Урок биологии в 6 классе
Класс: 6
Тема: Органы растений
Цель: систематизировать знания учащихся об органах растения и их взаимосвязях.
Тип урока, его место в учебном плане: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: комбинированный
Технология: игровая.
Дидактические материалы: таблицы, компьютерная презентация.
Оборудование: мультимедиапроектор, раздаточный материал для работы (гербарий или карточки с изображением растений), книжная выставка,
УМК под редакцией В.В.Пасечника «Линия жизни» Учебник «Биология: 6 класс: базовый уровень, 2024год.
Формирование общеобразовательных компетенций:
усвоить понятие орган
развивать навыки самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Установить взаимосвязь между строением органов и их деятельностью
раскрыть значение органов в жизни растений
Формирование коммуникативных компетенций:
развивать умение работать в парах;
формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;
развивать умение донести до окружающих свои проекты, знания и предложения.
Формирование личностно-ориентированных компетенций:
Планируемый результат:
| Предметные умения | УУД |
В познавательной сфере: - давать определение изученных понятий: клетка, орган, организм - описывать внешнее строение органов и особенности внутреннего строения - классифицировать видоизменения органов В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать роль вегетативных и генеративных органов в жизни человека и природе В сфере безопасности жизнедеятельности: Оказывать посильную помощь в охране растительного мира. | Личностные: - Знание основ гуманного отношения к природе. - Признание необходимости охраны фауны. - Чувство гордости за растительный мир. - Умение управлять своей познавательной деятельностью. Регулятивные: - Ставить цель и анализировать условия достижения цели. - Прогнозировать ситуацию будущих событий. Познавательные: - Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. - Устанавливать причинно следственные связи. - Давать определения понятиям. Коммуникативные: - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию |
Ход урока
Организационный момент (взаимное приветствие).
Целеполагание и мотивация учебной деятельности
На экране синквейн. Вопрос: определите тему синквейна.
……………?………………..
вегетативные, генеративные
украшают, укрепляют, питают
способствуют расселению на Земле
части
Учитель: Чему будет посвящён сегодня урок?
Каковы цели урока?
(Обучающие самостоятельно формулируют тему и цель урока).
III.Обобщение и систематизация знаний
Игровые задания.
«Аукцион»
Проверка общей информированности учащихся по теме «Органы растений» по плану:
Определение данного органа
Его функции (значение)
Внешнее строение (особенности)
Особенности внутреннего строения
Видоизменения (в связи с чем происходят?)
Встреча в Цветочном городе
Учитель выявляет умение учащимися использовать полученные знания в практической деятельности.
Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Николаем Носовым, - Незнайку. Помним и его потрясающее умение нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок.
Однажды Незнайка прослушал лекцию доктора цветочных наук Чашелистикова «Цветы: знаете ли вы, что …?» и, возродив в себе поэтический дар (вернее, полное его отсутствие), выдал следующие строки:
Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы душистой
Зацвёл на солнечной поляне –
Давайте мы туда заглянем!
Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру …
Во поле берёза стояла
И её пчела опыляла …
Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.
Как на нашей грядке
Расцвёл горошек сладкий
Мушки, пчёлки налетят,
Будем урожая ждать.
Знают все: и стар, и мал-
Вкусен плод картофеля
Вырос знатный урожай!
Правда ведь, не плохо ли?!
Найдите допущенные Незнайкой биологические ошибки.
В гостях у журнала «Квант»
Что общего между биологией и математикой? Биология, как и математика, любит строгий учёт и точный счёт. Великий русский учёный Д.И.Менделеев о значении измерений для науки писал: « Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». Настоящий биолог должен уметь правильно и быстро считать, логически мыслить.
Сейчас нас приглашает на страницы научно-популярный математический журнал «Квант».
Задача: одно соцветие клевера содержит 8мг нектара (1мг = 0.001г).
1.Сколько соцветий должна посетить пчела, чтобы собрать 500г нектара?
2.Сколько полётов совершит пчела, собирая эту массу нектара, если зобик вмещает 0.002г нектара?
Решение: 1.
2.
«Почемучка»
Учитель выявляет способность детей к творческому мышлению.
1.Почему лист считается «зелёной химической лабораторией»?
2.Почему устьице называют образно «форточкой» зелёного растения?
3.Почему у растений встречаются видоизменения практически всех органов?
4.Почему у бегонии – крупные листья, у кактуса – колючки. У гороха – усики, у росянки листья выделяют клейкую жидкость?
5.Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками: ландыш, майник и т.д.?
6.Почему ранней весной на одних деревцах ивы распускаются жёлтые цветки, собранные в соцветия серёжки, а на других – незаметные, зелен6оватые?
7.Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появляются листья, а у других листья появляются раньше цветков?
«Растительный ералаш»
Учитель проверяет способность учащихся думать в нестандартной ситуации, вырабатывать критическое отношение к качеству новой информации.
У каких из перечисленных растений наблюдаются видоизменения органов? Назовите эти видоизменения.
Патиссон – горох – укроп
Ландыш – тыква – рис
Пшеница – морковь – огурец
Подсолнечник – томат – кактус
Овёс – картофель – перец
Лук – ирис – картофель?
Соцветие кисть имеет: морковь – астра – черёмуха.
К однодольным растениям не относится: лук – ячмень – тыква.
«Сказочные растения»
Учитель проверяет межпредметные связи обучающихся.
Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?
Плод боб – «Принцесса на горошине» Х.К.Андерсен
«Боб, соломина и уголёк» братья Гримм
«Петушок и бобовое зёрнышко» русская народная
Плод зерновка – «Мужик и медведь» русская народная (рожь)
«Конёк-горбунок» П.Ершов (пшеница)
«Иван - крестьянский сын и Чудо - юдо» русская нар. (пшен.)
Плод стручок – «Мужик и медведь» (репа)
Плод тыквина – «Золушка» Ш.Перро (тыква)
«Приключения Чиполлино» Дж. Родари (тыква)
Плод ягода - «Приключения Чиполлино» Дж. Родари (вишенка)
Что нарвали в колхозном огороде Котька и Павлик в рассказе Николая Носова? (огурцы, ягода)
Чем швыряли в живую шляпу Владик и Володя в рассказе Н.Носова? (картофелем, ягода)
С помощью какого овоща распознали настоящую принцессу в сказке Г.Андерсена «Принцесса на горошине»? (гороха, боб)
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит …
Лукоморский кот отдавал предпочтение тем сказкам, где героями были растения, их цветы, плоды и вегетативные органы. Какие бы, по вашему мнению. Звучали тогда сказки под дубом. Назовите их.
(варианты: «Аленький цветочек», «Цветик - семицветик» В.Катаев, «Дюймовочка» тюльпан, и т.д.)
IV.Подведение итогов урока
V.Домашнее задание
Творческое задание (по желанию): написать сказку о рождении растения.
VI.Рефлексия урока
Я знаю …
Я смогу объяснить другому …
Я попробую применить на практике …
Литература
1.Акимов С.С. Биология в таблицах, схемах, рисунках.- М.: Лист, 1997.
2.Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.
3. Учебник «Биология: 6 класс: базовый уровень. Под редакцией В.В. Пасечника.- 2-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2024.