Биология, 8 класс
Тема: Строение и функция почек
Задачи:
Образовательные: Сформировать знания о строении мочевыделительной системы. Раскрыть особенности строения и расположения почек в организме.
Развивающие: Развивать логическое мышление. Устанавливать закономерности между строением органа и выполняемыми функциями.
Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, соблюдение личной гигиены.
Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.
Средства обучения:
Драгмилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработ.- М.: Вентана - Графф, 2003
Таблица «Органы выделения человека», модель «Строение почки»,
План урока:
-
Приветственное слово учителя
-
Актуализация пройденного материала
-
Определение темы урока
-
Изучение нового материала
-
Первичное закрепление знаний
-
Рефлексия
-
Домашнее задание.
Ход урока.
1. Приветственное слово учителя.
Добрый день, ребята!
2.Актуализация материала.
А) один учащийся работает у доски (учащийся составляет схему обмена веществ)
В) Работа с классом: тестовая работа по пройденной теме, после выполнения работы сдаются на проверку учителю.
Проверка учащегося у доски.
-
Определение темы урока
Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание афинского драматурга Софокла
«Много есть чудес на свете, человек - их всех чудесней!» (слайд 1)
И вы уже имели возможность в этом убедиться, путешествуя по телу человека. И, казалось бы, ну все уже знаем! Но нет, каждый урок открывает вам все новые и новые тайны человеческого тела. Вот и сегодня мы посетим еще один неизведанный уголок, еще одну систему органов, отвечающую за важную функцию - очищение организма. В удалении ненужных веществ участвуют различные органы.
Какие системы органов, избавляющие наш организм от лишнего и ненужного ему, вы уже знаете? (они называют, картинки показываешь, почки в последнюю очередь)
С работой кишечника, легких мы знакомы, какая задача стоит перед нами сегодня?
Какие органы удаляют из нашего организма наибольшее количество различных веществ. (почки). Учащиеся определяют тему урока, и записывают её в тетрадь.
-
Изучение нового материала.
Ребята, давайте сформулируем определение понятию «Выделение». (Это процесс удаления из организма ненужных и вредных веществ).
Процесс выделения осуществляет мочевыделительная система. Пользуясь рис. 69 на странице 164, составим схему мочевыделительной системы и запишем ее в тетрадь (почки – мочеточники - мочевой пузырь – мочеиспускательный канал).
Рассказ учителя «Строение почек», (сопровождается пояснениями на презентации. По ходу рассказа, учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).
Главным органом выделительной системы являются почки: Это парный бобовидный орган.
У человека почки расположены в поясничной области по бокам с обеих сторон позвоночника. Прилегают к задней брюшной стенке, причем правая почка в норме расположена несколько ниже, поскольку сверху, она граничит с печенью. Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину и 3-4 см в толщину. Масса почек составляет 120-200 г, обычно левая почка несколько больше правой.
В каждой почке различают корковый и мозговой слой, и почечную лоханку. Почечная лоханка переходит непосредственно в мочеточник. Правый и левый мочеточники впадают в мочевой пузырь. Структурно - функциональной единицей почки является нефрон — специфическая структура, выполняющая функцию мочеобразования. В каждой почке насчитывается более 1 миллиона нефронов.
Каждый нефрон состоит из нескольких частей: клубочка, капсулы и системы канальцев, переходящих один в другой.
Задание: Ребята у вас на столах лежит раздаточный материал – картинки с изображением строение почки и нефрона. Разместите изображение в тетрадь, сделайте соответствующие подписи.
Рассказ учителя «Образование мочи», (сопровождается пояснениями по таблице. По ходу рассказа учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).
Процесс образования мочи и удаления ее из организма. Это очень сложный процесс, он тесно связан с кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов. Этим обеспечивается очистка крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой. Мочеобразование протекает в две стадии (фазы).
1.Каждый нефрон начинается микроскопической капсулой с длинным канальцем нефрона. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выходящая из клубочка артерия значительно тоньше входящей. В следствие этого в клубочке образуется большое давление, благодаря чему из этого клубочка в каналец просачивается жидкая часть неочищенной крови, содержащая как полезные, так и вредные вещества. Происходит фильтрация – вещества, приносимые кровью в капилляры клубочка, фильтруются в полость капсулы нефрона. Отфильтрованная жидкость называется первичной мочой. По составу она соответствует плазме крови без белков. В составе первичной мочи много нужных организму веществ (сахар, аминокислоты, витамины, гормоны) и они могут быть полезны организму, поэтому удаление их из организма не происходит, а идет обратное всасывание веществ в кровь в следующей фазе.
2. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. При продвижении первичной мочи через извитые канальца, полезные вещества всасываются обратно в кровь. Первичная моча отдает крови воду, глюкозу, аминокислоты, витамины, значительное количество ионов калия и натрия – так обеспечивается постоянство внутренней среды (вторая функция почек). Такие вещества как мочевина, аммиак, сульфаты, другие продукты жизнедеятельности, а также излишки, например, глюкозы обратно не всасываются, концентрация их в моче по ходу канальцев увеличивается, и образуется вторичная моча, которая должна из организма удаляться (первая функция почек). Затем из нефрона вредные вещества попадают в систему выносящих трубочек и в почечную лоханку. Так кровь очищается от ненужных веществ.
Капсулы и часть канальцев нефрона образуют корковый слой, остальные части канальцев и выводные трубки – почечные пирамиды мозгового слоя, на вершине которых находится пять-шесть отверстий, из которых моча попадает в почечную лоханку. А затем непосредственно в мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.
Задание:1 Заполните таблицу.
Органы выделения | Особенности строения | Функции |
I. почки | | |
II. мочеточники | | |
III мочевой пузырь | | |
IV. мочеиспускательный канал | | |
Задание:2 Давайте попробуем ответить на вопрос: В чем различие первичной и вторичной мочи?
Молодцы! Со строением системы и почек разобрались.
А теперь сформулируем функции мочевыделительной системы:
- удаление ненужных и вредных веществ из организма;
- поддержание постоянства внутренней среды организма, снижение количества воды, солей, питательных веществ и продуктов обмена до нормы.
5. Первичное закрепление знаний. Фронтальный опрос по теме:
- Основной орган мочевыделительной системы – это…
- Основная структурно-функциональная единица нефрона – это…
- Из каких частей состоит нефрон?
6. Рефлексия.
Закончите предложение:
1. Сегодня на уроке я узнал…..
2. На уроке для меня было сложным….
7.Домашнее задание. § 39 (индивидуальное задание приготовить сообщение о заболевании почек).
8. Переход к теме следующего урока.
Ребята, процесс выделения это важный и сложный процесс. Органы, обеспечивающие бесперебойную его работу должны быть здоровыми и это всецело зависит от вас. Нужно вести здоровый образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. О заболеваниях почек и их предупреждении мы поговорим на следующем уроке.