СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учеников 8 класса 

Просмотр содержимого документа
«Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек.»



Биология, 8 класс

Тема: Строение и функция почек

Задачи:

Образовательные: Сформировать знания о строении мочевыделительной системы. Раскрыть особенности строения и расположения почек в организме.

Развивающие: Развивать логическое мышление. Устанавливать закономерности между строением органа и выполняемыми функциями.

Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, соблюдение личной гигиены.

Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.

Средства обучения:

Драгмилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработ.- М.: Вентана - Графф, 2003

Таблица «Органы выделения человека», модель «Строение почки»,


План урока:


  1. Приветственное слово учителя

  2. Актуализация пройденного материала

  3. Определение темы урока

  4. Изучение нового материала

  5. Первичное закрепление знаний

  6. Рефлексия

  7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Приветственное слово учителя.

Добрый день, ребята!

2.Актуализация материала.

А) один учащийся работает у доски (учащийся составляет схему обмена веществ)

В) Работа с классом: тестовая работа по пройденной теме, после выполнения работы сдаются на проверку учителю.

Проверка учащегося у доски.


  1. Определение темы урока

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание афинского драматурга Софокла

«Много есть чудес на свете, человек - их всех чудесней!» (слайд 1)

И вы уже имели возможность в этом убедиться, путешествуя по телу человека. И, казалось бы, ну все уже знаем! Но нет, каждый урок открывает вам все новые и новые тайны человеческого тела. Вот и сегодня мы посетим еще один неизведанный уголок, еще одну систему органов, отвечающую за важную функцию - очищение организма. В удалении ненужных веществ участвуют различные органы.

Какие системы органов, избавляющие наш организм от лишнего и ненужного ему, вы уже знаете? (они называют, картинки показываешь, почки в последнюю очередь)

С работой кишечника, легких мы знакомы, какая задача стоит перед нами сегодня?

Какие органы удаляют из нашего организма наибольшее количество различных веществ. (почки). Учащиеся определяют тему урока, и записывают её в тетрадь.


  1. Изучение нового материала.

Ребята, давайте сформулируем определение понятию «Выделение». (Это процесс удаления из организма ненужных и вредных веществ).

Процесс выделения осуществляет мочевыделительная система. Пользуясь рис. 69 на странице 164, составим схему мочевыделительной системы и запишем ее в тетрадь (почки – мочеточники - мочевой пузырь – мочеиспускательный канал).

Рассказ учителя «Строение почек», (сопровождается пояснениями на презентации. По ходу рассказа, учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

Главным органом выделительной системы являются почки: Это парный бобовидный орган.

У человека почки расположены в поясничной области по бокам с обеих сторон позвоночника. Прилегают к задней брюшной стенке, причем правая почка в норме расположена несколько ниже, поскольку сверху, она граничит с печенью. Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину и 3-4 см в толщину. Масса почек составляет 120-200 г, обычно левая почка несколько больше правой.

В каждой почке различают корковый и мозговой слой, и почечную лоханку. Почечная лоханка переходит непосредственно в мочеточник. Правый и левый мочеточники впадают в мочевой пузырь. Структурно - функциональной единицей почки является нефрон — специфическая структура, выполняющая функцию мочеобразования. В каждой почке насчитывается более 1 миллиона нефронов.

Каждый нефрон состоит из нескольких частей: клубочка, капсулы и системы канальцев, переходящих один в другой.

Задание: Ребята у вас на столах лежит раздаточный материал – картинки с изображением строение почки и нефрона. Разместите изображение в тетрадь, сделайте соответствующие подписи.


Рассказ учителя «Образование мочи», (сопровождается пояснениями по таблице. По ходу рассказа учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

Процесс образования мочи и удаления ее из организма. Это очень сложный процесс, он тесно связан с кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов. Этим обеспечивается очистка крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой. Мочеобразование протекает в две стадии (фазы).

1.Каждый нефрон начинается микроскопической капсулой с длинным канальцем нефрона. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выходящая из клубочка артерия значительно тоньше входящей. В следствие этого в клубочке образуется большое давление, благодаря чему из этого клубочка в каналец просачивается жидкая часть неочищенной крови, содержащая как полезные, так и вредные вещества. Происходит фильтрация – вещества, приносимые кровью в капилляры клубочка, фильтруются в полость капсулы нефрона. Отфильтрованная жидкость называется первичной мочой. По составу она соответствует плазме крови без белков. В составе первичной мочи много нужных организму веществ (сахар, аминокислоты, витамины, гормоны) и они могут быть полезны организму, поэтому удаление их из организма не происходит, а идет обратное всасывание веществ в кровь в следующей фазе.

2. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. При продвижении первичной мочи через извитые канальца, полезные вещества всасываются обратно в кровь. Первичная моча отдает крови воду, глюкозу, аминокислоты, витамины, значительное количество ионов калия и натрия – так обеспечивается постоянство внутренней среды (вторая функция почек). Такие вещества как мочевина, аммиак, сульфаты, другие продукты жизнедеятельности, а также излишки, например, глюкозы обратно не всасываются, концентрация их в моче по ходу канальцев увеличивается, и образуется вторичная моча, которая должна из организма удаляться (первая функция почек). Затем из нефрона вредные вещества попадают в систему выносящих трубочек и в почечную лоханку. Так кровь очищается от ненужных веществ.

Капсулы и часть канальцев нефрона образуют корковый слой, остальные части канальцев и выводные трубки – почечные пирамиды мозгового слоя, на вершине которых находится пять-шесть отверстий, из которых моча попадает в почечную лоханку. А затем непосредственно в мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.



Задание:1 Заполните таблицу.

Органы выделения

Особенности строения

Функции

I. почки



II. мочеточники



III мочевой пузырь



IV. мочеиспускательный канал




Задание:2 Давайте попробуем ответить на вопрос: В чем различие первичной и вторичной мочи?

Молодцы! Со строением системы и почек разобрались.

А теперь сформулируем функции мочевыделительной системы:

- удаление ненужных и вредных веществ из организма;

- поддержание постоянства внутренней среды организма, снижение количества воды, солей, питательных веществ и продуктов обмена до нормы.


5. Первичное закрепление знаний. Фронтальный опрос по теме:

- Основной орган мочевыделительной системы – это…

- Основная структурно-функциональная единица нефрона – это…

- Из каких частей состоит нефрон?


6. Рефлексия.

Закончите предложение:

1. Сегодня на уроке я узнал…..

2. На уроке для меня было сложным….

7.Домашнее задание. § 39 (индивидуальное задание приготовить сообщение о заболевании почек).

8. Переход к теме следующего урока.

Ребята, процесс выделения это важный и сложный процесс. Органы, обеспечивающие бесперебойную его работу должны быть здоровыми и это всецело зависит от вас. Нужно вести здоровый образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. О заболеваниях почек и их предупреждении мы поговорим на следующем уроке.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя