СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Органы растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Органы растений". Можно провести как обобщающий по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Органы растений»

Урок биологии в 6 классе

Класс: 6


Тема: Органы растений


Цель: систематизировать знания учащихся об органах растения и их взаимосвязях.


Тип урока, его место в учебном плане: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: комбинированный

Технология: игровая.

Дидактические материалы: таблицы, компьютерная презентация.

Оборудование: мультимедиапроектор, раздаточный материал для работы (гербарий или карточки с изображением растений), книжная выставка,

УМК под редакцией В.В.Пасечника «Линия жизни» Учебник «Биология: 6 класс: базовый уровень, 2024год.

Формирование общеобразовательных компетенций:

  • усвоить понятие орган

  • развивать навыки самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Установить взаимосвязь между строением органов и их деятельностью

  • раскрыть значение органов в жизни растений

Формирование коммуникативных компетенций:

  • развивать умение работать в парах;

  • формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;

  • развивать умение донести до окружающих свои проекты, знания и предложения.


Формирование личностно-ориентированных компетенций:

  • способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.


Планируемый результат:


Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий: клетка, орган, организм

- описывать внешнее строение органов и особенности внутреннего строения

- классифицировать видоизменения органов

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать роль вегетативных и генеративных органов в жизни человека и природе

В сфере безопасности жизнедеятельности:

Оказывать посильную помощь в охране растительного мира.

Личностные: 

- Знание основ гуманного отношения к природе.

- Признание необходимости охраны фауны.

- Чувство гордости за растительный мир.

- Умение управлять своей познавательной

деятельностью.

Регулятивные: 

- Ставить цель и анализировать условия

достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные: 

- Осуществлять поиск информации с

использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно следственные связи.

- Давать определения понятиям.

Коммуникативные: 

- Умение организовывать учебное сотрудничество

и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать

в коллективном обсуждении проблемы,

аргументировать свою позицию



Ход урока

  1. Организационный момент (взаимное приветствие).

  2. Целеполагание и мотивация учебной деятельности

На экране синквейн. Вопрос: определите тему синквейна.

……………?………………..

вегетативные, генеративные

украшают, укрепляют, питают

способствуют расселению на Земле

части

Учитель: Чему будет посвящён сегодня урок?

Каковы цели урока?

(Обучающие самостоятельно формулируют тему и цель урока).

III.Обобщение и систематизация знаний

Игровые задания.

  1. «Аукцион»

Проверка общей информированности учащихся по теме «Органы растений» по плану:

  • Определение данного органа

  • Его функции (значение)

  • Внешнее строение (особенности)

  • Особенности внутреннего строения

  • Видоизменения (в связи с чем происходят?)

  1. Встреча в Цветочном городе

Учитель выявляет умение учащимися использовать полученные знания в практической деятельности.

Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Николаем Носовым, - Незнайку. Помним и его потрясающее умение нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок.

Однажды Незнайка прослушал лекцию доктора цветочных наук Чашелистикова «Цветы: знаете ли вы, что …?» и, возродив в себе поэтический дар (вернее, полное его отсутствие), выдал следующие строки:

  1. Цветок раффлезии душистой

Для радости пчелы душистой

Зацвёл на солнечной поляне –

Давайте мы туда заглянем!

  1. Одинокий цветок одуванчика

Беззаботно дрожит на ветру …

  1. Во поле берёза стояла

И её пчела опыляла …

  1. Колокольчики мои,

Цветики! Весною

Вместе с ландышем цвели

В поле, за рекою.

  1. Как на нашей грядке

Расцвёл горошек сладкий

Мушки, пчёлки налетят,

Будем урожая ждать.

  1. Знают все: и стар, и мал-

Вкусен плод картофеля

Вырос знатный урожай!

Правда ведь, не плохо ли?!

Найдите допущенные Незнайкой биологические ошибки.


  1. В гостях у журнала «Квант»

Что общего между биологией и математикой? Биология, как и математика, любит строгий учёт и точный счёт. Великий русский учёный Д.И.Менделеев о значении измерений для науки писал: « Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». Настоящий биолог должен уметь правильно и быстро считать, логически мыслить.

Сейчас нас приглашает на страницы научно-популярный математический журнал «Квант».

Задача: одно соцветие клевера содержит 8мг нектара (1мг = 0.001г).

1.Сколько соцветий должна посетить пчела, чтобы собрать 500г нектара?

2.Сколько полётов совершит пчела, собирая эту массу нектара, если зобик вмещает 0.002г нектара?


Решение: 1.

2.



  1. «Почемучка»

Учитель выявляет способность детей к творческому мышлению.

1.Почему лист считается «зелёной химической лабораторией»?

2.Почему устьице называют образно «форточкой» зелёного растения?

3.Почему у растений встречаются видоизменения практически всех органов?

4.Почему у бегонии – крупные листья, у кактуса – колючки. У гороха – усики, у росянки листья выделяют клейкую жидкость?

5.Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками: ландыш, майник и т.д.?

6.Почему ранней весной на одних деревцах ивы распускаются жёлтые цветки, собранные в соцветия серёжки, а на других – незаметные, зелен6оватые?

7.Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появляются листья, а у других листья появляются раньше цветков?


  1. «Растительный ералаш»

Учитель проверяет способность учащихся думать в нестандартной ситуации, вырабатывать критическое отношение к качеству новой информации.

  1. У каких из перечисленных растений наблюдаются видоизменения органов? Назовите эти видоизменения.

Патиссон – горох – укроп

Ландыш – тыква – рис

Пшеница – морковь – огурец

Подсолнечник – томат – кактус

Овёс – картофель – перец

Лук – ирис – картофель?

  1. Соцветие кисть имеет: морковь – астра – черёмуха.

  2. К однодольным растениям не относится: лук – ячмень – тыква.


  1. «Сказочные растения»

Учитель проверяет межпредметные связи обучающихся.

  1. Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

Плод боб – «Принцесса на горошине» Х.К.Андерсен

«Боб, соломина и уголёк» братья Гримм

«Петушок и бобовое зёрнышко» русская народная

Плод зерновка – «Мужик и медведь» русская народная (рожь)

«Конёк-горбунок» П.Ершов (пшеница)

«Иван - крестьянский сын и Чудо - юдо» русская нар. (пшен.)

Плод стручок – «Мужик и медведь» (репа)

Плод тыквина – «Золушка» Ш.Перро (тыква)

«Приключения Чиполлино» Дж. Родари (тыква)

Плод ягода - «Приключения Чиполлино» Дж. Родари (вишенка)

  1. Что нарвали в колхозном огороде Котька и Павлик в рассказе Николая Носова? (огурцы, ягода)

  2. Чем швыряли в живую шляпу Владик и Володя в рассказе Н.Носова? (картофелем, ягода)

  3. С помощью какого овоща распознали настоящую принцессу в сказке Г.Андерсена «Принцесса на горошине»? (гороха, боб)

  4. У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит …

Лукоморский кот отдавал предпочтение тем сказкам, где героями были растения, их цветы, плоды и вегетативные органы. Какие бы, по вашему мнению. Звучали тогда сказки под дубом. Назовите их.

(варианты: «Аленький цветочек», «Цветик - семицветик» В.Катаев, «Дюймовочка» тюльпан, и т.д.)


IV.Подведение итогов урока


V.Домашнее задание


Творческое задание (по желанию): написать сказку о рождении растения.

VI.Рефлексия урока


Я знаю …

Я смогу объяснить другому …

Я попробую применить на практике …




Литература


1.Акимов С.С. Биология в таблицах, схемах, рисунках.- М.: Лист, 1997.


2.Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.


3. Учебник «Биология: 6 класс: базовый уровень. Под редакцией В.В. Пасечника.- 2-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2024.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!