом и настоящем существительных», «Почему междометия – самые оригинальные слова языка?»
Результатом проекта служит научно – практическая конференция в конце учебного года, на которой заслушиваются отчёты обучающихся о проделанной работе, презентации, буклеты, результаты мониторингов, анкетирования. Проект имеет ясную, достигнутую цель,решение исходной проблемы. В каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое воплощение.
Итак, реализация программы внеурочной деятельности несет в себе значимый ресурс по формированию предметных и метапредметных компетенций воспитанников по их самоопределению в дальнейшей жизни. И, если мы говорим о внеурочной социально-значимой деятельности по родному языку, то она касается ещё ивозрождения традиций уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи, от которых зависит нравственный облик человека, культура личности, высокий уровень речевой культуры. Проект «Сохраняя родное слово» помогает обучающимся ещё более глубоко осознать огромное значение языка в жизни человека, как воплощение исторической памяти, тысячелетней духовной культуры, души нации, характера народа, самобытной неповторимости и особой красоты.