СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационные формы внеклассной работы по изобразительному искусству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере культурной деятельности.  Деятельность по воспитанию и развитию творческой личности осуществляется разными путями. Важное значение имеет такой вид, как внеклассная работа по изобразительному искусству, которая способствует воспитанию творческой активной личности, способной трудиться, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности. Данная разработка раскрывает организационные формы  внеклассной работы по изобразительному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Организационные формы внеклассной работы по изобразительному искусству»

Организационные формы внеклассной работы по изобразительному искусству

Организационные формы внеклассной работы по изобразительному искусству

Работа выполнена Кузиной Натальей Константиновной, учителем изобразительного искусства МОУ гимназии №7 г.о. Лыткарино Московской области

Работа выполнена

Кузиной Натальей Константиновной,

учителем изобразительного искусства

МОУ гимназии №7

г.о. Лыткарино Московской области

В современном мире ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а еще точнее - творческая личность. Деятельность по воспитанию и развитию творческой личности осуществляется разными путями. Важное значение имеет такой вид как внеклассная работа по изобразительному искусству. Внеклассная работа способствует воспитанию творческой активной личности, способной трудиться, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности.

В современном мире ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности.

Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а еще точнее - творческая личность.

Деятельность по воспитанию и развитию творческой личности осуществляется разными путями. Важное значение имеет такой вид как внеклассная работа по изобразительному искусству.

Внеклассная работа способствует воспитанию творческой активной личности, способной трудиться, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности.

Под внеклассной работой подразумеваются следующие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленерные зарисовки, оформление помещения к праздникам, выполнение творческих проектов, организация вечеров-концертов, проведение факультативных занятий. Внеклассная работа преследует те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире, глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

Под внеклассной работой подразумеваются следующие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленерные зарисовки, оформление помещения к праздникам, выполнение творческих проектов, организация вечеров-концертов, проведение факультативных занятий.

Внеклассная работа преследует те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире, глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

Внеклассная работа по изобразительному искусству – это продолжение учебно- воспитательного процесса, начатого на уроке. Основные цели внеклассной работы по предмету: -помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности; -выявление склонностей, способностей и дарований; -расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся: -осуществление нравственного, трудового и эстетического воспитания учащихся; -развитие интереса к предмету, самостоятельности и творческой активности.

Внеклассная работа по изобразительному искусству – это продолжение учебно- воспитательного процесса, начатого на уроке.

Основные цели внеклассной работы по предмету:

-помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности;

-выявление склонностей, способностей и дарований;

-расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся:

-осуществление нравственного, трудового и эстетического воспитания учащихся;

-развитие интереса к предмету, самостоятельности и творческой активности.

Основные задачи внеклассной работы: 1.Привитие интереса к изобразительной деятельности. 2.Развитие и усовершенствование навыков художественного творчества. 3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся. 4.Подготовка учащихся к практической деятельности. 5.Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

Основные задачи внеклассной работы:

1.Привитие интереса к изобразительной деятельности.

2.Развитие и усовершенствование навыков художественного творчества.

3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.

4.Подготовка учащихся к практической деятельности.

5.Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

Являясь добровольной деятельностью, внеклассная работа имеет свою особенность: дети выбирают род занятий по своим собственным интересам и увлечениям. Данный вид воспитательной деятельности направлен на формирование у учащихся таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, любознательность, активность и творчество. Внеклассная работа способствует саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию детей, развитию их творческих способностей. Не менее важное значение внеклассная деятельность занимает в организации досуга и культурного отдыха учащихся.

Являясь добровольной деятельностью, внеклассная работа имеет свою особенность: дети выбирают род занятий по своим собственным интересам и увлечениям.

Данный вид воспитательной деятельности направлен на формирование у учащихся таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, любознательность, активность и творчество. Внеклассная работа способствует саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию детей, развитию их творческих способностей.

Не менее важное значение внеклассная деятельность занимает в организации досуга и культурного отдыха учащихся.

Суть деятельности учителя во внеклассной работе заключается в том, что он руководит работой обучающихся, помогает, советует, направляя их тем самым на творческую работу. Деятельность учителя, по мнению С.А.Смирнова, должна основываться помимо общедидактических принципов на принципах внеклассной работы (1.с 383): -Принцип добровольности предполагает наличие у обучающихся определенного круга интересов по предмету и желания расширять и углублять свои знания. -Принцип равного права всех обучающихся заниматься внеклассной деятельностью независимо от успехов на уроке. -Принцип самостоятельности заключается в ответственности обучающегося за взятые на себя поручения и поиск решения поставленных перед ним задач, как педагогом, так и коллективом.

Суть деятельности учителя во внеклассной работе заключается в том, что он руководит работой обучающихся, помогает, советует, направляя их тем самым на творческую работу. Деятельность учителя, по мнению С.А.Смирнова, должна основываться помимо общедидактических принципов на принципах внеклассной работы (1.с 383):

-Принцип добровольности предполагает наличие у обучающихся определенного круга интересов по предмету и желания расширять и углублять свои знания.

-Принцип равного права всех обучающихся заниматься внеклассной деятельностью независимо от успехов на уроке.

-Принцип самостоятельности заключается в ответственности обучающегося за взятые на себя поручения и поиск решения поставленных перед ним задач, как педагогом, так и коллективом.

-Принцип занимательности играет важную роль в поддержании и развитии интереса обучающихся и реализуется благодаря использованию разнообразных форм, методов, приёмов. Вышеизложенные принципы учитываются при организации внеклассной работы по изобразительному искусству. На внеклассных занятиях учащиеся часто рисуют на свободные темы, имеют возможность работать с многообразными материалами (углём, цветными карандашами, тушью, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создают скульптуры из глины, пластилина, выполняют изделия из бумаги и папье –маше). С накоплением опыта и формирования навыков изобразительной грамоты, учащиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

-Принцип занимательности играет важную роль в поддержании и развитии интереса обучающихся и реализуется благодаря использованию разнообразных форм, методов, приёмов.

Вышеизложенные принципы учитываются при организации внеклассной работы по изобразительному искусству.

На внеклассных занятиях учащиеся часто рисуют на свободные темы, имеют возможность работать с многообразными материалами (углём, цветными карандашами, тушью, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создают скульптуры из глины, пластилина, выполняют изделия из бумаги и папье –маше). С накоплением опыта и формирования навыков изобразительной грамоты, учащиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

-Внеклассная работа по изобразительному искусству протекает в атмосфере художественной школы: учащиеся рисуют на мольбертах, устраивают выставки своих работ, беседуют на темы искусства, развивая таким образом, свои творческие способности. Во внеклассной работе по изобразительному искусству используются разнообразные организационные формы: Кружок-наиболее распространенный вид внеклассной работы. Кружок, по мнению Н.Н.Ростовцевой (1,с.216-224), способствует выявлению интересов и творческих способностей обучающихся.

-Внеклассная работа по изобразительному искусству протекает в атмосфере художественной школы: учащиеся рисуют на мольбертах, устраивают выставки своих работ, беседуют на темы искусства, развивая таким образом, свои творческие способности.

Во внеклассной работе по изобразительному искусству используются разнообразные организационные формы:

Кружок-наиболее распространенный вид внеклассной работы.

Кружок, по мнению Н.Н.Ростовцевой (1,с.216-224), способствует выявлению интересов и творческих способностей обучающихся.

Кружковые занятия имеют свои особенности во-1-х, это занятия для тех, кто серьёзно интересуется изобразительными искусством. Эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-2-х, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Кроме того, меньшее количество учащихся позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе. Изокружки могут быть разными: рисунка и живописи, лепки, ДПИ, оформительского дела и др.

Кружковые занятия имеют свои особенности во-1-х, это занятия для тех, кто серьёзно интересуется изобразительными искусством. Эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-2-х, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Кроме того, меньшее количество учащихся позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе.

Изокружки могут быть разными: рисунка и живописи, лепки, ДПИ, оформительского дела и др.

Факультативное занятие – это внеклассная деятельность, носящая ярко выраженный проблемный характер, рассчитанная на высокую активность и самостоятельность обучающихся как в восприятии материала, так и в выполнении заданий. Факультативные занятия введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно – теоретическим материалом, так и в практической творческой работе.

Факультативное занятие – это внеклассная деятельность, носящая ярко выраженный проблемный характер, рассчитанная на высокую активность и самостоятельность обучающихся как в восприятии материала, так и в выполнении заданий.

Факультативные занятия введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно – теоретическим материалом, так и в практической творческой работе.

Экскурсия по изобразительному искусству производится в музеи, на выставки (с целью расширения кругозора, знакомства с произведениями) и на природу (с целью наблюдения и зарисовок). Экскурсии углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли всё увиденное и услышанное.

Экскурсия по изобразительному искусству производится в музеи, на выставки (с целью расширения кругозора, знакомства с произведениями) и на природу (с целью наблюдения и зарисовок). Экскурсии углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками.

После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли всё увиденное и услышанное.

Лекционный метод обычно применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукции и диапозитивов может быть использована в среднем звене. Лекция в средних классах охватывает небольшой круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме(не более 45 мин). В настоящее время есть такая форма организации творческой деятельности детей как артстудия. Артстудия-комплексное игровое пространство, включающая в себя этюд, класс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Попадая на занятия в артстудию, ребёнок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно.

Лекционный метод обычно применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукции и диапозитивов может быть использована в среднем звене. Лекция в средних классах охватывает небольшой круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме(не более 45 мин).

В настоящее время есть такая форма организации творческой деятельности детей как артстудия. Артстудия-комплексное игровое пространство, включающая в себя этюд, класс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию.

Попадая на занятия в артстудию, ребёнок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно.

Изостудия представляет собой помещение для занятий изобразительной деятельностью. Преимуществом изостудии являются благоприятные условия для создания атмосферы художественной школы. Занятия проводятся относительно длительное время (от 3 часов). Музей изобразительного искусства организуется самостоятельно под руководством учителя.

Изостудия представляет собой помещение для занятий изобразительной деятельностью. Преимуществом изостудии являются благоприятные условия для создания атмосферы художественной школы. Занятия проводятся относительно длительное время (от 3 часов).

Музей изобразительного искусства организуется самостоятельно под руководством учителя.

Беседы организуются как при организации других форм, в качестве метода (на экскурсии, перед началом работы, в кружке, занятии в изостудии) и в виде отдельных внеклассных занятий (по инициативе самих обучающихся). Выставки рисунков чаще являются общешкольными, организуются либо к какой-то знаменательной дате, событию или в конце года как творческий отчет по работе кружков. Конкурсы рисунков по изобразительному рисунку проводятся тематически в виде лучшего рисунка на определённую тему. Домашнее рисование это работы обучающихся, выполненные ими по собственному желанию, которые учитель просматривает с целью помочь исправить ошибки, подсказать как лучше и наблюдать за развитием учащегося в области техники реалистического изображения.

Беседы организуются как при организации других форм, в качестве метода (на экскурсии, перед началом работы, в кружке, занятии в изостудии) и в виде отдельных внеклассных занятий (по инициативе самих обучающихся).

Выставки рисунков чаще являются общешкольными, организуются либо к какой-то знаменательной дате, событию или в конце года как творческий отчет по работе кружков.

Конкурсы рисунков по изобразительному рисунку проводятся тематически в виде лучшего рисунка на определённую тему.

Домашнее рисование это работы обучающихся, выполненные ими по собственному желанию, которые учитель просматривает с целью помочь исправить ошибки, подсказать как лучше и наблюдать за развитием учащегося в области техники реалистического изображения.

Во время организации внеклассной работы по изобразительному искусству учителю приходится сталкиваться с трудностями. Например, много времени уходит на составление сценариев мероприятий, на выбор форм, методики проведения. Поэтому целесообразно выделить педагогические условия, способствующие эффективной организации внеклассной работы по данной дисциплине: -формы и методы работы в кружках должны быть приближены к художественной школе, что будет способствовать развитию интереса у обучающихся к занятиям; -воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности; -целенаправленное систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание школьника, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

Во время организации внеклассной работы по изобразительному искусству учителю приходится сталкиваться с трудностями. Например, много времени уходит на составление сценариев мероприятий, на выбор форм, методики проведения. Поэтому целесообразно выделить педагогические условия, способствующие эффективной организации внеклассной работы по данной дисциплине:

-формы и методы работы в кружках должны быть приближены к художественной школе, что будет способствовать развитию интереса у обучающихся к занятиям;

-воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;

-целенаправленное систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание школьника, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

В начале каждого внеклассного занятия рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях и умениях. В тоже время художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в творческих работах. Беседы и рассказы на внеклассных занятиях сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов; -Привлечение родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству.

В начале каждого внеклассного занятия рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях и умениях. В тоже время художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в творческих работах. Беседы и рассказы на внеклассных занятиях сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов;

-Привлечение родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству.

Внеклассные занятия по изобразительному искусству развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют эстетическому воспитанию. В связи с этим, материал для внеклассной работы должен быть отобран с учётом возрастных особенностей, интересов и предпочтений учащихся. Педагог, организуя художественно-творческую деятельность учащихся, создаёт оптимальные условия проживания ими трёх творческих состояний: зрителя, художника, критика. Организуя учебно-воспитательную работу на занятии, педагог должен приложить максимум усилий, чтобы способствовать реализации данных установок.

Внеклассные занятия по изобразительному искусству развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют эстетическому воспитанию.

В связи с этим, материал для внеклассной работы должен быть отобран с учётом возрастных особенностей, интересов и предпочтений учащихся.

Педагог, организуя художественно-творческую деятельность учащихся, создаёт оптимальные условия проживания ими трёх творческих состояний: зрителя, художника, критика. Организуя учебно-воспитательную работу на занятии, педагог должен приложить максимум усилий, чтобы способствовать реализации данных установок.

Таким образом содержание внеклассных занятий должно быть разнообразным и увлекательным. Успех работы внеклассных занятий по изобразительному искусству зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарём и натурным фондом.

Таким образом содержание внеклассных занятий должно быть разнообразным и увлекательным. Успех работы внеклассных занятий по изобразительному искусству зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарём и натурным фондом.

Используемая литература: Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе/Н.Н.Ростовцев.-Москва:АГАР, 2000.-251с. 2. Смирнов С.А. Педагогика:пед. Теории, системы. Технологии:учебник для студентов высших и средних учеб. Завед/С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов-Москва: Академия.2004.-512с.

Используемая литература:

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе/Н.Н.Ростовцев.-Москва:АГАР, 2000.-251с.

2. Смирнов С.А. Педагогика:пед. Теории, системы. Технологии:учебник для студентов высших и средних учеб. Завед/С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов-Москва: Академия.2004.-512с.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!