Организационные формы внеклассной работы по изобразительному искусству
Работа выполнена
Кузиной Натальей Константиновной,
учителем изобразительного искусства
МОУ гимназии №7
г.о. Лыткарино Московской области
В современном мире ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности.
Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а еще точнее - творческая личность.
Деятельность по воспитанию и развитию творческой личности осуществляется разными путями. Важное значение имеет такой вид как внеклассная работа по изобразительному искусству.
Внеклассная работа способствует воспитанию творческой активной личности, способной трудиться, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности.
Под внеклассной работой подразумеваются следующие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленерные зарисовки, оформление помещения к праздникам, выполнение творческих проектов, организация вечеров-концертов, проведение факультативных занятий.
Внеклассная работа преследует те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире, глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.
Внеклассная работа по изобразительному искусству – это продолжение учебно- воспитательного процесса, начатого на уроке.
Основные цели внеклассной работы по предмету:
-помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности;
-выявление склонностей, способностей и дарований;
-расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся:
-осуществление нравственного, трудового и эстетического воспитания учащихся;
-развитие интереса к предмету, самостоятельности и творческой активности.
Основные задачи внеклассной работы:
1.Привитие интереса к изобразительной деятельности.
2.Развитие и усовершенствование навыков художественного творчества.
3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.
4.Подготовка учащихся к практической деятельности.
5.Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.
Являясь добровольной деятельностью, внеклассная работа имеет свою особенность: дети выбирают род занятий по своим собственным интересам и увлечениям.
Данный вид воспитательной деятельности направлен на формирование у учащихся таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, любознательность, активность и творчество. Внеклассная работа способствует саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию детей, развитию их творческих способностей.
Не менее важное значение внеклассная деятельность занимает в организации досуга и культурного отдыха учащихся.
Суть деятельности учителя во внеклассной работе заключается в том, что он руководит работой обучающихся, помогает, советует, направляя их тем самым на творческую работу. Деятельность учителя, по мнению С.А.Смирнова, должна основываться помимо общедидактических принципов на принципах внеклассной работы (1.с 383):
-Принцип добровольности предполагает наличие у обучающихся определенного круга интересов по предмету и желания расширять и углублять свои знания.
-Принцип равного права всех обучающихся заниматься внеклассной деятельностью независимо от успехов на уроке.
-Принцип самостоятельности заключается в ответственности обучающегося за взятые на себя поручения и поиск решения поставленных перед ним задач, как педагогом, так и коллективом.
-Принцип занимательности играет важную роль в поддержании и развитии интереса обучающихся и реализуется благодаря использованию разнообразных форм, методов, приёмов.
Вышеизложенные принципы учитываются при организации внеклассной работы по изобразительному искусству.
На внеклассных занятиях учащиеся часто рисуют на свободные темы, имеют возможность работать с многообразными материалами (углём, цветными карандашами, тушью, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создают скульптуры из глины, пластилина, выполняют изделия из бумаги и папье –маше). С накоплением опыта и формирования навыков изобразительной грамоты, учащиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.
-Внеклассная работа по изобразительному искусству протекает в атмосфере художественной школы: учащиеся рисуют на мольбертах, устраивают выставки своих работ, беседуют на темы искусства, развивая таким образом, свои творческие способности.
Во внеклассной работе по изобразительному искусству используются разнообразные организационные формы:
Кружок-наиболее распространенный вид внеклассной работы.
Кружок, по мнению Н.Н.Ростовцевой (1,с.216-224), способствует выявлению интересов и творческих способностей обучающихся.
Кружковые занятия имеют свои особенности во-1-х, это занятия для тех, кто серьёзно интересуется изобразительными искусством. Эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-2-х, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Кроме того, меньшее количество учащихся позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе.
Изокружки могут быть разными: рисунка и живописи, лепки, ДПИ, оформительского дела и др.
Факультативное занятие – это внеклассная деятельность, носящая ярко выраженный проблемный характер, рассчитанная на высокую активность и самостоятельность обучающихся как в восприятии материала, так и в выполнении заданий.
Факультативные занятия введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно – теоретическим материалом, так и в практической творческой работе.
Экскурсия по изобразительному искусству производится в музеи, на выставки (с целью расширения кругозора, знакомства с произведениями) и на природу (с целью наблюдения и зарисовок). Экскурсии углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками.
После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли всё увиденное и услышанное.
Лекционный метод обычно применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукции и диапозитивов может быть использована в среднем звене. Лекция в средних классах охватывает небольшой круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме(не более 45 мин).
В настоящее время есть такая форма организации творческой деятельности детей как артстудия. Артстудия-комплексное игровое пространство, включающая в себя этюд, класс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию.
Попадая на занятия в артстудию, ребёнок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно.
Изостудия представляет собой помещение для занятий изобразительной деятельностью. Преимуществом изостудии являются благоприятные условия для создания атмосферы художественной школы. Занятия проводятся относительно длительное время (от 3 часов).
Музей изобразительного искусства организуется самостоятельно под руководством учителя.
Беседы организуются как при организации других форм, в качестве метода (на экскурсии, перед началом работы, в кружке, занятии в изостудии) и в виде отдельных внеклассных занятий (по инициативе самих обучающихся).
Выставки рисунков чаще являются общешкольными, организуются либо к какой-то знаменательной дате, событию или в конце года как творческий отчет по работе кружков.
Конкурсы рисунков по изобразительному рисунку проводятся тематически в виде лучшего рисунка на определённую тему.
Домашнее рисование это работы обучающихся, выполненные ими по собственному желанию, которые учитель просматривает с целью помочь исправить ошибки, подсказать как лучше и наблюдать за развитием учащегося в области техники реалистического изображения.
Во время организации внеклассной работы по изобразительному искусству учителю приходится сталкиваться с трудностями. Например, много времени уходит на составление сценариев мероприятий, на выбор форм, методики проведения. Поэтому целесообразно выделить педагогические условия, способствующие эффективной организации внеклассной работы по данной дисциплине:
-формы и методы работы в кружках должны быть приближены к художественной школе, что будет способствовать развитию интереса у обучающихся к занятиям;
-воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
-целенаправленное систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание школьника, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
В начале каждого внеклассного занятия рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях и умениях. В тоже время художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в творческих работах. Беседы и рассказы на внеклассных занятиях сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов;
-Привлечение родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству.
Внеклассные занятия по изобразительному искусству развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют эстетическому воспитанию.
В связи с этим, материал для внеклассной работы должен быть отобран с учётом возрастных особенностей, интересов и предпочтений учащихся.
Педагог, организуя художественно-творческую деятельность учащихся, создаёт оптимальные условия проживания ими трёх творческих состояний: зрителя, художника, критика. Организуя учебно-воспитательную работу на занятии, педагог должен приложить максимум усилий, чтобы способствовать реализации данных установок.
Таким образом содержание внеклассных занятий должно быть разнообразным и увлекательным. Успех работы внеклассных занятий по изобразительному искусству зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарём и натурным фондом.
Используемая литература:
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе/Н.Н.Ростовцев.-Москва:АГАР, 2000.-251с.
2. Смирнов С.А. Педагогика:пед. Теории, системы. Технологии:учебник для студентов высших и средних учеб. Завед/С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов-Москва: Академия.2004.-512с.
Спасибо за внимание!