2.Актуализация знаний | -Какую большую тему вы начали изучать? - И уже познакомились со строением тела. Для чего нужен скелет? -Но ведь человеку нужно движение. А кости скелета могут сами двигаться?Что нужно для этого? -А что происходит с мышцами во время работы? -Этого достаточно для жизни человека? -А для чего человеку нужен воздух? -Вспомните из чего состоит воздух? - Какой газ нужен человеку для дыхания? | -«Организм человека» - Это опора и защита - мышцы человека -Они сокращаются и расслабляются - нет, нужно ещё питание, воздух, вода -Чтобы дышать -Углекислый газ, кислород, частички пыли, азот. -Кислород |
3.Определение темы и цели урока. | Вы правы, кислород, который находится в воздухе, нужен для работы всех органов: сердца, головного мозга, нужен для дыхания. -Давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. О чем мы с вами будем говорить? - Для чего нам надо это знать? На какие бы вопросы хотели бы получить ответы, в ходе работы на уроке? - В конце урока мы еще раз вернемся к вашим вопросам и поймём достигли мы своей учебной цели, нашли ли ответы? | «Органы дыхания». -Как мы дышим? Что такое органы дыхания? Как их уберечь? Что значит правильно дышать? |
4. Работа по теме урока | - Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи и воды? – А без дыхания? - Проделаем эксперимент. Задержите дыхание. Кто сколько выдержит? Долго вы смогли выдержать без дыхания? - Какой можем сделать вывод? - Откройте учебник стр.24 Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задерживать на 3-4 минуты, ныряльщики и пловцы до 6 минут. Дыхание – самая драгоценная оберегающая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. -А почему человек дышит непрерывно? - Чтобы узнать, как мы дышим, давайте исследуем, как происходит процесс дыхания. - На доске названия (Скелет, носоглотка, связки, суставы, мышцы, гортань, сухожилия, трахея, бронхи, лёгкие, нос, кровеносные сосуды, клетки, альвеолы) нужно выбрать те, которые на ваш взгляд связаны с дыханием. -Какие слова вы выбрали? - Расположите слова так, чтобы понять, какой путь проходит воздух в нашем организме. Нос - носоглотка – гортань – трахея – бронхи – легкие -По мере путешествия по нашему организму, проверяйте правильную ли цепочку вы построили. схема - Представьте, что вы маленькие пузырьки воздуха и мы отправляемся вместе с воздухом! Делаем вдох и попадаем…? -Правильно в нос и носоглотку. -Что происходит в носоглотке? Ответить вам поможет шутливый рисунок –подсказка в рабочей тетради ( с. 6 № 12) или заготовить в конверт на каждую группу. -Затем мы вместе с воздухом попадаем в гортань. Прощупайте её в передней части шеи. На что она похожа? - Гортань участвует в голосообразовании. В гортани есть надгортанник, который во время глотания закрывается маленькой заслонкой, и пища не попадает в лёгкие. А, когда вы делаете вдох, закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в легкие. Но если вы вздумаете говорить, кричать или хохотать, глотая пищу, заслонка может вовремя не закрыться, крошка попадет в дыхательные пути, и тогда вам придется долго кашлять, пока она оттуда не вылетит. Это очень опасно. Какую поговорку обычно говорят за столом? - После гортани, куда мы попадаем? -Трахея представляем собой трубку с хрящевыми кольцами, которая разветвляется на две трубочки – бронхи. Бронхи соединяют трахею с правым и левым легким. -Положите ладошку себе на грудь и вдохните. Что происходит с грудной клеткой при вдохе? -Какая здесь связь с мышцами? -Чем лучше развиты мышцы, тем лучше дыхание. -Легкие состоят из бесчисленных крохотных пузырьков – альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в легкие, кислород наполняет легочные пузырьки. Кровь, пробегая по их стенкам, вбирает в себя кислород, отдает углекислый газ, и разносит кислород по телу в каждую клеточку. -Нос - носоглотка – гортань – трахея – бронхи – легкие – кровеносные сосуды - клетка | Ответы детей Дети выясняют, что в пределах одной минуты Открывают Вывод: человек не может не дышать. -Человеку необходимо постоянно пополнять запасы кислорода. - Воздух здесь очищается, нагревается и увлажняется - Она похожа на жесткую ребристую трубку -«Когда я ем, я глух и нем» -По трахее в бронхи -Она увеличивается, расширяется, а при выдохе возвращается на место. -Благодаря мышцам увеличивается грудная клетка |
6.Продолжение работы по теме урока. Исследование свойств суставов и мышц | - Ребята, а для чего мы изучаем тему «Органы дыхания»? - Почему? -Надо помнить, что с похолоданием наступает период эпидемии гриппа и других простудных заболеваний. Воротами для проникновения вирусов в наш организм являются органы дыхания. Как защитить себя от вирусов? - Казалось бы, больше никаких опасностей для нашего организма нет. Но всё не так просто. Органы дыхания очищают воздух от пыли, но не могут защитить организм от ядовитых газов и микробов. - Какой воздух опасен для дыхания? -Что же делать? Работа с учебным текстом: - А чем вредно курение? Узнайте об этом из учебника на стр. 26. - Теперь вы можете ответить на вопрос, чем же вредно курение? - Чем больше человек курит, тем больше чернеют лёгкие. А от этого всё тяжелее дышать, органы у человека меньше получают кислорода и хуже работают. Как вы думаете, курение – это только личное дело каждого? Почему? -Поэтому в нашей стране недавно принят очень хороший закон. Он запрещает курение в общественных местах. - Интересно, а как относились к курению наши далёкие предки? Прочитайте текст для любознательных на стр. 27. Выскажите своё мнение. | - Нам всем нужно научиться правильно дышать. -Чтобы хорошо работали сердце, лёгкие и т. ответы детей -Выхлопные газы от автомобилей, ядовитые газы от заводов, табачный дым. Дети рассуждают о защите воздуха вблизи заводов, большого количества транспорта. Ответы детей -Курящий человек отравляет не только свой организм, но и воздух, которым дышат окружающие Высказывают свое мнение |