Организация взаимодействия учителя- логопеда и воспитателя в процессе социально- коммуникативного развития дошкольников старшего возраста в группах комбинированной направленности.
Е. Н. Сидорова, И.Е.Ворошко. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №8 имени Сергея Петровича Алексеева городского округа Отрадный Самарской области.
Логопедия и воспитание в дошкольной образовательной организации. Что может быть общего? Между тем можно говорить, что, проектируя коррекционно- образовательный процесс, учитель- логопед ДОУ на каждом занятии намечает и реализует коррекционно- воспитательные задачи. А воспитатель, в свою очередь, в процессе воспитательной работы применяет коррекционно- логопедическое воздействие, чтобы откорректировать речевые недостатки. Наибольшее воспитательное значение приобретает осуществление задач воспитания в процессе реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Выполнение воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями [1, с.11].
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает формирование общепринятых норм поведения, формирование гендерных и гражданских чувств, развитие игровой деятельности, совместной трудовой деятельности и формирование основ безопасности в быту, социуме, природе, формирование основ экологического сознания. Комплексно - тематическое планирование образовательного процесса помогает осуществлять формирование всех сторон социально- коммуникативного развития в комплексе. Единая тема недели позволяет интегрировать совместные усилия учителя- логопеда и воспитателя. В соответствии с рабочей программой, основной формой работы при реализации воспитательных задач является игровая деятельность. Она включает дидактические игры, игровые ситуации, сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры. Все занятия носят игровой характер и не дублируют школьных форм обучения.
Существует преемственность в работе педагогов. Работа воспитателя в этом направлении во многих случаях предшествует логопедическим занятиям. Воспитатель создаёт доброжелательную обстановку в детском коллективе, закрепляет веру детей в собственные возможности, сглаживает негативные переживания, связанные с неуспехами детей и с их речевыми недостатками, формирует интерес к занятиям. Грамотный воспитатель разбирается в различных негативных проявлениях поведения дошкольника вовремя замечает признаки его повышенной нервозности, утомляемости, конфликтности, пассивности, вялости или истощаемости. Правильно организованное педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев может предупредить появление стойких нежелательных отклонений в поведении и создать в группе детей социально приемлемые отношения. Учитель- логопед, в свою очередь, воспитательные задачи встраивает в ход всего занятия, ведь формирование гражданских чувств, развитие игровой деятельности, совместной трудовой деятельности и формирование основ безопасности в социуме, природе, формирование основ экологического сознания можно с успехом «встроить» практически в каждое занятие.
Содержание каждой лексической темы недели позволяет как в старшей, так и в подготовительной группе комбинированной направленности, в течение пяти дней реализовать каждую из задач области «Социально-коммуникативное развитие». При разработке занятий педагоги групп комбинированной направленности воспитательные задачи вплетают в ход всего занятия. Возьмем, например, тему «Фрукты». Формирование гендерных и гражданских чувств предполагает воспитание у мальчиков внимательное отношение к девочкам. Эта задача на занятии может быть реализована как учителем- логопедом, так и воспитателем в ходе организационного момента, когда мальчики усаживаются после девочек. Развитие игровой и театрализованной деятельности происходит при реализации задач обучения детей самостоятельной организации игрового взаимодействия и освоения игровых способов действий, создания проблемно-игровых ситуаций, овладения условностью игровых действий, при замене предметных действий действиями с предметами-заместителями, и отражения в игре окружающей действительности, в основном, на занятиях воспитателя. Хотя решение этих задач вполне эффективно решаются и на логопедических занятиях. Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение при организации занятий по теме «Фрукты» может как логопед, так и воспитатель. Подвижные игры применяются на занятиях по этой лексической теме, чтобы совершенствовать навыки ориентировки в пространстве. А настольно-печатные дидактические игры (парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки) по теме «Фрукты» не только прекрасно расширят словарный запас у старших дошкольников, но и учат их устанавливать и соблюдать правила в игре как на занятиях воспитателя, так и на занятиях учителя- логопеда. Сюжетно-ролевая игра «Фруктовая корзина» поможет совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками и развить коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов. Театрализованные игры при прохождении темы «Фрукты» могут применять и логопед, и воспитатель для совершенствования творческих способностей, исполнительских навыков, умения взаимодействовать с другими персонажами, воспитания артистизма, эстетических чувств, развития эмоций, воображения, фантазии так как пятилетним детям интересно быть актёром или героем сказки. Совместная трудовая деятельность применяется всеми педагогами. Расширять представления детей о труде взрослых и его общественном значении, прививать интерес к труду взрослых, знакомить с профессиями взрослых в разных сферах деятельности, их трудовыми действиями, результатами деятельности может как учитель- логопед, так и воспитатель через беседы и составление рассказов по картинкам. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания выполняется, чаще всего, воспитателем. Ведь научить детей соблюдать технику безопасности в быту, дома и в детском саду, на улицах города, в скверах и парках, в общественных местах может лишь он, организовывая не только беседы, но и экскурсии.
Подводя итог вышеизложенного, можно говорить о том, что организация взаимодействия учителя- логопеда и воспитателя в процессе социально- коммуникативного развития дошкольников старшего возраста в группах комбинированной направленности весьма важна и, несомненно, возможна. Тесное взаимодействие воспитателя и учителя- логопеда групп комбинированной направленности при правильном проектировании воспитательного процесса будет полезна старшим дошкольникам.
Список литературы.
1. Нищева Н. В.— Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, С-Петербург. Детство-пресс, 2019г. 2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.