Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г.БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(МАОУ СОШ №2)
«Организация военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЗР и во внеурочное время»
Подготовил учитель ОБЗР
МАОУ СОШ №2
г. Балаково, Саратовская область
Резник Захар Алексеевич
Балаково 2024
Патриотизм – это любовь к Родине,
преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность,
вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.
Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наш задача - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
Главная цель патриотического воспитания – формирование у подрастающего поколения любви к Отчизне, гордости за свою Родину, готовности и способности защищать страну в случае необходимости, способствовать процветанию родного Отечества.
Проявляется патриотизм в детстве, развивается и обогащается в духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень проявления патриотизма связан с активной гражданской позицией и выражением ее в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.
Патриотическое воспитание осуществляется в результате включения учащихся в созидательный труд на благо малой Родины, привития любви к истории, культуре, традициям Отечества. Воспитание патриота – одна из главнейших задач современного образования.
Современная Россия встречается с многочисленными вызовами - попытка переписывания истории, принижение роли России в мировой истории, подмена традиционных ценностей, характерных для русской культуры.
Я считаю, что любовь к Родине необходимо прививать со школы. Добиваться этого призван, в частности, учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины».
В последнее время выделяю следующую проблему патриотического воспитания среди учащихся - это нежелание идти на военную службу.
Считаю, что эту проблему нужно решать через преподавание предмета ОБЗР. Так, например, в программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы военной службы», который включает в себя четыре основные главы: «Вооружённые Силы (ВС) РФ- защитники нашего Отечества и его национальных интересов», «Боевые традиции ВС РФ», «Символы воинской чести», «Основы военной службы». В процессе изучения данного раздела обучающиеся знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, её организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Демонстрация образцов техники и вооружения ВС РФ повышает интерес к изучению данного раздела, что вызывает у учащихся гордость за наши научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих странах мира, а так же космическое вооружение, использование ракет, артиллерийских мин и снарядов, стрелкового оружия.
Учебными военными сборами, как этапом учебного плана, учащиеся завершают учебный курс 10 класса. Они вызывают у учащихся особый интерес и мотивацию к прохождению военной службы, проводятся сборы с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества, закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЗР в школе, приобретению практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации при призыве на военную службу, воспитания у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.
В программе курса 11 класса этот же раздел состоит из 5 глав: «История военной службы», «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Правовые основы военной службы» и «Военнослужащий – защитник своего отечества. Честь и достоинство воина ВС РФ», в процессе изучения которых учащиеся знакомятся с:
основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядком первоначальной постановки на воинский учет;
порядком медицинского освидетельствования;
порядком призыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основными видами военно-профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.
В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я вижу необходимость постоянно уделять внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности.
Чувство гордости за свою страну, малую Родину можно и нужно воспитывать на уроках. Например, в рамках тематического плана проводится урок по теме: «Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ». Важно учитывать, чтобы одиннадцатиклассники в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками занятия. На данном уроке я применяю технологию интерактивного обучения: такая организация урока требует нестандартной подготовки, переноса учебной ситуации на опыт учащихся, умения высказываться, отстаивать своё мнение, что позволяет формировать гражданскую позицию учащихся.
Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации образовательной деятельности.
На формирование патриотического воспитания большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности, дней здоровья и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.
С целью развития у школьников гражданской позиции, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирования умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, ответственности, дисциплинированности в школе функционирует специализированная группа добровольной подготовки к военной службе первого года обучения. В состав группы входят учащиеся 7-9 классов школы.
Основными направлениями деятельности специализированной группы являются: строевая подготовка, знакомство с оружием, участие в военно-спортивных играх, военно-патриотических конкурсах, ритуалах боевой Славы, спартакиадах допризывного возраста. Результаты деятельности специализированной группы отражаются в успехах моих воспитанников. Они занимают призовые командные и личные места в соревнованиях, хотят связать свою будущую профессию с военным делом, участвуют в предметных олимпиадах, где подтверждают свои знания, полученные на уроках ОБЗР и на занятиях специализированной группы.
Анализ развития гражданско–патриотической системы воспитания в нашем образовательном учреждении показал, что не у всех обучащихся достаточно сформировано чувство патриотизма и были трудности с определением нравственных ориентиров. Не все школьники с должным уважением относились к историческому прошлому своей страны и народа, к родному краю. Имелись учащиеся, которые относились к вопросу защиты своей Родины с явным пренебрежением, либо не были готовы ответить на этот вопрос.
Приняв во внимание все факты, был сделан вывод, что назрела необходимость в переосмыслении и выработке новых подходов к вопросу патриотического воспитания. Результатом этой работы стала программа патриотического воспитания «Юнармия», утвержденная на педагогическом совете школы в 2020 году. Программа «Юнармия» призвана систематизировать и усилить деятельность школы, по воспитанию учащихся.
Программа была разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 – 2024 годы».
В Национальной доктрине образования Российской Федерации говорится, что в стране определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, патриота своей Родины. Изменение политической обстановки в мире требует укрепления мощи государства, путем отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
В статье 2 Закона РФ «Об образовании» определяются требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших, названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Возникает справедливый вопрос: «С какими личными качествами на сегодняшний день мы можем идентифицировать понятия патриотизм»?
На мой взгляд, патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить свой конституционный долг перед страной. Именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагогов – это забота о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Программа «Юнармия» ставит перед собой следующие цели и задачи:
Создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;
Воспитание у учащихся активной гражданской позиции, как важнейшей духовно – нравственной и социальной ценности;
Воспитание чувства сопричастности к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизнедеятельности.
1. Усиление акцента на изучение в образовательном учреждении истории и культуры Отечества и родного края;
2. Популяризация научно – исследовательской и экологической деятельности учащихся;
3. Военно – патриотическое воспитание школьников путем привлечения их в качестве организаторов и участников патриотических мероприятий;
4. Физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни, активное привлечение школьников к занятиям военно – прикладными видами спорта;
5. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, подготовки их к действиям в чрезвычайных ситуациях.
6. Консолидированная и скоординированная деятельность школы, семьи, государственных и общественных институтов в вопросе патриотического воспитания учащихся.
Настоящая программа носит комплексный характер и должна охватывать всех учащихся школы с 1 по 11 класс.
Программа разбивается на три возрастных этапа:
- 1-4 классы;
- 5 - 9 классы;
- 10 -11 классы
На всех этапах идет постоянное взаимодействие с родителями.
В школе с 2020 года активно работает военно – патриотический клуб «Юный патриот». Девиз клуба: Всегда идём только вперёд, ведь мы команда «Юный патриот! Ловкие и смелые, всё для победы сделаем!»
ВПК «Юнармия» работает по следующим направлениям:
- военно – патриотическое направление;
- гражданская оборона, самозащита, спасение, выживание;
- военно – спортивная подготовка и стрельба из пневматической винтовки.
Ребята из ВПК «Юный патриот» постоянные участники мероприятий военно – спортивной, военно – патриотической и гражданско – патриотической направленности.
ВПК «Юнармия» - призёры Международного конкурса-игры по ОБЖ «Муравей», призёры муниципального конкурса «Безопасное колесо», победители Всероссийского фестиваля детско-юношеского творчества «Таланты и поклонники», победители в областном конкурсе по противопожарной тематике «Неопалимая Купина», призёры межмуниципального конкурса проектных работ обучающихся, победители межрегиональной научно-практической конференции школьников «Шаг в науку», лауреаты областного творческого конкурса «На волжских рубежах», победители Международного творческого конкурса для школьников «Моя презентация».
В рамках «Всероссийского движения школьников», мы активно работаем в разных направлениях. Вот лишь некоторые:
- в 2020 году школа присоединилась и активно развивает проект «Юнармия». Ребята юнармейцы активно изучают военную историю Отечества, организовывают и проводят в своих классах встречи с ветеранами и готовят себя к защите Родины. В 2024 году наши юнармейцы заняли третье место на муниципальном этапе военно – спортивной игры «Зарница 2.0 .
В 2022 году в образовательном учреждении была образована первичная ячейка ДОСААФ, что позволило нам улучшить подготовку допризывной молодежи.
В рамках проведения школьного фестиваля наук прошли мероприятия в 8 классе «Твоя безопасность», в 5-х классах квест-игра. Ежегодно проходит Всероссийская «Вахта Памяти». В сентябре 2023 года прошёл муниципальный фестиваль в ГДК Урок мужества и чести. Беслан «Жить, чтобы помнить». 12 июня ежегодно проходит акция «Флаг России». Парад 9 мая. В прошлом учебном году в школе состоялся праздник «День героя», посвященный Герою Советского Союза Николаю Васильевичу Грибанову. Еженедельно в школе проходит линейка поднятия флага и исполнения гимна Российской Федерации.
Хочется добавить, что в вопросах военно – патриотического воспитания и профессиональной ориентации школа, очень активно сотрудничает с отделом военного комиссариата по городу Балаково. С их помощью организовано и проведено более двух десятков встреч по профориентации учащихся школы.
В заключение хочется сказать следующее: мы находимся только в начале пути, многое еще предстоит сделать и осмыслить, но есть убеждение в том, что направление выбрано верное и программа работает.
Сегодня на нас возложена миссия по воспитанию внуков и правнуков тех людей, которые защитили свое Отечество в трудное для страны время. Наши дети не прошли суровых испытаний, которые выпали на долю их предков. Но в наших с вами силах укрепить в них верность героическим традициям нашего народа, таким как, самоотверженность, героизм в труде, высокое чувство ответственности, взаимопомощь. В наших силах привить им убежденность в правоте своего дела. Воспитать достойного гражданина своей страны.
Дело это сложное, но нам всегда придет на помощь героическая история нашего народа, полная ярких примеров беззаветной преданности своей Родине. Примером беззаветной верности долгу, отваги и массового героизма служат бессмертные подвиги защитников Брестской крепости, Севастополя, Москвы и Ленинграда, Сталинграда, Новороссийска и других городов, принявших на себя мощные удары немецко-фашистских полчищ во время Великой Отечественной войны.
Исторический опыт подтверждает, что никогда и никому не победить ту страну, где новое поколение, воспитанное в духе патриотизма, сохраняет и приумножает славные традиции предшествующих поколений.
Подводя итоги, необходимо отметить, что эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.
В решении проблем патриотического воспитания учащихся должны принимать активное участие сами учащиеся, при этом они должны осознать важность соучастия в жизни своей страны, любить и понимать ее культуру, историю. Направлять действия учащихся в нужное русло должны как семья, так и школа.